Сравнительный анализ российского и зарубежных рынков автомобилестроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является сравнительный анализ зарубежных и российского рынков автомобилестроения.
Объектом исследования является мировая экономика, мировой рынок товаров.
Предметом исследования выступают российский и зарубежные рынки автомобилестроения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Общая характеристика мирового рынка автомобилестроения………………………………5
Социально-экономическая значимость мирового рынка автомобилестроения………..5
Основные факторы, влияющие на развитие мирового рынка автомобилестроения…..7
Основные показатели развития мирового рынка автомобилестроения……………..….8
Проблемы и перспективы развития зарубежных рынков автомобилестроения……..……10
Основные участники зарубежных рынков автомобилестроения…………..………….10
Особенности спроса и предложения на зарубежных рынках автомобилестроения.....15
Проблемы и перспективы российского рынка автомобилестроения………………..……..19
Основные участники российского рынка автомобилестроения………………….……19
Особенности спроса и предложения на российском рынке автомобилестроения...…21
Заключение……………………………………………………………………………………...…26
Библиографический список………………………………………………………………..……..28

Файлы: 1 файл

Задорожная Мария.docx

— 110.93 Кб (Скачать)

Германский рынок автомобилестроения по-прежнему остается наиболее емким. Значительная часть населения занята в отрасли автомобилестроения или смежных отраслях. В 2011 г. количество произведенных в Германии автомобилей превысило пять с половиной миллионов транспортных единиц в год. Среди них около трех с половиной миллионов было реализовано за рубежом, прежде всего, на Североамериканском автомобильном рынке.

Францию представляет концерн PSA и не входящая в него компания Renault. PSA объединяет в себе двух крупных производителей – Peugeot и Citroen. Количество произведенных автомобилей под маркой Peugeot составляет около полумиллиона единиц в год, а также около миллиона единиц в год автомобилей под маркой Citroen. Эти два завода работают главным образом на потребности европейского рынка, выпуская относительно дешёвые и небольшие автомобили12.

Лидером французского рынка автомобилестроения является компания Renault, производящая более полутора миллионов автомобилей в год.

Итальянский рынок автомобилестроения представлен практически единственной компанией Fiat Auto. В состав этой компании также входят Alfa Romeo и Maserati. Выпуск автомобилей последней фирмой незначителен.

Теперь рассмотрим азиатский рынок автомобилестроения. Азиатский рынок существенно отличается от американского или европейского рядом принципов. Одной из отличительных особенностей азиатского рынка автомобилестроения является четкое разделение модельного ряда на автомобили для внутреннего и внешнего рынков.

Автомобили, реализуемые в Японии никогда не реализуются на внешнем рынке. Эти автомобили всегда отличаются более высоким качеством по сравнению с экспортными моделями. Во многом это обусловлено менталитетом японцев и жёсткими требованиями внутреннего рынка в области экологии, экономии и стиля.

Также особенностью азиатского рынка автомобилестроения является повышенная частота обновления ассортимента автомобилей. Если на западном автомобильном рынке обновление происходит каждые 5-7 лет, то японцы и корейцы обновляют модели для внутреннего рынка через 3-4 года.

Наиболее крупным производителей в Японии является компания Toyota, производящая свыше четырех с половиной автомобилей в год на заводах, расположенных в разных частях света, и занимает четвёртое место в мире. Модельный ряд Toyota очень разнообразен и широк. Машины этой фирмы всегда отличались широким набором стандартного и дополнительного оборудования, конкурентной ценой, высоким техническим уровнем и не снижающимся качеством13.

Производством наиболее качественных автомобилей, реализуемых на внешнем рынке занимается компания Lexus, основным рынком сбыта которой является США.

Компания Daihatsu, принадлежащая Toyota, специализируется на выпуске малолитражных и дешёвых автомобилей, которые очень популярны в Японии и Южной Корее.

Для внутреннего рынка Японии компания Toyota ежегодного производит более трех миллионов автомобилей и является лидером в этой области.

Вторым по величине концерном Японии является Nissan. Объёмы продаж в Японии составляют более полутора миллионов автомобилей в год, что представляет собой второй показатель после Toyota.

Nissan тоже очень известен своими доброкачественными автомобилями в Европе, а в Америке больше известно отделение Infiniti, занимающиеся реализацией автомобилей высшего класса.

Третье место среди лидеров Японского рынка автомобилестроения занимает компания Honda. Ежегодный объем производства этой компании составляет около полутора миллионов автомобилей под маркой Honda в год. Эта фирма известна большими достижениями в производстве бензиновых двигателей, а также разработками автомобилей, использующими в качестве топлива природный газ и солнечную энергию14.

Компания Honda также в своем составе содержит подразделение, производящее автомобили высшего класса, реализуемых преимущественно на американском автомобильном рынке.

Компания Mitsubishi Motors является крупнейшим автопроизводителем. Надо отметить, что копания соединяет в себе не только производство автомобилей. Стоит сказать, что 20% акций этой компании принадлежит американо-европейскому концерну DaimlerChrysler.

Отметим еще одну Японскую автомобильную компанию – Suzuki. Эта компания является достаточно успешной и на сегодняшний день полностью самостоятельна. Suzuki производит небольшие автомобили и ежегодный ее выпуск составляет около двух миллионов автомобилей. Компания Suzuki занимает 11-е место на мировом рынке автомобилестроения15.

Корейское автомобилестроение представлено тремя компаниями: Hyindai, Daewoo и Kia. Эти компании широко известны за пределами своей страны: они хорошо продаются в западной Европе (в том числе и России), где имеют свои заводы, а также увеличивают продажи в Америке. Ежегодный выпуск автомобилей в Корее составляет около 4 миллионов единиц. Более половины произведенных в 2004 году корейских автомобилей было реализовано на внешнем рынке16.

Самый крупный из них – Hyindai, выпуск которого превышает полтора миллиона автомобилей в год. Это в основном маломощные и дешёвые автомобили для широких слоёв населения.

Таким образом, мы можем с уверенностью отметить заметный рост мирового рынка автомобилестроения. Однако на фоне общего роста мирового рынка можно отметить наметившиеся тенденции снижения производства на отдельных рынках автомобилестроения Америки и Европы. Успехи азиатского рынка автомобилестроения позволяют судить о более успешном продвижении своей продукции на мировом рынке автомобилестроения.

Структура мирового рынка автомобилестроения представлена, главным образом, американским, европейским и азиатскими автомобильными рынками. Кроме того, в структуре мирового рынка автомобилестроения особо выделяются несколько наиболее крупных транснациональных автомобильных корпораций, играющий заметную роль на мировом рынке, способных существенным образом влиять на его развитие.

Также стоит отметить не ослабевающую конкурентную борьбу на мировом рынке автомобилестроения, разворачивающуюся, главным образом, среди крупнейших автомобильных производителей разных стран.

 

2.2. Особенности спроса и предложения на зарубежных рынках автомобилестроения

 

Результаты продаж автомобилей за последние года говорят о снижении спроса на ведущих рынках. Особенно это касается Европы, где ведущие компании с тревогой констатируют сокращение потребительского спроса. С начала года объем рынка автомобилестроения ЕС сократился на 3,4%, причем в таких странах, как Франция, этот показатель составил и все 5% (в мае, по данным французского комитета автопроизводителей, падение продаж было 13,1%). Volkswagen AG (VW, Audi, Seat, Skoda, Lamborghini, Bentley и Bugatti) объявил о сокращении в первом квартале продаж на 3,1% и чистой прибыли в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и европейского подразделения DaimlerChrysler (-4,1%)17.

Чистая прибыль BMW в первые три месяца года сократилась на 19% (502 млн евро против 632 млн в I квартале 2004 г.) при уменьшении объема продаж с 10,76 млрд евро до 10,27 млрд. Возросли чистые убытки Fiat, составившие в первом квартале 699 млн евро (объемы продаж итальянского производителя сократились с 14,1 млрд. евро до 12,3 млрд.).

Несмотря на некоторый (+1,4%) рост продаж, сама PSA Peugeot-Citroen показала в первом полугодии снижение прибыли на 11%, при этом на второе полугодие запланировано сокращение производства на 73 тыс. автомобилей. Второй французский производитель – Renault снизил продажи (на 4,5%), особенно сильно в Европе (-6,8%). Почти в пять раз сократились доходы DaimlerChrysler AG (чистая прибыль 588 млн евро против 2,5 млрд. в I квартале 2004 г.), причем в наибольшей степени сокращение касается европейского подразделения18.

Принадлежащая GM компания Saab снизила и продажи (519,6 млн долл. во втором квартале против 594,9 млн долл. за соответствующий период прошлого года) и прибыль (-35%), что ее руководство объясняет как трудностями реструктуризации, так и высоким курсом шведской кроны, препятствующим экспорту. Последний тезис выглядит не очень убедительно, т.к., во-первых, курс евро в странах еврозоны, куда в основном уходит продукция шведской компании, также не был низким, во-вторых, прибыль другой автогруппы Швеции (также принадлежащей американцам, только из Ford) -Volvo – за тот же период выросла до 2,04 млрд крон (+80%).

Рекордные отрицательные результаты в Европе по-прежнему показывает Fiat, который, несмотря на активное избавление от своих непрофильных подразделений и сокращение штатов, никак не может преодолеть кризис продаж, особенно в Европе (на фоне этого кризиса руководство туринской группы объявило о новом плане «затягивания поясов», предусматривающем увольнение уже не 8, а более чем 12 тысяч работников в течение трех лет)19.

Между тем трудности испытывают и компании по другую сторону океана. Чистая прибыль автогиганта №1 GM во втором квартале снизилась на треть, при этом европейские и латиноамериканские подразделения продолжают в целом оставаться убыточными, а доходность от операций в Америке сократилась на половину – до 83 млн долл. Хотя общий результат полугодия для Ford Motor Co. выглядит весьма неплохо – 1 млрд 313 млн долл. прибыли против 524 млн убытков годом ранее, все успехи были достигнуты в первом квартале, а во втором прибыль существенно сократилась из-за слабого объема продаж в США. Впрочем, все производители отмечают не только невысокий спрос на традиционных рынках, но и существенное его сокращение на считающемся потенциально весьма перспективным рынке Латинской Америки (где кризисные или предкризисные явления отмечаются в таких крупных странах, как Аргентина и Бразилия). На рынке США же конкуренция обострилась до такой степени, что официальные дилеры производителей вынуждены не только оформлять беспроцентные кредиты сроком на 5 лет, но и неслыханные скидки, достигающие на некоторые модели Chrysler 4,5 тыс., на GM – 4 тыс. долл. (Ford пошел по другому пути, предлагая покупателям своих машин подарки стоимостью до 1,5 тыс. долл.)20.

Производители объясняют происходящее, как правило, издержками на реструктуризацию и расходами на постановку на конвейер новых моделей. И конечно, неблагоприятным курсом евро по отношению к другим ведущим валютам. В то же время показатели некоторых американских компаний несколько улучшились, например, GM увеличила чистую прибыль на 18%, хотя, видимо, этот результат был достигнут в первую очередь за счет высокотехнологичных подразделений компании (продажи машин гиганта N 1 в США в первом квартале падали). О «сохранении позиций» на рынке объявил и Ford, рассчитывающий по итогам года добиться роста прибыли21.

О росте прибыли сообщили японские компании Nissan, Mitsubishi, Toyota, Mazda, Suzuki, добившиеся успехов в основном на родном для европейских компаний рынке (в то время как внутренний рынок Страны восходящего солнца не рос или даже сокращался). Несомненными выглядят успехи японцев: так, производство Mitsubishi в первом полугодии выросло на 1,4%, Honda – на 6,8%, причем рост их продаж наблюдался даже на в целом «стагнирующем» европейском рынке. Прогрессировала, в первую очередь в Европе, и корейская компания KIA (чистая прибыль которой увеличилась в I квартале на 20% до 118,9 млн долл.). В то же время Hyundai Motor Co. снизила прибыль на 42% при увеличении продаж на 7,1%, в том числе росте экспорта на 16,4%, что объясняется расходами на научно-исследовательскую деятельность и увеличением срока гарантии на автомобили в ряде стран. Добилась успеха и еще одна компания, чье основное производство находится вне еврозоны, - Volvo (чистая прибыль 55,3 млн евро против 81,6 млн евро убытков в первые три месяца 2004 г.). Улучшил показатели и еще один шведский гигант – Scania AB (двукратный рост прибыли). Впрочем, ситуация на рынке грузовиков и автобусов (основной «конек» Scania) весьма специфическая22.

Впрочем, наиболее привлекательным как для японских, так и для других компаний выглядел рынок Китая – на многочисленных автомобильных СП с 50%-м участием иностранного капитала в этой стране в I полугодии наблюдался рост производства в 20% при очень высокой прибыли. Немудрено, что Volkswagen, уже имеющий в этой стране 2 завода, вознамерился вместе с китайскими партнерами построить гигантский третий стоимостью в 1 млрд евро. Однако автогиганты не считают потерянными и традиционные рынки, рассчитывая, что в начале, в крайнем случае в середине следующего года цикл спада закончится и наступит новый подъем. Но за то, чтобы оказаться на его вершине, необходимо бороться уже сегодня23.

Что касается легковых автомобилей, очевидно, что проблемы европейских производителей могут усугубиться, если они кардинально не перестроят маркетинговую стратегию. Азиатские компании намерены и дальше покорять рынок Старого Света. В частности, Toyota объявила о введении третьей смены на своих заводах в Англии и Франции, еще одно производство собирается открыть на западе континента и Nissan. В том же направлении мыслят и корейцы, чья сравнительно дешевая продукция в период экономической нестабильности весьма востребована на традиционных авторынках. Впрочем, за рынки развивающиеся также ведется ожесточенная борьба. Постепенно в главное поле битвы мировых производителей превращается Китай, где свои СП открыли почти все автогиганты и который стал теперь последней надеждой Fiat, теряющего позиции всюду, и даже в России. В последнее время уверенно растут рынки Индии, Индонезии и Вьетнама, куда активно инвестируют иностранные компании, в основном японские24.

Сейчас в автомобильной промышленности существует ряд тенденций, которые свидетельствуют о важности и значении её, а также смежных с ней отраслей в экономике промышленно развитых стран. Наблюдается совершенно новый подход в техническом развитии автомобиля, организации и технологии его производства.

Научно-технические тенденции заключаются в уменьшении расхода топлива и снижении вредных выбросов, разработке сверхлегкого автомобиля, повышении безопасности, качества, надежности и долговечности, а также в развитии интеллектуальных автомобильно-дорожных систем.

Тенденции в экономической сфере:

– снижение издержек производства и, соответственно, цены автомобиля и одновременно растущую в связи с ожесточающимися законодательством и запросами потребителей стоимость новых конструкторских разработок и внедрение новых технологий;

– усиление конкурентной борьбы за создание автомобиля будущего с целью господства на рынке, а также интеграция авто производителей и поставщиков комплектующих. Инжиниринг и компьютеризация процесса разработки позволяют в короткие сроки создавать новые модели;

Информация о работе Сравнительный анализ российского и зарубежных рынков автомобилестроения