Сравнительный анализ налоговых систем в России и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 19:23, реферат

Краткое описание

Актуальность темы. Любому государству для реализации своих функций необходимы фонды денежных средств, основным источником формирования которых могут быть только средства, которые государство собирает со своих подданных посредством установления и взимания обязательных платежей в казну с граждан и организаций. Указанные платежи выражают обязанность частных лиц участвовать в формировании государственных централизованных финансовых ресурсов и в совокупности выступают важнейшим звеном финансовой политики государства.

Файлы: 1 файл

сам реферат.docx

— 626.86 Кб (Скачать)

 

2.2 НАЛОГИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

В США насчитывается почти 85 тысяч районов,входящих в юрисдикцию местных органов власти. Почти все штаты разделены на графства, и в них

существует примерно 20 тыс. муниципалитетов.Графства, муниципалитеты, тауншипы (специфические территориальные образования) имеют свои

органы управления, являющиеся правительствами общего назначения и предоставляющие свои услуги в пределах данной территории. Каждый орган самоуправления может формировать свой собственный бюджет, вводить налоги и реализовывать различные действия по обеспечению поступлений в бюджет, а также устанавливать величину расходов полученных средств. При этом функция по определению налогов и всевозможных мероприятий по сбору средств, которыми могут воспользоваться местные органы

власти, лежит на правительствах штатов. Органы местного самоуправления имеют в своем распоряжении не так много источников поступлений, приносящих в их бюджеты основную долю средств. Таковыми являются: налог на имущество, подоходный налог с физических лиц, налог с продаж, лицензионные сборы, другие налоги и текущие платежи, поступления из бюджетов вышестоящих органов власти.

Наибольшее значение среди местных налогов имеет поимущественный налог (табл. 8.6). Он не взимается на федеральном уровне и является приоритетом исключительно органов местного самоуправления. В настоящее время поимущественный налог наглядно демонстрирует воплощение принципа разделения налоговых доходов в бюджеты штатов и местных органов власти. На практике этот налог включает в себя огромное множество отдельных налогов, так как почти все территории, обладающие правом вводить местные налоги, взимают свои собственные налоги на имущество.

Налог взимается один раз в год, а на многих территориях плательщики могут выплачивать его по частям на протяжении всего года.

    На местном уровне в США взимаются местный подоходный налог с населения и местный налог на прибыли корпораций. Местным подоходным

налогом с населения облагаются те же доходы, что и на федеральном уровне. Уплаченные суммы местного подоходного налога и местного налога на прибыль корпораций вычитаются при расчете налогооблагаемой базы соответствующих налогов на более высоких уровнях.

Почти в половине штатов взимается местный налог с продаж, являющийся дополнением к штатному налогу с продаж. Доходы от этого налога собираются в штате, а затем возвращаются тому органу местного самоуправления, на территории которого они были получены.

Местные органы вправе вводить свои собственные налоги с розничных продаж, если это им разрешено законодательством штата, на территории которого они находятся. Ставки местных налогов обычно ниже ставок налогов штатов и не превышают 2%.

Еще одним источником доходов местных бюджетов являются текущие платежи. Они взимаются с физических и юридических лиц за определенные товары и услуги, предоставляемые органами местного самоуправления, например услуги по водоснабжению, канализации, сбору мусора и т.п.

Текущие платежи в отличие от налогов, уплачиваемых в зависимости от определенной платежеспособности, производятся на основании получаемой

выгоды. Однако по многим видам услуг, предоставляемым местными властями, трудно установить конкретного выгодополучателя общественных благ (например, охрана общественного порядка), То же можно отнести и к предоставлению начального и среднего образования, что является самой важной и дорогостоящей услугой, оказываемой органами местного самоуправления. Поэтому для подобных видов услуг налоги являются необходимой формой обеспечения финансирования.

Местными органами власти лицензируется право продажи продуктов (отдельно – молока), спиртных напитков, табачных изделий, владение

ресторанами. Выдаются лицензии на право пользования автомобилями, мотоциклами, на право содержания домашних животных. Лицензионные

сборы входят в систему местных налогов.

Местные налоги в США играют самостоятельную роль и в отличие от России, Германии, ряда других стран служат основой доходной части местных бюджетов. Тем не менее, без крупных правительственных субсидий города не обходятся. Даже столица США Вашингтон, имеющий в качестве специального округа Колумбия прерогативы штата, может покрывать свои расходы лишь на 84%. Остальные 16% составляет федеральная субсидия. В Нью-Йорке субсидия равна 32% бюджета города.

Специфика налоговых доходов бюджетов городов отражает общие особенности, присущие в целом поступлениям от налогов в бюджеты органов местного самоуправления. Постоянно увеличивающиеся расходы сопровождаются таким же быстрым ростом поступлений. Вместе с тем периодически происходит отставание доходной части бюджетов от расходной, то есть дефицит.

 

 

 

2.3 ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМИНЕНИЯ  ОПЫТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ США В  РОССИИ

 

По мнению ряда специалистов, современная российская налоговая система не является совершенной. В связи с этим высказываются идеи применения зарубежного опыта в этой области. Так как Россия – это федеративное государство, то российских ученых в большей степени интересует опыт

налогообложения федеративных государств (США,Германии и т.д.). Для выявления возможности применения американского опыта налогообложения

в России следует провести сравнительный анализ налоговых систем двух стран по качественным и количественным критериям (табл. 8.7).

Если сравнивать налоговые системы России и США, то можно выделить следующие принципиальные отличия налоговой системы США от налоговой системы России:

•  отсутствие НДС;

•  отсутствие налогов, базой которых является выручка от реализации продукции (отчислений в дорожные фонды), кроме налога на добычу

полезных ископаемых;

•  возможность применения систем регрессивного баланса при начислении амортизации;

•  применение вычетов из корпорационного дохода 70–80% полученных дивидендов, частично исключающих их двойное налогообложение;

•  наличие альтернативного минимального налога с юридических и физических лиц;

•  единая для всех корпораций система ежеквартального внесения предварительных платежей подоходного налога, исходя из предварительной оценки дохода;

•  отсутствие удержания налога из выплаченных дивидендов резидентным акционерам;

•  наличие прогрессивной шкалы корпорационного подоходного налога;

•  наличие нескольких шкал индивидуального подоходного налога в зависимости от статуса налогоплательщика и возможность выбора совместного или раздельного налогообложения супругов;

•  расширенные возможности вычитания из облагаемого дохода затрат, связанных с профессиональной деятельностью налогоплательщика;

•  налогообложение доходов, подаренного или унаследованного имущества отдельно на федеральном и местном уровне.

Часть этих отличий играет в пользу России, а часть – свидетельствует о том, что налоговая система России еще не совершенна.

Также следует указать и количественные различия между американской и российской налоговыми системами, которые заключаются в том,что в США:

•  минимальная ставка налога на доходы корпораций ниже на 9 пунктов, чем в России ставка налога на прибыль предприятий;

•  ставка удерживаемого налога на дивиденды с нерезидентов при отсутствии налоговых соглашений выше на 15 пунктов;

•  суммарная ставка социальных налогов, вносимых нанимателями и работниками с учетом взносов на безработицу, на 19,7 пункта ниже, причем для нанимателей на 26,4 пункта ниже, а для работников на 6,73 пункта выше;

•  минимальная ставка подоходного налога на 3 пункта выше;

•  в некоторых штатах выше на 1 – 6 пунктов максимальная ставка индивидуального подоходного налога с учетом подоходного налога всех уровней, в других – на 1 – 3 пункта ниже,но одновременно многократно (в 40 – 45 раз)выше размер необлагаемого индивидуального дохода от занятости;

•  ставки федерального налога на наследство и дарение на 8-10 пунктов выше, но применяется налоговый кредит, позволяющий свести налог на имущество до 600 000 долл. США к нулю.

 

 

 

 

В Соединенных Штатах Америки большая часть налоговой нагрузки по подоходному налогу лежит на самых богатых слоях населения. В России же все население облагается по единой ставке, а, следовательно, как богатые слои населения России, так и бедные слои населения в равной степени несут на себе налоговую нагрузку.

В связи с этим опыт США в данном вопросе был бы весьма интересен для России. Но применение пропорционально-прогрессивной шкалы по подоходному налогу в России, на наш взгляд, не принесет желаемых результатов. Это будет связано с тем, что для нашей страны характерна высокая доля теневой экономики. Таким образом, применение в России опыта США в области подоходного налога вынудит недобросовестных российских налогоплательщиков переводить свои средства в теневой бизнес.

Например, наличие в России НДС, а не налога с продаж, как в США, говорит о том, что налог платится не конечным потребителем, а это происходит на каждом этапе цепочки производства.Таким образом основное налоговое бремя лежит на бедных слоях населения.

Что еще более важно, российский единый налог, с тех пор как его ввели в действие в январе 2001 г., оказал блогоприятное воздействие на экономику России которая выросла в 2004 году на 5%, в то время как другие страны погружались в рецессию. США, продолжая совершенствовать механизмы рыночной экономики, активно проводит реформы налогового законодательства, направленные на упрощение налоговой системы, увеличение суммы налоговых сборов и платежей в бюджет.

Министр финансов США признался, что его ведомство хотело бы ориентироваться на целый ряд элементов российской налоговой реформы.

В связи с этим следует сделать вывод, что опыт США в области налогообложения применим для России, но лишь частично. Но так как в США проводятся реформы по совершенствованию налоговой системы, и даже рассматривается возможность применения российской практики налогообложения, то следует не спешить с применением американского опыта в области налогообложения

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Налоговая система представляет собой социальную категорию, рассматриваемую как открытая система, объединяющая положения политического, экономического и правового характера, устанавливаемая в целях обеспечения реализации налога (или налогового механизма) как средства финансового обеспечения деятельности публично-территориальных образований в современном демократическом правовом (социальном) государстве.

         России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.

Основные направления налоговой политики РФ на 2012 г. и на плановый период 2013-2014 гг., одобренные Правительством РФ 07.07.2011 г., не предполагают существенных изменений налоговой системы, а будут создавать условия для восстановления экономического роста в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

          1. Конституция Российской Федерации  от 12.12.1993 [Электронный ресурс] // Консультант  Плюс: с внесенными поправками  от 21.07.2014

          2.  Налоговый кодекс Российской  Федерации (Часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант  Плюс: [сайт информ.-правовой компании].  (ред. от 04.10.2014)

          3.  Налоговый кодекс Российской  Федерации (Часть вторая) от 05.08.2000.  №117-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант  Плюс: [сайт информ.-правовой компании]. – (ред. от 24.11.2014)

          4.  Закон Российской Федерации от 21.03.91 г. № 943-1 О налоговых органах Российской Федерации (с изм. и доп.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 15. Ст. 492.

5.  О налоговых органах Российской Федерации [Электронный ресурс] : Закон РФ №943-1: принят Гос. Думой 13 декабря 2001 г.]. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

  6. О федеральной целевой  программе «Развитие налоговых  органов (2002 – 2004 гг.) [Электронный ресурс] :Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2001 г. №888. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

  7. Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы[Электронный ресурс] : Приказ Минфина РФ от 9 августа 2005 г. №101н. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

               8.  Об Интернет-сайтах территориальных органов на базе единого централизованного программно-технического комплекса» (вместе с «Типовым положением об Интернет-сайте Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации»)[Электронный ресурс] :Приказ ФНС РФ от 5 декабря 2007 г. №ММ-3-18/667@. – Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

          9. Актуальные проблемы электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками[Электронный ресурс] // Материалы Интернет-круглого стола ИА «Гарант». – 2010. – Режим доступа: http://www.garant.ru/action/roundtable/238838.

         10. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog.ru

          11. Официальный  сайт управления Федеральной  налоговой службы по Республике  Мордовия. – Режим доступа: www.r13.nalog.ru.

          12. Официальный сайт « Налоговая служба Великобритании Inland Revenue» Электронный ресурс [ режим доступа: : http://www. inlandrevenue.gov.uk].

Информация о работе Сравнительный анализ налоговых систем в России и США