Система власти России и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей является судебная. Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.

Файлы: 1 файл

система гму.docx

— 79.06 Кб (Скачать)

Верховные суды штатов обладают правом конституционного надзора. Они  часто дают окончательное заключение о конституционности (по отношению  к конституции своего штата)законопроектов, поступающих в исполнительные органы (легислатуры) штатов, или актов высших исполнительные органов. Заметим, что  у Верховного суда Соединенных Штатов Америки нет аналогичного права  по отношению к актам федеральных  органов власти 9вернее, он сам отказался  признать его за собой). Верховный  суд штата может объявить любое  положение конституции и закона штата недействительным на том основании, что они противоречат федеральной  Конституции.

В различных штатах действует  большое число специальных судов (по делам о завещаниях, о сиротах, о наследстве и опеке, земельные  суды, суды по семейным делам и др.).

Сложные судебные системы  в штатах, изобилующие столь же сложными правилами судопроизводства и огромным накоплением судебных прецедентов, порождают критику  со стороны общественности, иногда приводящую к частичным реформам.

3. Сравнительный анализ

 

При сравнении судебной власти России и судебной власти США можно  выделить ряд сходств и различий.

Сходства:

1.Конституционной основой  российского и американского  государств является федерализм  и принцип разделения властей.

2. Основные принципы правосудия  и требования к личности судьи  совпадают.

3. Существует институт  присяжных заседателей и в  России и в США.

4. Наличие судов общей  юрисдикции по гражданским и  уголовным делам.

5.Существование специализированных судов.

Различия:

1. В отличии от России, в которой существуют Конституционный  суд и Конституционные суды  субъектов РФ, в США таких судов  нет.

2. В России судьи назначаются,  в США в суды штатов судьи  могут избираться населением.

3. В отличии от России, где судьи не сменяются, в  США судьи назначаются в федеральные суды пожизненно.

4. В России действует  принцип подсудности дел суду  согласно законодательным актам,  а в США подсудимый сам может  выбрать себе суд и судью.

5.В отличии от России, в США уголовные дела могут  рассматриваться только судом  присяжных.

6. В США штаты имеют законодательные собрания и издают законы, действующие на территории штата,  в России регионы не имеют таких полномочий.

 

 

Также можно привести ряд  особенностей судебной системы США.

Первой особенностью судебной системы Соединенных Штатов Америки  является определенная гипертрофия  судебной власти, проявляющаяся в  деятельности американских судов за пределами сферы, традиционно отводимой правосудию. Это характерная для империалистического государства тенденция «расширения сферы правоохранительной и правотворческой деятельности судов, все глубже и активнее проникающей в различные общественные отношения». Вместе с тем, это явление обусловлено причинами, в то далекое прошлое, когда Америка вела борьбу за независимость.

В конце XVIII в. государственная власть все еще ассоциировалась с властью английской короны и вызывала явно отрицательные эмоции. Стремясь оградить «права народа» от посягательств со стороны «власти», создатели конституции, не понимаю неосуществимости этого намерения в условиях буржуазного общества, направили свои усилия на разработку механизма, препятствующего усилению «власти государства» до размеров, угрожающих «правам народа». Основным звеном этого механизма стал суд. Возможность обращения в суд с иском к исполнительной власти государства, фактически — к конкретному представителю этой власти, нарушившему некий защищаемый законом интерес гражданина, - явление довольно распространенное и известное судебной практике многих государств. Но нельзя не заметить, что в таком подходе к роли суда заложена идея, находящаяся в некотором противоречии с провозглашенным Конституцией Соединенных Штатов Америки принципом равенства трех властей, а именно идея примата судебной власти, поскольку известно, что «равный над равным власти не имеет».

Вторая особенность американской судебной системы состоит уже  не в роли судебной системы, а ее характере. Это «двойная» или, точнее, двуединая система, образованная, с  одной стороны, федеральной системой и, с другой — 50 судебными системами  штатов, округа Колумбия и четырех  «территорий». Суды каждой из этих систем действуют самостоятельно и полновластно в своей, отведенной только им, сфере.

Каждый штат самостоятельно устанавливает:

• свою судебную систему,

• порядок наделения полномочиями судей (они избираются населением, либо легислатурой, либо иными должностными лицами);

• свою систему наказаний (одно и то же деяние может быть преступлением  в одном штате и не быть таковым  в другом. За сходное преступление один штат может установить более  жесткое наказание, другой — более  мягкое.

Рассматриваемая статистически, вне связи с обстоятельствами, породившими ее и придававшими ей очень своеобразные черты, судебная система Соединенных Штатах Америки  представляет собой необычайно сложную  структуру. Однако понимание ее и  уяснение комплекса вопросов, связанных  с разграничением юрисдикции между  федеральными судами и судами штатов в значительной мере облегчается  при подходе к их изучению в  историко-правовом плане.

Вопросы разграничения юрисдикции между судебными органами двух систем и специфики иерархической структуры  каждой из них следует рассматривать  с учетом политико-правовых представлений  первых послеконституционных десятилетий  исторического развития Соединенных  Штатах Америки, когда закладывался фундамент американской государственности.

Каким бы серьезным ни был  вопрос о разграничении юрисдикций, он был и остается лишь отражением борьбы между федерацией и штатами  за тот объем власти, который одна сторона соглашалась признать за другой. Суверенитет отдельного штата  усматривается американцами не столько  в его независимости  (надо сказать, весьма эфемерной) от федерации, сколько  в защищенности его от незаконных посягательств со стороны федерального правительства. Применительно к  вопросу о судах это значит, что не федеральная власть отдает на усмотрение местных судов то, что не заслуживает ее внимания, а, наоборот, штаты поступаются некоторыми из своих прав в области правосудия, передавая их федерации для придания последней большей политической прочности и устойчивости.

Федеральные суды ни в коей мере не являются вышестоящими по отношению  к судам штатов. Решения по делам, рассмотренным в судах штата, не могут быть обжалованы в суды федеральные на том только основании, что одна из сторон не удовлетворена  исходом дела. Обращение в любой  из федеральных судов возможно лишь в том случае, если предмет спора  и обстоятельства его возникновения  подпадают под юрисдикцию федерального суда.

Кажущееся верховенство федеральной  судебной власти справедливо лишь в  том смысле, что деятельность федеральных  судов связана с применением  «высших» правовых норм — конституции, законов, принятых конгрессом, и положений  международных договоров, стороной которых являются Соединенные Штаты Америки, тогда как суды штатов, не отступая, естественно, от конституционных положений и федерального законодательства, ориентированы главным образом на правовые нормы, выработанные компетентными властями штата.

Наконец, стоит упомянуть  о таком явлении, как повторное  привлечение к уголовной ответственности  за одно преступление.. Поправка V к Конституции Соединенных Штатов Америки прямо запрещает привлечение к уголовной ответственности дважды за одно преступление. Аналогичное запрещение содержится в конституциях 45 штатов, в остальных пяти оно предусмотрено нормами общего права или, по крайней мере, может быть выведено из них. Тем не менее, повторное привлечение к уголовной ответственности — случай весьма распространенный и обычный, насколько можно заключить по судебным решениям. В основе этой поразительной практики лежит поддерживаемая Верховным судом Соединенных Штатов Америки так называемая доктрина «двух сюзеренов» (т.е. Двух властей — федеральной и штата); каждая из этих властей наказывает преступника самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

Итак, подведем итоги по проделанной  работе. Целью исследования было провести сравнительный анализ судебной власти России и США.

     Первый раздел содержит в себе основные элементы для сравнительного анализа относительно России.

     Второй раздел состоит из описания судебной власти США.

     Третий раздел  и есть сравнительный анализ.

Безусловно, хотелось бы отметить что такие два великие державы  как Российская Федерация и Соединенные  Штаты Америки не могут не содержать  общих черт, так как зачастую исторические события сталкивали их пути, как  в позитивных ситуациях, так и  в негативных. Так же, исследуя их современную судебную власть можно сказать, что во многом они весьма схожи. Например, конституционной основой российского и американского государств является федерализм и принцип разделения властей. Но также между ними много различий, например, в России судебная система одна, ну а в США, можно сказать, их -55.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция США 1787г
  2. Конституция РФ 1993г
  3. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон // Собрание законодательства РФ. 06.01.1997. 1.Ст. 1.
  4. О Конституционном Суде РФ // Ведомости СНД и ВС РФ.  30.07.1992. 30. Ст. 1792; Российская юстиция. 11. 1995
  5. Законом о статусе судей в РФ // Ведомости СНД и ВС РФ.  30.07.1992. 30. Ст. 1792; Российская юстиция. 11. 1995.
  6. Законом об арбитражных судах РФ // Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. 13. Ст. 1447; Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. 3 51.  Ст. 4824.
  7. Арбитражные суды Российской Федерации. (Законодательные акты).- М.: АО "РАУ-Корпорация",1994.
  8. Боброва В. Развитие законодательства о конституционных (уставных) судах // Российская юстиция. 1. 2002.
  9. Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М., 1994. С. 65.

Информация о работе Система власти России и США