Система власти России и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей является судебная. Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.

Файлы: 1 файл

система гму.docx

— 79.06 Кб (Скачать)

В случаях, предусмотренных  федеральным законом, судебные коллегии рассматривают уголовные и гражданские  дела по первой инстанции. Вынесенные при этом приговоры, решения и  другие судебные постановления являются окончательными и не могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке.

Особая роль в деятельности Верховного Суда РФ отведена его Пленуму. В его состав входят все судьи  Верховного Суда. Задачей Пленума  является обеспечение единства судебной практики в Российской Федерации  путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением судами законодательства. В отличие от нормативных  актов, разъяснения Пленума не носят  обязательного характера, но они  ориентируют суды всех уровней на одинаковый подход к применению правовых норм.

Полномочия, порядок образования  и деятельности Верховного Суда РФ должны быть установлены федеральным  конституционным законом (ст. 128 Конституции  РФ).

В связи с тем, что такой  закон до настоящего времени не принят, работа Верховного Суда РФ строится в  соответствии с требованиями Конституции  РФ, ФКЗ «О судебной системе», процессуального  законодательства РФ и других федеральных  законов, регулирующих функционирование Верховного Суда РФ.

 

1.2.2. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа

 В соответствии со ст. 20 Федерального Конституционного закона «О судебной системе» Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Перечисленные в части 1 ст. 20 суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Итак, верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов  федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции. В системе федеральных судов  общей юрисдикции они занимают положение  судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих  субъектов Российской Федерации.

Впредь до принятия федерального конституционного закона, которым будут  установлены полномочия, порядок  образования и деятельности вышеперечисленных  судов, правовой основой организации, формирования и деятельности их основных подразделений являются Конституция  РФ, Федеральный конституционный  закон "О судебной системе Российской Федерации", Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно - процессуальный кодекс РФ. При создании, формировании и организации деятельности высших судебных органов республик в  Российской Федерации последние  руководствуются Федеральным конституционным  законом "О судебной системе Российской Федерации" и своими конституциями.

Суды среднего звена системы  судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие  полномочия. По количественному составу  судей и аппарата суда они различаются  между собой.

Являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, они  призваны осуществлять функцию надзора  за судебной деятельностью этого  звена судебной системы. В свою очередь  суды субъектов Федерации подлежат надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации. Таким образом, суды среднего звена находятся в  функциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей  юрисдикции и с возглавляющим  ее вышестоящим судебным органом - Верховным  Судом РФ.

В компетенцию судов среднего звена входит осуществление всех инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Так в качестве суда первой инстанции областной и равные ему суды рассматривают гражданские дела, принятые ими к своему производству, и уголовные дела о наиболее опасных преступлениях. К подсудности судов рассматриваемого звена относятся также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

В качестве кассационной инстанции  в вышестоящем суде среднего звена  действует судебная коллегия в составе  трех членов суда. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной участниками  процесса (сторонами) и другими лицами, участвующими в процессе, либо протеста прокурора.

Являясь по отношению к  районным судам кассационной инстанцией, Верховный суд республики, областной  и равные им суды проверяют (по кассационной жалобе участников процесса или по кассационному протесту прокурора, а также по частным жалобам  и протестам) законность и обоснованность приговоров, решений, определений и  постановлений районных судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих  полномочий судов среднего звена, она  позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает  направляющее влияние на судебную практику судов первой инстанции.

В качестве надзорной инстанции  в областном и равном ему суде действует президиум соответствующего суда. В состав президиума входит председатель суда, его заместители и члены  суда. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению  Председателя Верховного Суда РФ. На президиум  возлагается рассмотрение дел по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления  судей районных судов, а также  на кассационные определения, вынесенные этим судом.

Рассматривая компетенцию  судов среднего звена, необходимо отметить, что Верховный суд республики в соответствии с конституциями  ряда республик является высшим судебным органом республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных судов республики. В пределах своих  полномочий Верховный суд республики обеспечивает единообразное понимание  и применение судами законодательства, охрану прав и свобод граждан. Верховный  суд республики наделен правом законодательной  инициативы в представительном органе республики и может вносить предложения  о принятии новых законов, об изменении  либо отмене действующих законов  республики в пределах полномочий, определенных Конституцией РФ и конституцией соответствующей республики.

1.2.3. Районный суд

 

В соответствии со ст. 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает  дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным  конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей  судебной инстанцией по отношению к  мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Итак, районный суд является основным звеном судебной системы, рассматривающим  более 90% уголовных и гражданских  дел. До принятия Закона "О судебной системе Российской Федерации" районный суд назывался народным. Этим подчеркивалась его близость к населению и  то обстоятельство, что судьи районного  суда избирались жителями района. С  изменением порядка наделения судей  полномочиями отпало основание для  такого названия, однако социальная сущность районного суда не изменялась; по своему местоположению районные суды наиболее близки к населению. Районные суды образуются в каждом районе или городе. На район  и город может быть создан один суд. К районным судам по статусу  приравнены городские, межмуниципальные, окружные суды. По существу, Закон вводит судебные районы, не совпадающие с  административным делением. Идея такого принципа образования судов была впервые изложена в Концепции  судебной реформы. Одно из направлений  судебной реформы заключалось в  максимальном обеспечении независимости  судов. Образование районных судов  по территориальному принципу, соответствующему административно - территориальному делению, предопределяет их зависимость от местной  власти.

При проведении судебной реформы  предлагалось создание окружных судов, которые, действуя в качестве судов  первой инстанции в судебных округах, не совпадающих с административно - территориальным делением, выводились бы из-под влияния местной исполнительной власти. Окружные суды должны были быть крупнее по численному составу, чем  районные суды, что позволяло создать  специализированные составы для  рассмотрения определенных категорий  дел (несовершеннолетних, трудовых и  др.). Практическая возможность устранить  какую-либо зависимость судов от местной власти и административной системы появляется с образованием судебных районов (ч. 2 ст. 21 ФКЗ «О судебной системе»).

Районный суд прежде всего  является судом первой инстанции. Закон  относит к подсудности районных судов все гражданские дела, подавляющее  большинство уголовных дел и  ряд дел об административных правонарушениях.

Впервые районные суды наделены статусом суда второй инстанции. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона о судебной системе  РФ районный суд является непосредственно  вышестоящей инстанцией по отношению  к мировым судьям, действующим  на территории соответствующего судебного  района.

Районный суд рассматривает  апелляционные жалобы и протесты на не вступившие в законную силу решения  мировых судей. При этом районный суд как апелляционная инстанция  вправе непосредственно исследовать  доказательства, а также проверять  обоснованность применения процессуальных норм, то есть решать вопросы факта  и права. Наделение районного  суда контрольными функциями по отношению  к мировым судьям повышает оперативность  судопроизводства, упрощает порядок  обращения граждан в суд с  жалобой на неправосудное, с их точки  зрения, решение мирового судьи.

Кроме того, районные суды разрешают  процессуальные вопросы, связанные  с исполнением приговора (например, освобождение от отбывания наказания  по болезни, условно - досрочное освобождение и др.), а также возобновлением дел по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 333.1 - 334 ГПК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.4. Военные суды

 

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту  дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах  и формированиях, где федеральным  законом предусмотрена военная  служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают  дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Итак, военные суды входят в единую судебную систему Российской Федерации, относятся к федеральным  судам общей юрисдикции, осуществляют судебную власть и правосудие в войсках  и других формированиях, где установлена  военная служба. Имеются в виду Вооруженные Силы РФ, Пограничные, Железнодорожные  войска, Внутренние войска Министерства внутренних дел и другие войска и  формирования, предусмотренные Федеральным  законом "Об обороне" от 24 апреля 1996 г. Военная служба регламентируется Законами "О воинской обязанности  и военной службе" от 11 февраля 1993 г. и "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г., а также воинскими  уставами Вооруженных Сил.

Необходимость военных судов, особенности их организации и  деятельности обусловлены спецификой Вооруженных Сил как военной  организации, предназначенной для  вооруженной защиты Отечества, целостности  и неприкосновенности территории Российского  государства, действующей на началах  воинской дисциплины и уставного  порядка, принципах единоначалия и  строгого воинского подчинения. Военные  суды создаются с учетом структуры  Вооруженных Сил по территориальному принципу - по месту дислокации войск  и флотов. В настоящее время  действуют военные суды гарнизонов и приравненные к ним военные  суды, военные суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил  и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

Информация о работе Система власти России и США