Система власти России и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей является судебная. Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.

Файлы: 1 файл

система гму.docx

— 79.06 Кб (Скачать)

Должность мирового судьи  в ее современном понимании впервые  возникла в Англии еще в XIV веке как  единоличная судебная власть, призванная охранять и поддерживать социальный мир. Рассматривая мелкие уголовные  и гражданские дела, мировые судьи  обязаны были, прежде всего, стремиться к примирению сторон. Отсюда возникло и название этих судов - мировые.

Мировые судьи, являясь судьями  субъектов Российской Федерации, входят в единую судебную систему России, финансируются из федерального бюджета (финансирование осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации), участвуют в  работе всего судейского сообщества, на них распространяется и Закон "О статусе судей в Российской Федерации".

Специфика института мировых  судей состоит в том, что эти  судьи действуют только как судьи  первой инстанции и осуществляют свои функции в пределах территорий закрепленных за каждым из них судебных участков, которые образуются решением органа законодательной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с председателем областного или  равного ему суда. Субъект Российской Федерации в лице органа законодательной  власти по согласованию с судебным ведомством может сократить или  упразднить должности мировых судей  не только на территории отдельных  районов, но и во всем регионе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Судебная власть в Соединенных Штатах Америки

 

В системе государственно власти, опирающейся на разделение властей и господство права, судебные органы выступают как самостоятельные  и независимые носители широких  властных полномочий. Судебная власть выполняет функцию противовеса  возможным неконституционным актам  и действиям законодательных  и исполнительных органов. Одновременно она обеспечивает конституционную  законность и защиту прав граждан. Суды не только применяют законы и правовые акты, но и фактически занимаются нормотворчеством.

Авторитет судов опирается  на безоговорочное исполнение судебных решений гражданами и государственным  органами, в том числе по вопросам, связанным с признанием Верховным  судом неконституционности законов  и административных актов, что немедленно исключает их из действующего права. Любое вступившее в законную силу решение Верховного суда носит общеобязательный характер, никто не вправе поставить  его под сомнение. Единообразному развитию судебной практики существенно  помогает прецедентный характер судебных решений, хотя по своему значению действующие  прецеденты постепенно уступают место  статутному праву. В то же время суды не вправе вмешиваться в прерогативы  законодательной и исполнительной власти.

Специфика американского  гражданского общества, основанного на свободе, предопределила важную роль судебных органов во всех сферах как отношений между граждан с государством, так и отношений граждан между собой. С самого начала при создании Соединенных Штатов Америки суды были наделены широчайшей, практически неограниченной компетенцией, позволяющей им рассматривать самые разнообразные иски и споры в экономической, гражданской и других сферах жизни общества. В США насчитывается самое большое число судей и судебных адвокатов, сложилась развитая, хотя и очень сложная система, страну иногда называют «государством судей», отмечая тем самым не только полновластие американских судов, но и доверие населения к этим органам государственной власти.

 

 

 

 

2.1. Федеральная судебная система

Федеральная судебная система  состоит из института магистратов  (мировых судей), районных судов, апелляционных  судов, Верховного суда Соединенных  Штатов Америки, территориальных судов, специализированных судов, военных  судов.

Перечень дел, рассматриваемых  судами федеральной судебной системы  закреплен в разделе 2 статье 3 Конституции  Соединенных Штатов Америки и  его можно поделить на 3 группы:

1)   К первой группе стоит отнести споры, одной из сторон которых являются непосредственно Соединенные Штаты Америки, споры между одним и более штатами, споры, затрагивающие аккредитованных в Соединенных Штатах Америки послов иностранных государств и иных дипломатических представителей. Как нетрудно убедиться, общим для всех дел, отнесенных к этой категории, является специфическое правовое положение сторон, исключающее юрисдикцию отдельного штата, в связи с чем рассмотрение дела в федеральном суде — единственно возможное и логичное решение.

2)   Во вторую группу включены споры между штатом и гражданами другого штата, между гражданами различных штатов, между гражданами одного штата по поводу прав собственности на землю, основанных на законе другого штата, между штатом и иностранцами, между гражданами штата и иностранцами. Основным критерием отнесения указанных выше споров к компетенции федеральных судов является гражданство сторон.

3)    В третью группу дел включены дела, решаемые по закону и «праву справедливости» и возникающие на основе самой Конституции Соединенных Штатов Америки, законов, принятых конгрессом, международных договоров, заключенных правительством Соединенных Штатов Америки и, в необходимых случаях, ратифицированных сенатом, а также адмиралтейские дела

Уголовная юрисдикция федеральных  судов установлена законом от 25 июня 1948г., который гласит: «Районные  суды Соединенных Штатов Америки  будут обладать первоначальной юрисдикцией, в отличие от судов штатов, над  всеми преступлениями против законов  Соединенных Штатов Америки...». Круг этих дел весьма широк. Согласно разделу 18 Свода законов Соединенных Штатов Америки, сюда относятся дела о многих преступлениях, начиная от особо  опасных (измена, заговор, подрывная  деятельность) и кончая неуважением  к федеральному суду, дачей ложных показаний в федеральном суде.

Так выглядит общий принцип  разграничения компетенции федеральных  судов и судов штатов по уголовным  делам — федеральным судам  подсудны преступления, преследуемые по федеральным законам, а судам  штатов — все остальные.

Однако это положение  не означает, что можно провести четкую грань между подсудностью федеральных судов и судов  штатов.

Следует иметь в виду, что некоторые нормы федерального законодательства, предусматривающие  ответственность за преступления, действуют  не на всей территории Соединенных  Штатов Америки. Так, нормы ответственности  за убийство, тяжкие телесные повреждения, изнасилование, кражу, мошенничество, поджог действуют  в тех случаях, когда предусмотренные ими преступления совершены в округе Колумбия, на территориях и в других местностях, находящихся в исключительной юрисдикции федеральных органов, или на кораблях Соединенных Штатов Америки. Иными  словами, одно и тоже преступление в  зависимости от места его совершения может быть подсудно федеральному суду или суду штата.Федеральным судам  подсудны также дела о преступлениях, наказуемых по законам штатов, если они совершены должностным лицами федеральных учреждений или приравненными  к ним лицами.

Можно предположить, что, определяя  пределы компетенции федеральных  судов и судов штатов, создатели  конституции исходили из необходимости  разделить правоотношения, которые  могли бы быть предметов судебного  рассмотрения, на две категории: в  регулировании правоотношений первой категории заинтересованы прежде всего  федеральные власти; правоотношения же второй категории носят определенно  выраженный местный характер и, следовательно, могут и должны разбираться, если возникает спор, в местных судах. Теоретически все было бы очень просто, если бы удалось выработать убедительные и неформальные критерии при решении  вопроса о том, что именно следует  отнести к компетенции каждой из властей.

Принимая во внимание политическое значение, которое имел вопрос о  разграничении судебной юрисдикции между федерациями и штатами, создатели конституции позаботились о том, чтобы границы компетенции  федеральных судов были очерчены достаточно точно. Нетрудно убедиться, что именно тут заложен один из важнейших принципов судебной системы  Соединенных Штатов Америки: конгресс может ограничить компетенцию федеральных  судов, но никоим образом не может  расширить ее сверх указанных  в конституции пределов. Последнее  возможно только путем принятия поправки к конституции.

2.1.1. Институт магистратов (мировые судьи)

Магистраты представляют собой низшее звено федеральной  судебной системы.     Система материального вознаграждения магистрата объективно побуждает его отказаться от работы по совместительству. В этом случае он назначается на должность на восьмилетний срок в отличие от четырехлетнего, установленного для магистрата, работающего по совместительству. Его заработная плата не может быть уменьшена в течение всего срока службы, от должности он может быть освобожден только в случае явной некомпетентности, ненадлежащего поведения, пренебрежения своими обязанностями и физической (или психической) невозможности продолжать службу, а также по достижении 70-летнего возраста.

Общие требования, предъявляемые  к магистрату, заключаются в следующем: магистрат должен быть членом профессиональной организации юристов и иметь  право вести дела в высшем суде штата, быть, по убеждению назначающего его суда, достаточно компетентным для выполнения своих обязанностей и не находиться в момент назначения на должность в родстве с кем-либо из судей того района, куда он назначен. Закон установил некоторые ограничения деятельности магистратов за пределами суда; в основном — это запрещение заниматься адвокатской практикой, если такая практика может помешать магистрату «честно и беспристрастно» выполнять свои обязанности.

В настоящее время система  магистратов достаточно устоялась. Магистраты по-прежнему действуют в  качестве мировых судей: расмматривают  практически все (за очень немногими  исключениями) мелкие правонарушения, определяют условия, на которых обвиняемый может быть освобожден от содержания под стражей, а также выполняют  иные обязанности, которые районный федеральный суд может возложить  на них. В число этих обязанностей обычно включается оказание помощи районному  судье при подготовке дела к слушанию и предварительное рассмотрение петиций об обоснованности заключения под стражу.

 

 

 

 

 

2.1.2. Районные (окружные) суды

Территория 50 американских штатов разделена на 89 районов; округ  Колумбия, зона Панамского канала, остров Гуам, Пуэрто-Рико и Виргинские острова  образуют еще пять районов — по одному на каждой из указанных территорий. Таким образом, в Соединенных  Штатах Америки действуют 96 районных федеральных суда.

В каждом штате имеется  по крайней мере один районный суд: наиболее населенные штаты разделены  на несколько (до четырех) районов. Причиной, побуждающей конгресс Соединенных  Штатов Америки создавать новые  районные суды, является перегруженность  их, в ряде мест почти невероятная. Однако последовательности в определении  того, сколько районных федеральных  судов требуется в отдельном  штате, нет; нередко штат с меньшим  населением поделен на большее число  районов, и наоборот. Единственное, что можно отметить — это тенденцию  создавать большее число районных федеральных судов. Немаловажное значение имеют соображения, непосредственно  с отправлением правосудия не связанные: новые суды — это и новые  судейские должности, занятие которых  происходит в значительной степени  по усмотрению политической партии, пользующейся большим влиянием в данном штате. Число судей, работающих в одном  районе, также варьируется в очень  широких пределах — от одного (Мэн) до 27 (южный район штата Нью-Йорк).

Район, в свою очередь, может  быть разделен на участки. Как правило, судья работает на своем участке; в редких случаях он может быть временно переведен в другой, если там скопилось много нерассмотренных  дел.

Когда в районе имеется  несколько судей, один из них —  тот, чей стаж работы в качестве судьи  больше, - является главным (chief judge). Однако в этом качестве он может оставаться только до достижения им 70-летнего возраста; в тех редких, практически маловероятных случаях, когда возраст судей превышает 70 лет, главным становится самый молодой из них.

Если сторона в ходе рассмотрения дела представляет клятвенное («аффидевит») обоснование того, что  судья имеет личное предубеждение  или предвзятое мнение, то такой  судья подлежит замене.

Гражданская юрисдикция районных судов распространяется практически  на все дела, отнесенные к ведению  федеральных судов, кроме тех, которые  подсудны непосредственно Верховному суду Соединенных Штатов Америки  и претензионному суду. В порядке исключительной юрисдикции районный суд, в качестве суда первой инстанции, рассматривает дела, связанные:

Информация о работе Система власти России и США