Система власти России и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей является судебная. Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.

Файлы: 1 файл

система гму.docx

— 79.06 Кб (Скачать)

Военные суды Российской Федерации, являясь органами судебной власти в  Вооруженных Силах, осуществляя  в них правосудие, призваны в соответствии со своей компетенцией защищать права  и законные интересы военнослужащих и других граждан, предусмотренные  Конституцией РФ и другими российскими  законами, а также права и интересы воинских частей и учреждений, охранять от всяких посягательств безопасность страны, боеспособность и боевую готовность Вооруженных Сил, соблюдать воинскую дисциплину и установленный порядок  несения военной службы.

Итак, военным судам Российской Федерации подсудны:

1) дела о всех преступлениях,  совершенных военнослужащими, а  также военнообязанными во время  прохождения ими военных сборов;

2) дела о всех преступлениях,  совершенных лицами офицерского  состава, прапорщиками, мичманами,  сержантами, старшинами, солдатами  и матросами органов Федеральной  службы безопасности;

3) дела о преступлениях  против установленного порядка  службы, совершенных лицами начальствующего  состава исправительно - трудовых  учреждений;

4) все дела о шпионаже (в том числе совершенном гражданскими  лицами);

5) дела о преступлениях,  совершенных лицами, в отношении  которых имеется специальное  указание в законодательстве (в  частности, военными строителями  военно - строительных отрядов).

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют  общие суды, военные суды рассматривают  все гражданские и уголовные  дела.

Военные суды при производстве уголовных дел рассматривают  гражданские иски воинских частей, а также организаций и граждан  о возмещении материального ущерба, причиненного им преступлениями.

Кроме того, при обвинении  одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, если дело хотя бы об одном из этих преступлений подсудно военному суду, а о других - общему суду, дело о всех преступлениях  рассматривается военным судом.

1.3. Арбитражные суды РФ

1.3.1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

 

В России, как и в других странах СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и  административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными  системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом РФ. Такой  дуализм не известен большинству  государств "дальнего зарубежья". Его можно объяснить существованием длительное время (свыше шестидесяти  лет) в бывшем СССР и РСФСР самостоятельных, независимых от общих судов органов  по разрешению хозяйственных споров - государственных и ведомственных  арбитражей, входивших в систему  союзных республиканских органов  государственного управления.

Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами. Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным  судам округов и арбитражным  судам субъектов Российской Федерации.

В ст. 23 Федерального конституционного закона «О судебной системе» закреплены основы правового статуса Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации. При этом не только воспроизводится  ст. 127 Конституции РФ (ч. 1, 3, 5 ст. 23 Закона), но и развиваются ее положения, когда  указывается, что Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным  судам округов и арбитражным  судам субъектов Российской Федерации, а также, что Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации рассматривает  в соответствии с федеральным  законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Более подробная характеристика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации невозможна без учета  законодательства об арбитражных судах. Речь идет, прежде всего, о Федеральном  конституционном законе "Об арбитражных  судах в Российской Федерации", вступившем в силу с 1 июля 1995 г., и  Арбитражном процессуальном кодексе  Российской Федерации, введенном в  действие также с 1 июля 1995 г.

Подведомственность дел  арбитражным судам устанавливается  федеральными законами и прежде всего  Арбитражным процессуальным кодексом (ст. 22). Определено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим  спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений исходя из субъектного состава участников спора, а именно:

экономические споры между  юридическими лицами, гражданами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального  предпринимателя, приобретенный в  установленном законом порядке;

экономические споры между  Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Статья 22 Арбитражного процессуального  кодекса дает примерный перечень видов экономических споров, подведомственных арбитражным судам. Сюда относятся, в частности, споры:

о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено  законом или передача разногласий  по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;

об изменении условий  или о расторжении договоров;

о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

о признании права собственности;

иные.

В деятельности арбитражных  судов и Высшего Арбитражного Суда все больше места занимают споры  о признании недействительными  ненормативных актов государственных  органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих  законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и  законные интересы юридических лиц  и граждан - предпринимателей, в частности  о признании недействительными  решений налоговых органов, таможенных органов, органов валютного контроля о применении санкций за нарушения  соответствующего законодательства. Иные дела, рассматриваемые арбитражными судами наряду с экономическими спорами, включают в себя прежде всего дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан - предпринимателей, а также дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для  организаций и граждан в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности.

Высший Арбитражный Суд  РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным  судам округов и арбитражным  судам субъектов Федерации, поэтому Высшим Арбитражным Судом может быть пересмотрен любой судебный акт этих судов. Однако делается это через процедуру надзорного производства. Объясняется такое положение тем, что в системе арбитражных судов уже существует две стадии пересмотра дел, когда для возбуждения судебной процедуры достаточно только инициативы лиц, участвующих в деле: апелляционное и кассационное производство.

Осуществляемый Высшим Арбитражным  Судом судебный надзор за деятельностью  арбитражных судов позволяет  не только исправлять ошибки, допущенные арбитражными судами при рассмотрении конкретных дел, но и влиять на обеспечение  единства судебной практики в применении законодательства.

 

 

1.3.2 Федеральный арбитражный суд округа

 

Федеральный арбитражный  суд округа в пределах своей компетенции  рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также  по вновь открывшимся обстоятельствам. Федеральный арбитражный суд  округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим  на территории соответствующего судебного  округа арбитражным судам субъектов  Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным  конституционным законом «О судебной системе» и с Федеральным конституционным  законом "Об арбитражных судах  в Российской Федерации", а также  Арбитражным процессуальным кодексом федеральные арбитражные суды округов  являются судами по проверке в кассационном порядке законности решений арбитражных  судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной  инстанциях.

При рассмотрении дела в  кассационном порядке арбитражный  суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным  судом первой и апелляционной  инстанций, т.е. проверка осуществляется по вопросу права.

Кассационная инстанция  обладает широкими полномочиями: от оставления обжалуемого судебного акта в  силе до его изменения либо отмены с направлением дела на новое рассмотрение. При этом нарушение норм процессуального  права является самостоятельным  основанием к отмене решения или  постановления только в ограниченном числе случаев, предусмотренных  ч. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального  кодекса. Во всех иных случаях нарушение  или неправильное применение норм процессуального  права имеет правовое значение, если это нарушение привело или  могло привести к принятию неправильного  решения.

 

 

1.3.3. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации

 

          Арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

В соответствии с Федеральным  конституционным законом "Об арбитражных  судах в Российской Федерации" и Арбитражным процессуальным кодексом арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением  дел, отнесенных к компетенции Высшего  Арбитражного Суда.

По общему правилу подсудность  дела соответствующему арбитражному суду субъекта Российской Федерации определяется местом нахождения ответчика. Вместе с  тем допускается в ряде случаев  подсудность по выбору истца, а также  договорная подсудность. По отдельным  категориям дел предусмотрена исключительная подсудность.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает  в апелляционной инстанции дела, рассмотренные в этом же суде в первой инстанции. Апелляционное рассмотрение дел - новое явление для современного российского права. Нормы, относящиеся к апелляционному производству, содержатся в гл. 20 Арбитражного процессуального кодекса.

Суть апелляции, как ее определяет закон, состоит в повторном  рассмотрении дела в полном объеме (как по вопросам факта, так и по вопросам права) по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

В апелляционной инстанции  не принимаются и не рассматриваются  новые требования, которые не были предъявлены при рассмотрении дела в первой инстанции. Дополнительные же доказательства принимаются арбитражным  судом, если заявитель обосновал  невозможность их представления  в суде первой инстанции по причинам, не зависящим от него.

 

1.4. Мировые судьи

 

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает  гражданские, административные и уголовные  дела в качестве суда первой инстанции. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" возродил еще одно звено  в системе судов - мировых судей.

Информация о работе Система власти России и США