Проблемы применения МСФО в различных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 16:45, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) имеют широкое распространение, получив признание в более чем 120 странах мира. Согласно регyлярно - обновляемым специалистами компании «Делойт» данным в настоящее время требование o применении МСФО компаниями, ценные бумаги которых котируются на фондовых биржах, существует в 92 юрисдикциях, включая 30 государств - членов Евросоюза. При этом в 26 странах требование o применении МСФО распространяется на иные коммерческие организации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….......3
1. Ключевые вопросы практического применения МСФО
1.1 Последние тенденции процесса конвергенции с МСФО……….......4
1.2 Сфера применения МСФО……………………………………………5
1.3 Институциональные вопросы………………………………………...7
2. Проблемы применения МСФО в различных странах.
2.1 Применение МСФО на практике……………………………………..8
2.2 Вопросы правового внедрения МСФО и технические сложности..11
2.3 Предварительные наблюдения о влиянии внедрения МСФО на финансовую отчетность……………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………....15

Файлы: 1 файл

мсфо.docx

— 38.35 Кб (Скачать)

 

 

                                         Содержание:

 

Введение……………………………………………………………….......3

1. Ключевые вопросы практического применения МСФО

1.1 Последние тенденции  процесса конвергенции с МСФО……….......4

1.2 Сфера применения МСФО……………………………………………5

1.3 Институциональные вопросы………………………………………...7

2. Проблемы применения  МСФО в различных странах.

2.1 Применение МСФО на  практике……………………………………..8

2.2 Вопросы правового внедрения  МСФО и технические сложности..11

2.3 Предварительные наблюдения  о влиянии внедрения МСФО на                                 финансовую отчетность……………………………………………………13

Заключение……………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………....15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

Введение:

 

В настоящее время Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) имеют широкое распространение, получив признание в более чем 120 странах мира. Согласно регyлярно - обновляемым специалистами компании «Делойт» данным в настоящее время требование o применении МСФО компаниями, ценные бумаги которых котируются на фондовых биржах, существует в 92 юрисдикциях, включая 30 государств - членов Евросоюза. При этом в 26 странах требование o применении МСФО распространяется на иные коммерческие организации.

Профессиональные сообщества крупнейших экономик мира, включaя Японию и США, объявили курс на гармонизацию конвертацию национальных стaндapтов бухгалтерского учета c МСФО. Очевидно, что идея широкого применения МСФО имеет мощную поддержку и на уровне правительств государств.

Многие страны используют международные стандарты как основу для национального законодательства по бухгалтерскому учету, но в каждой из них применение МСФО имеет свою специфику из-за различий в терминологии, объеме, классификации и сроках принятия, вступления их в силу. Полностью и без корректировок МСФО применяются не всегда. Даже если ряд утвержденных правил формально соответствует Международным стaндартам финансовой отчетности, практика их применения и интерпpетации могут различаться.

 

          

 

 

 

 

 

1. Ключевые вопросы практического применения МСФО

1.1 Последние тенденции процесса конвергенции с МСФО

 

Необходимость единого набора мировых стандартов финансовой отчетности связана с глобализацией мировой экономики. За последние три десятилетия существенно возросла степень интеграции и глобализации финансовых рынков. Например, в настоящее время 495 не американских компаний из 47 стран находятся в листинге Нью-Йоркской биржи, что составляет 20% листинга и 33% общей рыночной капитализации. Признавая степень взаимозависимости международных рынков капитала, Форум Финансовой Стабильности идентифицировал МСФО как один из 12 наборов глобальных стандартов, необходимых для устойчивого функционирования глобальной экономики.

В этой связи, все больше стран начинают применять МСФО как основу для составления финансовой отчетности компаний, поскольку это помогает повысить прозрачность отчетности, улучшить ее качество, снизить стоимость капитала, инициировать поток инвестиций. Интересными являются цифры расходов, связанных с выполнением требований определенных дополнительных стандартов, необходимых для листинга: в соответствии с некоторыми оценками каждая из 250 европейских компаний, имеющая листинг на фондовых биржах США, тратит от 5 до 10 миллионов долларов ежегодно на проведение выверки (reconciliation) своей отчетности для выполнение требований ГААП США.

В настоящий момент способы применения МСФО на национальном уровне варьируются. В ЕС МСФО обязательны к применению европейскими листинговыми компаниям для составления консолидированной отчетности. При этом странам-членам ЕС дано право самостоятельно решать вопрос о применении МСФО для нелистинговых компаний и для составления индивидуальной отчетности листинговых компаний. Некоторые страны требуют использования МСФО всеми листинговыми компаниями (например, Армения, Бахрейн, Эквадор, Кения, Никарагуа и др.). В некоторых же странах не разрешено использовать МСФО для листинга без соответствующей дополнительной выверки на предмет соответствия национальным стандартам (например, США).

В настоящий момент Совет по международным стандартам (IASB) ведет большую работу в рамках проекта конвергенции (проект по устранению различий между международными и национальными стандартами), в частности с американским Советом по стандартам финансовой отчетности (FASB). Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) объявила о намерении отменить требование выверки к 2009 году. К проекту конвергенции также присоединились Япония и Канада. В Европе также ведется работа по признанию отличных от МСФО стандартов для листинга. В июле 2005 года в ЕС было принято решение о возможности листинга на европейских рынках иностранных компаний, использующих для составления финансовой отчетности ГААП США, ГААП Канады или ГААП Японии, при соответствующих дополнительных раскрытиях информации об основных несоответствиях между данными стандартами и МСФО (данное решение было принято на основе исследования эквивалентности различных стандартов МСФО, проведенного Комитетом европейских регуляторов ценных бумаг (Committee of European Securities Regulators – CESR).

Таким образом, МСФО приобретают все больший вес в международном сообществе как за счет прямого внедрения МСФО в национальную практику, так и за счет конвергенции требований международных и национальных стандартов.

 

                      1.2 Сфера применения МСФО

 

          Среди основных проблем применения МСФО были выделены следующие группы проблем:

1.сфера применения МСФО;

2.институциональные вопросы;

3.вопросы правового внедрения;

4.технические вопросы.

Сфера применения МСФО

В связи с тем, что применение МСФО выходит на национальный уровень, во многих странах возникает проблема инкорпорирования МСФО в национальное законодательство. Внедрение МСФО в деловую практику страны может потребовать изменения национальных законов, касающихся различных вопросов.

Поскольку МСФО, в первую очередь, предназначены для крупных листинговых компаний, которые часто представляют собой группу, то есть составляют консолидированную отчетность, возникает проблема их применения для среднего и малого бизнеса (средние и малые предприятия – СМП). Широко дискутируются вопросы о том, необходим ли отдельный набор международных стандартов финансовой отчетности для среднего и малого бизнеса; должны ли они базироваться на тех же методологических основах, что и действующие МСФО; не превесят ли затраты на применение МСФО средними и малыми предприятиями выгоды от использования этих стандартов в силу их большой сложности; должен ли процесс международной гармонизации финансового учета и отчетности затрагивать малые предприятия, или их регулирование должно осуществляться на национальном уровне. К настоящему моменту ISAR разработала и выпустила Руководства по учету и финансовой отчетности для двух уровней СМП, базирующиеся на МСФО и призванные облегчить переход от более низкого к более высокому уровню применения МСФО для растущего малого и среднего бизнеса. IASB с 2001 года ведет проект по СМП. Международная федерация бухгалтеров создала специальную рабочую группу для рассмотрения данного вопроса.

 

                     1.3 Институциональные вопросы.

На международном уровне все больше усилий предпринимается для преодоления сложностей по применению МСФО, выработки механизма по разработке глобальных стандартов, создания институционального механизма, обеспечивающего последовательное и непротиворечивое применение МСФО в разных странах.

IFAC провела исследование  по проблемам и успешным решениям  вопросов применения МСФО и  международных стандартов аудита, Мировой банк (World Bank) готовит регулярные  Отчеты о соблюдении стандартов  и кодексов. В июле 2005 года была  изменена Конституция Комитета по международным стандартам , что повлекло за собой ряд организационных изменений:

  1. количество Попечителей (Trustees) было увеличено с 19 до 22 человек за счет представителей стран не относящихся к Северной Америке и Европе, и была подчеркнута необходимость понимания ими проблем, связанных с применением МСФО;
  2. несколько изменились функции Консультационного совета по стандартам (Standards Advisory Council – SAC) – он должен более активно обеспечивать взаимосвязь своих членов с Попечителями и Советом по международным стандартам (IASB) в решении вопросов стратегии процесса разработки стандартов и их применения , уменьшилось количество его членов с 60 до 40 человек, председателем был назначен представитель Бразилии;
  3. кроме задачи по разработке Интерпретаций, перед Комитетом по интерпретациям (International Financial Reporting Interpretations Committee – IFRIC) поставлена задача разработки Руководств по применению МСФО, что обусловлено возрастающими потребностями в такого рода документах в связи с более активным практическим применением МСФО.

 

 

 

2. Проблемы применения МСФО в различных странах.

               2.1 Применение МСФО на практике.

 

Применение МСФО на практике затруднено как в силу различий между компаниями их применяющими (размер, традиции, сложность организационной структуры), так и в силу постоянного изменения самих МСФО. В этой связи возможно необходим дополнительный механизм, обеспечивающий последовательность применения МСФО. В июле 2005 года Европейская консультационная группа по финансовой отчетности (European Financial Reporting Advisory Group – EFRAG) выпустила дискусcионный документ «Достижение последовательного применения МСФО в ЕС», целью которого являлся сбор информации о вопросах применения МСФО в Европе и оценка необходимости дальнейших действий. Некоторые эксперты считают возможным решением разработку технических руководств на национальном уровне, отражающих национальную специфику.

Эффективное применение МСФО может быть обеспечено лишь при условии наличия механизма взаимодействия между разработчиками международных стандартов и национальными регулирующими органами. Несмотря на то, что IASB выпустил Меморандум понимания роли органов, устанавливающих стандарты, и их отношений с IASB, необходима дальнейшая работа по развитию взаимоотношений между разработчиками стандартов на национальном и международном уровнях.

Одним из вопросов такого взаимодействия является перевод МСФО на другие языки. Перевод текста МСФО представляет собой достаточно сложную проблему, как с технической точки зрения, так и с точки зрения времени и ресурсов. Соответственно, необходима разработка механизма получения консультаций от IASB, в частности, по поводу терминологии, особенно в случаях конфликта с действующей национальной терминологией или законодательством. Наличие такого механизма является принципиально необходимым на начальном этапе практического применения МСФО. Различия в переводе могут привести к отсутствию последовательности применения МСФО в различных странах. Задержки с переводом могут привести к тому, что в разных странах будут применяться разные версии МСФО в силу отсутствия перевода новых или измененных стандартов. Соответственно должен быть разработана координационная программа, предусматривающая временной лаг для перевода, созданы соответствующие базы данных.

Следующей проблемой в применении МСФО является подготовка кадров и разработка учебных материалов, соответствующих требованиям МСФО. В настоящий момент ощущается недостаток учебных материалов и квалификационных программ, представляющих возможность сертификации по МСФО, отсутствует механизм их независимой оценки на предмет соответствия МСФО. Следует также отметить, что необходимы значительные усилия по переобучению специалистов, в частности, занимающихся подготовкой отчетности, особенно в странах, где применение профессионального суждения не являлось типичной практикой

Поскольку стандарты отчетности не могут «функционировать» сами по себе, то в дополнение к высокому качеству самих стандартов, успех их применения зависит от наличия инфраструктуры финансовой отчетности: эффективной практики корпоративного управления (corporate governance), высококачественных стандартов и практики аудита, эффективного механизма правового внедрения и отслеживания порядка выполнения. Соответственно, необходима координация действий всех заинтересованных сторон как на национальном, так и на международном уровнях.

Кроме этого, на национальном уровне должно быть выработана четкая стратегия применения МСФО, которая, с одной стороны, должна учитывать планы IASB, имея при этом в виду, что МСФО это «движущаяся цель», а с другой стороны, учитывать национальную специфику: порядок инкорпорирования в национальное законодательство, необходимость разработки руководства по применению МСФО и т.п.

Еще одной проблемой является порядок одобрения МСФО для применения, то есть разработка механизма одобрения МСФО для применения. Как известно, в ЕС международные стандарты, разработанные IASB, должны пройти определенную процедуру одобрения, в процессе которой могут возникнуть конфликтные ситуации, в частности непринятие ряда положений МСФО, разработанных IASB. В этой связи возникает проблема наличия разных «наборов» МСФО: МСФО, разработанные IASB; МСФО, одобренные в определенных странах. Кроме того, механизм одобрения предполагает наличие высококвалифицированных специалистов во всех вовлеченных в процесс принятия МСФО группах: регулирующие органы, налоговые органы, инвесторы, финансовые аналитики и рейтинговые агенства, общественность, образовательные учреждения.

Следующей проблемой применения МСФО на национальном уровне является необходимость координации требований всех законодательных актов, затронутых или связанных с применением МСФО, определения места МСФО в законодательной системе, оценки влияния перехода на МСФО на смежные отрасли. Например, в стране может существовать законодательный акт, определяющий лимит заемных средств для компании в зависимости от величины собственного капитала, отраженного в балансе, который составлен по национальным стандартам; соответственно, при переходе на МСФО величина собственного капитала может измениться, и следовательно необходимо предусмотреть данную ситуацию в соответствующих нормативных актах. Кроме этого, одним из принципиальных вопросов является вопрос о выплате дивидендов, порядок выплаты и величина которых, обычно, базируются на суммах, отраженных в отчетности, составленной по национальным стандартам, в частности на величине накопленной нераспределенной чистой прибыли. При переходе на МСФО данная сумма может измениться, что создаст определенные сложности для понимания отчетности инвесторами.

Информация о работе Проблемы применения МСФО в различных странах