Правовые основы экономических связей России с зарубежными странами на примере Исландии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 18:55, доклад

Краткое описание

Правовая система Исландии входит в самостоятельную скандинавскую (именуемую также "северной") правовую семью.
Нынешняя система источников исландского права включает Конституцию 1944 г. (с последующими изменениями и дополнениями), Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы и ряд законов, которыми регулируется большинство крупных правовых институтов. При этом сохраняют силу и отдельные законы, изданные в свое время датскими и норвежскими королями, хотя реальная сфера их применения ныне весьма мала. Президент страны может издавать временные законы, действующие в период между сессиями Альтинга. Известное развитие получила система делегированного законодательства, которое осуществляется либо в распоряжениях министров, либо в постановлениях местных властей.

Файлы: 1 файл

esse.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

 

Гражданское и смежные с ним отрасли права. Развитие правовой системы Исландии в значительной степени связано с правом других Скандинавских государств, прежде всего Дании и Норвегии. Ряд законов, принятых в Исландии за последние десятилетия, в частности по вопросам торговли, семейного и наследственного права, был подготовлен на основе совместных предложений, разработанных в виде "примерных законопроектов" комиссиями юристов из Скандинавских стран (аналогичные законы изданы и в других странах). По образцу датского законодательства составлены исландские законы о договорах (1936) и о купле-продаже (1922). Во многих законодательных актах, относящихся к земельным отношениям и к акционерным обществам, например в Законе о праве собственности и об использовании земель (1966), особо подчеркиваются права исландских граждан, их преимущества перед иностранцами. В частности, земля в Исландии (как правило) может находиться в собственности либо исландских граждан, либо компаний, советы директоров которых состоят из исландских граждан. Торговлей в Исландии, так же как и банковским делом, можно заниматься лишь по специальным лицензиям, которые выдаются, как правило, только исландским гражданам либо ассоциациям, 50% капитала которых принадлежит исландцам.

В области семейного права из исландских законов, составленных на базе совместных "примерных законопроектов", можно назвать законы о правах и обязанностях супругов (1923), об отношении родителей к законнорожденным детям (1921) и к детям, рожденным вне брака (1947), Закон об усыновлении (1953), Закон о браке и о расторжении брака (1972). Развод и раздельное проживание супругов оформляются, как правило, решениями административных органов, причем для удостоверения права на раздельное проживание достаточно ходатайства одного из супругов. Гражданско-процессуальные отношения регулируют Закон о гражданской процедуре в судах первой инстанции 1936 г. и Закон о Верховном суде Исландии 1962 г.

Уголовное право и процесс. Действующий Уголовный кодекс Исландии 1940 г. был введен взамен УК 1869 г., сыгравшего прогрессивную роль в развитии уголовного законодательства Исландии: им были отменены наиболее жестокие установления прежнего датского законодательства, в частности телесные наказания. Кодекс 1940 г. составлен под сильным влиянием датского УК 1930 г., однако в целом он представляет собой самостоятельный уголовно-правовой документ. Подобно датскому законодательству, исландский УК 1940 г. допускает аналогию закона (преследование за деяния, лишь "сходные" с предусмотренными законом преступлениями). Наряду с мерами наказания, которые сведены в нем к лишению свободы и штрафу, он предусматривает 2 меры безопасности: лишение гражданских прав и конфискацию имущества, что существенно отличает его от УК Дании 1930 г., содержащего широкий перечень наказаний и мер безопасности. Самое суровое наказание, предусмотренное УК 1940 г., - пожизненное заключение. Смертная казнь в Исландии законодательно отменена в 1928 г., а фактически смертные приговоры не приводились в исполнение с 1830 г. Уголовно-процессуальный кодекс Исландии был принят в 1961 г.

В 1993 году был принят Закон о конкуренции, нацеленный на защиту экономической деятельности от нечестной конкуренции. Среди действий, которые считаются наносящими вред экономической деятельности и являются запрещенными по данному закону, в частности, можно выделить продажу товаров по заниженной цене для устранения конкурентов, наводнение рынка товарами, приводящее к необоснованным ценам, предотвращение или препятствование действиям конкурентов на рынке и проч.

Судебная система. Органы контроля. Высшая судебная инстанция в Исландии - Верховный суд, который состоит из председателя и 7 членов. Судьи Верховного суда назначаются Президентом, а председателя они выбирают сами сроком на 2 года. Верховный суд на пленарных заседаниях рассматривает жалобы на любые решения и приговоры нижестоящих судов по вопросам как права, так и факта. В стране имеется 34 судебных округа, городских и сельских, в судах которых профессиональные судьи единолично рассматривают гражданские и уголовные дела, а также проверяют законность административных постановлений и действий полиции. Эти же судьи занимаются вопросами исполнения судебных актов, завещаний и осуществляют иные юридические действия, но в таких случаях они получают другие названия: суд шерифа, суд по завещаниям, аукционный суд и т.п. В исландских судах нет присяжных заседателей, но в исключительных случаях, когда для разбирательства дела нужны технические знания, судья обязан пригласить для участия в слушании двух специалистов (они вправе принять решение даже вопреки мнению судьи). В городах имеются также суды по морским и торговым делам, где заседают профессиональные судьи с участием двух знатоков морского или торгового дела, обладающих соответствующими знаниями и опытом. Решения этих судов могут быть обжалованы в Верховный суд. Имеется также Суд по трудовым спорам, который создан в соответствии с Законом о профсоюзах и о рассмотрении трудовых конфликтов (1938). Для привлечения к уголовной ответственности кого-либо из министров может быть созван Высокий государственный суд, решающий вопрос о предании его суду. Судьи всех судов, кроме Верховного, назначаются министром юстиции. Все судьи назначаются пожизненно или до ухода в отставку по возрасту. Обвинение по уголовным делам поддерживается в суде государственным прокурором либо его заместителем, кроме дел, преследуемых по частной жалобе. Адвокаты в Исландии традиционно делятся на несколько категорий. Низшую составляют лица, окончившие юридический факультет университета и принятые в Ассоциацию исландских адвокатов. Они занимаются в основном подготовкой дел к слушанию и не имеют права выступать в суде. Таким правом обладает лишь тот, кто провел 3 "испытательных" судебных дела и получил звание адвоката при окружном суде. Далее эти адвокаты после 3лет практики и успешного проведения новых 3 "испытательных" дел могут получить звание адвоката при Верховном суде.

В Исландии нет своего рамочного закона о международных связях, однако Австралия уже заключила несколько рамочных Cоглашений с другими странами и/или организациями о

свободной торговле. Координация международных экономических связей поручена Министерствe иностранных дел и торговли Исландии, которое является внешнеполитическим федеральным министерством правительства. Дата создания 1990. 1987. Общее число сотрудников 1400 на июнь год. Начальником министерства является секретарь министерства иностранных дел и внешней торговли, ныне  Оссур Скарфединссон. Министерство имеет шесть основных целей, как указано на его сайте: повышения безопасности Исландии, способствование росту экономики Исландииии, занятости и  повышению уровня жизни, помочь исландским путешественникам и исландцам за рубежом, укрепление глобального сотрудничества, отстаивая интересы Исландии, способствование общественному пониманию внешней и торговой политики Исландии и созданию позитивного имиджа Исландии на международной арене, эффективное управление границей, являющейся неотъемлемой частью страны. Исландия является активным членом Организации экономического Сотрудничества и развития с момента ее создания. Дата основания ОЭСР – 30.09.1961. Также Австралия является и членом Всемирной Торговой Организации с 01.01.1995. Дата основания ВТО – 01.01.1995.

Исландия  является членом Нью-Йоркской конвенции 1958 г. о признании и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений с 24.01.2002 г. Для Исландии действуют Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров (присоединение 10.05.2005, вступила в силу 1 июня 2002 года) и Гаагская конвенция 1985 г. о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (28 сентября 2004 года - присоединение, 27 ноября 2004 года - вступила в силу).

Иностранные граждане, желающие основать бизнес в Исландии должны иметь ввиду, что в этой стране есть ряд ограничений на иностранные инвестиции, которые регулируются, так называемом, Act on Investment by Non-Residents in Business Enterprises No 34/1991. В соответствии с параграфом 4 этого закона, иностранцы (за исключением резидентов стран Европейского Союза) ограничены в возможности осуществлять хозяйственную деятельность в следующих областях: Рыбная ловля в территориальных водах Исландии; Эксплуатация природных энергоресурсов, за исключением, для потребления внутри Исландии; Участие иностранцев в местных авиакомпаниях не может превышать 49%. Иностранцы (за исключением резидентов стран Европейского Союза) обязаны обратиться за разрешением на бизнес в Исландии в министерство коммерции до того, как они начнут какую-либо деятельность в Исландии.

Законодательство Исландии присматривает возможность создания следующих организационно-правовых форм:

- индивидуальный предприниматель;

- товарищество;

-кооператив; 
-  частная компания с ограниченной ответственностью;

-  публичная компания с ограниченной ответственностью;

- филиал иностранной компании.

Индивидуальный предприниматель - Эта наиболее простая форма организации бизнеса в Исландии характеризуется тем, что физическое лицо владеет, управляет и несёт неограниченную ответственность всем своим имуществом по долгам и обязательствам своего бизнеса либо единолично, либо, будучи владельцем бизнеса, нанимает ещё кого-нибудь для ежедневного управления и контроля над своим предприятием. В ряде случаев частному предпринимателю может потребоваться лицензия, выдаваемая по месту жительства или осуществления деятельности. Частный предприниматель обязан вести счета прибылей и убытков, но освобождён от необходимости сдавать аудит и ежегодный отчёт о своей деятельности, как это обязаны делать компании. Частный предприниматель также обязан быть должным образом зарегистрирован в Исландии, и получить номер VAT для своего бизнеса.

В Исландии существует только один тип партнёрств — с неограниченной ответственностью, в котором два или более равноправных партнёров с неограниченной ответственностью по долгам предприятия вступают в отношения, фиксируемые учредительным договором. Партнёрами могут быть физические и юридические лица — резиденты любых стран. Как правило, хотя минимум никак не лимитирован, партнёрство создаётся в Исландии с минимальным оплаченным капиталом ISK 50 000 (примерно 6 25 Евро), который должен быть полностью оплачен перед регистрацией.

Открытое акционерное общество создаётся в Исландии с минимальным оплаченным капиталом ISK 4000 000 (примерно 50 000 Евро), который должен быть оплачен в течение года с момента регистрации.У этих компаний должен быть Совет Директоров, состоящий, как минимум, из трёх человек, и один управляющий директор. При этом, управляющий директор и, как минимум, половина Совета Директоров должны быть резидентами Европейского Союза. В компании должно быть как минимум 2 акционера (акционеры могут быть и директорами). Количество акционеров в компании не ограничено. Акционеры ограничены в ответственности по долгам и обязательствам предприятия в пределах подписанных акций. Так как обычно открытые акционерные общества создаются для привлечения неограниченного количества инвесторов по открытой подписке, то такие компании в Исландии, как и везде в Европе, подлежат пристальному надзору и более сложному регулировании, чем другие типы предприятий. Все отчёты открытой компании должны проходить аудиторскую проверку и быть доступными для любых заинтересованных лиц.

Закрытая компания с ограниченной ответственностью создаётся в Исландии с минимальным оплаченным капиталом ISK 500 000 (примерно 6 250 Евро), который должен быть полностью оплачен перед регистрацией. В компании может быть 1 акционер, который может быть и директором. Количество акционеров в компании не ограничено. Если количество акционеров компании меньше четырёх, то у таких компаний должен быть, как минимум, один директор и один заместитель директора, и нет требований к наличию Совета Директоров. Если в компании больше четырёх акционеров, то у таких компаний должен быть Совета Директоров, состоящий, как минимум, из трёх человек, а также управляющий директор. В принципе, большинство акционеров и директоров в компаниях Исландии должны быть резидентами Европейского Союза, но практика показывает, что Министерство Коммерции, которое регулирует деятельность исландских компаний, зачастую удовлетворяет запросы иностранцев на их самостоятельное управление компаниями, особенно, если хозяйственная деятельность компаний не затрагивает бизнес, ограниченный для иностранцев.

Филиал иностранной компании, хоть и не является самостоятельным юридическим лицом, но имеет полное право заниматься хозяйственной деятельностью в Исландии от своего имени. Представительство иностранной компании в Исландии может быть целесообразно учредить для технической помощи в оказании ряда услуг, связанных с деятельностью иностранной компании в Исландии, например, офис для переговоров с потенциальными клиентами, получение и пересылка деловой корреспонденции, выставочный стенд с образцами продукции и услуг и т.д. Представительство не является самостоятельным юридическим лицом (и не имеет право заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью) и гораздо проще в регистрации и подержании, по сравнению с филиалом иностранной компании в Исландии. Вся деловая атрибутика филиала и представительства иностранной компании должна отражать реквизиты головного предприятия в стране инкорпорации.

Налогообложение. Частный предприниматель — 38.58% на прибыль. Партнёрства — 26% на прибыль предприятия. Сами партнёры освобождаются от дальнейшего налогообложения. Компании и филиалы — 18%. Однако, выплачиваемая акционерам прибыль подлежит дополнительному налогообложению по ставке 10%. Наиболее часто избираемой формой предприятий для хозяйственной деятельности в Исландии является закрытая компания с ограниченной ответственностью, выбор на которую падает, прежде всего, из-за налогообложения этих компаний и достаточно простое поддержание. В марте 1999 года Исландия узаконила возможность для закрытой компании с ограниченной ответственностью уплачивать корпоративные налоги по ставке только в 5%. При этом, такая закрытая компания с ограниченной ответственностью приобретает статус International Trading Company (ITC) — международной предпринимательской компании, которая подпадает под ряд ограничений по сравнению с остальными регистрируемыми в Исландии компаниями этой организационно-правовой формы. Во-первых, International Trading Company должна получать специальную лицензию на бизнес. Во-вторых, International Trading Company не имеет права торговать непосредственно от своего имени с большинством видов товаров на территории Европейского Союза, но имеет право выступать торговым, консультационным, маркетинговым, коммуникационным, страховым и финансовым посредником для торговых сделок третьих лиц за пределами Исландии. У Исландии и России нет специального договора о Правовой Помощи по гражданским и уголовным делам. Поэтому, в качестве ДоПП используются Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений  (Нью-Йорк, 1958 год).

Информация о работе Правовые основы экономических связей России с зарубежными странами на примере Исландии