Правовые основы экономических связей России с зарубежными странами на примере Исландии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 18:55, доклад

Краткое описание

Правовая система Исландии входит в самостоятельную скандинавскую (именуемую также "северной") правовую семью.
Нынешняя система источников исландского права включает Конституцию 1944 г. (с последующими изменениями и дополнениями), Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы и ряд законов, которыми регулируется большинство крупных правовых институтов. При этом сохраняют силу и отдельные законы, изданные в свое время датскими и норвежскими королями, хотя реальная сфера их применения ныне весьма мала. Президент страны может издавать временные законы, действующие в период между сессиями Альтинга. Известное развитие получила система делегированного законодательства, которое осуществляется либо в распоряжениях министров, либо в постановлениях местных властей.

Файлы: 1 файл

esse.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

 

Правовые основы экономических связей России с зарубежными странами на

примере Исландии

 

Исландия - Республика Исландия, островное  государство на Севере Европы. Расположено на одноименном острове в северной части Атлантического океана и небольших островков около него.  , втором по величине в Европе. Название страны буквально означает ледяная страна. Северная точка Исландии достигает Северного полярного круга, а южная, в 306 км. от нее. Протяженность острова с запада на восток - 480км. Площадь страны 103 тыс. кв. км.  Самая высокая точка – гора Хваннадальсхнукюр (2119 м). Население 317.900 человек (20010). Плотность населения – 2,6 человека на 1 кв. км. Доля городского населения – 91%, сельского – 9%. В стране практически нет бедных и классовое расслоение менее выражено, чем во многих других странах. Возросшее благосостояние сопровождалось повышением экономической и социальной безопасности и равноправия. Процент грамотности: 99.00%. Россия имеет показатель 99,5%.  Столица – город Рейкьявик (118.427 человек). Крупные города: Акюрейри, Хабнарфьордюр, Коупавогюр. Официальный язык – исландский. Административное деление: состоит из 8 сисла: Аустюрланд (административный центр - г. Иглстадюр), Вестфирдир (г. Исафьордюр), Вестюрланд (г. Боргарнес), Нордюрланд Вестра (г. Стадюр), Нордюрланд Эйстра (г. Акюрейри), Сюдюрланд (г. Сельфосс), Сюдюрнес (г. Кеблавик), Хофудборгарсваэди (г. Рейкьявик). Валюта: Исландская крона.

 По форме правления страна является парламентской республикой. Глава государства — президент (Forseti), избираемый на прямых всеобщих выборах на 4 года. Президент Оулавюр Рагнар Гримссон был избран 29 июня 1996 года и является им по сей день. в 2012 году президент  был избран на пятый срок. Исполнительный орган — Государственное Правительство (Ríkisstjórn) — состоит из министра-председателя (Forsætisráðherrar) и министров (ráðherrar), в настоящее время состоит из представителей двух партий — Партии независимости и Прогрессивной партии. Законодательный орган — однопалатный парламент (Альтинг) (Alþingi), действующий с 930 года, (63 члена (Þingmaður, тингманы); члены избираются прямым голосованием на 4 года); они из своего состава избирают Президента Альтинга (Forseti Alþingis).

Конституция Республики Исландия. 21 октября 2013 года в Исландии прошел референдум, на котором была принята новая Конституция. Этот референдум — завершающий аккорд в борьбе, которую вёл народ Исландии с 2008 г., когда исландцы неожиданно узнали, что в результате финансового кризиса их страна — банкрот. В итоге исландского всенародного референдума 21 октября новую Конституцию одобрили более 80 % исландцев при явке в 66 %.Проект Конституции 2012 года писали 950 простых граждан, избранных произвольно (по лотерейной системе) членами Национальной Ассамблеи в 2010 г. Местное управление. Исландия разделена на 23 округа (сюслур) и 14 городских округов (кёупстадир). Каждый из них управляется советом представителей от приходов. Приходы имеют свои советы. Все советы избираются общим голосованием.

Экономика Исландии.  Скандинавский тип социально-рыночной экономики Исландии позволил стране быть одной из самых экономически развитых государств в мире до кризиса, который начался в стране в 2008 году. Одними из главных макроэкономических показателей страны до 2008 года являлись низкий уровень безработицы (в разные годы в этой стране уровень безработицы был 1-3%, а в июне 2010 года составлял 7,6%), высокие темпы роста экономики (до кризиса рост ВВП в начале 2000-ых в среднем составлял 4-5 %, в 2008 году 1,6 %, а в 2009 году спад ВВП составил 6,5%), равномерное распределение доходов (в 2005 году индекс Gini был на уровне всего 25) и т.д.  Единственный слабый макроэкономический показатель — высокий уровень инфляции, который держался выше 10% до кризиса, однако во время кризиса инфляция не сменилась дефляцией, как во многих развитых странах, а только снизился до 3-4%. До кризиса ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составлял более 38,000 долларов США. ВВП страны (по паритету покупательной мощности) в 2007 году составлял 12.85 млрд долларов США, в 2008 году 13.02 млрд долларов США, а в 2009 году 12.2 млрд долларов США. В 2010 году ожидается, что ВВП страны может достичь докризисного уровня (уровня 2007 года).

В 2015 году ожидается, что ВВП страны может достичь докризисного уровня (уровня 2007 года). Однако МВФ предсказывает спад ВВП страны на 3 % в 2014 году и рост на 2,3 % в 2015 году.

Статистические показатели Исландии  
(по состоянию на 2012 год)  
Источник - CIA World Factbook

Показатель

   Значение

Место в мире

Терр Территория, тыс. кв. км

102.9

106

Насе Население, млн. человек

0.3

166

П      Плотность населения, чел./кв. км

2.9

164

         Размер номинального ВВП, млрд. долларов США

13.6

124

         ВВП на душу населения, тыс. долл. США

45.3

18

         Размер ВВП по ППС, млрд. долларов США

13.0

139

         ВВП по ППС на душу населения, тыс. долл. США

43.3

13

         Инфляция, %

5.3

66

         Уровень безработицы, %

5.6

76

         Объем экспорта, млрд. долларов США

5.1

110

         Объем импорта, млрд. долларов США

4.7

129

         Торговый баланс, млрд. долл. США

0.4

62

         Государственный долг, % к ВВП

118.9

8

         Государственный долг на одного жителя, тыс. долл. США

53.9

3


 

Над данный момент Исландия занимает 46 место в списке стран с внешним долгом по данным ЦРУ ( 102 000 млн долларов) , а  Россия в этом списке на 22 месте ( 599 497 млн долларов). Для внешней торговли до недавних пор был характерен отрицательный баланс, поскольку Исландия не обладала существенными природными ресурсами и зависела от ввоза нефтепродуктов и продуктов питания. В настоящее время эту тенденцию удалось переломить. В 2002 году стоимость экспорта достигла 2,3 млрд. долл. США, а импорта - 2,1 млрд. долл. США. Основной продукт экспорта - рыба и рыбопродукты (70%). Вывозятся также продукты сельского хозяйства, алюминий, диатомит, феррокремний. Основные партнеры: Германия (18%), Великобритания (17,5%), Нидерланды (11%), США (11%), Испания (5%), Дания (5%), Португалия (4%), Норвегия (4%). В Исландию ввозятся машины и оборудование, нефтепродукты, продукты питания, текстиль и т.д. Главные партнеры: США (11%), Германия (11%), Дания (8,5%), Норвегия (85), Великобритания (7,5%), Нидерланды (6%), Швеция (6%).  

Общая атмосфера ведения бизнеса в Исландии.

Рейтинг Всемирного банка «Doing business». 

Исландия занимает почетное 12 место по рейтингу легкости ведения бизнеса, согласно оценке ведения бизнеса, данной группой Всемирного Банка. Каждой стране присваивается соответствующая позиция в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса. Рейтинг имеет 189 позиций. Чем выше позиция страны в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса, тем благоприятнее предпринимательская среда для открытия и функционирования предприятия. Позиция каждой страны по рейтингу благоприятности условий для ведения бизнеса определяется посредством упорядочивания совокупной оценки, полученной той или иной страной по показателю удаленности от передового рубежа по десяти направлениям. Каждое из направлений состоит из нескольких показателей, имеющих равное значение для индикатора. Рейтинг для всех стран составлен по состоянию на июнь 2014 года.

В нижеприведенной таблице приводится сравнительный анализ показателей рейтинга легкости ведения бизнеса в Исландии и в России за текущий и прошлый года.

П      Показатель

         Исландия

               2015 г.

           Исландия          2               2014 г.

РА     Россия

            2014 г. 

Р           Россия

               2015 г.

         Регистрация предприятий   

31

32

58

34

        Получение разрешений на строительство   

56

56

 

172

156

        Присоединение к электрически  сетям

9

8

 

141

143

        Регистрация собственности   

23

15

17

12

        Получение кредитов   

52

45

55

61

Защита миноритарных инвесторов   

28

26

97

100

        Налогообложение   

46

45

48

49

        Международная торговля   

39

37

154

155

О     Обеспечение исполнения контрактов

3

3

14

14

Разрешение неплатежеспособности   

15

14

162

65

        Рейтинг легкости ведения бизнеса

12

11

64

62



Из таблицы видно, что Россия по многим показателям сильно отстает от Исландии. Однако, судя по рейтингам, в Исландии сложнее решаются вопросы с регистрацией бизнеса ( 23 место из 189 возможных) , в то время как Россия находится на 12. Также в вопросах регистраций предприятий и налогообложения разрыв  между показателями Исландии и России составил  3-4 условные единицы.

В рейтинге глобальной конкурентоспособности, составленном Всемирным экономическим форумом, Исландия занимает 30 место по состоянию на 2015 год. Это довольно высокая позиция, ведь исследованию подлежали 144 страны. После достижения наихудшей для себя позиции в 2009, Исландия лишь непрерывно повышалась в рейтинге. Довольно высокие показатели страны весьма уравновешены между собой, что, несомненно, является  огромным достижением страны. В некоторых сферах страна делает особенные успехи. В частности, издержки бизнеса террора является особенно сильным показателем (3 место ). Страна также делает успехи в области предотвращения незаконных выплат и взяток, занимая здесь высокую 8-ю позицию, а рейтинг борьбы с организованной преступностью занимает 6 место. Нельзя не отметить успехи страны в области борьбы  издержки бизнеса преступности и насилия ( 7 место).

Ниже приведена таблица показателей в Исландии и России за 2015 год, составляющих глобальный рейтинг конкурентоспособности. Из таблицы следует , что по всем показателям Исландия намного опережает Россию, что, несомненно, делает ее  более привлекательной для проведения бизнеса страной.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности

(Всемирный экономический форум)

Показатель

Исландия

Россия

И     Имущественное право

27

120

        Защита интеллектуальной собственности

30

102

        Утечка государственных средств

22

102

        Общественное давление политикам

27

74

        Незаконные выплаты и взятки

8

102

        Независимость судей

23

109

        Фавортизм в решениях правительственных чиновников

35

87

        Расточительность госрасходов

35

87

        Бремя государственного регулирования

41

111

        Эффективность законодательной базы в урегулировании споров

25

110

        Эффективность законодательной базы

17

99

        Прозрачность государственной политики

23

68

        Издержки бизнеса терроризма

3

104

        Издержки бизнеса преступности и насилия

7

70

        Организованная преступность

6

101

        Надежность полицейской службы

10

114

        Этическое поведение фирм

21

72

        Надежность аудита и отчетности

42

106

        Эффективность корпоративных советов

32

64

        Защита интересов миноритарных акционеров

46

118

        Прочность защиты прав инвесторов

45

98


 

Для полноты моего исследования необходимо также ознакомиться и с правовой системой Исландии. Правовая система Исландии входит в самостоятельную скандинавскую (именуемую также "северной") правовую семью.

Со времени основания исландского государства (930 г.) большое развитие получила система правовых обычаев, передававшихся из поколения в поколение сначала в устной, а затем в письменной форме. Многие из этих правовых обычаев были изложены в рукописных книгах, составлявшихся с начала XII в. и получивших название "грагас" ("серый гусь" - видимо, по цвету переплета). Некоторые из позднейших сборников исландских правовых обычаев, в частности весьма подробные "кодексы" 1235 и 1271 гг., служат ныне важным источником изучения средневекового права. После подчинения Исландии власти норвежских королей в 60-х гг. XIII в. дважды были изданы сборники законов для Исландии (1271 и 1281 гг.), однако местные жители сопротивлялись их применению, и на протяжении последующих столетий норвежские законы постепенно утратили силу и были заменены рядом законов, наряду с которыми продолжали действовать правовые обычаи, записанные в "грагас". В ходе исторического развития Исландия смогла сохранить свою самостоятельную правовую систему, хотя до 1874 г. на ее территории одновременно действовали норвежские, а затем и датские законы (с 1381 г. Исландия вместе с Норвегией оказалась под властью Дании).

Нынешняя система источников исландского права включает Конституцию 1944 г. (с последующими изменениями и дополнениями), Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы и ряд законов, которыми регулируется большинство крупных правовых институтов.      При этом сохраняют силу и отдельные законы, изданные в свое время датскими и норвежскими королями, хотя реальная сфера их применения ныне весьма мала. Президент страны может издавать временные законы, действующие в период между сессиями Альтинга. Известное развитие получила система делегированного законодательства, которое осуществляется либо в распоряжениях министров, либо в постановлениях местных властей.

Важным источником права служат также правовые обычаи, нередко весьма древнего происхождения, собранные в "грагас", и в особенности судебные прецеденты, среди которых первостепенное значение имеют акты Верховного суда, публикуемые в ежегодных сборниках. В качестве одного из источников права исландские суды могут использовать и "общие принципы права" с обязательным учетом особенностей конкретного дела. Упорядочению исландского законодательства в существенной мере способствуют предпринимаемые Министерством юстиции каждые десять лет публикации всех действующих на данный момент законов. Научные исследования в области права ведутся главным образом на юридическом факультете Исландского университета в Рейкьявике.

Информация о работе Правовые основы экономических связей России с зарубежными странами на примере Исландии