Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:10, реферат
Цель работы состоит в выявлении и анализе основных проблем развития экономических отношений России со странами СНГ.
Для достижения этих целей в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ;
- изучить цели, задачи и этапы экономического сотрудничества России с государствами-членами СНГ;
- определить основные сферы экономического сотрудничества России с государствами-членами СНГ;
- выделить системообразующие аспекты экономического сотрудничества России с государствами-членами СНГ;
- рассмотреть межрегиональное и приграничное сотрудничество с государствами-членами СНГ.
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Список литературы
В связи с кардинальным изменением производственных условий в размещении и специализации отраслей стран СНГ, отказа от сохранения прежних хозяйственных связей необходимо проинвентаризировать сдвиги в производстве государств-участников СНГ.
Межрегиональному и особенно приграничному сотрудничеству способствует развитие транспорта, обеспечение единых условий перевозок грузов и пассажиров, а также оплаты транспортных услуг.
Сдерживает
сотрудничество регионов низкий уровень
платежно-расчетных отношений, отсутствие
реального механизма
В условиях развития межрегионального сотрудничества усиливается роль общественных объединений, национальных союзов промышленников и предпринимателей, торгово-промышленных и хозяйственных палат, ассоциаций поддержки малого и среднего бизнеса, а также российских региональных ассоциаций социально-экономического взаимодействия субъектов РФ.
В целях более интенсивного межрегионального (включая приграничное) сотрудничества в СНГ, направленного на усиление интеграционных процессов, было бы целесообразно:
- разработать общий упрощенный порядок осуществления приграничной торговли и предпринимательской деятельности;
- подготовить двусторонние и многосторонние межправительственные соглашения между государствами о принципах сотрудничества приграничных регионов, предусматривающие меры по упрощению процедур оформления таможенного, пограничного, иммиграционного, ветеринарного и иных видов контроля для граждан пограничных территорий;
- разработать и утвердить гармонизированные законы о приграничных территориях с учетом многолетнего опыта европейских стран;
- создать в структуре Исполнительного комитета СНГ координирующий орган по межрегиональному и приграничному сотрудничеству;
- разработать общую концепцию сотрудничества регионов, с выделением приграничного сотрудничества.
Таким
образом, России нужно развивать
связи с СНГ, также, как и СНГ нуждается
в России. Содружество для России — это
жизненно необходимое пространство для
сохранения статуса великой державы и
для обеспечения собственного устойчивого
развития. Умело налаженные связи со странами
Содружества, могут принести России существенные
выигрыши в виде доступа к минерально-сырьевой
базе стран СНГ для укрепления собственной
ресурсной базы; расширения рынка сбыта
российской продукции; доступа к избыточной
дешевой рабочей силе стран СНГ; помогут
избежать нерациональной конкуренции
со странами Содружества в торговле сырьевой
продукцией через реализацию совместных
проектов в области переработки первичных
ресурсов. Страны Содружества, в свою очередь,
остро нуждаются в финансовом донорстве
России и преференциальном доступе на
российский рынок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Страны СНГ и Содружество в целом являются для внешней политики России стратегическим приоритетом. От того, как складываются отношения с ними, во многом зависит прочность международного положения нашего государства. Более того, развитие двусторонних отношений является непременным условием укрепления самого СНГ. Сегодня, когда интеграционные процессы в рамках Содружества, прямо скажем, "пробуксовывают", наращивание сотрудничества с государствами-участниками на двусторонней основе приобретает для нас дополнительную актуальность.
Наибольшее постоянство в сотрудничестве демонстрировали Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, которые участвовали во всех или почти во всех соглашениях. Тяготела к этому и Армения. В то же время с самых первых встреч лидеров СНГ выделилась и группа стран, не стремящихся к укреплению институтов СНГ. Это Туркменистан и Украина. Промежуточную позицию заняла Беларусь. К сферам совместной деятельности государств-членов относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.
Свободному перемещению товаров и услуг поможет ускорение реализации соглашения о создании зоны свободной торговли. Необходимо устранить технические барьеры и другие ограничения, мешающие развитию взаимных торговых связей, договориться об основных принципах координации внешнеторговой политики и защиты внутреннего рынка. Чтобы создать приоритетные условия и заинтересованность в торговых связях, требуется установить порядок взимания косвенных налогов, в том числе поэтапного сокращения и отмены НДС и акцизов на экспортируемые внутри Содружества товары и услуги, обеспечить полную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле.
Для формирования
общего рыночного пространства важно
согласование взаимосвязанных направлений
реформирования и структурных преобразований
экономики. Такую работу могли бы
проводить экономические
В истории
России первая половина 1996 г. займет особое
место. Объясняется это
Прежде всего отметим, что различные политические партии и общественно-политические течения Российской Федерации абсолютно по-разному оценивают Беловежские соглашения, заключенные руководителями России, Белоруссии и Украины. В этой связи 15 марта 1996 г. Государственная Дума России проголосовала за денонсацию Беловежских соглашений. Одновременно Думой было принято постановление о юридической силе для России итогов референдума 1991 г. (из 75,4 % участвовавших в референдуме избирателей страны 71,3 % проголосовали за сохранение Союза ССР).
Против решения Думы резко выступил Президент Б.Н. Ельцин, который обратился 17 марта со специальным посланием в Совет Федерации, признав решение Думы неправомерным. По существу разгорелся серьезный спор между исполнительной и законодательной властями. Сегодня еще трудно судить о последствиях принятого Думой решения. Очевидно, время даст ответ на все поставленные в этой связи вопросы.
Между тем интеграционные процессы внутри СНГ начали набирать свои обороты. 29 марта 1996 г. в Москве между президентами России, Казахстана, Белоруссии и Киргизии были подписаны документы, нацеленные на дальнейшее укрепление интеграции в экономической и гуманитарной областях. Президенты единодушно оценили это событие как "эпохальное", последствия которого будут иметь исключительно позитивное влияние на жизнь народов, связанных "исторически сложившейся общностью судеб". В этих документах отмечается:
1. Волею
судеб эти народы в конце
1991 г. оказались разделены
2. Договор заключен на 5 лет с автоматической пролонгацией, "если кто-то не захочет выйти из него по истечении срока". В таком случае он должен будет предупредить остальных не позднее чём за полгода. Договор открыт для вступления в него других членов СНГ.
Судя по целям, договор породил создание единого экономического пространства, общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, взаимодействие различных форм собственности.
К примеру, в статье 3 говорится, что к компетенции совместных органов Союза (Сообщества) относится определение общей политики и непосредственное управление в следующих областях: экономика, денежно-кредитное и финансовое регулирование, энергетика, транспорт, связь, обеспечение равных гарантий, прав и свобод граждан, прав национальных меньшинств, внешняя политика, экология, стандарты, безопасность и охрана границ. Для достижения этих целей стороны учреждают Высший совет, Интернациональный комитет и Парламентский конгресс.
По конкретным направлениям подписаны отдельные межправительственные соглашения. Их более 50. В частности, соглашение о взаимном упрощении порядка получения гражданства мигрантами, о свободном въезде и выезде, о признании имеющими одинаковую ценность дипломов вузов, о единой системе образования и социальной защиты населения.
Важное значение придавалось таможенному союзу. Это не означало, что на границах между странами исчезнут таможенные посты и товары свободной рекой потекут во всех направлениях. Речь шла о единой таможенной политике, унифицированных правилах доставки и досмотра грузов, их учета, взаимных расчетов и совместных мерах по борьбе с контрабандой. В военной области стороны условились обеспечивать общую безопасность, иметь единые принципы строительства, планирования и использования вооруженных сил, их участия в миротворческих операциях, а также использования элементов военной инфраструктуры в соответствии с национальным законодательством.
Серьезным шагом на пути интеграции СНГ явилось подписание в Москве президентами России и Белоруссии 2 апреля 1996 г. договора об углублении интеграции между Белоруссией и Россией. Сразу же Государственная Дума России приняла Заявление в поддержку этого Договора. Более того, депутаты Думы призвали глав государств СНГ поддержать процесс российско-белорусского сближения и присоединиться к нему "в любых приемлемых формах".
Положительные
тенденции интеграционных процессов
в странах СНГ способствовали
усилению цивилизованных отношений
и нацеливали на совместное мирное
сосуществование на всем постсоветском
пространстве. Это было весьма важно
в связи с тем, что распад СССР
и образование СНГ определили
как позитивные, так и негативные
аспекты взаимоотношений между
новыми суверенными государствами.
По мнению председателя Совета Российского
общественно-политического
На наш взгляд, известное усиление "реинтеграционных" настроений среди определенных кругов СНГ следует рассматривать не столько как укрепление этой организации как таковой, сколько как выявление реальных и потенциальных двусторонних и многосторонних связей между его субъектами, как реакцию на крайности, которыми сопровождался болезненный распад СССР в начале 90-х гг. Тенденция хотя бы к символическому преодолению отчуждения обусловлена рядом причин. Среди них: усталость и отрезвление от националистической идеологии, разочарование правящих элит бывших союзных республик масштабами западноевропейской и американской экономической помощи, ограниченные возможности самостоятельного экономического развития. Немаловажное значение имеет и серьезная ориентация на Россию определенных кругов в бывших союзных республиках.
Что же касается субъективного восприятия места России в постсоветском пространстве, то сознание российского общества во многом противоречиво, а отношение к интеграции — это достаточно сложный комплекс установок и настроений. Если судить по опросам общественного мнения, то по-прежнему сохранялся высокий уровень ностальгии по бывшей "большой" стране, сам по себе распад СССР значительной, если не основной частью населения воспринимался как зло и даже национальная трагедия. В 1996 г. шок от распада несколько смягчился пониманием того, что новое зарубежье — все-таки не то же самое, что зарубежье традиционное. Несмотря на политическую суверенизацию бывших союзных республик, введение ими своих валют, таможен и т.д., границы в рамках СНГ все-таки оставались во многом открытыми, и связи между живущими в них людьми не ослаблялись или, во всяком случае, ослаблялись не вследствие политического распада как такового. В современных условиях уже значительная часть населения выступает не за Союз в его прежних или измененных границах, а за реинтеграцию бывших советских республик.
В этой связи профессор А.М. Салнин подчеркивает, что в целом отношения России со странами СНГ в обозримом будущем могут сложиться в асимметричную систему взаимных обязательств, причем в центре этой системы в любом случае будет находиться Россия.
Проблема единения народов СНГ продолжает сегодня оставаться одной из наиболее ярких и притягательных. Поэтому предпринятые в условиях нового общественно-государственного строя России, может быть, недостаточно реальные шаги к более глубокой интеграции в странах СНГ встретили понимание и одобрение народных масс. В подтверждение объективной необходимости по реализации этих тенденций в настоящее время опубликовано немало интересных суждений. В этой связи заслуживает внимания позиция эксперта Государственной Думы России профессора Н. Зиядуллаева, высказанная в газете "Московская правда" 15 мая 1996 г.: "Трагизм возникшей в результате молниеносного распада СССР новой геополитической ситуации состоит в том, что исторически сложившаяся реальная общность людей — советский народ — оказалась искусственно разделенной по национальному и территориальному признакам. Разделенными оказались не только русский, но и все другие народы бывшего Союза. Тем не менее очень многие ошущают себя единым народом, имеют тесные родственные связи в масштабах бывшего Союза и сохраняют мощные интеграционные стереотипы. Ведь каждая вторая семья в России имеет родственников в СНГ. От дезинтеграции страдают все народы, но более других — русскоговорящее население, вынужденное тысячами бежать из бывших республик. Большинство переселенцев составляют высококвалифицированные специалисты, работавшие не только в промышленности, но и в науке, медицине, образовании. Это отрицательно сказывается на производственно-технической базе новых государств, порой приводит к остановке цехов и участков высоких технологий, снижает производительность труда, качество и конкурентоспособность продукции".