Отношение СНГ с Россией

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:10, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в выявлении и анализе основных проблем развития экономических отношений России со странами СНГ.
Для достижения этих целей в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ;
- изучить цели, задачи и этапы экономического сотрудничества России с государствами-членами СНГ;
- определить основные сферы экономического сотрудничества России с государствами-членами СНГ;
- выделить системообразующие аспекты экономического сотрудничества России с государствами-членами СНГ;
- рассмотреть межрегиональное и приграничное сотрудничество с государствами-членами СНГ.

Оглавление

1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

ГОУ СПО Алапаевский Индустриальный Техникум.docx

— 114.18 Кб (Скачать)

-  гармонизация технических регламентов и нормативных документов на основе международных стандартов, метрология и оценка соответствия и аккредитации;

-  проведение согласованной политики информационного обеспечения в области разработки и использования национальных, межгосударственных и международных стандартов;

-  развитие стандартизации в приоритетных отраслях экономики;

-  гармонизация процедур оценки соответствия на основе международных стандартов и требований относительно маркировки Единым знаком доступа на рынок;

-  активизация деятельности соответствующих структур по охране и защите прав интеллектуальной собственности;

-  совершенствование санитарных и фитосанитарных норм.

Развитие  взаимодействия в области статистики будет направлено:

-  на внедрение комплекса статистических классификаторов, унифицированных с международными стандартами;

-  согласование и внедрение единых принципов создания статистических регистров экономических единиц на территории государств - участников СНГ.

Для обеспечения  конкурентоспособного характера развития экономики государств - участников СНГ и защиты интересов их граждан  сотрудничество в области антимонопольной  и конкурентной политики предполагается развивать по следующим направлениям:

-  совершенствование правовых и регулятивных аспектов конкурентной политики на основе общепринятых международных норм и правил;

-  проведение антимонопольными органами совместных расследований деятельности транснациональных корпораций, наносящих ущерб государствам - участникам СНГ;

-  обеспечение равных условий конкуренции при внешнеэкономических сделках;

-  противодействие распространению недобросовестной и заведомо ложной рекламы на территории государств - участников СНГ;

-  обеспечение гражданам государств - участников СНГ равных возможностей по защите прав потребителей;

-  учет принципов конкуренции при разработке мер регулирования в различных секторах экономики;

-  содействие развитию кооперационных связей и консолидации активов экономических операторов государств - участников СНГ в целях повышения конкурентоспособности производимой ими продукции на мировом рынке, не допуская при этом существенного ограничения конкуренции и монополизации товарных рынков.

В целях  углубления межрегионального и приграничного  сотрудничества, являющегося одним  из факторов экономического роста, взаимодействие государств - участников СНГ в предстоящий  период будет направлено:

-  на постепенное формирование межгосударственного регионального рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы;

-  установление прямых экономических связей между регионами;

-  развитие приграничной торговли;

-  содействие созданию на приграничных территориях особых или специальных экономических зон;

-  осуществление совместных инвестиционных проектов;

-  расширение сотрудничества в области сельского хозяйства, транспорта, информационных технологий и связи;

-  оптимальное экономическое использование приграничных территорий, развитие на этих территориях производственной и социальной инфраструктуры;

-  проведение на приграничных территориях совместных мероприятий по мониторингу и охране окружающей среды, обеспечению санитарной охраны территорий, предотвращению заноса заразных болезней животных;

-  развитие приграничного туризма.

В сфере  социальной политики предполагаются совершенствование  взаимодействия в области охраны здоровья и медицинского обслуживания населения, обеспечение социальных гарантий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, лиц, приравненных к ним, участников боевых действий, а также дальнейшее развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в социальной сфере и обеспечивающей соответствующие  социальные гарантии гражданам государств - участников СНГ.

Основными направлениями в области образования  и науки являются:

-  гарантированный равноправный доступ к образованию и содействие возможности получения высокого качества образования каждым гражданином в течение всей его жизни;

-  расширение взаимодействия в научно-технологической, информационной, образовательной и других сферах гуманитарного сотрудничества;

-  расширение возможностей подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, аттестации научных и научно-педагогических кадров;

-  обеспечение в соответствии с применимыми международными договорами взаимного признания и эквивалентности документов о высшем образовании и ученых степенях.

Таким образом, государства - участники СНГ  будут содействовать доступу  к национальным и мировым рынкам товаров, услуг, технологий, инноваций, финансов, а также развитию секторальных рынков, прежде всего энергоресурсов и аграрного, в том числе для  продвижения продукции совместного  производства на рынки третьих стран.

5. МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ  И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО  С ГОСУДАРСТВАМИ – ЧЛЕНАМИ  СНГ

экономический сотрудничество товарооборот миграционный

В связи  с развитием демократических  принципов управления государствами, приобретением большей самостоятельности  их территориальных образований, углублением  и расширением торгово-экономических, производственных, культурных, научно-технических  и других связей между регионами  многих государств в последние годы все более усиливается проблема межрегионального сотрудничества. Учитывая нарастающие тенденции усиления межрегиональных связей в мировом хозяйстве, можно ожидать, что XXI век станет эпохой регионального сотрудничества. В рамках сотрудничества регионов многих стран осуществляются активные связи между хозяйствующими субъектами, создаются межрегиональные рынки, решаются задачи повышения эффективности национальных экономик.

В мире идет интенсивный процесс региональной организации межрегионального сотрудничества, особое внимание уделяется приграничному сотрудничеству, как наиболее активной форме межрегиональных отношений. В ООН и ЕС созданы специальные международные советы и комиссии по данной проблеме, регулярно проводятся международные конференции, семинары и симпозиумы по обобщению опыта и выработке рекомендаций по межрегиональному сотрудничеству.

В рамках развития общемирового процесса межрегиональных  связей основой углубления интеграции в СНГ в XXI веке может также  стать межрегиональное сотрудничество.

В настоящее  время в Содружестве Независимых  Государств сотрудничество регионов осуществляется с разной степенью интенсивности  и определяется политикой каждой страны, возможностью удовлетворения взаимных потребностей регионов в товарах  и сырье.

Межрегиональное сотрудничество в СНГ имеет объективную  основу в виде взаимодополняющих  производств и общих технологий, ранее действующих в составе  единого народнохозяйственного  комплекса, традиционных культурных и  общественных связей и пока не забытого общего русского языка для общения.

В последнее  время стали активно сотрудничать регионы Российской Федерации, Беларуси, Украины, Казахстана, Киргизии с другими  регионами из стран Содружества.

Так, на конец 2001 года субъектами Российской Федерации было заключено 963 договоров и соглашений с административно-территориальными образованиями (АТО) стран СНГ. Наиболее активно работают со странами СНГ г. Москва – 62 соглашения, Оренбургская область – 62, Ярославская область – 44, Ростовская область – 56, Тюменская область – 35, г. Санкт-Петербург – 34, Омская область – 32. В числе перечисленных субъектов г. Москва имеет договора и соглашения о сотрудничестве с АТО практически всех стран СНГ. В Оренбургской области более одной трети соглашений заключены с АТО Республики Казахстан, которая является приграничной территорией. Много договоров и соглашений субъекты РФ заключили с АТО Украины. В значительной мере здесь лидируют приграничные к Украине регионы России (Ростовская область - 26 соглашений, Брянская область - 21, Белгородская область - 13). На республику Казахстан приходится 20,9% всех соглашений, Республику Беларусь - 20,6%, Республику Узбекистан - 8,7% и Республику Кыргызстан - 4,9%. Удельный вес остальных республик колеблется от 2 до 4%.

Правительство Украины, руководители ее разных министерств, ведомств, крупных коммерческих структур и администрации территориальных  образований подписали с регионами  России почти 240 разных документов. Приграничные с Украиной регионы России (Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская и  Ростовская области) заключили Договор, подписали соглашения и протоколы  о намерениях с Правительством Украины, министерствами и руководителями администраций  почти всех областей Украины, в том  числе с сопредельными областями (Донецкой, Запорожской, Луганской, Сумской, Харьковской и Черниговской). Из 45 подписанных между ними соглашений - 18 или 40% относятся к сопредельным областям Украины. Приграничная проблема отражена также в многостороннем Соглашении между руководителями приграничных областей Российской Федерации и  Украины об организации и деятельности российско-украинской Ассоциации экономического и научно-технического сотрудничества - "Российско-Украинский Союз".

В свою очередь, регионы Украины осуществляют межрегиональное сотрудничество, кроме  России, с 6-ю областями Беларуси, 8-ю областями Казахстана, Азербайджаном, Арменией, Грузией, 4-мя областями Узбекистана. Области Казахстана развивают торгово-экономические  и кооперационные связи с регионами  России, Киргизии, Узбекистана, Украины, Таджикистана.

В Регионах СНГ действуют многие совместные предприятия на основе кооперационных поставок, развивается общая инфраструктура внешнеторговых связей. Активно создаются  межгосударственные финансово-промышленные группы. Например, "Интерагроинвест" (Пермская область России и Беларусь), "Интерсвинецаккумулятор" (Хабаровский край и Иркутская область России и Павлодарская область Казахстана).

В каждой стране СНГ можно выделить регионы  наиболее активно участвующие в  торгово-экономическом сотрудничестве с другими регионами СНГ. Так, в России из 89 субъектов на 10 ведущих регионов (г. Москва, Тюменская область, г. С-Петербург, Красноярский край, Свердловская, Московская, Иркутская, Челябинская, Пермская, Нижегородская области) приходится почти 70% общего товарооборота со странами СНГ; в Украине – на 5 областей – 80%, Казахстане – на 4 области - 72%.

Весомую роль в развитии межрегионального сотрудничества в СНГ имеют программы межрегионального и приграничного сотрудничества, которые были подписаны Российской Федерацией с Украиной и Казахстаном.

Сейчас  в регионах стран СНГ формируется  практически весь товарооборот Содружества. В тоже время во внешнеэкономической  деятельности административно-территориальных  образований и их хозяйствующих  субъектов накопилось много проблем, требующих совместного решения.

Необходимо  признать существенные расхождения  в характере государственного устройства и рыночных режимов в государствах Содружества, что значительно затрудняет межрегиональное сотрудничество. Если в России регионы относительно экономически самостоятельны и их сотрудничество практически полностью обеспечено необходимой нормативно-правовой базой (включая договора и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, федеральные законы "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ", "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и др.), то во многих других странах внешнеэкономические связи строго контролируются государствами. В этих условиях целесообразно торгово-экономические отношения регионов перевести на долгосрочную основу путем разработки совместных региональных целевых программ.

Требуется провести работу по гармонизации национальных законодательств стран СНГ в части расширения полномочий регионов в области торгово-экономического и кооперационного сотрудничества.

Информация о работе Отношение СНГ с Россией