Особенности направления развития мировой экономики и кризис 2006-2010 гг. на примере Казахстана и Швейцарии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:13, реферат

Краткое описание

нализ современной мировой экономики и происходящих в ней интеграционных процессов позволяет выделить две основные тенденции. Одна из них – количественный рост стран, объединенных в различные международные экономические союзы и другие международные экономические альянсы, что является свидетельством нарастающей глобализации экономики. Другая тенденция – непрерывное совершенствование форм и методов реализации мировой экономической интеграции, что говорит о происходящих в этом процессе глубоких качественных изменениях.

Файлы: 1 файл

реферат мэ и мэо.docx

— 97.32 Кб (Скачать)

     Одновременно  банк «Кредит Суисс» отказался от прямой правительственной помощи, но решил привлечь к своей рекапитализации  частных инвесторов. Капитал банка  в октябре прошлого года был увеличен на 10 миллиардов швейцарских франков. При этом доля катарского холдинга Qatar Holding LLC. составила примерно 3,2 миллиарда  швейцарских франков.

     Принятые  меры по финансовому оздоровлению сняли  остроту ситуации на швейцарском  финансовом рынке, но не решили проблему полностью. Оба крупнейших банка  страны закончили 2008 г. с большими убытками, приступили к сокращению своих работников, приняли программы по экономии расходов. Главные менеджеры двух банков открыто  отказались от бонусов по итогам 2008 года.

     Швейцарский национальный банк, со своей стороны, в целях преодоления последствий  кризисных явлений для Швейцарской  экономики, начиная с октября 2008 г. начал смягчать денежно-кредитную  политику. Целевой диапазон трехмесячной ставки «либор» был снижен в три  этапа с 3%-2,5% до 0,5%-1%. А 12 марта 2009 г. базовая  процентная ставка была понижена еще  на 0,25 п.п. В условиях нарастания экономической  рецессии в стране Швейцарский национальный банк приступил 12 марта 2009 г. к масштабным интервенциям на международном валютном рынке с целью девальвирования  швейцарского франка, что должно по идее привести к росту конкурентоспособности  национальных экспортеров и, соответственно, к стимулированию внутреннего производства. Однако эффект валютных интервенций  Швейцарского национального банка  может оказаться недостаточным  для решения этой задачи.[7]

     В середине ноября 2008 г. швейцарское правительство  приняло пакет мер, направленных на поддержание уровня занятости  и загрузки предприятий в стране в условиях международного конъюнктурного кризиса. На эти цели было запланировано  направить до 1,5 млрд. шв. франков. При  этом правительство исходило из того, что на тот момент мировой финансовый и экономический кризис не столь  сильно затронул экономику Швейцарии, как экономики других развитых стран.

     Решая вопрос о симулировании инвестиционного  процесса в стране, швейцарское правительство  руководствуется положениями Закона «О бюджете», в соответствии с которым  правительство должно планировать  государственные расходы, исходя из предполагаемых доходов с учетом конъюнктурных факторов, при этом расходы бюджета должны равняться  доходам в долгосрочной перспективе. В результате правительство, согласно существующим прогнозным оценкам, может  увеличить расходы бюджета страны в 2009 г. почти на 1 млрд. шв. франков (примерно 650 млн. евро). Реализация правительственных  антикризисных мер была разделена  на три фазы.

     Первая  фаза начала действовать с 1 января 2009 г. На этом этапе расходы бюджета  были увеличены на 350 млн. шв. франков. Из них 205 млн. шв. франков направлены на увеличение финансирования уже реализующихся государственных проектов в сфере транспорта, образования, сельского хозяйства и обороны (финансирование было ранее урезано); 66 млн. шв. франков – на проекты по защите от паводков и стихийных бедствий; 45 млн. шв. франков – на поддержание жилищного строительства, прежде всего энергетическую и другую реконструкцию зданий, что должно привлечь до 400 млн. шв. франков дополнительных частных инвестиций; 20 млн. шв. франков – на программы реконструкции государственных общественных зданий и 5 млн. шв. франков – на увеличение финансирования программ поддержки экспорта.[3]

     Кроме того, косвенной правительственной  мерой стимулирования экономического роста стало принятие решения  возвратить, начиная с 1 января 2009 г., 650 предприятиям так называемых «резервов  трудоустройства», что дополнительно  дает в производство 550 млн. шв. франков  для реализации инвестиционных проектов. Указанные резервы добровольно  перечислялись предприятиями на специальные счета, и должны были быть использованы для поддержания  необходимого уровня занятости и  работоспособности предприятия  в случае неблагоприятных конъюнктурных  изменений. При этом сумма отчислений вычиталась из налогооблагаемой базы предприятия. Данная форма налоговых  льгот была отменена проведенной  в первом полугодии 2008 г. налоговой  реформой.

     Второй  пакет антикризисных мер был  принят с учетом дальнейшего ухудшения  экономической ситуации в стране в начале 2009 г. Правительство своим  решением от 11 февраля 2009 г. утвердило  второй транш антикризисного финансирования, который предусматривает дальнейшее увеличение государственных расходов на 700 млн. шв. франков. Из них 530 млн. шв. франков планируется направить  на финансирование инфраструктурных проектов. Кроме того, с целью предотвращения волны возможных увольнений на швейцарских  предприятий планируется увеличить  максимальный срок господдержки работников при неполной занятости с 12 до 18 месяцев.

     Третья  фаза антикризисных мер находится  еще на стадии проработки. Она направлена на поддержание уровня частного потребления  за счет снижения налогового бремени. Главная цель при этом – стимулировать  внутренний спрос. Реформа системы  налогообложения должна принести домашним хозяйствам Швейцарии дополнительно  около 1,2 – 1,3 млрд. шв. франков. Эти предложения  швейцарского правительства получили одобрение со стороны миссии МВФ, которая посетила Швейцарию с 25 февраля  по 9 марта 2009 г.с целью составления  ежегодного доклада по швейцарской  экономике. В случае, если изменения  в законодательства страны достаточно быстро получат одобрение парламента Швейцарии, эффект от применения данных мер должен быть получен в 2010-2011 гг. По оценкам швейцарского правительства, сложившаяся к настоящему моменту  ситуация не требует немедленной  реализации данных мер. Но нельзя исключать  того, что при ухудшении экономического положения в стране потребуются  дополнительные стимулы для оживления  национальной экономики.[1] 

             2.2  Мировой экономический  кризис в Казахстане 

     По  оценке Всемирного банка настоящий  мировой финансовый кризис является сильнейшим с момента Большой  депрессии экономики США. Мир  столкнулся со сложнейшей рецессией  на кредитных рынках. Мировая экономика  буквально остановила свой рост уже  во второй половине 2008 года. За один год  рост мирового ВВП снизился до 2 % в  сравнении со средним ростом в 5 % за 2003-2007 годы. После крупного снижения мирового экспорта в 1982 году, настоящий  кризис стал очередным обвалом мировых  торговых потоков, намеченных на 2009 год. ВВП богатых стран в 2009 году сократится на 3,8 % по сравнению с ростом в 0,9 % в 2008 году. Особенно тяжело переносят  кризис развивающиеся страны. Хотя кризис и начался в развитых странах, он особенно сильно бьет по слабым рынкам бедных стран через торговые и  финансовые потоки. К примеру, рост экономики в странах Северной Африки упадет с 5,5 % в 2008 году до 1,7 % в 2009-м. Казахстан считается страной с рыночной транзитной экономикой и относится к группе стран постсоветского пространства со средними доходами. В отличие от развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки с низкими показателями доходов населения и благосостояния в целом, Казахстан обладает более развитой социально-экономической инфраструктурой, мощным сырьевым потенциалом, а также высокообразованными человеческими ресурсами. Такая позиция выводит Казахстан на уровень выше развивающихся стран с аналогичным уровнем ВВП. В целом в ряде развивающихся стран наблюдается снижение фискальных показателей в связи с уменьшением внутренних государственных доходов, увеличением расходов на антикризисные социальные программы, а также ухудшением условий торговли для экспортеров ТНП. Хотя финансовые ресурсы для государственных заемщиков с начала 2009 года стали более доступными, условия инвестирования корпоративных секторов слаборазвитых стран остаются сложными. Потоки совокупных частных капиталов в развивающиеся экономики снизились с 7,3 % ВВП в 2007 году до 4,9 % в 2008-м, и прогнозируются в виде отрицательного сальдо в 2009 году. Меры по устранению бедности в мире также замедлились в результате продовольственного и финансового кризисов. По данным Всемирного банка в текущем году бедность в мире снизится, однако, еще около 55 млн. людей будут жить на менее чем 1,25 долларов в день, чем ожидалось в предкризисный период. Цель развития тысячелетия номер 1 по снижению бедности остается достижимой, но кризис создает новые предпосылки риска. Официальная поддержка населения бедных стран должна быть увеличена в связи с кризисом. Мир должен действовать решительно в вопросе поддержки стран с низкими доходами, которые не могут самостоятельно справиться с кризисом, возлагая бремя проблем на беднейшие слои населения. Данный факт обуславливает важность увеличения официального содействия. При этом экономические политики разных стран должны быть адаптированы к условиям развития каждой отдельно взятой страны. Лидеры стран также не должны откладывать на потом рассмотрение долгосрочных приоритетов развития. Неустойчивые субсидии должны быть ликвидированы, а схемы по социальной защите населения перенастроены. Правильно нацеленные, гибкие меры, такие как поддержка прямых доходов (включая условные наличные трансферты, такие как мексиканский «Progresa/Oportunidades» и бразильский «Bolsa Escola»), а также программы по социальному обеспечению безработных (такие как, программы по предотвращению голода в Северной Африке) помогают людям при ограниченных государственных расходах. Комплексные действия должны быть также направлены на решение проблем в банковском секторе. Политика, направленная на усиление финансовой системы должна быть приспособлена к следующим 4 направлениям: поддержка частных институтов, укрепление планирования в непредвиденных обстоятельствах и кризисный менеджмент, смягчение рисков при международных операциях и равномерном распределении, ориентирование макроэкономического регулирования на финансовый мониторинг. Как и в других странах, особо пострадавшими секторами экономики Казахстана в результате финансового кризиса являются строительство и рынок первичной недвижимости. В этой связи роль банковского сектора в условиях кризиса имеет первостепенное значение, в том числе для строительной индустрии. Для преодоления недоверия потенциальных покупателей первичной недвижимости к застройщикам и активизации рынка недвижимости можно применить инструмент «депозитного» строительства. Покупатель строящегося жилья вносит деньги на депозит в банке второго уровня, в свою очередь банк финансирует строительство жилья. При этом покупатель недвижимости не только минимизирует свои риски (за исключением девальвации национальной валюты), но и получает депозитные проценты прибыли. Таким образом, макроэкономическая политика Казахстана должна быть направлена на повышение уверенности игроков финансового рынка, а также на блокирование спада в реальной экономике в соответствии с экономической спецификой страны. Страны с большим потенциалом могут иметь дополнительное пространство для маневров в монетарном и фискальном стимулировании экономики, в том числе и Казахстан. Так в этом году некоторые развивающиеся рынки стран предприняли шаги по стимулированию экономической активности посредством расширения монетарной и фискальной политики. Экономика Казахстана находится в более выгодном положении, нежели экономики бедных развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Казахстану необходимо форсировать развитие экспорта, провести трансформацию социальных программ поддержки населения, снижать влияние внешних корпоративных заимствований, повышать уверенность игроков финансового рынка, расширять монетарное и фискальное стимулирование экономики, направить усилия на решение социальных проблем и бороться с безработицей. Основными антикризисными мерами в соответствии с планом действий по стабилизации экономики должны стать: поддержка макроэкономической стабильности, стабилизация финансового сектора, активная индустриализация, решение проблем на рынке недвижимости, поддержка малого и среднего бизнеса, реализация программы 30 корпоративных лидеров, реализация инновационных проектов, развитие АПК, обеспечение занятости уязвимых слоев населения.

     Антикризисная программа Казахстана Три миллиарда долларов на поддержку рынка недвижимости, по одному миллиарду малому и среднему бизнесу, сельскохозяйственному комплексу и инновационно-индустриальному сектору, один миллиард банкам и еще три миллиарда долларов для кредитования экономики и бизнеса. Таковы основные параметры антикризисной программы Казахстана. Их сегодня огласил Нурсултан Назарбаев. Президент провел в "Ак Орде" первое заседание Совета национальных инвесторов. Глава государства обсудил с крупнейшими представителями отечественного бизнеса план преодоления последствий мирового финансового кризиса. Сегодня штормит весь мир. В самых, казалось бы, богатых государствах терпят бедствие крупнейшие финансовые и промышленные гиганты, сотни тысяч человек остались без работы, сокращения продолжаются. Казахстану по-прежнему удается оставаться на плаву. Хотя по нашей республике первая волна глобального кризиса ударила еще в прошлом году. Сейчас мировая экономика разбушевалась еще сильнее, и государство вынуждено усиливать свою роль в стабилизации рынка. В октябре Нурсултан Назарбаев объявил, что Казахстан выделит на поддержку своей экономики десять миллиардов долларов. Сегодня Президент уже в деталях расписал, куда будет направлена эта внушительная сумма. Первый пункт – обеспечение стабильности финансового сектора. Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан: – Три основные меры. Первое – это гарантирование вкладов населения до 5 миллионов тенге. Таким образом, мы охватили 99% наших вкладчиков. Вторая мера – дополнительная капитализация крупнейших отечественных банков. Мы сегодня достигли принципиального согласия, и фонд "Самрук-Казына" представит дополнительный капитал четырем крупнейшим банкам. Государство покупает у них 25% простых акций за 1 миллиард долларов. Еще три миллиарда американских долларов будут представлены банкам через другие инструменты для финансирования экономики и бизнеса. Хочу четко предупредить, что банкам, как мы уже говорили, придется взять часть убытков на себя. В хорошие времена хорошо заработали. В тяжелое для страны время мы все должны это бремя нести вместе. Третья мера – поддержка банковской системы за счет работы фонда стрессовых активов. По моему поручению фонд уже создан. Его задача заключается в том, чтобы освободить банки от проблемных кредитов, помочь им очистить свой баланс. Все эти меры должны обеспечить укрепление финансового состояния наших банков и финансовой системы в целом. Граждане нашей страны, предприниматели и инвесторы должны быть уверены, что банковская система Казахстана будет нормально работать, выполнять свои обязательства по мере возможности и необходимости. С другой стороны, акционеры банков также должны продолжать вкладывать деньги в укрепление своих банков. Или будут продолжать реализовывать активы, которые у них есть, или другие накопления. Только тогда будут работать все наши меры, если будет встречное движение, и мы будем вместе стараться сделать это. При этом хочу сказать: средства, которые мы вкладываем в банковскую систему, это не подарок банкам. Все они до тенге возвратные средства. Чтобы население знало, не спекулировало вокруг этого, и все банкиры знали. Как известно, это бюджетные деньги, то есть народные, они будут возвращены государству с прибылью, как только ситуация стабилизируется. Все выделяемые из Национального фонда средства для банков должны использоваться строго по назначению. Мы не допустим, чтобы эти деньги были использованы в каких-то других интересах акционеров и владельцев банков, а направлялись туда, куда правительство скажет. Из числа правоохранительных контролирующих органов мы создадим специальную группу отслеживания и выявления. Поэтому я вас предупредил. За этим будем смотреть очень строго. Особое внимание Президент уделил пенсионным фондам. Нурсултан Назарбаев развеял слухи о том, что накопления населения могут пострадать. Общий объем пенсионных активов казахстанцев уже составляет 1 триллион триста миллиардов тенге. Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан: - Падение стоимости ценных бумаг, конечно, отрицательно сказалось на доходности пенсионных фондов, но вкладчики и здесь не должны волноваться. Государство по закону гарантирует полный объем накоплений, а также компенсирует влияние инфляции. Второй пункт антикризисного плана – поддержка рынка недвижимости. Он, как отметил Президент, стал настоящим "клубком" проблем, вокруг которого сконцентрированы интересы и банков, и строительных компаний, и прежде всего населения. Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан: – Поэтому я поручаю правительству в рамках программы стабилизации выделить до 3 миллиардов долларов на решение проблем жилищного строительства и ипотечного кредитования. В целом надо обеспечить население доступной ипотекой и ценами на жилье. Опять хочу внести ясность, что и строительным компаниям придется взять на себя часть убытков, цены, конечно, будут не те, которые хотели бы вы получить. Третья сфера, которая получит дополнительную поддержку от государства – малый и средний бизнес. В нем сейчас трудятся почти два миллиона казахстанцев, а всего от деятельности предпринимателей зависит благополучие как минимум семи миллионов наших граждан. Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан: – Я поручаю правительству поддержать данный сегмент экономики и выделить на это не менее 1 миллиарда долларов. Фонду "Самрук-Казына" нужно привлечь средства из дополнительных источников для финансирования и поддержки малого и среднего бизнеса, при этом должна быть обеспечена доступная процентная ставка. Во-вторых, малый и средний бизнес нужно поддержать через механизм закупок у них товаров, работ и услуг. Это касается всех государственных органов и национальных компаний. Два дня назад я подписал закон о госзакупках, который позволяет это сделать. Государство не обойдет стороной и агропромышленный комплекс. Сегодня Казахстан по-прежнему импортирует мясную и молочную продукцию. Хотя у страны есть все возможности для полного продовольственного самообеспечения. Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан: - Правительству на развитие агропромышленного комплекса направить 1 миллиард долларов. При этом в трехлетнем бюджете на 2009-2011 годы сохраняется программа три миллиарда. То есть каждый год по одному миллиарду. Получается, за три года четыре миллиарда. Мы этого никогда не делали.

     Деньги  должны быть доступны широкому кругу  предпринимателей и сельхозтоваропроизводителей. Пятая и заключительная часть  президентского плана посвящена  инновационным, индустриальным и инфраструктурным проектам Казахстана. Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан: –  На диверсификацию нашей экономики  будет выделено один миллиард долларов на прорывные проекты. Особо важный вопрос - инфраструктура. В период бурного  роста экономика уперлась в ограничения  по инфраструктуре. Поэтому у нас  сейчас есть возможность воспользоваться  и подготовить все необходимое  для дальнейшего роста. И последнее. Главное сейчас - пройти без сильных потерь сложнейший этап в нашей жизни. Для этого все должны очень прагматично поработать и каждый тенге расходов направлять туда, куда нужно. Всем необходимо войти в жесткий режим экономии. Я хочу сказать откровенно вам и нашему населению: действительно мы попали в сложнейший период не только мы, весь мир. Если сравнить с Америкой и Европой, наверное, мы в лучших условиях, чем они. И вместе со всем миром мы переживаем эти трудности. Пока мы не видим, когда кончится кризис. Одни говорят, что это закончится, как и началось, другие говорят, что год-полтора надо выходить. Третьи говорят, что выход тоже будет сложный. Никто точно не может сказать, ни один великий эксперт, ни один великий ученый-экономист. Поэтому, не уповая на прогнозы, мы должны с вами работать. Я хочу обратиться ко всем отечественным инвесторам и населению. Сейчас именно то время, когда необходимо всем объединиться, сообща решать проблемы, решать проблемы страны, банковского сектора и наших граждан. Надо правильно воспринять стоящие вызовы, приложить все усилия, чтобы сохранить рабочие места, не сильно ущемить наших людей по зарплате. Именно в этом должен заключаться наш основной вклад в преодоление кризиса. Кризис не вечен. За ним стоит рост экономики. Китайцы говорят: когда дует сильный ветер, нужно строить не стены, а ветряные мельницы. Ветер дует сегодня, но стены наши крепкие. Несмотря на всю сложность возникших проблем, Казахстану они по-плечу, заверил Президент. За годы бурного развития мы накопили достаточно ресурсов, чтобы успешно пережить мировой экономический шторм. Бизнесмены с Президентом солидарны. Азат Перуашев, Председатель правления НЭП "Атамекен": - Те задачи, которые поставил Президент для нацэкономики, ту поддержку, которая по его поручению будет выделяться сегодня правительством, в совокупности создает надежную платформу, для того чтобы этот период кризиса пережить с меньшими издержками. Глава государства однозначно заявил, что да, будут потери, и надо банкам и бизнесу понять, что потерь в этой ситуации не избежать. Надо к ним быть готовым с одной стороны, с другой - использовать этот период, чтобы перестроить экономику, модернизировать и на этапе завершения кризиса выйти уже с базой, которая бы обеспечила быстрый и бурный рост. Владимир Дворецкий, председатель республиканского Союза промышленников вторичной металлургии: - Он дал четко понять, что кризис рождает победителей. Этими победителями могут стать и отдельные компании, этими победителями должно стать наше государство в целом и такой потенциал, безусловно, есть. Мы уже далеко не то, что начинали рыночные преобразования, мы многому научились, у нас большой потенциал, не просто сырьевой потенциал, кадровый – у нас профессиональные менеджеры, сильно развитая финансовая система. На основе президентского плана правительство должно разработать антикризисную программу Казахстана. Теперь в ней будут учтено и мнение бизнесменов, а заседания Совета национальных инвесторов Нурсултан Назарбаев предложил проводить на регулярной основе. "Ак Орда", 21 ноября

Информация о работе Особенности направления развития мировой экономики и кризис 2006-2010 гг. на примере Казахстана и Швейцарии