Используя 
свое узловое географическое положение, 
Казахстан имеет все необходимые 
ресурсы и потенциал, чтобы занять ведущие 
позиции в формирующемся евразийском 
экономическом пространстве. 
     На 
современном этапе национальные 
экономики, стремясь интегрироваться 
в мирохозяйственные системы, активно 
развивают внешнеэкономическое 
сотрудничество и принимают участие в 
глобальных и региональных экономических 
процессах. Развитие регионального сотрудничества 
и интеграционного взаимодействия является 
своего рода формой противостояния внешнему 
влиянию различных центров силы. 
     На 
сегодня Казахстан является активным 
участником ведущих региональных объединений, 
таких, как ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС и 
СВМДА, выступает с инициативами, 
направленными на укрепление мер доверия 
в регионе. 
     В 
связи с этим важным приоритетом 
внешнеэкономической стратегии 
Казахстана является дальнейшее развитие 
интеграционного сотрудничества – 
как со странами СНГ, так и в 
рамках других объединений.
     Актуальное 
значение приобретает реализация выдвинутых 
Президентом РК инициатив по формированию 
Евразийского союза, углублению интеграции 
в рамках ЕврАзЭС, созданию Союза 
центральноазиатских государств.
     Как 
известно, Казахстан выступает движущей 
силой экономических реформ в Центральноазиатском 
регионе. Регион Центральной Азии, имеющий 
свою историю и специфику развития, становится 
одним из важнейших факторов, обеспечивающих 
региональную безопасность. Приоритет 
здесь отдается трем направлениям – противодействию 
новым вызовам и угрозам, экономическому 
сотрудничеству, взаимодействию в области 
человеческого развития. 
     В 
условиях глобализации важное значение 
приобретает дальнейшее развитие регионального 
сотрудничества государств СНГ. Расширение 
взаимовыгодных связей, углубление взаимодействия 
во всех сферах экономики и общественной 
жизни стран 
     Содружества 
являются главными условиями повышения 
уровня их 
конкурентоспособности и успешной интеграции 
в мировое сообщество. 
     Между 
тем, создание конкурентоспособной, инновационной 
экономики, внедрение передовых 
форм и методов корпоративного управления, 
соответствующих мировым стандартам, 
являются на современном этапе необходимыми 
условиями вхождения стран в 
категорию успешно развивающихся, 
развитие и поиск новых форм международного 
взаимодействия, которые обеспечивают 
устойчивость развития страны. В современных 
условиях только через создание эффективных 
механизмов, способствующих реализации 
национальных интересов в рамках международного 
сотрудничества, можно адекватно ответить 
на вызовы глобализации и занять выгодную 
нишу в мировом экономическом раскладе 
на фоне усиления глобальной конкуренции.
     Сегодня 
республика вышла на траекторию стабильного 
устойчивого развития, сформировав базу 
для повышения уровня конкурентоспособности 
национальной экономики, что, в частности, 
было достигнуто путем активизации международного 
сотрудничества и гармоничной интеграции 
в мировую экономику. 
     В 
перспективе ожидается концентрация 
ресурсов на приоритетных направлениях 
и создание условий для межрегиональной 
кооперации и стратегического партнерства 
власти, бизнеса и общественных институтов 
в рамках инновационной модели развития, что позволит 
сформировать новые инновационные технологии 
управления развитием территорий, работающие 
на повышение конкурентоспособности страны. 
     В 
связи с этим необходимо принять 
дальнейшие меры, направленные на решение 
важнейших задач, поставленных Президентом 
Республики – диверсификации экономики 
республики и повышения уровня ее конкурентоспособности. 
     В 
данном контексте Казахстан пытается 
выстроить новую экономическую 
политику, направленную на активизацию 
и стимулирование инновационных 
процессов и национального научнотехнического 
потенциала, внедрение новых технологических 
укладов, освоение новых переделов 
в обрабатывающей промышленности. 
    - Современные 
    тенденции развития 
    Швейцарии
 
 
     Швейцария 
бедна природными ресурсами, если не 
считать гидроэнергии. Тем не менее 
это процветающая страна, во многих 
отношениях самая богатая в Европе, 
прежде всего благодаря высокому 
развитию обрабатывающей промышленности 
и сферы услуг (особенно большое 
значение имеет туризм). В период 
1950–1990 экономика стабильно развивалась, 
безработица удерживалась на низком 
уровне, инфляция сдерживалась Швейцарским 
Национальным банком, а спады деловой 
активности были непродолжительными. 
Экономический спад, охвативший большинство 
стран Европы в начале 1990-х годов, 
сказался и на Швейцарии: безработица 
достигла наивысшего уровня после 1939, 
темпы инфляции возросли. Тем не менее 
уровень жизни в стране оставался по-прежнему 
очень высоким. ВВП Швейцарии за 1999 год 
составил 395 миллиардов швейцарских франков 
(т.е.US$ 272 миллиарда); доход на душу населения 
в том же году составил 51 164 (US$ 35 303) швейцарских 
франка.
      
Высокий уровень жизни швейцарского 
населения был достигнут благодаря 
широкомасштабному развитию различных 
отраслей промышленности. Мировую 
известность завоевала швейцарская 
часовая промышленность, сконцентрированная 
преимущественно в западной части 
страны (Ла-Шо-де-Фон, Невшатель, Женева) 
и Шаффхаузене, Туне, Берне и 
Ольтене. В 1970-х годах из-за 
конкуренции стран Восточной 
Азии эта отрасль экономики 
Швейцарии переживала тяжелый 
кризис, но в 1980-х годах его 
удалось преодолеть за счет 
выпуска недорогих электронных 
часов. [1]
      
Для промышленности Швейцарии 
характерно немассовое производство 
высококачественных изделий на 
экспорт. Страна специализируется 
на производствах высококачественных 
дорогих изделий, требующих немного 
сырья, но большого труда. Такому 
направлению развития промышленности 
способствовало и то, что страна 
располагает высококвалифицированной 
рабочей силой. 
      
Высокое качество промышленных 
изделий объясняется тем, что 
здесь широко поставлена научно-техническая 
разработка их новых видов. 
Решающее значение имеют две 
отрасли - машиностроение (производство 
турбин, электромоторов, судовых двигателей, 
сверхточных станков, электронной 
и измерительной аппаратуры, часов) 
и химическая промышленность (производство 
красителей удобрений для сельского 
хозяйства, лекарств и прочего).[4]
      
Швейцария среди стран капиталистического 
мира занимает 1-е место по выпуску 
часов, в Западной Европе – 
3-е место по производству текстильного 
оборудования и синтетических 
красителей, 4 – по производству 
станков, генераторов и турбин, 
5-е по медикаментам. Вследствие 
неучастия в войне, поступления 
больших доходов из-за границы, 
высокого уровня капиталовложений, 
эксплуатации иностранных рабочих 
объем промышленного производства 
за 1938-1964гг. вырос приблизительно 
в 2,5 раза.
      
Из других отраслей наибольшую 
роль играют текстильная (тонкие 
хлопчатобумажные и шелковые 
ткани, вышивки), швейная, трикотажная, 
обувная, бумажная, полиграфическая 
и пищевая промышленность.
      
Текстильная индустрия, самая 
старая в стране, многие годы 
была важнейшей отраслью промышленности. 
Однако во время Второй мировой 
войны произошел сдвиг в пользу 
металлургии и химической промышленности, 
а на протяжении 1980-х годов 
быстро развивалось производство 
машин и оборудования. В 1990-х 
годах большую роль играло 
производство химических продуктов 
и медикаментов, научных и измерительных 
приборов, оптических инструментов, 
станков и продуктов питания, 
особенно сыра и шоколада. Среди 
прочих промышленных продуктов 
выделялись обувь, бумага, изделия 
из кожи и резины.
      
Около 12% площади Швейцарии используется 
под пашни и еще 28% для экстенсивного 
разведения крупного рогатого 
скота и производства молочных 
продуктов. Примерно треть территории 
страны занята непродуктивными 
землями (по крайней мере непригодными 
для земледелия), особенно в кантонах 
Ури, Вале и Граубюнден, и четверть 
– покрыта лесами. Неудивительно, 
что 40% продовольственных товаров 
приходится импортировать. В то 
же время Швейцария обеспечивает 
себя пшеницей, мясо-молочная продукция 
производится в избытке. Основные 
очаги земледелия сосредоточены 
в кантонах Берн, Во, Цюрих, Фрибур 
и Аргау. Главными сельскохозяйственными 
культурами являются пшеница, 
картофель и сахарная свекла. 
В 1996 в стране насчитывалось 
1772 тыс. голов крупного рогатого 
скота (из них ок. 40% – молочные 
коровы), 1580 тыс. свиней, 442 тыс. овец 
и 52 тыс. коз. Крупная лесоперерабатывающая 
промышленность работает на внутренний 
и внешний рынки. Однако в 
последние годы леса Швейцарии сильно 
пострадали от загрязнения воздуха, что 
заставило правительство ввести строгий 
контроль за выбросом выхлопных газов 
автомобилей.[3]
      
Швейцария имеет высокоразвитую 
транспортную систему. Рейн, крупнейшая 
судоходная водная артерия, судоходен 
в пределах Швейцарии только 
на участке Базель – Райнфельден 
длиной 19 км. Введен в строй крупный 
речной порт в Базеле. В 1990-х 
годах его ежегодный грузооборот 
составлял 9 млн. т. Большое 
значение для перевозки промышленных 
грузов имеет также канал Рейн 
– Рона.
      
Швейцария – один из важнейших 
финансовых центров мира. Ее банковская 
система значительно превышает 
объем, необходимый для внутренних 
сделок. Имеются две взаимосвязанные 
банковские системы: государственная 
система, включающая Швейцарский 
национальный банк и банки 
кантонов, и система частных банков. 
Швейцарский национальный банк, 
начавший свою деятельность в 
1907, является единственным финансовым 
учреждением, выпускающим национальную 
валюту. Основная денежная единица 
– швейцарский франк – одна 
из наиболее стабильных в мире 
валют. [2]
      
Система частных банков Швейцарии 
в 1990-х годах состояла из 
нескольких крупных коммерческих 
банков, входящих в «большую четверку»: 
«Швайцеришер банкферайн» (ШБФ), 
«Швайцерише банкгезельшафт» (ШБГ), 
«Швайцерише кредитанштальт» и 
«Швайцерише фольскбанк». В 1997 
«большая четверка» превратилась 
в «большую тройку», после слияния 
ШБГ с ШБФ. Действуют также 
28 кантональных банков, сотни региональных 
и сберегательных банков, финансовых 
кампаний и прочих банков, 20 из 
них принадлежат иностранцам. 
Роль иностранных банков возрастает: 
в конце 1990-х годов им принадлежало 
более 10% швейцарских банковских 
авуаров.
      
Крупнейшими монополиями, господствующими 
внутри страны и имеющими довольно 
прочные позиции на мировом 
рынке, являются электротехнический 
концерн "Броун Бовери", машиностроительный 
"Зульцер", химический "СИБА-Гейги", 
"Сандоц", "Хофман-Ла Рош", 
металлургический "Фон Ролль", 
"Алюсвисс", пищевой "Нестле". 
Концерн "Нестле" по обороту 
занимает 4 место среди монополий 
Западной Европы. Многие монополии 
открывают предприятия за границей. 
Так, "Нестле" имеет в самой 
Швейцарии менее десятка фабрик, 
а за ее пределами, в 66 странах, 
около 250 .
      
Индустрия туризма – один из 
жизненно важных источников доходов 
Швейцарии. В 1996 в Швейцарии 
останавливались на отдых свыше 
18 млн. лиц, прибывших главным 
образом из ФРГ, Великобритании, 
Франции, США, стран Бенилюкса 
и Скандинавии.
      
Бюджет Швейцарии обычно более 
или менее сбалансирован, но 
в начале 1990-х годов вследствие 
спада экономики возросла расходная 
часть бюджета. В 1997 расходы 
составили, по оценке, 44,1 млрд. швейцарских 
франков, а доходы – 38,9 млрд. 
Основными источниками доходов 
были подоходные налоги, налоги 
с оборота и импортные пошлины.
     До 
конца 1980-х годов Швейцария имела 
положительное сальдо бюджета. Ее экономика 
отличалась малыми темпами инфляции, 
невысоким уровнем безработицы 
и низкими процентными ставками. 
В 1988 и 1989 бюджеты были сведены с 
превышением доходной части в 900 
млн. и 300 млн. долларов соответственно, 
безработица в 1987 достигла рекордно 
низкого уровня в 0,7%. Однако рост инфляции 
(6% в 1991) побудил Швейцарский национальный 
банк повысить процентные ставки и 
ограничить эмиссию денег.[1]
     Внешнеполитической 
доктриной Швейцарии является «вечный 
нейтралитет», признанный и гарантированный 
Венским конгрессом в 1815 г. и подтвержденный 
Версальским договором в 1919г. Швейцария 
вступила 10 сентября 2002 г. в ООН, а 
также является членом ЕАСТ, ВТО, МВФ 
и Всемирного банка, входит в ОБСЕ 
и ОЭСР, участвует в Совете Европы.
     В 
последние годы в связи с переменами 
в мире и в Европе политика швейцарского 
правительства направлена на вступление 
в Европейский Союз. В рамках этой 
политики Швейцария активно расширяет 
договорно-правовую базу отношений 
с ЕС. В июне 2002 г. вступили в силу 
семь соглашений между Швейцарией и ЕС 
о сотрудничестве в приоритетных областях: 
государственные закупки, научные исследования, 
снятие технических барьеров в торговле, 
свобода передвижения физических лиц, 
торговля сельскохозяйственной продукцией, 
наземный транспорт, воздушное сообщение. 
В настоящее время ведутся переговоры 
по десяти новым соглашениям о сотрудничестве 
в таких областях как: сфера услуг, торговля 
переработанной сельскохозяйственной 
продукцией, охрана окружающей среды, 
статистика, образование, средства массовой 
информации, борьба с таможенными нарушениями, 
налогообложение доходов по банковским 
вкладам, а также о сотрудничестве в других 
областях.
      
Швейцария была одной из стран 
учредителей Европейской ассоциации 
свободной торговли (ЕАСТ) в 1959, в 
1972 швейцарские избиратели одобрили 
соглашение о свободной торговле 
с Европейским экономическим 
сообществом (ныне – Европейский 
союз, ЕС), в 1977 были отменены все 
пошлины на промышленные товары. 
В 1992 Швейцария обратилась с 
просьбой о принятии в ЕС, однако 
позднее в том же году швейцарские 
избиратели проголосовали против 
вступления страны в Европейское 
экономическое пространство (ЕЭП). Этот 
проект был направлен на облегчение 
свободного перемещения рабочей 
силы, товаров, услуг и капиталов 
в 7 странах ЕАСТ и 12 странах 
ЕС. После этого Швейцария заключила 
соглашение с ЕС об ограниченном 
участии в ЕЭП; в результате 
Швейцария снизила пошлины на 
товары, перевозимые через ее 
территорию странами – членами 
ЕС.[4]