Используя
свое узловое географическое положение,
Казахстан имеет все необходимые
ресурсы и потенциал, чтобы занять ведущие
позиции в формирующемся евразийском
экономическом пространстве.
На
современном этапе национальные
экономики, стремясь интегрироваться
в мирохозяйственные системы, активно
развивают внешнеэкономическое
сотрудничество и принимают участие в
глобальных и региональных экономических
процессах. Развитие регионального сотрудничества
и интеграционного взаимодействия является
своего рода формой противостояния внешнему
влиянию различных центров силы.
На
сегодня Казахстан является активным
участником ведущих региональных объединений,
таких, как ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС и
СВМДА, выступает с инициативами,
направленными на укрепление мер доверия
в регионе.
В
связи с этим важным приоритетом
внешнеэкономической стратегии
Казахстана является дальнейшее развитие
интеграционного сотрудничества –
как со странами СНГ, так и в
рамках других объединений.
Актуальное
значение приобретает реализация выдвинутых
Президентом РК инициатив по формированию
Евразийского союза, углублению интеграции
в рамках ЕврАзЭС, созданию Союза
центральноазиатских государств.
Как
известно, Казахстан выступает движущей
силой экономических реформ в Центральноазиатском
регионе. Регион Центральной Азии, имеющий
свою историю и специфику развития, становится
одним из важнейших факторов, обеспечивающих
региональную безопасность. Приоритет
здесь отдается трем направлениям – противодействию
новым вызовам и угрозам, экономическому
сотрудничеству, взаимодействию в области
человеческого развития.
В
условиях глобализации важное значение
приобретает дальнейшее развитие регионального
сотрудничества государств СНГ. Расширение
взаимовыгодных связей, углубление взаимодействия
во всех сферах экономики и общественной
жизни стран
Содружества
являются главными условиями повышения
уровня их
конкурентоспособности и успешной интеграции
в мировое сообщество.
Между
тем, создание конкурентоспособной, инновационной
экономики, внедрение передовых
форм и методов корпоративного управления,
соответствующих мировым стандартам,
являются на современном этапе необходимыми
условиями вхождения стран в
категорию успешно развивающихся,
развитие и поиск новых форм международного
взаимодействия, которые обеспечивают
устойчивость развития страны. В современных
условиях только через создание эффективных
механизмов, способствующих реализации
национальных интересов в рамках международного
сотрудничества, можно адекватно ответить
на вызовы глобализации и занять выгодную
нишу в мировом экономическом раскладе
на фоне усиления глобальной конкуренции.
Сегодня
республика вышла на траекторию стабильного
устойчивого развития, сформировав базу
для повышения уровня конкурентоспособности
национальной экономики, что, в частности,
было достигнуто путем активизации международного
сотрудничества и гармоничной интеграции
в мировую экономику.
В
перспективе ожидается концентрация
ресурсов на приоритетных направлениях
и создание условий для межрегиональной
кооперации и стратегического партнерства
власти, бизнеса и общественных институтов
в рамках инновационной модели развития, что позволит
сформировать новые инновационные технологии
управления развитием территорий, работающие
на повышение конкурентоспособности страны.
В
связи с этим необходимо принять
дальнейшие меры, направленные на решение
важнейших задач, поставленных Президентом
Республики – диверсификации экономики
республики и повышения уровня ее конкурентоспособности.
В
данном контексте Казахстан пытается
выстроить новую экономическую
политику, направленную на активизацию
и стимулирование инновационных
процессов и национального научнотехнического
потенциала, внедрение новых технологических
укладов, освоение новых переделов
в обрабатывающей промышленности.
- Современные
тенденции развития
Швейцарии
Швейцария
бедна природными ресурсами, если не
считать гидроэнергии. Тем не менее
это процветающая страна, во многих
отношениях самая богатая в Европе,
прежде всего благодаря высокому
развитию обрабатывающей промышленности
и сферы услуг (особенно большое
значение имеет туризм). В период
1950–1990 экономика стабильно развивалась,
безработица удерживалась на низком
уровне, инфляция сдерживалась Швейцарским
Национальным банком, а спады деловой
активности были непродолжительными.
Экономический спад, охвативший большинство
стран Европы в начале 1990-х годов,
сказался и на Швейцарии: безработица
достигла наивысшего уровня после 1939,
темпы инфляции возросли. Тем не менее
уровень жизни в стране оставался по-прежнему
очень высоким. ВВП Швейцарии за 1999 год
составил 395 миллиардов швейцарских франков
(т.е.US$ 272 миллиарда); доход на душу населения
в том же году составил 51 164 (US$ 35 303) швейцарских
франка.
Высокий уровень жизни швейцарского
населения был достигнут благодаря
широкомасштабному развитию различных
отраслей промышленности. Мировую
известность завоевала швейцарская
часовая промышленность, сконцентрированная
преимущественно в западной части
страны (Ла-Шо-де-Фон, Невшатель, Женева)
и Шаффхаузене, Туне, Берне и
Ольтене. В 1970-х годах из-за
конкуренции стран Восточной
Азии эта отрасль экономики
Швейцарии переживала тяжелый
кризис, но в 1980-х годах его
удалось преодолеть за счет
выпуска недорогих электронных
часов. [1]
Для промышленности Швейцарии
характерно немассовое производство
высококачественных изделий на
экспорт. Страна специализируется
на производствах высококачественных
дорогих изделий, требующих немного
сырья, но большого труда. Такому
направлению развития промышленности
способствовало и то, что страна
располагает высококвалифицированной
рабочей силой.
Высокое качество промышленных
изделий объясняется тем, что
здесь широко поставлена научно-техническая
разработка их новых видов.
Решающее значение имеют две
отрасли - машиностроение (производство
турбин, электромоторов, судовых двигателей,
сверхточных станков, электронной
и измерительной аппаратуры, часов)
и химическая промышленность (производство
красителей удобрений для сельского
хозяйства, лекарств и прочего).[4]
Швейцария среди стран капиталистического
мира занимает 1-е место по выпуску
часов, в Западной Европе –
3-е место по производству текстильного
оборудования и синтетических
красителей, 4 – по производству
станков, генераторов и турбин,
5-е по медикаментам. Вследствие
неучастия в войне, поступления
больших доходов из-за границы,
высокого уровня капиталовложений,
эксплуатации иностранных рабочих
объем промышленного производства
за 1938-1964гг. вырос приблизительно
в 2,5 раза.
Из других отраслей наибольшую
роль играют текстильная (тонкие
хлопчатобумажные и шелковые
ткани, вышивки), швейная, трикотажная,
обувная, бумажная, полиграфическая
и пищевая промышленность.
Текстильная индустрия, самая
старая в стране, многие годы
была важнейшей отраслью промышленности.
Однако во время Второй мировой
войны произошел сдвиг в пользу
металлургии и химической промышленности,
а на протяжении 1980-х годов
быстро развивалось производство
машин и оборудования. В 1990-х
годах большую роль играло
производство химических продуктов
и медикаментов, научных и измерительных
приборов, оптических инструментов,
станков и продуктов питания,
особенно сыра и шоколада. Среди
прочих промышленных продуктов
выделялись обувь, бумага, изделия
из кожи и резины.
Около 12% площади Швейцарии используется
под пашни и еще 28% для экстенсивного
разведения крупного рогатого
скота и производства молочных
продуктов. Примерно треть территории
страны занята непродуктивными
землями (по крайней мере непригодными
для земледелия), особенно в кантонах
Ури, Вале и Граубюнден, и четверть
– покрыта лесами. Неудивительно,
что 40% продовольственных товаров
приходится импортировать. В то
же время Швейцария обеспечивает
себя пшеницей, мясо-молочная продукция
производится в избытке. Основные
очаги земледелия сосредоточены
в кантонах Берн, Во, Цюрих, Фрибур
и Аргау. Главными сельскохозяйственными
культурами являются пшеница,
картофель и сахарная свекла.
В 1996 в стране насчитывалось
1772 тыс. голов крупного рогатого
скота (из них ок. 40% – молочные
коровы), 1580 тыс. свиней, 442 тыс. овец
и 52 тыс. коз. Крупная лесоперерабатывающая
промышленность работает на внутренний
и внешний рынки. Однако в
последние годы леса Швейцарии сильно
пострадали от загрязнения воздуха, что
заставило правительство ввести строгий
контроль за выбросом выхлопных газов
автомобилей.[3]
Швейцария имеет высокоразвитую
транспортную систему. Рейн, крупнейшая
судоходная водная артерия, судоходен
в пределах Швейцарии только
на участке Базель – Райнфельден
длиной 19 км. Введен в строй крупный
речной порт в Базеле. В 1990-х
годах его ежегодный грузооборот
составлял 9 млн. т. Большое
значение для перевозки промышленных
грузов имеет также канал Рейн
– Рона.
Швейцария – один из важнейших
финансовых центров мира. Ее банковская
система значительно превышает
объем, необходимый для внутренних
сделок. Имеются две взаимосвязанные
банковские системы: государственная
система, включающая Швейцарский
национальный банк и банки
кантонов, и система частных банков.
Швейцарский национальный банк,
начавший свою деятельность в
1907, является единственным финансовым
учреждением, выпускающим национальную
валюту. Основная денежная единица
– швейцарский франк – одна
из наиболее стабильных в мире
валют. [2]
Система частных банков Швейцарии
в 1990-х годах состояла из
нескольких крупных коммерческих
банков, входящих в «большую четверку»:
«Швайцеришер банкферайн» (ШБФ),
«Швайцерише банкгезельшафт» (ШБГ),
«Швайцерише кредитанштальт» и
«Швайцерише фольскбанк». В 1997
«большая четверка» превратилась
в «большую тройку», после слияния
ШБГ с ШБФ. Действуют также
28 кантональных банков, сотни региональных
и сберегательных банков, финансовых
кампаний и прочих банков, 20 из
них принадлежат иностранцам.
Роль иностранных банков возрастает:
в конце 1990-х годов им принадлежало
более 10% швейцарских банковских
авуаров.
Крупнейшими монополиями, господствующими
внутри страны и имеющими довольно
прочные позиции на мировом
рынке, являются электротехнический
концерн "Броун Бовери", машиностроительный
"Зульцер", химический "СИБА-Гейги",
"Сандоц", "Хофман-Ла Рош",
металлургический "Фон Ролль",
"Алюсвисс", пищевой "Нестле".
Концерн "Нестле" по обороту
занимает 4 место среди монополий
Западной Европы. Многие монополии
открывают предприятия за границей.
Так, "Нестле" имеет в самой
Швейцарии менее десятка фабрик,
а за ее пределами, в 66 странах,
около 250 .
Индустрия туризма – один из
жизненно важных источников доходов
Швейцарии. В 1996 в Швейцарии
останавливались на отдых свыше
18 млн. лиц, прибывших главным
образом из ФРГ, Великобритании,
Франции, США, стран Бенилюкса
и Скандинавии.
Бюджет Швейцарии обычно более
или менее сбалансирован, но
в начале 1990-х годов вследствие
спада экономики возросла расходная
часть бюджета. В 1997 расходы
составили, по оценке, 44,1 млрд. швейцарских
франков, а доходы – 38,9 млрд.
Основными источниками доходов
были подоходные налоги, налоги
с оборота и импортные пошлины.
До
конца 1980-х годов Швейцария имела
положительное сальдо бюджета. Ее экономика
отличалась малыми темпами инфляции,
невысоким уровнем безработицы
и низкими процентными ставками.
В 1988 и 1989 бюджеты были сведены с
превышением доходной части в 900
млн. и 300 млн. долларов соответственно,
безработица в 1987 достигла рекордно
низкого уровня в 0,7%. Однако рост инфляции
(6% в 1991) побудил Швейцарский национальный
банк повысить процентные ставки и
ограничить эмиссию денег.[1]
Внешнеполитической
доктриной Швейцарии является «вечный
нейтралитет», признанный и гарантированный
Венским конгрессом в 1815 г. и подтвержденный
Версальским договором в 1919г. Швейцария
вступила 10 сентября 2002 г. в ООН, а
также является членом ЕАСТ, ВТО, МВФ
и Всемирного банка, входит в ОБСЕ
и ОЭСР, участвует в Совете Европы.
В
последние годы в связи с переменами
в мире и в Европе политика швейцарского
правительства направлена на вступление
в Европейский Союз. В рамках этой
политики Швейцария активно расширяет
договорно-правовую базу отношений
с ЕС. В июне 2002 г. вступили в силу
семь соглашений между Швейцарией и ЕС
о сотрудничестве в приоритетных областях:
государственные закупки, научные исследования,
снятие технических барьеров в торговле,
свобода передвижения физических лиц,
торговля сельскохозяйственной продукцией,
наземный транспорт, воздушное сообщение.
В настоящее время ведутся переговоры
по десяти новым соглашениям о сотрудничестве
в таких областях как: сфера услуг, торговля
переработанной сельскохозяйственной
продукцией, охрана окружающей среды,
статистика, образование, средства массовой
информации, борьба с таможенными нарушениями,
налогообложение доходов по банковским
вкладам, а также о сотрудничестве в других
областях.
Швейцария была одной из стран
учредителей Европейской ассоциации
свободной торговли (ЕАСТ) в 1959, в
1972 швейцарские избиратели одобрили
соглашение о свободной торговле
с Европейским экономическим
сообществом (ныне – Европейский
союз, ЕС), в 1977 были отменены все
пошлины на промышленные товары.
В 1992 Швейцария обратилась с
просьбой о принятии в ЕС, однако
позднее в том же году швейцарские
избиратели проголосовали против
вступления страны в Европейское
экономическое пространство (ЕЭП). Этот
проект был направлен на облегчение
свободного перемещения рабочей
силы, товаров, услуг и капиталов
в 7 странах ЕАСТ и 12 странах
ЕС. После этого Швейцария заключила
соглашение с ЕС об ограниченном
участии в ЕЭП; в результате
Швейцария снизила пошлины на
товары, перевозимые через ее
территорию странами – членами
ЕС.[4]