Особенности направления развития мировой экономики и кризис 2006-2010 гг. на примере Казахстана и Швейцарии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:13, реферат

Краткое описание

нализ современной мировой экономики и происходящих в ней интеграционных процессов позволяет выделить две основные тенденции. Одна из них – количественный рост стран, объединенных в различные международные экономические союзы и другие международные экономические альянсы, что является свидетельством нарастающей глобализации экономики. Другая тенденция – непрерывное совершенствование форм и методов реализации мировой экономической интеграции, что говорит о происходящих в этом процессе глубоких качественных изменениях.

Файлы: 1 файл

реферат мэ и мэо.docx

— 97.32 Кб (Скачать)

     Таким образом, наличие ресурсного потенциала и его эффективное использование стало одной из важнейших предпосылок устойчивого экономического развития страны, ее вхождения в мировую экономику. Стоит отметить, что сегодня мировые державы стремятся укрепить свои лидирующие позиции за счет экономического присутствия в республике. В свою очередь, в отношениях со странами мирового сообщества Казахстан проводит открытую политику использования природных ресурсов, обеспечения прозрачных условий сотрудничества – на основе сохранения постоянного и всеобъемлющего суверенитета над своими природными ресурсами.

     Благодаря стратегии либерализации экономики  и открытию доступа на внутренний рынок, в республику пришли иностранные  компании, заинтересованные в добыче и транспортировке нефтегазовых ресурсов. Приход зарубежных компаний и привлечение иностранных инвестиций позволили Казахстану стать безусловным лидером среди стран СНГ по объему привлекаемых капиталов. Сегодня в Казахстане работают практически все крупные транснациональные компании. Значительный доход от освоения углеводородных ресурсов приносят крупные проекты, в которые вложили инвестиции иностранные компании, такие, как ЭксонМобил, ШевронТексако, ТенгизШевройл, Бритиш Газ, ТотальФинаЭльф, БиПи, БиДжиГрупп, ЛУКОЙЛ, Газпром, Китайская национальная нефтегазовая корпорация, а также ряд других.

     За  период с 1993 по январь­сентябрь 2007 г. приток иностранных инвестиций в республику составил 62021,3 млн. долл. США. Примерно 55% иностранных инвестиций было направлено в добывающую промышленность, в частности, в разработку углеводородных месторождений. Далее следует обрабатывающая промышленность – 15,3%. В операции с недвижимым имуществом, аренду и услуги предприятиям инвестировано 12,9% иностранного капитала, а в металлургическую промышленность – 10,3%. В основном иностранный капитал привлекался для крупных проектов, связанных с разработкой месторождений, поисково­разведочными работами, реконструкцией перерабатывающих предприятий, транспортировкой нефти и газа.

     Неоспоримым лидером по привлечению в страну иностранных инвестиций являются США, на долю которых приходится около 40% от общего объема прямых инвестиций. Вторым крупным донором казахстанской экономики является Великобритания, инвестировавшая примерно 14% от общего объема зарубежных капиталов.

     Инвестиционная  активность указанных стран связана, в первую очередь, с развитием нефтегазового сектора. Далее следует Южная Корея – чуть менее 10%. Большая часть инвестиционных вложений компаний этой страны приходится на цветмет, в частности, в медную отрасль. Несмотря на то, что в течение первого десятилетия независимости Казахстана доля итальянских компаний в общем объеме иностранных инвестиций не превышала 4 – 5%, за последние годы и итальянский бизнес в стране весьма активизировался, во многом благодаря деятельности нефтяного концерна ENI.

     Кроме того, среди крупных инвесторов, представленных в Казахстане, можно выделить Японию, Голландию, Францию, Китай, а также Турцию и Россию.

     Следует отметить, что проводимый Казахстаном внешнеполитический курс, основанный на многовекторности и сбалансированности отношений со всеми странами мира, позволяет увеличить необходимый для национальной экономики приток внешних финансовых ресурсов, создать стабильную внешнюю среду, обеспечить внешнюю безопасность.

     В отношениях с основными центрами мировой экономики и политики Казахстан придерживается позиций, способствующих установлению баланса  между их политическими и экономическими интересами, а также развитию внутреннего экономического потенциала. Это тем более актуально в условиях, когда для мировой экономики возросла значимость энергоресурсов Каспийского моря, прежде всего, наиболее богатого казахстанского сектора. В настоящее время геополитическая ситуация вокруг Казахстана предопределила его роль в качестве экономического и политического центра Каспийско­Центральноазиатского региона, в котором сталкиваются долгосрочные интересы ведущих держав (США, ЕС, Япония, Россия и Китай).

     Между тем, сегодня Казахстан, стремящийся  к политической и экономической модернизации, нуждается в современных технологиях и поэтому научно­технологическое сотрудничество с развитыми странами, позволяющее стать экономически преуспевающим и конкурентоспособным государством, имеет для него важное значение [13, 14].

     Несмотря  на достаточно успешное развитие республики, основу потенциала казахстанской экономики  по­прежнему составляют добывающие отрасли. В этой связи участие  Казахстана в глобальном экономическом  рынке определено узкоспециализированной экономикой, зависящей от конъюнктуры  сырьевых международных рынков. Анализ структуры промышленного производства и экспорта Республики Казахстан  свидетельствует о значительной доле в производстве товаров сырьевых видов продукции, что не в полной мере соответствует условиям обеспечения экономической безопасности страны. Так, по данным за 2006 г., доля нефти и газового конденсата в структуре экспорта Казахстана составила 61,7%; добыча сырой нефти и природного газа дала 15% ВВП, или 49,4% всей промышленной продукции в Казахстане; т. е. 30% доходной части государственного бюджета Казахстана сформировалось за счет нефтяного сектора. Суммарно с 1995 по 2006 г. поступления от нефтяного сектора составили 24 млрд. долл. США. В настоящее время экономическая стратегия Казахстана исходит из того, что укрепление экономики, произошедшее в последние годы, позволяет Казахстану перейти от сырьевой модели к инновационной и глубоко интегрироваться в международные торгово­экономические отношения.

     Казахстан, стремящийся к прогрессивным изменениям в сторону постиндустриальной экономики, должен интегрироваться в мировую экономическую систему в качестве сильного партнера, обеспечив свои национальные экономические интересы. Для этого республике необходимо эффективно использовать все имеющиеся сравнительные преимущества и возможности международного разделения труда, участвуя в различных формах межгосударственной кооперации, создании общего с другими странами экономического пространства. Это, в свою очередь, будет способствовать решению задачи повышения конкурентоспособности производимой продукции, технической модернизации производства.

     В данном контексте вступление в ВТО  рассматривается как дополнительный инструмент экономической модернизации и укрепления конкурентоспособности  Казахстана на международных рынках, открывая для страны широкие возможности.

     Политика  открытой торговли объективно необходима для Казахстана, имеющего небольшой  внутренний рынок и нуждающегося в доступе ко все более расширяющимся  мировым рынкам. Более предсказуемые  и основанные на международном праве  условия ВТО позволят Казахстану, за счет использования выгодных внутренних возможностей, проявить свою конкурентоспособность в соревновании с торговыми партнерами.

     Значительная  часть законов республики, регулирующих внешнеторговый режим в переговорном процессе, уже приведена в соответствие с нормами ВТО. В рабочую группу по вступлению в ВТО входят около 40 стран – членов ВТО, из которых протоколы о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров уже подписали: Болгария, Грузия, Гондурас, Доминиканская Республика, Египет, Китай, Куба, Кыргызстан, Мексика, Норвегия, Султанат Оман, Пакистан, Республика Корея, Япония, Турция и Швейцария. С 8­ю странами переговоры еще ведутся. Тарифные предложения Казахстана строятся на следующих принципах:

     – обеспечение эффективной степени  защиты национальной экономики на среднесрочную  и долгосрочную перспективу, на основе приоритетов, определенных Программой индустриально­инновационного развития на 2003 – 2015 гг.;

     – учет в максимальной степени условий  членства Казахстана в ЕврАзЭС. Положительный эффект, ожидаемый от членства Казахстана в ВТО, будет во многом зависеть от тех условий, на которых состоится вступление республики в эту организацию и уровня принимаемых Казахстаном обязательств по обеспечению доступа на отечественные рынки товаров и услуг [14].

     В настоящее время объективно благоприятное геополитическое положение Казахстана способствует развитию транзитного потенциала страны. Месторасположение республики в центральной части Евразийского континента позволяет ей стать мостом между динамично развивающимися регионами мирового хозяйства – Европой и Азией, способствуя перемещению торговых и грузовых потоков между Россией и Китаем.

     Возможности развития международной транзитной торговли через территорию Казахстана расширятся с началом функционирования нового Шелкового пути – транспортного  коридора:

     Европа  – Кавказ – Азия (ТРАСЕКА), на основе грузопотоков, формирующихся внутри стран Содружества (между странами европейской части СНГ и Центральноазиатского региона). Также положительное влияние  окажет расширение торговли между 

     Россией и странами Южной Азии (Иран, Пакистан и Индия) и между странами СНГ  и Юго­Восточной Азии (прежде всего, это Китай, в меньшей степени – Япония и Корея).

     В целях интеграции казахстанской  транспортной системы в мировую  проводится работа по приведению нормативно­правовой базы в соответствие с международными стандартами. Сложившиеся в Казахстане благоприятные геоэкономические и геополитические предпосылки способствовали принятию Транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 г. – основополагающего документа, в котором в числе основных приоритетов отрасли обозначена интеграция национальной транспортной системы в евразийскую транспортную систему [12].

     Для республики, не имеющей выхода к морям и глубоководным портам, стратегическое значение представляет развитие нефтепроводной системы. В контексте многовекторности внешней политики Казахстан расширяет связи с Российской Федерацией – это трубопровод Атырау – Самара, Каспийский трубопроводный консорциум. Растет сотрудничество Казахстана с китайскими партнерами. Здесь важное значение имеет трубопровод Атасу – Алашанькоу, пропускная способность которого на первом этапе составляет 10 млн. тонн нефти в год, с последующим увеличением до 20 млн. Строительство данного объекта позволило значительно увеличить объемы транспортировки отечественной и российской нефти в Китай [14].

     В конце 2006 г. в рамках визита Президента РК Н. Назарбаева в Китай были достигнуты договоренности о продолжении строительства  нефтепровода из Казахстана в Китай  с последующей прокладкой газопровода. Так, в декабре 2007 г. было официально начато строительство второй очереди  нефтепровода Кенкияк – Кумколь  протяженностью 761 км, завершение которого планируется на 1 октября 2009 г.

     Выход казахстанской нефти по нефтепроводу Западный Казахстан – Китай на рынки КНР и далее – в страны Азиатско­Тихоокеанского региона является одним из перспективных направлений казахстанского экспорта. Существенным положительным фактором на данном направлении является отсутствие риска транзитных стран. Маршрут нефтепровода Западный Казахстан – Китай будет проходить по территориям Казахстана и Китая – стран, заинтересованных в расширении экспорта казахстанской нефти. Таким образом, осуществляется рамочное соглашение между правительствами Казахстана и Китая о развитии всестороннего сотрудничества в области нефти и газа. Казахстанской стороной рассматриваются и другие возможности диверсификации путей транспортировки нефти на рынки сбыта. Подтверждением открытости Казахстана к стратегическому диалогу с США является присоединение республики к проекту Баку – Тбилиси – Джейхан.

     Казахстан также принимает участие в проекте газотранспортной системы «Средняя Азия». Об этом свидетельствует подписанное 20 декабря 2007 г. Россией, Казахстаном и Туркменией соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода, мощность которого составит 20 млрд. куб. м в год. Таким образом, экспорт среднеазиатского газа в Россию увеличится. Новый газопровод пройдет в обход Каспийского моря вдоль его восточного побережья, а затем соединится с газопроводной системой России. При этом следует отметить, что строительство Прикаспийского газопровода, призванного стать еще одним маршрутом доставки среднеазиатского газа на мировой рынок, отвечает интересам как стран – участниц проекта – Туркменистана, Казахстана и России, так и потребителей энергоресурсов.

     Казахстан также планирует принять участие в проекте газотранспортной системы «Средняя Азия – Китай». В настоящее время транзит центральноазиатского газа и поставки казахстанского природного газа на внутренний рынок осуществляются по магистральному газопроводу «Средняя Азия – Центр» (САЦ). Основной задачей газотранспортной отрасли является реализация программы по модернизации этого газопровода, в рамках которой запланировано последовательное наращивание пропускной его способности до 90–100 млрд. куб. м в год [12, 13].

     Немаловажное  значение в контексте повышения  транзитного потенциала республики имеет развитие коммуникационных, транспортных, железнодорожных, автомобильных и  воздушных магистралей на территориях  стран Евразии.

     В связи с этим, Правительство РК направляет серьезные усилия на сохранение и развитие транспортной сети путем ее модернизации и начала нового строительства, содействия и участия в создании транзитных транспортных коридоров, формировании транспортных путей к морям.

Информация о работе Особенности направления развития мировой экономики и кризис 2006-2010 гг. на примере Казахстана и Швейцарии