Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:13, реферат
нализ современной мировой экономики и происходящих в ней интеграционных процессов позволяет выделить две основные тенденции. Одна из них – количественный рост стран, объединенных в различные международные экономические союзы и другие международные экономические альянсы, что является свидетельством нарастающей глобализации экономики. Другая тенденция – непрерывное совершенствование форм и методов реализации мировой экономической интеграции, что говорит о происходящих в этом процессе глубоких качественных изменениях.
Таким образом, наличие ресурсного потенциала и его эффективное использование стало одной из важнейших предпосылок устойчивого экономического развития страны, ее вхождения в мировую экономику. Стоит отметить, что сегодня мировые державы стремятся укрепить свои лидирующие позиции за счет экономического присутствия в республике. В свою очередь, в отношениях со странами мирового сообщества Казахстан проводит открытую политику использования природных ресурсов, обеспечения прозрачных условий сотрудничества – на основе сохранения постоянного и всеобъемлющего суверенитета над своими природными ресурсами.
Благодаря
стратегии либерализации
За период с 1993 по январьсентябрь 2007 г. приток иностранных инвестиций в республику составил 62021,3 млн. долл. США. Примерно 55% иностранных инвестиций было направлено в добывающую промышленность, в частности, в разработку углеводородных месторождений. Далее следует обрабатывающая промышленность – 15,3%. В операции с недвижимым имуществом, аренду и услуги предприятиям инвестировано 12,9% иностранного капитала, а в металлургическую промышленность – 10,3%. В основном иностранный капитал привлекался для крупных проектов, связанных с разработкой месторождений, поисковоразведочными работами, реконструкцией перерабатывающих предприятий, транспортировкой нефти и газа.
Неоспоримым лидером по привлечению в страну иностранных инвестиций являются США, на долю которых приходится около 40% от общего объема прямых инвестиций. Вторым крупным донором казахстанской экономики является Великобритания, инвестировавшая примерно 14% от общего объема зарубежных капиталов.
Инвестиционная активность указанных стран связана, в первую очередь, с развитием нефтегазового сектора. Далее следует Южная Корея – чуть менее 10%. Большая часть инвестиционных вложений компаний этой страны приходится на цветмет, в частности, в медную отрасль. Несмотря на то, что в течение первого десятилетия независимости Казахстана доля итальянских компаний в общем объеме иностранных инвестиций не превышала 4 – 5%, за последние годы и итальянский бизнес в стране весьма активизировался, во многом благодаря деятельности нефтяного концерна ENI.
Кроме того, среди крупных инвесторов, представленных в Казахстане, можно выделить Японию, Голландию, Францию, Китай, а также Турцию и Россию.
Следует отметить, что проводимый Казахстаном внешнеполитический курс, основанный на многовекторности и сбалансированности отношений со всеми странами мира, позволяет увеличить необходимый для национальной экономики приток внешних финансовых ресурсов, создать стабильную внешнюю среду, обеспечить внешнюю безопасность.
В отношениях с основными центрами мировой экономики и политики Казахстан придерживается позиций, способствующих установлению баланса между их политическими и экономическими интересами, а также развитию внутреннего экономического потенциала. Это тем более актуально в условиях, когда для мировой экономики возросла значимость энергоресурсов Каспийского моря, прежде всего, наиболее богатого казахстанского сектора. В настоящее время геополитическая ситуация вокруг Казахстана предопределила его роль в качестве экономического и политического центра КаспийскоЦентральноазиатского региона, в котором сталкиваются долгосрочные интересы ведущих держав (США, ЕС, Япония, Россия и Китай).
Между тем, сегодня Казахстан, стремящийся к политической и экономической модернизации, нуждается в современных технологиях и поэтому научнотехнологическое сотрудничество с развитыми странами, позволяющее стать экономически преуспевающим и конкурентоспособным государством, имеет для него важное значение [13, 14].
Несмотря
на достаточно успешное развитие республики,
основу потенциала казахстанской экономики
попрежнему составляют добывающие
отрасли. В этой связи участие
Казахстана в глобальном экономическом
рынке определено узкоспециализированной
экономикой, зависящей от конъюнктуры
сырьевых международных рынков. Анализ
структуры промышленного
Казахстан, стремящийся к прогрессивным изменениям в сторону постиндустриальной экономики, должен интегрироваться в мировую экономическую систему в качестве сильного партнера, обеспечив свои национальные экономические интересы. Для этого республике необходимо эффективно использовать все имеющиеся сравнительные преимущества и возможности международного разделения труда, участвуя в различных формах межгосударственной кооперации, создании общего с другими странами экономического пространства. Это, в свою очередь, будет способствовать решению задачи повышения конкурентоспособности производимой продукции, технической модернизации производства.
В
данном контексте вступление в ВТО
рассматривается как
Политика открытой торговли объективно необходима для Казахстана, имеющего небольшой внутренний рынок и нуждающегося в доступе ко все более расширяющимся мировым рынкам. Более предсказуемые и основанные на международном праве условия ВТО позволят Казахстану, за счет использования выгодных внутренних возможностей, проявить свою конкурентоспособность в соревновании с торговыми партнерами.
Значительная часть законов республики, регулирующих внешнеторговый режим в переговорном процессе, уже приведена в соответствие с нормами ВТО. В рабочую группу по вступлению в ВТО входят около 40 стран – членов ВТО, из которых протоколы о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров уже подписали: Болгария, Грузия, Гондурас, Доминиканская Республика, Египет, Китай, Куба, Кыргызстан, Мексика, Норвегия, Султанат Оман, Пакистан, Республика Корея, Япония, Турция и Швейцария. С 8ю странами переговоры еще ведутся. Тарифные предложения Казахстана строятся на следующих принципах:
–
обеспечение эффективной
– учет в максимальной степени условий членства Казахстана в ЕврАзЭС. Положительный эффект, ожидаемый от членства Казахстана в ВТО, будет во многом зависеть от тех условий, на которых состоится вступление республики в эту организацию и уровня принимаемых Казахстаном обязательств по обеспечению доступа на отечественные рынки товаров и услуг [14].
В настоящее время объективно благоприятное геополитическое положение Казахстана способствует развитию транзитного потенциала страны. Месторасположение республики в центральной части Евразийского континента позволяет ей стать мостом между динамично развивающимися регионами мирового хозяйства – Европой и Азией, способствуя перемещению торговых и грузовых потоков между Россией и Китаем.
Возможности развития международной транзитной торговли через территорию Казахстана расширятся с началом функционирования нового Шелкового пути – транспортного коридора:
Европа
– Кавказ – Азия (ТРАСЕКА), на основе
грузопотоков, формирующихся внутри
стран Содружества (между странами
европейской части СНГ и
Россией и странами Южной Азии (Иран, Пакистан и Индия) и между странами СНГ и ЮгоВосточной Азии (прежде всего, это Китай, в меньшей степени – Япония и Корея).
В целях интеграции казахстанской транспортной системы в мировую проводится работа по приведению нормативноправовой базы в соответствие с международными стандартами. Сложившиеся в Казахстане благоприятные геоэкономические и геополитические предпосылки способствовали принятию Транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 г. – основополагающего документа, в котором в числе основных приоритетов отрасли обозначена интеграция национальной транспортной системы в евразийскую транспортную систему [12].
Для республики, не имеющей выхода к морям и глубоководным портам, стратегическое значение представляет развитие нефтепроводной системы. В контексте многовекторности внешней политики Казахстан расширяет связи с Российской Федерацией – это трубопровод Атырау – Самара, Каспийский трубопроводный консорциум. Растет сотрудничество Казахстана с китайскими партнерами. Здесь важное значение имеет трубопровод Атасу – Алашанькоу, пропускная способность которого на первом этапе составляет 10 млн. тонн нефти в год, с последующим увеличением до 20 млн. Строительство данного объекта позволило значительно увеличить объемы транспортировки отечественной и российской нефти в Китай [14].
В конце 2006 г. в рамках визита Президента РК Н. Назарбаева в Китай были достигнуты договоренности о продолжении строительства нефтепровода из Казахстана в Китай с последующей прокладкой газопровода. Так, в декабре 2007 г. было официально начато строительство второй очереди нефтепровода Кенкияк – Кумколь протяженностью 761 км, завершение которого планируется на 1 октября 2009 г.
Выход казахстанской нефти по нефтепроводу Западный Казахстан – Китай на рынки КНР и далее – в страны АзиатскоТихоокеанского региона является одним из перспективных направлений казахстанского экспорта. Существенным положительным фактором на данном направлении является отсутствие риска транзитных стран. Маршрут нефтепровода Западный Казахстан – Китай будет проходить по территориям Казахстана и Китая – стран, заинтересованных в расширении экспорта казахстанской нефти. Таким образом, осуществляется рамочное соглашение между правительствами Казахстана и Китая о развитии всестороннего сотрудничества в области нефти и газа. Казахстанской стороной рассматриваются и другие возможности диверсификации путей транспортировки нефти на рынки сбыта. Подтверждением открытости Казахстана к стратегическому диалогу с США является присоединение республики к проекту Баку – Тбилиси – Джейхан.
Казахстан также принимает участие в проекте газотранспортной системы «Средняя Азия». Об этом свидетельствует подписанное 20 декабря 2007 г. Россией, Казахстаном и Туркменией соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода, мощность которого составит 20 млрд. куб. м в год. Таким образом, экспорт среднеазиатского газа в Россию увеличится. Новый газопровод пройдет в обход Каспийского моря вдоль его восточного побережья, а затем соединится с газопроводной системой России. При этом следует отметить, что строительство Прикаспийского газопровода, призванного стать еще одним маршрутом доставки среднеазиатского газа на мировой рынок, отвечает интересам как стран – участниц проекта – Туркменистана, Казахстана и России, так и потребителей энергоресурсов.
Казахстан также планирует принять участие в проекте газотранспортной системы «Средняя Азия – Китай». В настоящее время транзит центральноазиатского газа и поставки казахстанского природного газа на внутренний рынок осуществляются по магистральному газопроводу «Средняя Азия – Центр» (САЦ). Основной задачей газотранспортной отрасли является реализация программы по модернизации этого газопровода, в рамках которой запланировано последовательное наращивание пропускной его способности до 90–100 млрд. куб. м в год [12, 13].
Немаловажное значение в контексте повышения транзитного потенциала республики имеет развитие коммуникационных, транспортных, железнодорожных, автомобильных и воздушных магистралей на территориях стран Евразии.
В связи с этим, Правительство РК направляет серьезные усилия на сохранение и развитие транспортной сети путем ее модернизации и начала нового строительства, содействия и участия в создании транзитных транспортных коридоров, формировании транспортных путей к морям.