Мировые рынки рабочей силы проблемы и методы их регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала между странами образуют верхний (наднациональными рынками) международный уровень рынка рабочей силы. И речь идет в данном случае не об эпизодическом перемещении рабочей силы из одной страны в другую (это случалось и раньше). Появляются покупатели и продавцы рабочей силы, которые на более или менее постоянной основе заняты поиском и продажей рабочей силы за границей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МИРОВЫЕ РЫНКИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ: ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1. Международный рынок труда и тенденции его развития 5
1.2. Причины международной миграции населения, ее основные виды 14
1.3. Государственное регулирование иммиграции рабочей силы 18
2. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

Мировые рынки рабочей силы проблемы и методы их регулирования.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

     В настоящее время практически  все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей  силы. Государственное регулирование  направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.

 

       1.3. Государственное регулирование иммиграции рабочей силы

     Регулирование импорта рабочей силы преследует две основные цели.

  1. Защита национального рынка труда от стихийного потока трудящихся-мигрантов, так как он обостряет проблему занятости.
  2. Обеспечение рационального использования иностранных работников, то есть применение их труда именно в тех областях, которые не могут быть обеспечены за счет внутренних трудовых ресурсов.

     Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия  для стран-реципиентов.

     К положительным последствиям можно отнести следующие:

  1. Занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. Например, в 1995 году трудящиеся-иммигранты составляли от общей численности трудовых ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии - 10,2%, в Германии - 7,4%, во Франции 6,2%. При отсутствии иностранных рабочих объемы производства в этих отраслях были бы значительно меньше.
  2. Расширение внутреннего рынка принимающей страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими.
  3. Снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют, социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.

     К отрицательным последствиям международной  трудовой миграции, как правило, относят  следующие:

  1. Рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не ходят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране.
  2. Рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции.

     В настоящее время в странах-импортерах рабочей силы сложилась система  мер государственного регулирования  иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции.

     На  международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб  координируется службой СОПЕМИ (Система  постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития).

     В межправительственных соглашениях  о найме иностранной рабочей  силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов. Так, в межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы, заключаемых между ФРГ и странами-экспортерами, есть положение о том, что наем и оплата иностранных рабочих осуществляются работодателями на основании тех же пунктов тарифных договоров, что и для немецких рабочих.

     Иммиграционные  службы стран контролируют, прежде всего, въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в  соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок.

     Первым этапом регулирования миграционных процессов можно считать организацию вербовки иностранных рабочих, которая осуществляется на основе межправительственных соглашений.

     Международные соглашения могут быть двусторонними  и многосторонними. В этих соглашениях устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в ту или иную страну. Многосторонние соглашения имеют место между странами Европейского Союза. Особое значение здесь приобретает регулирование иммиграции из третьих стран (т.е. из стран, не входящих в Европейский Союз).

     Эти соглашения, как правило, реализуется  через национальные ведомства, занимающиеся вопросами труда (например, в Швейцарии - Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда; в Финляндии - Министерство труда; в Китае - Государственное управление по делам иностранных специалистов).

     Процедура реализации соглашений об иммиграции заключается в следующем. Сторона, направляющая работников за рубеж, проводит предварительный отбор кандидатов в соответствии с критериями, согласованными с другой стороной. Уполномоченный орган отправляющей стороны проверяет соответствие предлагаемых кандидатов-мигрантов условиям международного соглашения, а затем переправляет данные об этих кандидатах уполномоченному органу принимающей стороны.

     В основном ограничения принимающих  стран не распространяются на следующие  категории работников:

  1. Работники, претендующие на малооплачиваемую работу, работу с тяжелыми и вредными условиями труда, не престижную и малоквалифицированную работу.
  2. Специалисты быстроразвивающихся и приоритетных сфер экономической деятельности.
  3. Представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин и старинных рукописей, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения).
  4. Специалисты высшей квалификации и представители свободных профессий (выдающиеся ученые, музыканты).
  5. Руководящий персонал фирм и их подразделений, а также предприниматели, которые переносят свою деятельность в принимающую страну и создают новые рабочие места.

     Следует отметить, что государственный аппарат вербовки иностранных рабочих не всегда может справиться с вербовкой работников в необходимом объеме. В этой связи во многих странах существует институт частных посредников, т.е. фирм или частных лиц, которые, получив от государственных органов лицензию на данный вид деятельности, занимаются подбором кадров для работы за рубежом. Однако государство должно контролировать деятельность подобных фирм. Отсутствие такого контроля зачастую приводит к росту нелегальной иммиграции.

     В последние годы многие страны, например, Австрия, Швеция, Финляндия пытаются ужесточить контроль за въездом в них иностранных работников. Так Швеция намерена требовать от иммигранта не только предъявления уже подписанного контракта на работу, но и знание шведского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья. Но это не дает ощутимых результатов. Естественно, что достоверных данных о размерах нелегальной иммиграции мало. По оценкам специалистов в последнее десятилетие она возросла. Это можно связать не только с увеличением числа людей, пытающихся "найти счастье" за рубежом, но и с тем, что предприниматель, использующий иностранную рабочую силу, при найме нелегальных иммигрантов получает более управляемых и дешевых работников. Ведь в этом случае не делаются страховые взносы и другие платежи, обязательные при легальном найме.

     Количество  нелегальных иммигрантов пополняется  не только за счет людей, нелегально въехавших  в страну. Серьезной проблемой  для принимающих стран является возвращение иностранных рабочих  на родину после истечения срока контракта (т.е. репатриация). Нежелание возвращаться на родину объясняется наличием тех экономических, социальных, психологических проблем, с которыми репатрианты неизбежно столкнутся в своей стране.

     В ряде западноевропейских стран принимались программы, направленные на стимулирование репатриации.

     Так, например, во Франции и в Германии вводились материальные выплаты  в случае добровольного увольнения иностранных рабочих, а также  их возвращения на родину. В 1982 году в ФРГ были введены выплаты турецким и португальским рабочим, которые выплачивались лишь через полгода после их возвращения на родину. Однако эти меры не привели к существенному снижению численности иностранцев.

     Аналогичные меры пыталось принять правительство  Нидерландов. Был разработан проект закона о материально помощи репатриантам и об ограничении сроков пребывания иностранных рабочих в стране. Однако эти предложения официальных кругов вызвали негативную реакцию со стороны предпринимателей, т.к. в случае принятия подобного закона они лишались дешевых, нетребовательных работников. Предприниматели заявили, что введут премию за то, чтобы иностранцы оставались в стране.

     Кроме программ, стимулирующих репатриацию  путем выплаты определенных денежных сумм, страны-импортеры рабочей силы разрабатывали различные меры, направленные на облегчение интеграции возвращающихся рабочих в экономику их родных стран. Франция в числе первых среди стран Западной Европы в декабре 1975 года ввела систему профподготовки для иммигрантов из Алжира, Туниса, Марокко, Португалии, Мали, Югославии, Турции, Испании. ФРГ в начале 70-х годов объявила аналогичную программу профессиональной подготовки иностранцев из Турции, Югославии, Греции. Однако число иностранцев, прошедших обучение в рамках этой программы было весьма незначительно и не дало ощутимых результатов по стимулированию репатриации.

     Одним из средств, направленных на ограничение  численности иностранных рабочих, является установленная в некоторых  европейских странах плата за наем иностранных рабочих, которая постепенно повышается. Однако, несмотря на этот налог, предпринимателям во многих случаях выгодно использовать иностранную рабочую силу, особенно нелегальную, как менее защищенную и более управляемую.

     Наряду  с "мягкими" методами регулирования  нелегальной иммиграции (выплата премий за возвращение на родину и т.п.), правительства стран-реципиентов используют также и жесткие принудительные меры, вплоть до принудительной высылки их из страны.

     В целом можно сказать, что процесс  репатриации иностранных рабочих из развитых стран происходил и происходит медленно, несмотря на принимаемые меры экономического и внеэкономического характера. Увеличение репатриации стало бы возможным лишь в случае сокращения различий в уровне жизни и труда между странами-реципиентами и странами-донорами, улучшения социально-экономических условий в странах эмиграции. 
 
 
 
 
 

 

2. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

 

     

       

Привилегированные работники
Информационные  работники, программисты и др.
Специалисты средней квалификации
Высококвалифицированные группы рабочих Сингапура, Гонконга, Тайваня
Ученые, научные работники
Рабочая сила, поставляемая районами с низким уровнем развития
"Экспортные  рабочие" стран Азии
Нелегальные рабочие
Женская рабочая сила (молодые незамужние женщины)
Экологические "беженцы"
Рабочие мигранты

       
 

     

       
 

Средние

и мелкие предприятия развитых стран

Предприниматели развивающихся стран Транснациональные корпорации Междуна-родные организации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Миграция  охватила все континенты, весь мир  и обрела поистине глобальный характер. На начало последнего десятилетия XX в. в мире уже насчитывалось более 45 млн трудящихся-мигрантов. Небывалая масштабность мировой миграции трудовых ресурсов представляет собой важнейшую особенность современности.

        Если в 50—70-е гг. миграция шла в основном из развивающихся стран в индустриально развитые, то с 80-х гг. наблюдается и встречный миграционный процесс: перемещение иностранной рабочей силы из более развитых в менее развитые страны.

        Доминирующим мотивом трудовой  миграции остается экономический.

      Миграции  трудовых ресурсов способствуют и современные  технологии производства, основанные на принципах международного разделения труда. Это связано прежде всего  с деятельностью транснациональных  компаний, организующих производство в системе мирового хозяйства.

Информация о работе Мировые рынки рабочей силы проблемы и методы их регулирования