Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 12:12, курсовая работа
Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала между странами образуют верхний (наднациональными рынками) международный уровень рынка рабочей силы. И речь идет в данном случае не об эпизодическом перемещении рабочей силы из одной страны в другую (это случалось и раньше). Появляются покупатели и продавцы рабочей силы, которые на более или менее постоянной основе заняты поиском и продажей рабочей силы за границей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МИРОВЫЕ РЫНКИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ: ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1. Международный рынок труда и тенденции его развития 5
1.2. Причины международной миграции населения, ее основные виды 14
1.3. Государственное регулирование иммиграции рабочей силы 18
2. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.
Регулирование импорта рабочей силы преследует две основные цели.
Международная
трудовая миграция имеет как положительные,
так и отрицательные
К положительным последствиям можно отнести следующие:
К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как правило, относят следующие:
В
настоящее время в странах-
На
международном уровне деятельность
национальных иммиграционных служб
координируется службой СОПЕМИ (Система
постоянного наблюдения за миграцией),
созданной странами-членами
В
межправительственных соглашениях
о найме иностранной рабочей
силы оговариваются условия
Иммиграционные службы стран контролируют, прежде всего, въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок.
Первым этапом регулирования миграционных процессов можно считать организацию вербовки иностранных рабочих, которая осуществляется на основе межправительственных соглашений.
Международные соглашения могут быть двусторонними и многосторонними. В этих соглашениях устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в ту или иную страну. Многосторонние соглашения имеют место между странами Европейского Союза. Особое значение здесь приобретает регулирование иммиграции из третьих стран (т.е. из стран, не входящих в Европейский Союз).
Эти
соглашения, как правило, реализуется
через национальные ведомства, занимающиеся
вопросами труда (например, в Швейцарии
- Федеральное ведомство
Процедура
реализации соглашений об иммиграции
заключается в следующем. Сторона,
направляющая работников за рубеж, проводит
предварительный отбор
В основном ограничения принимающих стран не распространяются на следующие категории работников:
Следует отметить, что государственный аппарат вербовки иностранных рабочих не всегда может справиться с вербовкой работников в необходимом объеме. В этой связи во многих странах существует институт частных посредников, т.е. фирм или частных лиц, которые, получив от государственных органов лицензию на данный вид деятельности, занимаются подбором кадров для работы за рубежом. Однако государство должно контролировать деятельность подобных фирм. Отсутствие такого контроля зачастую приводит к росту нелегальной иммиграции.
В последние годы многие страны, например, Австрия, Швеция, Финляндия пытаются ужесточить контроль за въездом в них иностранных работников. Так Швеция намерена требовать от иммигранта не только предъявления уже подписанного контракта на работу, но и знание шведского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья. Но это не дает ощутимых результатов. Естественно, что достоверных данных о размерах нелегальной иммиграции мало. По оценкам специалистов в последнее десятилетие она возросла. Это можно связать не только с увеличением числа людей, пытающихся "найти счастье" за рубежом, но и с тем, что предприниматель, использующий иностранную рабочую силу, при найме нелегальных иммигрантов получает более управляемых и дешевых работников. Ведь в этом случае не делаются страховые взносы и другие платежи, обязательные при легальном найме.
Количество
нелегальных иммигрантов
В ряде западноевропейских стран принимались программы, направленные на стимулирование репатриации.
Так, например, во Франции и в Германии вводились материальные выплаты в случае добровольного увольнения иностранных рабочих, а также их возвращения на родину. В 1982 году в ФРГ были введены выплаты турецким и португальским рабочим, которые выплачивались лишь через полгода после их возвращения на родину. Однако эти меры не привели к существенному снижению численности иностранцев.
Аналогичные меры пыталось принять правительство Нидерландов. Был разработан проект закона о материально помощи репатриантам и об ограничении сроков пребывания иностранных рабочих в стране. Однако эти предложения официальных кругов вызвали негативную реакцию со стороны предпринимателей, т.к. в случае принятия подобного закона они лишались дешевых, нетребовательных работников. Предприниматели заявили, что введут премию за то, чтобы иностранцы оставались в стране.
Кроме программ, стимулирующих репатриацию путем выплаты определенных денежных сумм, страны-импортеры рабочей силы разрабатывали различные меры, направленные на облегчение интеграции возвращающихся рабочих в экономику их родных стран. Франция в числе первых среди стран Западной Европы в декабре 1975 года ввела систему профподготовки для иммигрантов из Алжира, Туниса, Марокко, Португалии, Мали, Югославии, Турции, Испании. ФРГ в начале 70-х годов объявила аналогичную программу профессиональной подготовки иностранцев из Турции, Югославии, Греции. Однако число иностранцев, прошедших обучение в рамках этой программы было весьма незначительно и не дало ощутимых результатов по стимулированию репатриации.
Одним
из средств, направленных на ограничение
численности иностранных
Наряду с "мягкими" методами регулирования нелегальной иммиграции (выплата премий за возвращение на родину и т.п.), правительства стран-реципиентов используют также и жесткие принудительные меры, вплоть до принудительной высылки их из страны.
В
целом можно сказать, что процесс
репатриации иностранных
Привилегированные работники |
Информационные работники, программисты и др. |
Специалисты средней квалификации |
Высококвалифицированные группы рабочих Сингапура, Гонконга, Тайваня |
Ученые, научные работники |
Рабочая сила, поставляемая районами с низким уровнем развития |
"Экспортные рабочие" стран Азии |
Нелегальные рабочие |
Женская рабочая сила (молодые незамужние женщины) |
Экологические "беженцы" |
Рабочие мигранты |
Средние
и мелкие предприятия развитых стран |
Предприниматели развивающихся стран | Транснациональные корпорации | Междуна-родные организации |
Миграция охватила все континенты, весь мир и обрела поистине глобальный характер. На начало последнего десятилетия XX в. в мире уже насчитывалось более 45 млн трудящихся-мигрантов. Небывалая масштабность мировой миграции трудовых ресурсов представляет собой важнейшую особенность современности.
Если в 50—70-е гг. миграция шла в основном из развивающихся стран в индустриально развитые, то с 80-х гг. наблюдается и встречный миграционный процесс: перемещение иностранной рабочей силы из более развитых в менее развитые страны.
Доминирующим мотивом трудовой миграции остается экономический.
Миграции
трудовых ресурсов способствуют и современные
технологии производства, основанные
на принципах международного разделения
труда. Это связано прежде всего
с деятельностью
Информация о работе Мировые рынки рабочей силы проблемы и методы их регулирования