Мировой рынок наукоемкой продукции и технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Научно-техническая революция и развитие производительных сил ведут к все большему углублению международного разделения труда. В этих условиях торгово-экономические отношения между странами характеризуются быстрым расширением научно-технического и производственного сотрудничества, значение которого намного больше коммерческого эффекта, получаемого от передачи или приобретения технологии на тех или иных коммерческих условиях.

Оглавление

Введение
1.Особенности мирового рынка наукоемкой продукции и технологий
2.Основные формы международной передачи технологий
3. Доля России на мировом рынке высоких технологий
4. Пути повышения роли России на мировом рынке высоких технологий
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по ВЭД 4 доработка.docx

— 55.07 Кб (Скачать)

Наряду  с патентными лицензиями существуют и беспатентные лицензии на ноу-хау (непатентованное научно-техническое  достижение и производственный опыт конфиденциального характера), владелец которого обладает естественной монополией в отличие от владельца запатентованного изобретения. Впервые этот термин был  применен в США.

В отличие  от запатентованного изобретения ноу-хау  не пользуется особой правовой охраной, поэтому наилучшей формой защиты подобных знаний является коммерческая тайна. Ноу-хау могут включать:

– предметы – образцы изделий, незапатентованные  промышленные образцы, машины, приборы, запасные части, инструменты, приспособления и т.д.;

– техническую  документацию – формулы, расчеты, чертежи, схемы, незапатентованные изобретения  и т.д.;

– инструкции – пояснения, касающиеся конструкции  производства или применения изделия, процесса производства, производственных навыков, практических советов; сведения об организации работы и данные, помогающие в решении экономических  вопросов.

В международной  практике наиболее часто встречаются  патентные лицензии с одновременной  передачей ноу-хау и оказанием  технической помощи в налаживании  производства. Второе место занимают лицензии на ноу-хау и только третье – чисто патентные лицензии, не предусматривающие передачу ноу-хау. Это объясняется, в частности, тем, что при современном уровне развития техники освоение большей части изобретений без предоставления ноу-хау, т. е. опыта и знаний, которыми располагает фирма-продавец, либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств. Поэтому ноу-хау являются основным объектом не только лицензий, но и других форм передачи технологии[4].

При заключении договоров на ноу-хау не действует  патентная защита, поэтому особое значение в данном виде лицензионных соглашений имеют условия о неразглашении  ноу-хау как в период срока  действия лицензионного соглашения, так и после его окончания. В этой связи в соглашении иногда оговаривается порядок ознакомления с ноу-хау сотрудников лицензиата.

Наиболее  характерными условиями лицензионных соглашений, ограничивающими лицензиата в использовании ноу-хау, являются:

– не передавать приобретенные знания и опыт третьей  стороне в течение срока действия соглашения и в среднем до 5 лет  после окончания этого срока;

– указывать  в рекламных документах или на выпускаемой продукции, что она  изготовлена по лицензии другой фирмы;

– не предоставлять  сублицензии на ноу-хау, так как  это может повлечь за собой  его утрату.

Помимо  патентных и беспатентных выделяют самостоятельные («чистые») и сопутствующие лицензии. Самостоятельные лицензии предполагают передачу технологии или технических разработок независимо от их материального носителя. Сопутствующие лицензии имеют независимый характер и предоставляются одновременно с заключением контракта на строительство предприятия, поставку технологического оборудования, оказание консультационных услуг.

Продажа лицензий позволяет существенно  ускорить процесс освоения нового рынка  и хотя бы частично возместить собственные  расходы на исследования и разработки. Иногда бывает выгоднее вместо поставок готовых изделий продать лицензию на право их производства, например в случаях, когда возникают проблемы, связанные со сбытом готовой продукции из-за недостаточного объема собственного производства или выходом на внешний рынок. Развитию собственного производства может препятствовать множество причин – от нехватки сырья до отсутствия высококвалифицированного персонала и производственных площадей.

Препятствием  для экспорта изделий нередко  является протекционистская политика правительства страны, в которую предполагаются их поставки: высокие таможенные пошлины, импортные квоты, поощрение ввоза изделий в разобранном виде (с целью развития национальной промышленности).

Во всех этих случаях продажа лицензий –  один из путей выхода на местный  рынок, так же как создание в данной стране филиала фирмы-экспортера. Следует  отметить, что при продаже лицензии обычно предусматривается поставка материалов, узлов и деталей для  выпуска продукции. Таким образом, лицензионная торговля оказывается  действенным стимулом для сбыта  собственной продукции.

В зависимости  от объема прав, предоставляемых лицензионным соглашением покупателю и продавцу, различают простую, исключительную и полную лицензии. Простая лицензия оставляет за продавцом право  предоставлять аналогичные лицензии третьей стороне. Исключительная лицензия предоставляет покупателю монопольное  право на использование данной технологии, а продавец не может ни самостоятельно использовать запатентованную технологию, ни передавать ее третьим лицам на данной территории. В случае полной лицензии продавец полностью лишается права использовать объект лицензии.

Поскольку основной поток новых технологий идет из развитых стран в развивающиеся, правительства последних иногда вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая верхний предел цены по лицензионному соглашению.

Многие  технологии продаются лицензиаром  контролируемым организациям – зарубежным филиалам многонациональных компаний или их дочерним фирмам. Последние, выступая в роли юридически самостоятельного лица, обеспечивают защиту интеллектуальной собственности, когда владение становится долевым, а также позволяют избегать ограничений по размерам платежей или  валюте.

Однако  и в этом случае проблема ценообразования  является сложной и противоречивой. С одной стороны, многонациональные  компании критикуют за то, что путем таких продаж они объявляют свои прибыли в странах с низкими налоговыми ставками. С другой стороны, сами развивающиеся страны, где уровень налогообложения невысок, часто утверждают прямо противоположное: по их мнению, многонациональные фирмы искусственно приуменьшают свои прибыли с тем, чтобы, например, переместить свои средства в страны с более надежной валютой. Поэтому государственный контроль за ценообразованием при продаже технических новинок многонациональных компаний контролируемым ими филиалам усиливается как в стране базирования, так и в принимающей стране.

Вознаграждение  лицензиару, выплачиваемое лицензиатом  за использование новой технологии, может осуществляться по-разному. Чаще всего оно выплачивается в  виде роялти (royalty), т. е. периодических отчислений (обычно поквартально или годовыми взносами), установленных в процентах от фактически полученной прибыли или объема продаж при коммерческом использовании лицензии. Платежные документы сопровождаются согласованными данными бухгалтерского учета.

Применение  роялти предполагает тесное сотрудничество лицензиара и лицензиата, создает  обоюдную заинтересованность в эффективном  использовании объекта лицензии. Однако сумма вознаграждения в виде роялти может колебаться, иногда довольно значительно.

В отличие  от роялти паушальный платеж представляет собой единовременное вознаграждение, сумма которого твердо зафиксирована  в контракте. Иногда паушальные платежи  осуществляются путем разбивки на несколько выплат в соответствии с этапами практической реализации лицензии – после подписания лицензионного соглашения, завершения поставок оборудования, предоставления ноу-хау и т.д. но в любом случае паушальные платежи устанавливаются заранее на основе экспертных оценок возможного экономического эффекта и ожидаемой прибыли.[4]

К такой  форме расчетов партнеров подталкивают разнообразные факторы: неуверенность  в возможности осуществления  периодических переводов за границу, желание избежать контроля продавца за последующим использованием технологии, плохое знание положения дел у  партнера, связанность технологии с  конкретным набором оборудования и  т.д. при этом, как свидетельствует  практика, сумма паушального платежа  оказывается меньше суммы вознаграждения, если бы последнее осуществлялось по условиям роялти.

Наряду  с названными видами расчетов по лицензионному  соглашению иногда практикуется получение  вознаграждения в виде участия в прибыли или участия в собственности. В первом случае продавцу отчисляется определенный процент прибыли от коммерческого применения технологии, во втором – продавец получает вознаграждение в виде части акций фирмы, использующей новую технологию.

 

 Франчайзинг

 

Следующей формой международной передачи технологий является франчайзинг, который представляет собой контракт на передачу торговой марки. Продавец не только передает покупателю право на использование торговой марки, но и оказывает ему постоянную помощь в ведении бизнеса. Эта помощь выражается в оказании технических услуг, подготовке кадров и повышении их квалификации, управлении предприятием за определенную плату и т.д.

По существу продавец и покупатель в этом случае действуют как вертикально интегрированная  фирма, филиалы которой взаимосвязаны  и производят для потребителя  часть товаров и услуг. Особенно характерно это для комплексного франчайзинга, который предусматривает полное обеспечение дилера, включая маркетинг, руководство эксплуатацией предприятия, стандарты и контроль качества продукции.

История франчайзинга восходит к XIX в. и связана с США, где около трети оборота розничной торговли представляет собой франчайзинг. Наряду с американскими фирмами франчайзингом занимаются иностранные фирмы. Сфера их деятельности – ресторанный бизнес, продукты питания, продажа автомобилей, бензоколонки, разлив безалкогольных напитков и т.д.

Франчайзинг быстро распространяется по всему миру. Широкое применение находит следующий способ проникновения франшизера в другую страну: в качестве главной франшизы выбирается местная фирма, которой передаются права по использованию торговой марки.[7]

В ряде случаев  за рубежом открывается несколько  торговых точек, которые выполняют  рекламные функции, привлекая местных  потенциальных покупателей.

 

 Инжиниринг

        Важной формой международной передачи технологий является инжиниринг (engineering), который охватывает широкую совокупность видов технической деятельности, направленную на повышение эффективности зарубежных инвестиций, минимизацию затрат по реализации проектов различного назначения. Он включает в себя разнообразные услуги, в которых нуждается покупатель при приобретении, монтаже, освоении и эксплуатации новой техники.

В рамках инжиниринга могут предоставляться  услуги, прежде всего по подготовке нового производства. В их число  входят составление технико-экономического обоснования проекта, разработка генеральных  планов и чертежей, управление и  надзор за строительством, приемо-сдаточные работы. После окончания строительства нового объекта и сдачи его в эксплуатацию инжиниринг сводится к оказанию услуг по организации процесса производства и управлению предприятием. Иногда он распространяется на сферу сбыта выпускаемой продукции. Формы оплаты услуг инжиниринга могут быть различными. Это может быть повременная оплата труда инженеров-консультантов, возмещение фактически понесенных затрат плюс известное вознаграждение, оплата в процентах от стоимости строительства объекта.[7]

 

 Консалтинг

Широкое распространение  в сфере МРИТ получил также  консалтинг. Консалтинг обозначает широкий спектр консультационных услуг, предоставляемых консалтинговой фирмой любому потребителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Доля России на мировом рынке высоких технологий

 

Место любой  страны в мировом технологическом  пространстве определяется двумя наборами показателей: наукоемкостью (параметры на входе) и наукоотдачей (эффективность и конкурентоспособность). Приведенные данные о наукоемкости и наукоотдаче национальных экономик высокоразвитых стран, в табл. 1 позволяют определить место России в мировом технологическом пространстве.

 

Таблица 1

Наукоемкость и наукоотдача национальных экономик

Страна

ВВП, млрд. дол.

ВВП на одного занятого, тыс. дол.

Доля расходов на иссл. и разраб. в ВВП, %

Текущий индекс конкуренто-способности

Доля hi-tech продукции втоварном экспорте,%

Доля в мировом экспорте информац. оборуд, %

США

9875

73,1

2,64

2

28,2

16,3

Китай

5135

7,2

1,00

47

16,7

4,6

Япония 

3425

56,0

3,04

15

26,3

11,5

Индия

-

4,9

-

36

3,2

-

Германия 

-

56

2,44

4

15,3

4,8

Франция

-

56,2

2,17

12

19,4

3,4

Великобритания 

-

54,5

1,87

7

26,2

5,3

Италия 

1410

56,5

1,04

24

7,9

1,1

Россия 

1185

18,0

1,01

58

3,1

0,2

Канада 

-

60

-

11

-

2,2

Информация о работе Мировой рынок наукоемкой продукции и технологий