Мировой рынок наукоемкой продукции и технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Научно-техническая революция и развитие производительных сил ведут к все большему углублению международного разделения труда. В этих условиях торгово-экономические отношения между странами характеризуются быстрым расширением научно-технического и производственного сотрудничества, значение которого намного больше коммерческого эффекта, получаемого от передачи или приобретения технологии на тех или иных коммерческих условиях.

Оглавление

Введение
1.Особенности мирового рынка наукоемкой продукции и технологий
2.Основные формы международной передачи технологий
3. Доля России на мировом рынке высоких технологий
4. Пути повышения роли России на мировом рынке высоких технологий
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по ВЭД 4 доработка.docx

— 55.07 Кб (Скачать)

Источник: Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред. акад. А.А. Дынкина / ИМЭМО РАН. — М.: Магистр, 2010.

 

Анализ  таблицы 1 показывает, что при одинаковых параметрах наукоемкости Китая, Италии и России на выходе наукоотдача России по доле высокотехнологичного экспорта уступает в 5 раз Китаю, в 4 раза Италии, находится на уровне Индии; по конкурентоспособности уступает Италии более чем в 2 раза, уступает Китаю; по доле в мировом экспорте информационного оборудования уступает Китаю в 23 раза, Италии в 5 раз.

Исходя  из данных таблицы мы можем определить, что доля расходов на НИОКР в ВВП составляет 1,01 %;

  • доля высокотехнологического экспорта в товарном экспорте – 3,1%, уступаем более чем в 5 раз Китаю и в 4 раза Италии;
  • доля в торговле информационным оборудованием составляет 0,2%. Наша доля в мировой торговле информационным оборудованием сегодня ничтожно мала - уступаем более чем в 5 раз Китаю и в 4 раза Италии;
  • доля в торговле информационным оборудованием составляет 0,2%. Наша доля в мировой торговле информационным оборудованием сегодня ничтожно мала. Рынок информационного и телекоммуникационного оборудования сегодня является самым динамично растущим. Его объем достиг 940 млрд. долларов, что превышает все совокупные рынки энергосырьевых и продовольственных товаров. За последние 10–15 лет экспортерами на этом рынке стали Таиланд, Малайзия и Мексика.[5]

Причина низкой наукоотдачи видится в архаичной организации национальной инновационной системы:

  • во-первых, при создании нововведений сохраняется ориентация исключительно на логику развития науки и техники без учета реального спроса и общественных потребностей (так называемого вызова спроса);
  • во-вторых, в нашей инновационной системе отсутствуют крупные высокотехнологичные фирмы, которые способны брать на себя решение финансовых и технологических задач.
  • в-третьих, в нашей экономике отсутствуют институциональные сигналы, которые поощряли бы инвестиции в новые изделия и технологии.

Основной  проблемой инновационной системы  России является отсутствие крупных  высокотехнологичных фирм, способных  брать на себя внедрение хайтековских технологий.

Развертывание инновационной деятельности определяется в значительной степени отраслевой направленностью предприятий. Наиболее высокая активность в разработке и освоении новой продукции присуща  ограниченному кругу наиболее динамичных и перспективных отраслей экономики. Это — аэрокосмическая промышленность, производство электронного, энергетического  оборудования, отрасли химии, фармацевтика, автомобильная промышленность, где  инвестиции в крупномасштабные и  долгосрочные НИОКР, а также первоначальные затраты, связанные с производством  и коммерциализацией кардинальных инноваций, составят сотни миллионов  и миллиарды долларов.

Не побуждает  частный бизнес к инновационной  деятельности и состояние отечественной  конкурентной среды. Крупные компании — лидеры российского сырьевого  сектора сравнительно недавно приступили к формированию инновационных стратегий, лишь единицы при этом позиционируются  как стратегические новаторы. Большинство  частных компаний, в отличие от государственных, к сожалению, не имеют  средств, для реализации долгосрочных, наукоемких проектов. А созданные  в последние годы госкорпорации лишены серьезных стимулов форсировать высокорисковую инновационную деятельность1. Очевидно, что на сегодняшний день на рынке инновационных технологий в России отсутствует сложившаяся система финансирования и продвижения инноваций. И поэтому без государства, без его прямой поддержки (как материальной, так и организационной) такая система существовать просто не может.

 

 

4. Пути повышения роли России  на мировом рынке высоких технологий

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обеспечить конкурентоспособность  национальной экономики в долгосрочном периоде, необходимо организовать процесс  формирования согласованного видения  технологического будущего России у  всех участников этого процесса: государства, бизнеса, науки, гражданского общества и совместными усилиями пытаться реализовать поставленные цели. Ключевая роль в организации этого процесса принадлежит государству не только как его инициатору, но и как  гаранту выполнения достигнутых  договоренностей.[6]

При наличии  политической воли высших органов государственной  власти основные усилия по данной проблеме должны быть направлены на:

  • выделение наукоемких технологий, которые объективно, в современных экономических условиях, может внедрить Россия на мировом рынке;
  • определение технологических приоритетов и их реализация в рамках научно-технической и промышленной политики государства;

Решить  данную задачу без государства невозможно. Можно изыскать финансирование и  создать новый конкурентный продукт, но это только одна треть пути, а  две трети – это создание системы  поддержки и продвижение продукта.

  • выработку стратегий внедрения высоких технологий;
  • создание эффективно функционирующей национальной инновационной системы;

Национальная инновационная система  включает в себя не только инфраструктурные элементы, но и нормативно-правовую базу, способствующую коммерциализации научно-технических разработок. В  настоящее время целый ряд  правовых документов, регулирующих хозяйственную  деятельность организаций научно-технической  сферы, не соответствует решаемым ими  инновационным задачам.

Важный элемент национальной инновационной  системы – институциональная  среда, т.е. совокупность законодательных  актов, норм, правил и ведомственных  инструкций, определяющих формы и  методы взаимодействия занятых инновационной  деятельностью – в России не развита.

На сегодняшний день можно констатировать фактическое отсутствие эффективной  национальной инновационной системы, способной продвигать высокие технологии на мировой рынок.

Формирование замкнутой инновационной  цепочки, способной материализовать  высокие технологии и продвинуть их на мировой рынок, является актуальной проблемой России.

  • развитие технологической среды и ее гармонизации с развитыми странами в области технологической совместимости, систем обеспечения качества, сертификации;
  • формирование рыночной инфраструктуры трансферта инноваций.

Трансферт инноваций – один из рыночных регуляторов диффузии инноваций. Диффузия инноваций – процесс  равновесного распространения нововведений в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической  деятельности.

На наш  взгляд, с целью совершенствования  механизма частно-государственное партнерства в сфере высоких технологий необходимо реализовать следующий комплекс мероприятий.

  • Разработка государственной системы поощрения предпринимателей за использование в производстве новейших достижений в науке и технике. Это налоговые льготы, специальные кредиты, лизинг новейших видов машин и оборудования под государственные гарантии и целевое финансирование особо важных и перспективных проектов, особенно в сфере высоких технологий, безвозмездная передача или предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли.
  • Формирование инновационных кластеров — комплексов связанных между собой промышленных фирм, лабораторий, органов государственного управления, коммерческих организаций типа территориальных технопарков.
  • Создание специализированных государственных учреждений, регулирующих использование частно-государственного партнерства на федеральном и региональном уровнях. Подобные организации могут выполнять как координирующую, так и регулирующую функции, обеспечивать необходимую политическую поддержку проектов, что является чрезвычайно важным фактором в условиях России.
  • Реализацию широкого спектра мер демонополизации российской экономики, способствующих повышению мотивации конкурирующих предприятий к инновационному производству.
  • Формирование единого и методологически обоснованного механизма рассмотрения и отбора инновационных проектов с учетом их соответствия государственным приоритетам и утвержденному графику финансирования. Создание такого механизма будет способствовать более четкому разграничению сферы ответственности между производителями инноваций и их проводниками в сфере общественного производства, повышению качества и зрелости инновационного проекта.

 

Заключение

 

На рубеже XX и XXI вв. мировое сообщество подошло  к пониманию необходимости объединения  усилий различных стран в целях  использования лучших научных достижений в интересах человечества, в том  числе для предотвращения возникающих  в процессе развития науки и техники  угроз глобального характера, определения  приоритетов научных исследований и механизмов их реализации.

Объективный процесс интернационализации современной  экономики определяет интенсификацию международной научно-производственной кооперации. Вместе с тем происходящие в этой сфере явления неоднородны, им свойственны определенные противоречия, требующие организационного, правового  и экономического регулирования  на межгосударственном уровне. С одной  стороны, в области фундаментальных  наук быстро расширяется международная  кооперация, с другой - прикладные разработки становятся все более закрытыми, их результаты рассматриваются как  национальное достояние, имеющее стратегическое значение для обеспечения экономической  безопасности отдельно взятого государства  или группировки стран.

Учитывая  значительную роль науки в решении  социально-экономических проблем  века, все большее число стран  мира (Япония, Республика Корея, КНР, Индия  и др.) используют планово-ориентированную  модель формирования научной политики и развития научно-технического потенциала. Правительствами этих стран используются методы как директивного централизованного, так и индикативного планирования. Директивное планирование применяется  с целью компенсации недостатков  рыночной системы по финансированию масштабных НИОКР с высокой степенью риска, становления новых отраслей и технологической модернизации традиционных базовых отраслей. Это  осуществляется прежде всего за счет прямых государственных ассигнований, государственного рынка в виде гарантированных государственных закупок новой высокотехнологичной продукции, а также налоговых и таможенных льгот.

Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС) является одним из важных элементов  научно-технической политики страны, сохранения и наращивания российского  научно-технического потенциала (НТП).

Развитие прогрессивных направлений инновационных процессов и функционирование мирового рынка высоких технологий нуждается в регулировании со стороны национальных государственных структур и международных организаций как путем совершенствования правовой базы интеллектуальной собственности и информационного законодательства, так и путем создания специальных программ содействия нововведениям, направленных на разрешение глобальных проблем мировой экономики, в том числе освоения космоса, мирового океана, решение экологических проблем, ресурсного обеспечения и т.д.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обеспечить конкурентоспособность  национальной экономики в долгосрочном периоде, необходимо организовать процесс  формирования согласованного видения  технологического будущего России у  всех участников этого процесса: государства, бизнеса, науки, гражданского общества и совместными усилиями пытаться реализовать поставленные цели.

В России важнейшим условием для  ускоренного развития и стабилизации национального рынка высоких  технологий является действенная государственная  политика. Она должна быть в первую очередь направлена на поддержку науки и образования, с привлечением средств частного бизнеса. Результаты исследования позволяют утверждать, что развитие инновационного сектора российской экономики зависит от степени государственной поддержки наукоемких сфер национальной экономики, состояния нормативной базы и средств, выделяемых предпринимательским сектором на НИОКР.

Внешнеэкономическая и налоговая политика нашего государства должна быть направлена на создание адекватных современной экономической ситуации условий для того, чтобы продукты отечественной информационной сферы выходили на мировой рынок не в виде «утечки мозгов», а путем экспорта готового конкурентоспособного продукта, включая продажи программного обеспечения иностранным компаниям.

 

 

Список использованной литературы

  1. Артемьев И.Е. Рынки технологии в мировом хозяйстве. — М.: Наука, 2009
  2. Аханов С.А., Нурланова Н.К., Альжанова Ф.Г. Конкурентоспособность национальной экономики: критерии оценки и пути повышения. — Алматы: Экономика, 2009 г.
  3. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. — М.: Наука, 2011.
  4. Дадалко В.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. – Мн.: «Ураджай», «Интерпрессервис», 2001. – 529с.
  5. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред. акад. А.А. Дынкина / ИМЭМО РАН. — М.: Магистр, 2010.
  6. Татаркин А.И., Татаркин Д.А., Сидорова Е.Н. Партнерство власти и бизнеса в реализации стратегии развития территории // Экономика региона. — 2008. — № 4. — С. 18–30.
  7. Чеботарев Н.Ф. Мировая экономика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К ». – 2007. – 332 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий ключевых слов

 

Информация о работе Мировой рынок наукоемкой продукции и технологий