Источник:
Мировая экономика: прогноз до 2020 года
/ Под ред. акад. А.А. Дынкина / ИМЭМО РАН.
— М.: Магистр, 2010.
Анализ
таблицы 1 показывает, что при одинаковых
параметрах наукоемкости Китая, Италии
и России на выходе наукоотдача России
по доле высокотехнологичного экспорта
уступает в 5 раз Китаю, в 4 раза Италии,
находится на уровне Индии; по конкурентоспособности
уступает Италии более чем в 2 раза, уступает
Китаю; по доле в мировом экспорте информационного
оборудования уступает Китаю в 23 раза,
Италии в 5 раз.
Исходя
из данных таблицы мы можем определить,
что доля расходов на НИОКР в ВВП составляет
1,01 %;
- доля высокотехнологического экспорта в товарном экспорте – 3,1%, уступаем более чем в 5 раз Китаю и в 4 раза Италии;
- доля в торговле информационным оборудованием составляет 0,2%. Наша доля в мировой торговле информационным оборудованием сегодня ничтожно мала - уступаем более чем в 5 раз Китаю и в 4 раза Италии;
- доля в торговле информационным оборудованием составляет 0,2%. Наша доля в мировой торговле информационным оборудованием сегодня ничтожно мала. Рынок информационного и телекоммуникационного оборудования сегодня является самым динамично растущим. Его объем достиг 940 млрд. долларов, что превышает все совокупные рынки энергосырьевых и продовольственных товаров. За последние 10–15 лет экспортерами на этом рынке стали Таиланд, Малайзия и Мексика.[5]
Причина
низкой наукоотдачи видится в архаичной
организации национальной инновационной
системы:
- во-первых, при создании нововведений сохраняется ориентация исключительно на логику развития науки и техники без учета реального спроса и общественных потребностей (так называемого вызова спроса);
- во-вторых, в нашей инновационной системе отсутствуют крупные высокотехнологичные фирмы, которые способны брать на себя решение финансовых и технологических задач.
- в-третьих, в нашей экономике отсутствуют институциональные сигналы, которые поощряли бы инвестиции в новые изделия и технологии.
Основной
проблемой инновационной системы
России является отсутствие крупных
высокотехнологичных фирм, способных
брать на себя внедрение хайтековских
технологий.
Развертывание
инновационной деятельности определяется
в значительной степени отраслевой
направленностью предприятий. Наиболее
высокая активность в разработке
и освоении новой продукции присуща
ограниченному кругу наиболее динамичных
и перспективных отраслей экономики.
Это — аэрокосмическая промышленность,
производство электронного, энергетического
оборудования, отрасли химии, фармацевтика,
автомобильная промышленность, где
инвестиции в крупномасштабные и
долгосрочные НИОКР, а также первоначальные
затраты, связанные с производством
и коммерциализацией кардинальных
инноваций, составят сотни миллионов
и миллиарды долларов.
Не побуждает
частный бизнес к инновационной
деятельности и состояние отечественной
конкурентной среды. Крупные компании
— лидеры российского сырьевого
сектора сравнительно недавно приступили
к формированию инновационных стратегий,
лишь единицы при этом позиционируются
как стратегические новаторы. Большинство
частных компаний, в отличие от
государственных, к сожалению, не имеют
средств, для реализации долгосрочных,
наукоемких проектов. А созданные
в последние годы госкорпорации
лишены серьезных стимулов форсировать
высокорисковую инновационную деятельность1. Очевидно,
что на сегодняшний день на рынке инновационных
технологий в России отсутствует сложившаяся
система финансирования и продвижения
инноваций. И поэтому без государства,
без его прямой поддержки (как материальной,
так и организационной) такая система
существовать просто не может.
4. Пути повышения роли России
на мировом рынке высоких технологий
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию,
обеспечить конкурентоспособность
национальной экономики в долгосрочном
периоде, необходимо организовать процесс
формирования согласованного видения
технологического будущего России у
всех участников этого процесса: государства,
бизнеса, науки, гражданского общества
и совместными усилиями пытаться
реализовать поставленные цели. Ключевая
роль в организации этого процесса
принадлежит государству не только
как его инициатору, но и как
гаранту выполнения достигнутых
договоренностей.[6]
При наличии
политической воли высших органов государственной
власти основные усилия по данной проблеме
должны быть направлены на:
- выделение наукоемких технологий, которые объективно, в современных экономических условиях, может внедрить Россия на мировом рынке;
- определение технологических приоритетов и их реализация в рамках научно-технической и промышленной политики государства;
Решить
данную задачу без государства невозможно.
Можно изыскать финансирование и
создать новый конкурентный продукт,
но это только одна треть пути, а
две трети – это создание системы
поддержки и продвижение продукта.
- выработку стратегий внедрения высоких технологий;
- создание эффективно функционирующей национальной инновационной системы;
Национальная инновационная система
включает в себя не только инфраструктурные
элементы, но и нормативно-правовую
базу, способствующую коммерциализации
научно-технических разработок. В
настоящее время целый ряд
правовых документов, регулирующих хозяйственную
деятельность организаций научно-технической
сферы, не соответствует решаемым ими
инновационным задачам.
Важный элемент национальной инновационной
системы – институциональная
среда, т.е. совокупность законодательных
актов, норм, правил и ведомственных
инструкций, определяющих формы и
методы взаимодействия занятых инновационной
деятельностью – в России не развита.
На сегодняшний день можно констатировать
фактическое отсутствие эффективной
национальной инновационной системы,
способной продвигать высокие технологии
на мировой рынок.
Формирование замкнутой инновационной
цепочки, способной материализовать
высокие технологии и продвинуть
их на мировой рынок, является актуальной
проблемой России.
- развитие технологической среды и ее гармонизации с развитыми странами в области технологической совместимости, систем обеспечения качества, сертификации;
- формирование рыночной инфраструктуры трансферта инноваций.
Трансферт инноваций – один из
рыночных регуляторов диффузии инноваций.
Диффузия инноваций – процесс
равновесного распространения нововведений
в деловых циклах научно-технической,
производственной и организационно-экономической
деятельности.
На наш
взгляд, с целью совершенствования
механизма частно-государственное
партнерства в сфере высоких технологий
необходимо реализовать следующий комплекс
мероприятий.
- Разработка государственной системы поощрения предпринимателей за использование в производстве новейших достижений в науке и технике. Это налоговые льготы, специальные кредиты, лизинг новейших видов машин и оборудования под государственные гарантии и целевое финансирование особо важных и перспективных проектов, особенно в сфере высоких технологий, безвозмездная передача или предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли.
- Формирование инновационных кластеров — комплексов связанных между собой промышленных фирм, лабораторий, органов государственного управления, коммерческих организаций типа территориальных технопарков.
- Создание специализированных государственных учреждений, регулирующих использование частно-государственного партнерства на федеральном и региональном уровнях. Подобные организации могут выполнять как координирующую, так и регулирующую функции, обеспечивать необходимую политическую поддержку проектов, что является чрезвычайно важным фактором в условиях России.
- Реализацию широкого спектра мер демонополизации российской экономики, способствующих повышению мотивации конкурирующих предприятий к инновационному производству.
- Формирование единого и методологически обоснованного механизма рассмотрения и отбора инновационных проектов с учетом их соответствия государственным приоритетам и утвержденному графику финансирования. Создание такого механизма будет способствовать более четкому разграничению сферы ответственности между производителями инноваций и их проводниками в сфере общественного производства, повышению качества и зрелости инновационного проекта.
Заключение
На рубеже
XX и XXI вв. мировое сообщество подошло
к пониманию необходимости объединения
усилий различных стран в целях
использования лучших научных достижений
в интересах человечества, в том
числе для предотвращения возникающих
в процессе развития науки и техники
угроз глобального характера, определения
приоритетов научных исследований
и механизмов их реализации.
Объективный
процесс интернационализации современной
экономики определяет интенсификацию
международной научно-производственной
кооперации. Вместе с тем происходящие
в этой сфере явления неоднородны,
им свойственны определенные противоречия,
требующие организационного, правового
и экономического регулирования
на межгосударственном уровне. С одной
стороны, в области фундаментальных
наук быстро расширяется международная
кооперация, с другой - прикладные разработки
становятся все более закрытыми,
их результаты рассматриваются как
национальное достояние, имеющее стратегическое
значение для обеспечения экономической
безопасности отдельно взятого государства
или группировки стран.
Учитывая
значительную роль науки в решении
социально-экономических проблем
века, все большее число стран
мира (Япония, Республика Корея, КНР, Индия
и др.) используют планово-ориентированную
модель формирования научной политики
и развития научно-технического потенциала.
Правительствами этих стран используются
методы как директивного централизованного,
так и индикативного планирования.
Директивное планирование применяется
с целью компенсации недостатков
рыночной системы по финансированию
масштабных НИОКР с высокой степенью
риска, становления новых отраслей
и технологической модернизации
традиционных базовых отраслей. Это
осуществляется прежде всего за счет прямых
государственных ассигнований, государственного
рынка в виде гарантированных государственных
закупок новой высокотехнологичной продукции,
а также налоговых и таможенных льгот.
Международное
научно-техническое сотрудничество
(МНТС) является одним из важных элементов
научно-технической политики страны,
сохранения и наращивания российского
научно-технического потенциала (НТП).
Развитие прогрессивных направлений инновационных процессов
и функционирование мирового рынка высоких
технологий нуждается в регулировании
со стороны национальных государственных
структур и международных организаций
как путем совершенствования правовой
базы интеллектуальной собственности
и информационного законодательства,
так и путем создания специальных программ
содействия нововведениям, направленных на разрешение глобальных
проблем мировой экономики, в том числе
освоения космоса, мирового океана, решение
экологических проблем, ресурсного обеспечения
и т.д.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию,
обеспечить конкурентоспособность
национальной экономики в долгосрочном
периоде, необходимо организовать процесс
формирования согласованного видения
технологического будущего России у
всех участников этого процесса: государства,
бизнеса, науки, гражданского общества
и совместными усилиями пытаться
реализовать поставленные цели.
В России важнейшим условием для
ускоренного развития и стабилизации
национального рынка высоких
технологий является действенная государственная
политика. Она должна быть в первую
очередь направлена на поддержку науки
и образования, с привлечением средств частного бизнеса. Результаты
исследования позволяют утверждать, что
развитие инновационного сектора российской
экономики зависит от степени государственной поддержки наукоемких
сфер национальной экономики, состояния
нормативной базы и средств, выделяемых предпринимательским сектором
на НИОКР.
Внешнеэкономическая и
налоговая политика нашего государства
должна быть направлена на создание адекватных
современной экономической ситуации условий
для того, чтобы продукты отечественной
информационной сферы выходили на мировой
рынок не в виде «утечки мозгов», а путем экспорта готового конкурентоспособного продукта,
включая продажи программного обеспечения
иностранным компаниям.
Список использованной
литературы
- Артемьев И.Е. Рынки технологии в мировом хозяйстве. — М.: Наука, 2009
- Аханов С.А., Нурланова Н.К., Альжанова Ф.Г. Конкурентоспособность национальной экономики: критерии оценки и пути повышения. — Алматы: Экономика, 2009 г.
- Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. — М.: Наука, 2011.
- Дадалко В.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. – Мн.: «Ураджай», «Интерпрессервис», 2001. – 529с.
- Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред. акад. А.А. Дынкина / ИМЭМО РАН. — М.: Магистр, 2010.
- Татаркин А.И., Татаркин Д.А., Сидорова Е.Н. Партнерство власти и бизнеса в реализации стратегии развития территории // Экономика региона. — 2008. — № 4. — С. 18–30.
- Чеботарев Н.Ф. Мировая экономика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К
». – 2007. – 332 с.
Глоссарий
ключевых слов