Международный обмен научными и техническими знаниями, ноу-хау

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 07:41, контрольная работа

Краткое описание

Научно-техническая революция и развитие производительных сил ведут к все большему углублению международного разделения труда. В этих условиях торгово-экономические отношения между странами характеризуются быстрым расширением научно-технического и производственного сотрудничества, значение которого намного больше коммерческого эффекта, получаемого от передачи или приобретения технологии на тех или иных коммерческих условиях.

Оглавление

Введение
1 Международная передача технологий, как форма международных экономических отношений
2 Особенности мирового рынка технологий
3 Международное техническое содействие
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Международный обмен научными и техническими знаниями, ноу-хау (работа).doc

— 102.50 Кб (Скачать)

     Во-первых, на пути международного перемещения  технологий стоит меньше барьеров и  ограничений по сравнению с движением товаров и капиталов. Поэтому внешнюю экспансию легче осуществить, продав лицензию за границу, чем добиться освоения нового рынка путем экспорта продукции, производимой с помощью новой технологии или с помощью иностранных инвестиций. Другими словами, передача новой технологии за рубеж выступает как форма борьбы за иностранные товарные рынки, позволяющая обойти таможенные и иные барьеры.

     Во-вторых, многонациональные компании предпочитают продавать новые технологии своим  зарубежным филиалам или дочерним компаниям, а не независимым фирмам, пусть даже и отечественным. Объясняется это тем, что многонациональная компания при таких продажах не утрачивает монопольного права на использование новых технологий, исключается возможность утечки производственных секретов и превращения покупателя в серьезного конкурента.

     В-третьих, реализация технологий за рубеж часто  сопровождается дополнительными поставками сырья, оборудования, полуфабрикатов и  т.д. Следовательно, продавец технологий получает возможность увеличить выпуск продукции на экспорт. Выгода, извлекаемая фирмой-продавцом новых технологий, получила название эскорт эффекта (escort-effect).

     В-четвертых, часто только путем продажи новой  технологии за рубеж фирма может  получить доступ к необходимому ей новшеству, которым располагает иностранный партнер. Такое встречное или перекрестное лицензирование характерно для фирм, осуществляющих большие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и являющихся лидерами в разработке какого-то направления развития науки и техники. Обычно такие фирмы функционируют в отраслях с часто меняющейся технологией и выпускающих много видов продукции (например, химическая и электротехническая промышленность).

     Таковы  важнейшие причины, по которым собственник новых технологий стремится реализовать их не на внутреннем, а на внешнем рынке.

     Заинтересованность  продавца совпадает с заинтересованностью  покупателя, так как на международном  технологическом рынке совокупное предложение новых технологий сталкивается с совокупным спросом на них. Мотивы, побуждающие покупателя приобретать новые технологии на мировом рынке, также многообразны.

     Во-первых, импортируя новые технологии, покупатель обычно добивается существенной экономии средств и времени в сравнении  с самостоятельными разработками в этой области. Масштабные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы требуют значительных затрат денежных средств, они продолжительны во времени, а предполагаемые их результаты не всегда определены. Поэтому чаще проще купить, чем сделать самому.

     Во-вторых, приобретая новые технологии, покупатель получает возможность ликвидировать  в короткие сроки свое техническое  отставание в той или иной области. И хотя далеко не все, что продается  на рынке технологий, является последними научно-техническими достижениями, тем не менее, покупки на технологическом рынке открывают доступ к новшествам высокого технического уровня.

     В-третьих, приобретение импортных технологий обычно сопровождается сравнительно малыми издержками по освоению производства продукции. Объясняется это тем, что на продажу поступают обычно практически отработанные технологии. К тому же покупатель может рассчитывать на помощь лицензиара при освоении новых технологических процессов.

     В-четвертых, практика показывает, что изделия, производимые по зарубежной технологии, отличаются высокой конкурентоспособностью. Поэтому часть выпуска новых изделий направляется на внешний рынок, увеличивая экспортные возможности покупателя новой технологии.

     Экономическими  агентами на мировом технологическом рынке, как правило, выступают развитые страны. Именно на них приходится преобладающая часть оборота мирового рынка технологий. Мировым лидером на этом рынке являются США. Они ежегодно экспортируют наукоемкую продукцию на сумму около 700 млрд. долл. За США идут Германия (530 млрд. долл.) и Япония (400 млрд. долл.). 
 
 
 
 

3 Международное техническое содействие 
 

     Разновидностью  международной передачи технологий является международное техническое  содействие (technical assistance), программы предоставления которого достаточно широко реализуются мировым сообществом с конца 1970-х гг.

     Эти программы, осуществляемые на двух –  или многосторонней основе, призваны оказать техническое содействие развивающимся странам и странам  с переходной экономикой в области технологических процессов, продуктов и управления. Программы технического содействия разрабатываются и реализуются ООН, МВФ, Мировым банком, ОЭСР и другими международными организациями.

     Техническое содействие определяется как передача «ноу-хау» посредством таких видов деятельности, как профессиональная подготовка специалистов, проведение в жизнь политики, консультации, партнерство и исследования. Оно предоставляется в форме безвозмездных технологических грантов и проектов совместного финансирования развития технологий.

     Международное научно-технологическое сотрудничество (МНТС) является неотъемлемой составной  частью государственной научно-технической  политики Республики Беларусь. Оно  способствует развитию контактов ученых и инноваторов страны в приоритетных направлениях научно-технической и инновационной деятельности, а также улучшению ситуации в ее ресурсном обеспечении – кадровом, материально-техническом, информационном. На это нацелена государственная научно-техническая политика, ее международная составляющая, а также, в конечном счете, все соглашения и договоры о сотрудничестве в научно-технической сфере как межправительственные и межведомственные, так и с международными и национальными организациями, программами и фондами.

     Правовой  базой для осуществления международного научно-технического сотрудничества являются международные договоры и соглашения. Республикой Беларусь заключено более 30 двусторонних и свыше 10 многосторонних (в рамках СНГ) договоров о сотрудничестве в сфере науки и технологий. Углубляется взаимодействие с рядом международных организаций: Международной ассоциацией по сотрудничеству с учеными из новых независимых государств бывшего Советского Союза (ИНТАС), Международным научно-техническим центром (МНТЦ), Международным центром научно-технической информации (МЦНТИ), Объединенным институтом ядерных исследований, ЦЕРН, Научным комитетом НАТО, SCOPES и другими.

     Исключительно важным для Беларуси являются международные  аспекты проблемы охраны интеллектуальной собственности, которые решаются Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). Специалисты Национального центра интеллектуальной собственности проходили в ВОИС стажировку по вопросам, связанным с работой в рамках Договора о патентной кооперации, Мадридского соглашения о международной регистрации знаков и Международного союза по охране новых сортов растений (UPOV). Постоянные контакты Центра с ВОИС позволяют развивать и совершенствовать законодательную базу в области промышленной собственности.

     Чтобы развивать конкурентоспособную экономику, Беларусь должна максимально выгодным для себя образом приобретать необходимые и продавать собственные, полученные внутри страны знания на мировом рынке научно-технической продукции. В этой связи государственная политика Беларуси в области международного научно-технического сотрудничества (МНТС), являющаяся частью государственной научно-технической и инновационной политики, призвана обеспечить соответствие международного научно-технического сотрудничества задачам развития науки и технологий в условиях формирующейся рыночной экономики с учетом интересов национальной безопасности, внешнеполитического и внешнеэкономического курсов страны.

 

Заключение 
 

     Оценка  региональных особенностей обмена научно-технической  продукцией показывает, что Западная Европа традиционно является наибольшим рынком научно-технической продукции (почти половина мирового экспорта и более 40% импорта научно-технической продукции). Вторым по объему рынком научно-технической продукции выступает Североамериканский регион (около 20% экспорта и более 25% импорта). США имеют значительное влияние на рынок научно-технической продукции в Западной Европе (28% экспорта) и совсем небольшое как экспортер научно-технической продукции в Японии (7%), в то время как Япония более 40% экспорта научно-технической продукции направляет в США. Новые быстроразвивающиеся страны Азии (Гонконг, Сингапур, Тайвань) регионально ориентированы на США (45% научно-технического экспорта), ЕС (15%) и Японию (5,6%), то есть экономически развитые страны (74% экспорта научно-технической продукции).

     Почти 90% научно-технической продукции  в развитые страны ввозится из экономически развитых стран. Так, страны ЕС почти 60% научно-технической продукции импортируют  из стран ЕС, более 10% – из США, почти 11% из Японии, 3,5% из новых быстроразвивающихся Азиатских стран и только 0.2% из республик СНГ.

     В Республике Беларусь научно-техническими разработками занимается около 300 организаций. Сфера эта постепенно расширяется: наряду с академическими, вузовскими и отраслевыми научными институтами развиваются малые научно-инновационные предприятия. В 2003 году создано 389 передовых производственных технологий 143 организациями. Из них 88% – новые для Республики Беларусь, 10% – новые за рубежом и менее 2% – принципиально новые.

     В Государственном реестре Республики Беларусь зарегистрированы: 1030 изобретений, 484 полезные модели, 43 промышленных образца, 14 сортов растений, 1925 товарных знаков. В 2003 году Национальным центром интеллектуальной собственности получено в виде патентных пошлин и сборов 285,8 млн. рублей и 3892 тыс. долл. США; перечислено в госбюджет 289,5 млн. рублей и 3847 тыс. долл. США.

     В республике создана инновационная  инфраструктура высшей школы, основу которой  составляют 17 центров трансферта технологий и региональных маркетинговых центров. Сеть центров создана с целью углубленного анализа рынка научно-технической продукции по отраслям и регионам и направлена на формирование эффективного механизма трансферта разработок в производство. Для хранения и анализа информации разработана и ведется специализированная база данных, насчитывающая свыше 3000 научных разработок. Осуществляется стандартизация и унификация информационных ресурсов с европейскими информационными базами.

 

Список  использованных источников 
 

     1. Основы внешнеэкономических знаний. (Под ред. И. Фаминского), М., Международные отношения, 2007.

     2. Экономика. (Под редакцией А.С.  Булатова), М., Республика, 2006.

     3. Фишер С., Дорбунш Р., Шмалензи  Р.. Экономика. М., Дело, 2007.

     4. Мозиас П. Формирование открытой экономики. МЭ и МО, 2008, №3.

     5. Никитин С. И др. Мировые цены: особенности формирования МЭ и МО, 2008, №3.

     6. Майкл Портер "Международная конкуренция", М., "Международные отношения", 2007. 

Информация о работе Международный обмен научными и техническими знаниями, ноу-хау