Научно – технический прогресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 21:17, реферат

Краткое описание

Научно-технический прогресс – это продвижение в развитии науки и техники, обусловливающее формирование новой системы научного знания и изменение взаимоотношений человека с техникой, целью которого является глубокое познание законов природы, использование знаний для создания и функционирования техники, технологии и повышения эффективности творческой деятельности людей.
Научно – технический прогресс (прогресс от лат. Progressus – продвижение; успех) – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Первый этап НТП относится к XVI – XVIII вв. , когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплаванья потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач; второй этап связан с развитием машинного производства с конца XVIII в. – наука и техника взаимно стимулируют ускоряющие темпы развития друг друга; современный этап определяется научно – технической революцией, охватывает наряду с промышленностью, транспорт, связь, медицину, образование, быт.

Файлы: 1 файл

Научно.docx

— 31.14 Кб (Скачать)

Научно-технический прогресс – это продвижение в развитии науки и техники, обусловливающее формирование новой системы научного знания и изменение взаимоотношений человека с техникой, целью которого является глубокое познание законов природы, использование знаний для создания и функционирования техники, технологии и повышения эффективности творческой деятельности людей.

Научно – технический прогресс (прогресс от лат. Progressus – продвижение; успех) – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Первый этап НТП относится к XVI – XVIII вв. , когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплаванья потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач; второй этап связан с развитием машинного производства с конца XVIII в. – наука и техника взаимно стимулируют ускоряющие темпы развития друг друга; современный этап определяется научно – технической революцией, охватывает наряду с промышленностью, транспорт, связь, медицину, образование, быт.

Научно-технический прогресс является составной частью общественного прогресса. Под общественным прогрессом понимается поступательное развитие человеческого общества, его движение по восходящей линии от низших, менее совершенных, форм к высшим, более совершенным, переход на более высокую ступень развития. Для характеристики общественного прогресса важны, во-первых, достигнутый уровень взаимодействия человека с природой, степень овладения обществом стихийными силами природы, во-вторых, участие людей в производстве, их реальное положение в обществе. Первостепенное значение для оценки характера и достижений общественного прогресса имеет развитие производительных сил.

На определенном этапе прогресс производительных сил осуществляется эволюционным путем. Этот этап характерен тем, что совершенствование орудий труда осуществляется крайне медленно. Те или иные орудия труда иногда тысячелетиями не претерпевают особых изменений. Так, например, прялка или гончарный круг, столярные или крестьянские ручные орудия труда переходили из поколения в поколение почти без изменения.

Такое медленное развитие производительных сил на ранних этапах развития общества связано с тем, что оно происходило, главным образом, на основе практического опыта.

Когда производительные силы начинают развиваться на основе применения в производстве научных знаний, в их прогрессе наступает качественно новый этап. На данном этапе прогресс производительных сил осуществляется революционным путем, т. е. на основе технологических переворотов, каждый из которых приводит к существенным изменениям в применяемых орудиях труда и технологических процессах. Таким образом, необходимо различать понятия «технологический процесс» и «научно-технический процесс».

Технологический процесс - это такой этап в развитии производительных сил, когда они развиваются эволюционным путем на основе практического опыта людей. Благодаря накоплению такого опыта, люди постепенно приобретают способность к техническим обобщениям полученных практических знаний, т. е. их практические знания превращаются в научные. На определенной ступени развития люди начинают широко применять законы наук в практике производственной деятельности. В развитии производительных сил наступает качественно этап, этап научно-технического прогресса.

Научно-технический прогресс (НТП) - это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличениях выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах.

Подготовительная фаза НТП относится к позднему периоду Возрождения, и особенно к VI-VII вв., когда нужды растущего мануфактурного производства, мореплавания, торговли положили начало союзу научной и технической деятельности. Как образно выразился по этому поводу известный американский экономист русского происхождения В. Леонтьев, «примерно 500 лет назад естествознание перестало быть только служанкой философии и сделалось покровителем прикладного искусства и источником практических изобретений. С этого момента экономическое развитие Запада стало происходить все более быстрыми темпами. Волны технологических изменений, порождавшиеся научными открытиями следовали одна за другой со все более короткими интервалами. Промежуток времени между открытиями «чистой» науки и началом их использования в технике постепенно сокращался. Понадобилось около 100 лет, чтобы паровая машина заняла свое полноправное место в промышленности, для электрической энергии этот срок составил менее 50 лет, для двигателя внутреннего сгорания только 30 лет... а многочисленное семейство синтетических пластиков, созданных доктором Бекеландом, «возмужало» прежде, чем мы научились произносить слово «полиизобутилен». В начале XX столетия говорили, что «прикладная наука - это чистая наука двадцать лет спустя»; сегодня этот интервал намного короче: часто он составляет лишь пять, а иногда - даже один или два года».

Необходимо отметить, что в докапиталистический период существовали разрозненные элементы научных и технических знаний, накапливались производственные навыки и опыт в отдельных отраслях. Динамичное развитие крупной промышленности впервые формирует социальную потребность решения сложных технических задач и создает условие для освоения ею технических открытий и изобретений.

Именно в ходе названных процессов возник такой новый цивилизованный феномен, как НТП, органически соединивший в себе науку как деятельность в духовной сфере, направленную на получение нового знания, и технику как один из важнейших компонентов материальной культуры. За сравнительно небольшой период времени взаимодействие и взаимовлияние науки и техники становятся все более широко масштабными, глубокими и прочными. Растет восприимчивость техники к новым научным открытиям и изобретениям, а технические задачи превращаются в постоянный стимул роста научного знания. Соответственно динамизм материального производства и большой объем накопленных научно-технических знаний вызывают ускорение темпов НТП.

Динамику цивилизованного и научно-технического развития человечества можно проиллюстрировать следующими примерами. Так, за последние 50 тысяч лет на нашей планете сменилось приблизительно 800 поколений людей. Первые 650 поколений жили в пещерах. 70 поколений назад появилась письменность, и только 6-7 поколений назад - печатное слово, книга. Лишь 2 последних поколения людей знают электричество, и практически при жизни последнего поколения внедрились радио и телевидение. 50 % существующих на земле материальных богатств созданы при жизни последнего поколения. Это же поколение потребляет энергии больше, чем все люди, жившие до нас.

Протекает НТП в двух основных формах: эволюционной, предполагающей совершенствование техники на основе известного технологического принципа: накопления и систематизации научных фактов, постепенно готовящих количественные изменения; революционной, означающей преобразование техники на основе новых научно - технических принципов и создания новой техники.

Две формы НТП взаимообусловлены: эволюционное, количественное, накопление отдельных достижений в науке и технике приводит к качественным преобразованиям производительных сил. В свою очередь переход к принципиально новым технологиям в технике знаменует собой начало нового этапа их эволюционного развития.

2.3. НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ  И ПРОТИВОРЕЧИЯ. ВЛИЯНИЕ НТР НА  ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ  ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Научно-техническая революция означает качественный скачок в развитии производительных сил, переход их в новое качественное состояние в связи с коренными переворотами в системе научных знаний.

Истоки НТР, начавшиеся в середине XX в., коренятся в научной революции рубежа XIX - XX вв. Открытия, совершенные в ядерной физике, кибернетике, химии, биологии, составили ту теоретическую основу на базе которой возникла качественно новая технология. Характерной и важнейшей чертой НТР является то, что она самым кардинальным образом преобразовывает весь процесс производства, все его факторы и компоненты: средства и предметы труда, энергию и ее источники, технологию, организацию производства и самого работника.

Достаточно условно можно выделить пять направления НТР.

Во-первых, в средствах труда. Происходит автоматизация производства на базе широчайшего применения компьютеров и роботов. В автоматизированной системе машины наряду с тремя классическими элементами появился четвертый - управляющее и контролирующее устройство, освободившее человека от непосредственного контакта с самой рабочей машиной. По этому эпоха НТР выступает, прежде всего, как эпоха автоматизации и относится к автоматизированному технологическому способу производства.

Во-вторых, изменились предметы труда. До сих пор человечество в основном использовало предметы труда, созданные природой. В настоящее время создается огромное количество искусственных и синтетических материалов с самыми разнообразными, заранее заданными свойствами, включая чистые и сверхчистые материалы, белковые соединения. Бурно развивается производство композиционных материалов.

В-третьих, стали применяться новые технологии. Революция в технологии состоит в переходе от механической обработки материалов к использованию форм движения материи на молекулярном, атомном и субатомном уровнях, благодаря чему изменяется сама структура веществ. Речь идет о таких технологиях, как химическая, лазерная, биотехнология, генная инженерия. Кроме того, широкое применение получили безотходные и энергосберегающие технологии, гибкие технологии, позволяющие быстро и эффективно перестраивать производство на изготовление новой продукции.

В-четвертых, преобразования изменили энергетику. Глубокие изменения в энергетической базе связаны, прежде всего, с освоением атомной энергии. В числе наиболее перспективных технологий будущего называют технологию получения тепловой энергии посредством сжигания самого обычного мусора, получение бензина из отходов производства, превращение каменного угля в культуру, которую можно затем перегонять по трубам на большие расстояния, новые установки по использованию солнечной энергии и т.д. На очереди выделение водорода из воды искусственным фотосинтезом, управляемый термоядерный синтез и использование глубинной энергии Земли.

В-пятых, совершилась революция и в способах организации труда и производства. Углубляется разделение труда внутри совокупного работника, возникают гибкие, быстро переналаживающиеся производственные системы, конвейерная организация производства дополняется индивидуализированными стендовыми участками. На основе автоматизации возникла организация труда, основанная на совмещении профессий.

Все отмеченные изменения отразились на соотношении науки и техники. НТР стало возможной при ведущей роли науки.

Технические революции были не только в XX в. Первая техническая революция была связана с появлением станков, т.е. в средствах труда появилась важная деталь - суппорт, в котором закрепилось рабочее орудие, а руки рабочего при этом высвобождались. Вторая относится к концу XVIII - началу XIX вв. и была связана с появлением парового двигателя. Его соединение со станком дало машину. Третья — конец XIX- начало XX вв. характеризовалась заменой парового двигателя энергетическим. Смысл четвертой технической революции состоит в переходе к четырехзвенным средствам труда. Сами по себе научные революции тоже были в истории многократно. Например, революция в физике в начале XX в. состояла в переходе от атомного восприятия мира к более глубинному представлению о материи. Сегодняшние научные открытия заключаются в следующем: во-первых, изменился метод познания - наука перешла от натурального эксперимента (с веществом) к математическому (с моделью); во-вторых, произошла дальнейшая дифференциация наук, которая привела к тому, что каждая из форм движения материи стала объектом исследования отдельной науки; произошла интеграция наук, т.е. появляются науки, которые описывают не одну, а все или несколько форм движения материи, например, кибернетика, информатика и др. Завершилась индустриализация науки, что также является иллюстрацией параллельных кардинальных изменений в науке и технике.

Все эти процессы свидетельствуют о том, что завершается превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Это означает такое изменение отношения науки к производству, когда возможно технологическое применение науки, т.е. систематическое использование достижений науки для совершенствования орудий и средств производства, а также технологических процессов с целью повышения производительности труда. Тем самым наука становится основным источником революционных преобразований в производстве, причем не только прикладная, но и фундаментальная. В то же время наука, будучи тесно связана с производством, приобретает все большую самостоятельность, образуя обширную и автономную сферу народного хозяйства. Это знаменует новое крупное общественное разделение труда.

Эпоха НТР коренным образом преобразует личный фактор производства, самого работника. Эпохе НТР соответствует работник, обладающий высоким уровнем теоретической и профессиональной подготовки, политехническими знаниями о производстве, работник широкого профиля, обслуживающий одновременно несколько технологических процессов. Автоматизация производства в эпоху НТР коренным образом меняет характер производственных функций современного рабочего, его место в технологическом процессе. Он составляет и задает машине определенную программу для ее работы в автоматическом режиме, после чего роль рабочего сводится к функции осуществления контроля и регулированию производственного процесса.

Информация о работе Научно – технический прогресс