Интеграционные процессы в Союзе Арабского Магриба

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 00:24, реферат

Краткое описание

Цель и задачи работы определили ее структуру, которая состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА 5
1.1 Формирование и развитие экономической интеграции в арабском мире 5
1.2 Предпосылки и условия региональной экономической интеграции арабских стран 11
1.3. Приоритеты и перспективы развития региональной экономической интеграции стран Ближнего Востока и Северной Африки 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

Реферат - Интеграционные процессы в Союзе арабского магриба.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

     Одним из основных направлений региональной интеграции является развитие финансового  сотрудничества. Страны арабского региона  пытались наладить такое сотрудничество практически все последние 50-лет.

     В настоящее время свободное перемещение арабского капитала в регионе САБВ сдерживается нестабильностью политического экономического и финансового  положения многих арабских государств; большим числом ограничений и бюрократической волокитой местных органов власти; отсутствием необходимой информации по вопросам инвестиций; невысоким уровнем прибыли на вложенный капитал; сложностью в получении гарантий от конфискации и секвестра; отсутствием единой политики в деятельности различных межарабских фондов развития и постоянно функционирующего общеарабского товарного рынка.

     Одним из направлений реального развития интеграционных процессов арабских стран ССАГПЗ может стать введение единой валюты. На наш взгляд, единая валюта может рассматриваться как  наиболее действенный инструмент гораздо более широкого хозяйственного сближения интегрирующихся стран, реально способствующих устранению разногласий, препятствующих развитию межрегиональной торговли и инвестиций, унификации макроэкономической политики, перепрофилированию экономики, чтобы обеспечить поступательное развитие национальных хозяйств в будущем. При этом есть все основания утверждать, что экономическая интеграция монархий Залива происходит на основе органического синтеза собственных цивилизационных принципов, характеристик и базовых ориентаций, где важное место принадлежит исламу, и универсальных достижений западной цивилизации. Развивающаяся аравийская модель указывает на то, что рассматриваемая группа государств движется не по пути «вестернизации», а имеет собственный маршрут в рамках формирующейся всепланетарной полицентрической цивилизации, которая подразумевает существование социокультурных и духовных различий, что, безусловно, найдет свое отражение и в формирующейся модели валютной интеграции стран ССАГПЗ.

     На  сегодняшний день процесс валютной интеграции, намеченный странами региона, идет успешно и его перспективы выглядят обнадеживающе. Смогут ли страны преодолеть стремление сохранить суверенитет в этой области в пользу единой политики и единого валютно-экономического пространства – покажет время. Успех зависит исключительно от усилий на межстрановом уровне.

     Одно  из направлений экономической интеграции – создание свободы передвижения рабочей силы между интегрирующимися странами, выражающейся в росте ее межарабской миграции.

     Миграция  рабочей силы в арабском регионе  находится в большой зависимости от двух факторов. Первый – это конъюнктура нефтяного рынка, а второй – политический климат в регионе.

     Процесс миграции рабочей силы из одной арабской страны в другую носит неорганизованный характер, а потому не может учитывать не только отдаленных, но даже и текущих интересов  сторон. При этом, если страны-импортеры рабочих рук стремятся получить дешевую рабочую силу, то страны-экспортеры заинтересованы в повышении заработной платы своим гражданам (т.е. в росте поступлений иностранной валюты). Как следствие стихийное перемещение рабочей силы между двумя группами стран привело к эмиграции наиболее квалифицированных работников в «нефтяные» страны и нехватке квалифицированных кадров в странах-экспортерах. Более того, известны случаи, когда эмигранты устраиваются на работу в «нефтяных» странах не по специальности и постепенно теряют свою квалификацию.

     В арабских странах пока не существует возможности, как например в Европе, гражданам одной страны свободно работать в других. Слабо осуществляется межарабское разделение труда.

     Налаживание сотрудничества между арабскими  государствами в области использования  имеющихся трудовых ресурсов, организации  подготовки квалифицированной рабочей силы на плановой основе и мер по регулированию процесса их перемещения из одних стран в другие, безусловно, содействовали бы решению проблемы нехватки рабочей силы  «нефтяных» странах и ее «излишков» и безработицы в «не-нефтяных странах». Если говорить конкретно, то существуют объективные возможности для организации миграции рабочей силы из Египта, Судана, Сомали, Туниса, Марокко и Йемена в Саудовскую Аравию, Ливию, Ирак, Кувейт, ОАЭ и Катар, что принесло бы выгоду обеим группам стран и способствовало бы решению проблем их экономического развития.

     На  сегодняшний день в рамках интеграционных группировок – в частности  ССАГПЗ – ведется работа по этим направлениям. Например, количество лицензий, выданных гражданам стран, входящих в Совет, на работу в других странах группировки, увеличилось с 4194 шт. в 1992 г. до 6094 в 2001 г., а стоимость совместных проектов неуклонно росла, достигнув в 2001 г. 744 млн. долл., однако масштаб внутрирегионального сотрудничества остается невысоким.12

     Основные  направления развития экономической интеграции в регионе САБВ нам видятся в:

     -  интенсификация процессов мирного  урегулирования. Возможный прогресс  в арабо-израильских мирных соглашениях  предоставил бы возможность движения  по направлению к большей политической  согласованности внутри региона и, как следствие, некоторых прямых экономических выгод. Мир позволит снизить военные расходы, доля которых к ВВП является высочайшей в мире. Это также должно увеличить прибыльность инвестиций, путем снижения странового риска и открытия региональных проектов в таких областях, как электроэнергетика, туризм и  водоснабжение;

     -  процесс интеграции среди арабских  стран будет значительно усилен, если будут развиты прочные  связи с основными партнерами  вне региона;

     -  внутренние реформы и многосторонняя либерализация станут основными двигателями на пути к экономической интеграции, но существует необходимость и в принятии мер, направленных напрямую на усиление регионального взаимодействия. В их числе снижение различий в законодательной системе;

     - нехватка развитой инфраструктуры, которая объединила бы арабские страны, причиняет значительный ущерб внутриарабской торговле и туризму.  

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     На основе изучения внешнеэкономических связей стран региона между собой можно сделать вывод, что с экономической точки зрения, арабские страны отличаются недостатком интеграции – в связи со слабым уровнем экономического взаимодействия внутри региона и отсутствием эффективной системы, призванной направлять, регулировать,  и контролировать экономические отношения. Несмотря на большое количество группировок  и интеграционных организаций в регионе, экономическая интеграция продолжает носить характер насаждаемой «сверху» и практически не подкрепляется взаимодействием на микроуровне. При этом большее развитие получили прикладные проекты, не требующие многостороннего регулирования и контроля.

     Перспективы и возможности развития региональной экономической интеграции стран САБВ в значительной степени будут зависеть от реализации их рыночных реформ и диверсификации экономики, так как для усиления взаимосвязей между ними необходим определенный (и пока отсутствующий) уровень их экономического развития и взаимодополняемость национальных хозяйств.

     В заключение можно отметить, что какую  бы модель развития МЭИ ни выбрали  арабские страны, к какому бы региональному экономическому центру ни тяготели, им необходимо учитывать мировой опыт интеграционных процессов, предпосылки интеграции, нормативно-правовую основу интегрирующихся стран, положительные и отрицательные последствия для конкретного государства, связанные с углублением интеграционных процессов. 
 
 
 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Бяшарова А.Р. Основные направления развития экономической интеграции в регионе Северной Африки и Ближнего Востока. (Статья).// Горный информационно-аналитический бюллетень, №8.  М., Изд-во МГГУ. 2006

  1. Бяшарова А.Р., Шкваря Л.В., Арабские страны в мировой экономике: специфика взаимодействия.//М.: Изд-во МосГУ. 2006
  2. Бяшарова А.Р., Шкваря Л.В., Организационные формы развития международной экономической интеграции в арабских странах. (Статья).// Научные труды международной научно-практической конференции ученых (МАДИ (ГТУ), МСХНА, ЛНАУ. 11-12 января 2005 г. Т.1. Экономика. Москва-Луганск. Изд-во МАДИ (ГТУ), МСХНА, ЛНАУ. 2005
  3. Подкопаева М. Сон магрибинца //  «Завтра». 11.11.1997
  4. Примаков Е.М. Ближний Восток на сцене и за кулисами. Конфиденциально. М., 2006
  5. Русакович В. Проблемы кросс-культурных коммуникаций в управлении внешнеэкономической деятельностью / Природа предпринимательства: социальный и профессиональный портрет предпринимателя. Материалы научного проблемного семинара. – М., 2005
  6. Шкваря Л. В. Предпосылки региональной экономической интеграции арабских стран. (Статья) // Вестник Российской Экономической академии им. Г. В. Плеханова. № 2 – 2005.
  7. Шкваря Л. В. Экономическая интеграция в условиях глобализации мировой экономики: трансформация форм и теорий. – М.: Изд-во «Компания Спутник+», 2006.
  8. Шкваря Л. В., Бяшарова А. Р. Арабские страны в мировой экономике: специфика взаимодействия. – М.: Изд-во МосГУ. 2006
  9. www.gcc-sg.org/ JOINT PROJECTS IN G.C.C.
  10. www.maghrebarabe.org- Официальный сайт Союза арабского Магриба.

Информация о работе Интеграционные процессы в Союзе Арабского Магриба