Интеграционные процессы в Союзе Арабского Магриба

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 00:24, реферат

Краткое описание

Цель и задачи работы определили ее структуру, которая состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА 5
1.1 Формирование и развитие экономической интеграции в арабском мире 5
1.2 Предпосылки и условия региональной экономической интеграции арабских стран 11
1.3. Приоритеты и перспективы развития региональной экономической интеграции стран Ближнего Востока и Северной Африки 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

Реферат - Интеграционные процессы в Союзе арабского магриба.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

     5. Новые черты интеграционных соглашений в 1980–1990-х гг. 
включают также: широкое участие США в различных региональных 
инициативах; переход развивающихся стран к более открытой 
экономической политике; углубление и институционализация интеграции; 
развитие валютно-финансовой интеграции.

     Указанные характеристики связаны с особенностями  осуществления экономической интеграции в условиях глобализации. Если в 1950–1980-х  гг. лидирующая роль в формировании интеграционных объединений принадлежала государствам, то второй этап регионализма отличается более значительной ролью внешнего фактора – глобализации мировой экономики.5

     На  современном этапе развития мировой  экономики именно вызовы глобализации – и прежде всего формирование и рост влияния и соперничества  трех основных блоков – инициируют создание региональных интеграционных объединений развивающихся стран, так как только в рамках подобного сотрудничества для последних появляется возможность усиления своей конкурентоспособности и противостояния этим вызовам. Одновременно появляется потенциальная возможность воспользоваться позитивными последствиями глобализации. В противном случае национальные государства и их экономики останутся уязвимыми. Другими словами, внешние (по отношению к национальному государству) факторы развития МЭ и МЭО вызывают необходимость формирования региональных интеграционных группировок стран развивающегося мира и их можно поставить в ряд основных в этом формировании.

     В то же время внутренние социально-экономические  и политические факторы и особенности участия этих стран в международном разделении труда пока не позволяют активизировать деятельность интеграционных блоков развивающихся стран. Более того, в подавляющем большинстве случаев взаимодействие в рамках этих блоков, как правило, находится на доинтеграционном уровне. Однако с учетом влияния глобализации («внешнего фактора»), а также применения понятия «интеграция» в качестве процесса (длительного) можно говорить о региональной экономической интеграции развивающихся стран как тенденции. 
 

    1. . Предпосылки и условия региональной экономической интеграции  арабских стран
 

     Вторая  половина ХХ в. стала временем проявления новых тенденций в процессе экономического сближения стран Северной Африки и Ближнего Востока. Этому объективно способствует ряд объединяющих факторов и тенденций общемирового характера – интернационализация и глобализация мирового хозяйства, а также и специфических, присущих именно этому региону (исторических, этно-демографических, культурно-религиозных, геополитических и экономических) особенностей.

     Географическая  близость арабских государств, наличие  общих границ и исторически сложившихся  экономических связей содействует  развитию и укреплению внутрирегиональных хозяйственных связей.

     Условия экономического развития этой группы стран (как внутренние, так и внешние) также ставят их перед необходимостью усиления хозяйственного взаимодействия и интенсификации процессов региональной экономической интеграции, что представляется жизненно необходимым для решения сохраняющихся и возникающих социально-экономических задач.

     Программы экономической реорганизации в  этих странах широко осуществляются на протяжении последних 30 лет (многие – совместными усилиями) и имеют  ряд положительных последствий, в частности, имеет место рост объемов производства обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, развитие туризма, увеличение частного сектора, притока прямых иностранных инвестиций и т. д.

     Однако  сравнительный анализ уровней, динамики, пропорций и важнейших факторов развития стран САБВ в контексте  глобальных изменений в мировой экономике показывает, что они переживают немалые трудности.

     В этой связи на базе принимаемых межправительственных решений представляется возможным  определить основные задачи региональной экономической  интеграции  арабских  стран, т.  е.  теоретического  (и прагматического) подхода к решению актуальных задач национального развития.6

  1. Необходимость укрепления политического единства и создания взаимоувязанных отраслей национальных хозяйств. При этом подчеркиваются совместные внутри- и внешнеэкономические интересы, а также общие опасности (например, угроза внешней агрессии);
  2. Необходимость постоянной модернизации национальной экономики, перехода от традиционного к современному производству, использования доходов от нефти для закупок современных машин и технологий государствами региона. Для этого использовать инвестиции частных предприятий и государства и государственные планы развития. Поощрять импорт иностранной рабочей силы.
  3. На стыке 1980-х и 1990-х гг. произошла смена концепции развития: государственная монополия постепенно уступала место режиму открытой, либеральной экономики.7 Например, в ОАЭ была проведена частичная приватизация, в национальное хозяйство были допущены частный местный и иностранный капиталы, созданы СЭЗ, ограничено вмешательство государства в ценообразование и установление таможенного режима, повсеместно внедрены рыночные отношения.
  4. Правительствами ряда стран (Саудовская Аравия, ОАЭ и др.) перед государственными, частными и иностранными компаниями были поставлены задачи: интенсифицировать строительство современных промышленных предприятий, продукция которых должна соответствовать мировым стандартам, перейти от импортозамещения к экспортоориентированию (при формировании конкурентных преимуществ в ведущих экспортных отраслях), диверсифицировать номенклатуру экспортных товаров и торговых партнеров и, таким образом, снизить уровень зависимости стран от экспорта нефти.

     Содействовать созданию сети государственных, частных (в том числе, исламских) и иностранных банков в целях финансирования национального и зарубежного строительства, а также в целях продвижения национальных интересов за национальные границы.

  1. Оказать помощь национальному предпринимательству в создании рекреационных объектов для иностранных туристов, повысить качество услуг до мировых стандартов и обеспечить национальному государству дополнительные источники получения иностранной валюты.
  2. Повысить культурно-образовательный и информационно-технический уровень населения.

     В целом можно утверждать, что концепция  экономического развития и задачи, стоящие перед государствами  региона, предусматривают мощный социально-экономический  рывок на рубеже веков и создают  новые перспективы на XXI в. Как  показывают исследования экономических преобразований 1990-х гг., арабские страны, ориентированные на региональную интеграцию, смогли реализовать большую часть своих концептуальных замыслов, но, несмотря на все положительные аспекты, арабские страны отличаются недостаточно высоким уровнем экономической интеграции.8

     Появление региональных организаций отражает степень понимания странами определенных геополитических, геоэкономических и  военных императивов, то есть рост их национально-политического сознания. Кроме того,   возникновение   региональных   организаций   обычно   отражает сознание настоятельной потребности в единстве как одном из условий прогресса.

     Концепции создания единой региональной организации  государств Персидского залива стали  возникать на рубеже 1950–1960-х гг. Процесс их создания имеет свою историю. Он представлял собой попытки экономического сотрудничества, взаимодействие в политической и военной сферах, и их симбиоз.

     И хотя разногласия между странами затрудняли налаживание регионального  сотрудничества между ними, тенденция к усилению внутрирегионального взаимодействия проявилась, прежде всего, в создании Лиги Арабских Государств (ЛАГ), которая является одной из старейших, и в то же время одной из наиболее «проблемных» региональных организаций современного мира, а также субрегиональных блоков, прежде всего Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ) и Союза арабского Магриба.9

     Факторы, объединяющие     арабские     государства,     все-таки     преобладают над существующими разногласиями, ведущими к взаимному отторжению. В ближайшем будущем именно эта проблема будет находиться в эпицентре политических и теоретических дискуссий, более того – международной практики.

     В этой связи представляется, что необходим  пересмотр концепций организационного подхода к сотрудничеству стран как в Персидском заливе, так и в Северной Африке, основанный на изменившихся за полвека реалиях в мировой экономике и политике.

     Представляется  также, что перспективы и возможности  развития региональной экономической  интеграции стран САБВ в значительной степени будут зависеть от реализации их рыночных реформ и диверсификации экономики, так как для усиления взаимосвязей между ними необходим определенный (и пока отсутствующий) уровень их экономического развития и взаимодополняемость национальных хозяйств. Немаловажную роль в этом призваны играть также эволюция их внешнеторговых условий и снижение взаимной конкуренции на внешних рынках на основе развития взаимовыгодного разделения труда, а также политические аспекты развития. 
 

    1. . Приоритеты и перспективы развития региональной экономической интеграции стран Ближнего Востока и Северной Африки
 

     Наиболее  актуальной для региона САБВ является интеграция в глобальную торгово-экономическую  систему, олицетворяемую, прежде всего, ВТО. Вхождение в эту систему  необходимо как для устойчивого экспорта арабской продукции на рынки развитых стран и приобретения необходимого импорта, так и для привлечения зарубежных инвестиций.

     Это тем более реально, что предпосылки  для развития внешней торговли в  регионе САБВ достаточно благоприятны. Арабские страны как Машрика, так и Магриба обладают развитыми торговыми связями и легкодоступными внутрирегиональными торговыми маршрутами. Развитие транспорта и быстродействующих сетей связи во всем мире увеличило экспортные возможности ближневосточных и северо-африканских производителей. Это также увеличило конкуренцию между иностранными компаниями, заинтересованными в выходе на региональные рынки. Последнее связано с тем, что при среднем доходе на душу населения, более высоком, чем у большинства развивающихся стран, и почти 5% мирового населения, регион потенциально представляет собой обширный рынок со значительной покупательной способностью.10

     Географическая  структура экспорта арабских государств, предопределяется их товарной структурой, т.е. ориентирована в основном на группу промышленно-развитых стран. В целом направления экспорта арабских стран не отличаются большим разнообразием. Более половины его идет в индустриальные страны, главным образом в Европу. Это происходит из-за того, что между этими странами экономические и, в частности, внешнеторговые связи сформировались исторически. Например, Марокко и Тунис имеют тенденцию экспортировать во Францию, Египет – в Соединенные Штаты.

     Товарная  структура импорта рассматриваемых  стран в значительной мере подтверждает общие выводы и оценки в отношении развития как национальной экономики, так и ее связей и отношений с мировым хозяйством.

     Примерно  треть импорта традиционно приходится на такую статью, как машины и  оборудование. Можно отметить некоторый рост этой статьи как у стран САМ, так и у государств ССАГПЗ. Импортируются строительные материалы и товары народного потребления, автомобили и запчасти, машины, готовая одежда. Значимым аспектом соперничества развитых стран в ходе их взаимодействия со странами ССАГПЗ остается военно-техническое сотрудничество.

     В динамике данного показателя за последнее  десятилетие, следует отметить ряд  характерных моментов. Движение доли внешнеторговых партнеров стран  Арабского Магриба в импорте  отдельных из них характеризовалось разнонаправленностью, хотя изменения не были резкими и происходили в относительно узких рамках – в пределах 1-3%. В свете экономического сближения Туниса и Марокко со странами Евросоюза доля последнего, и без того высокая, еще более возросла. В Мавритании, Ливии и Алжире, напротив, наблюдается некоторое снижение импорта из европейских стран. Для США – второго по значению после Европы экспортера продукции в магрибинские государства – можно отметить снижение данного показателя.11

     Импортные операции государств ССАГПЗ традиционно более ориентированы на США, Японию и страны АТР, а уж затем – на Западную Европу.

     Таким образом, наибольший удельный вес в  географической структуре и у  государств САМ, и у ССАГПЗ приходится на страны Запада, в то время как доля внутрирегиональной торговли все еще остается на низком уровне.

     Многие  действующие арабские соглашения ставят целью развитие межарабской торговли   с   учетом координированного  развития национальных экономик по взаимодополняющему принципу.

     Однако, осуществляемые в связи с этим проекты, не всегда достигают намеченных целей по насыщению арабского рынка необходимыми товарами. Зачастую крупномасштабные промышленные проекты чреваты низкой рентабельностью капиталовложений, что приводит к банкротствам предпринимателей, так как арабский рынок не достиг пока уровня, при котором крупные затраты могли бы быстро окупаться.

     В качестве одного из альтернативных путей  координированного развития промышленности арабских стран и межарабской торговли специалисты считают реализацию программ в расчете на рынки отдельных регионов арабского мира, объединенных схожими природными условиями, демографической структурой населения и географическим положением. К таким районам могут быть отнесены, например, Большой Магриб, Персидский залив и долина Нила. Среднемасштабные производства в пределах выделенных районов должны прежде всего удовлетворять потребности местных рынков, а избыточная продукция должна направляться в другие районы. Подобный путь развития, возможно, позволил бы лучше учитывать реалии арабского сообщества.

Информация о работе Интеграционные процессы в Союзе Арабского Магриба