Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:19, курсовая работа
Цель работы: анализ основных принципов функционирования исламской финансовой системы и последствий появления исламских финансовых институтов на традиционных финансовых рынках.
Введение…………………………...........................................................................4
1. Характеристика и особенности исламской банковской системы…………………………………………………………………………….6
2.Анализ исламских финансовых институтов на традиционные финансовые рынки…………………………………………………………………………..…17
3. Исламский банкинг: перспективы сотрудничества с Республикой Беларусь…………………………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………...……34
Приложение А……………………………………………………………………36
Приложение Б……………………………………………………………………37
Попытки решения этих проблем были предприняты в Малайзии и Бахрейне. В Малайзии межбанковский исламский денежный рынок с применением нескольких исламских финансовых инструментов функционирует с 1994 года. В Бахрейне в 2002 году был создан Центр по управлению ликвидностью (The Liquidity Management Center – LCM), целью создания которого являлось предоставление банкам краткосрочных ликвидных ресурсов при соблюдении правил исламского банкинга.
Исламские ценные бумаги
Государственные ценные бумаги
Помимо выполнения функции финансирования бюджетных расходов государственные ценные бумаги играют важную роль в проведении кредитно-денежной политики. В частности, их используют коммерческие и центральные банки при осуществлении операций РЕПО. Рассмотрим применение исламских государственных ценных бумаг на примере Малайзии, Судана и Бахрейна. В 1983 году в Малайзии впервые были выпущены исламские государственные сертификаты, известные как государственные инвестиционные ценные бумаги (Government Investment Issues – GIIs). Сертификаты предназначались для обеспечения исламских банков финансовыми инструментами, в которые они могли бы инвестировать избыточные краткосрочные ликвидные средства. [13, c. 50].
Отметим, что на начальном этапе, когда выпускаемые сертификаты являлись беспроцентными, ими нельзя было торговать на межбанковском рынке. Для устранения этого ограничения с 2001 года правительство начало выпускать сертификаты GII, основанные на торговле долговым обязательствами, которые могли торговаться на вторичном рынке, и, таким образом, обеспечивать функционирование межбанковского кредитного рынка. Использование исламских государственных ценных бумаг также нашло применение в Судане, где существует исключительно исламская финансовая система. Были выпущены два вида ценных бумаг: государственные инвестиционные сертификаты (Government Investment Certificates), предназначенные для долгосрочного финансирования, а также государственные сертификаты мушарака (Government Musharaka Certificates) и предполагающие равноправное партнерство государства и банка, сроком на один год. Кроме того, центральный банк Малайзии выпустил, хотя и в меньшем объеме, собственные сертификаты [19, c. 74].
В 2001 году в Бахрейне были выпущены два вида среднесрочных исламских облигаций (сукук): иджара (долгосрочные) и аль-салам (краткосрочные). Введение в обращение данных ценных бумаг было предназначено для замены некоторых традиционных государственных ценных бумаг исламскими финансовыми инструментами [4, c. 134]. Такая замена, во-первых, выравнивает инвестиционные возможности исламских и традиционных банков, а во-вторых, позволяет центральному банку более эффективно проводить кредитно-денежную политику.
Рассмотрим функционирование государственных ценных бумаг на примере облигаций аль-салам. В процессе использования данного вида ценных бумаг правительство соглашается продать исламским банкам товар (в Бахрейне обычно таким товаром является алюминий) на определенный срок при незамедлительной оплате товара.
Оплата товара представляет собой платеж центральному банку, целью которого является изъятие избыточной наличности у банков. Одновременно исламские банки назначают правительство Бахрейна своим агентом по продаже товара третьим лицам с условием оплаты при доставке товара. Цена будущей продажи и определяет выплаты по облигациям [13, c. 45].
Ценные бумаги центрального банка
В настоящее
время существует много стран, в
которых функционируют
Например, в Кувейте был применен подход, основанный на принципе таварука (см. выше). Использование данного инструмента может быть представлено в виде двухступенчатой транзакции. Предположим, что центральный банк хочет изъять ликвидность с рынка. Для этого он просит исламские банки приобрести какой-либо товар от его имени. Банки, в свою очередь, обращаются к товарному брокеру и договариваются о цене. На данном этапе банки не осуществляют передачу средств брокеру. Центральный банк обязуется в будущем возместить исламским банкам затраты на приобретение товара плюс выплатить надбавку (аналогично контрактам мурабаха).
На втором шаге центральный банк просит исламские банки перепродать товар товарному брокеру, у которого он был куплен (обычно перепродажа осуществляется по той же цене, по которой товар был приобретен). Затем товарный брокер списывает долг исламских банков, возникший на первом этапе транзакции. Исламские банки, в свою очередь, выплачивают центральному банку сумму, эквивалентную цене продажи товара на спот рынке. Данные выплаты и представляют собой объем стерилизованной ликвидности, тогда как издержки для центрального банка определяются суммой будущих выплат коммерческим банкам. [16, c. 59].
Итак, за последние
три десятилетия исламские
По мере дальнейшего развития исламских финансовых институтов перед органами денежно-кредитного регулирования и надзора неизбежно встанет задача интеграции данных организаций в финансовую систему страны. Причем обеспечения устойчивости развития финансовой системы в целом необходимо будет не только адаптировать законодательство, но и обеспечить наличие соответствующей банковской инфраструктуры, необходимой для финансирования исламских финансовых организаций. Заметим, что все сказанное выше не означает необходимости содействия исламизации финансовой системы. Однако по мере того как исламские финансовые институты будут становится статистически значимой частью финансовой системы регулирования их развития и поддержание устойчивости неизбежно станет задачей финансовых регуляторов [15].
Уже сегодня
исламские банки выполняют
3 Исламский банкинг: перспективы сотрудничества с Республикой Беларусь
Исламский банк развития и Дубайский исламский банк, положили начало официальному развитию исламского банкинга. Изначально, появившись в странах мусульманского мира, принципы исламского банкинга преодолели национальные границы [14, c. 40].
Принципы исламского банкинга успешно применяются в государствах Западной Европы и США. Открываются также финансовые учреждения, полностью осуществляющие свою деятельность в соответствии с нормами шариата. Наряду с банками создаются и небанковские исламские финансовые учреждения (в первую очередь страховые организации), формируя тем самым полноценную инфраструктуру исламской финансовой системы [7, c. 62].
Несмотря на последствия мирового финансового кризиса, распространение исламских финансов как альтернативная форма финансового посредничества набирает темпы, демонстрируя свою конкурентоспособность. Быстрому росту и развитию исламского финансирования способствует возможность удовлетворять меняющуюся структуру спроса со стороны потребителей и бизнеса, а также свойство выдерживать внешние шоки.
Основными причинами столь бурного развития исламского банкинга можно назвать значительный приток нефтяных долларов в мусульманские страны. Он обеспечивает большое количество временно свободной ликвидности, не перенаправленной на финансирование инвестиционных проектов внутри этих государств, а также интенсивное развитие финансовой инфраструктуры путем создания соответствующих центров в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах и Малайзии. Такие факторы, как гиперликвидность и рост качества финансовой инфраструктуры, в перечисленных странах стимулируют инвестиции свободных ресурсов в проекты за рубежом, что в свою очередь, усиливается кризисом ликвидности в Европе и США [19].
В течение последних лет связи между Беларусью и странами исламского мира стремительно расширяются. О своей готовности финансировать проекты на территории Беларуси заявляли представители Объединенных Арабских Эмиратов, Турции и Исламской Республики Иран.
Однако процесс привлечения инвестиций осуществляется довольно медленно, и причина этого кроется не только в особенностях белорусской экономики, но и в некоторых специфических чертах финансовой системы исламских стран. Знание того, на каких принципах основана работа этой системы в целом и деятельность исламских банков в частности, может помочь белорусским предприятиям лучше понять своих потенциальных партнеров и получить средства для развития. В современном мире наблюдается феноменальный интерес к исламскому банкингу и его продуктам. Механизмы работы данной финансовой системы во многом отличаются от стандартных и общепринятых принципов управления и накопления капитала, т. к. основаны на исламском мировоззрении и не должны противоречить законам шариата [26, c. 20].
Увеличение
объема привлечения иностранных
инвестиций уже многие годы является
весьма актуальным вопросом для Республики
Беларусь. В этой связи открытие
национального финансового
В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь банком признается юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие операции.
Привлечение денежных средств во вклады (депозиты), а также размещение денежных средств в форме кредитов (то есть на условиях возвратности, платности и срочности) подразумевает выплату процентов по данным операциям, поскольку в соответствии с нормами, содержащимися в Кодексе, процентная ставка является существенным условием кредитных (депозитных) договоров. Финансовое учреждение, осуществляющее свою деятельность на принципах исламского банкинга, скорее попадает под определение небанковской кредитно-финансовой организации, которая в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь может совершать отдельные банковские операции (исключение — осуществление трех перечисленных выше банковских операций в совокупности) [18].
Возникают вопросы относительно формирования ресурсной базы такого финансового учреждения, в том числе по аккумуляции средств населения. В неисламских государствах подобного рода кредитные учреждения стали появляться, когда западные банки поставили задачу освоения свободной ниши, — значительное увеличение количества мусульманских общин.
По религиозным
соображениям члены этих общин не
имели возможности пользоваться
традиционными банковскими
Помимо юридических
проблем ситуация значительно осложняется
отсутствием ведомства, способного
компетентно трактовать нормы шариата,
а также вести грамотный учет
и контроль подобных финансовых операций.
Более того, отсутствует опыт относительно
порядка ведения
Оценивая масштабы пересмотра нормативно-правовой базы, важно также учесть необходимость пересмотра законодательства по налогообложению, включая широкий спектр подзаконных актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, регулирующих процедуры исчисления и уплаты различных видов налогов. Это также касается законодательства в других областях, включая выпуск и обращение ценных бумаг.
Кроме того,
важно учитывать, что создание и
функционирование исламских финансовых
учреждений на территории Республики
Беларусь не является единственным каналом
привлечения инвестиций стран, государственное
устройство которых построено на
нормах шариата. В качестве примера
можно назвать
Информация о работе Характеристика и особенности исламской банковской системы