Характеристика и особенности исламской банковской системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: анализ основных принципов функционирования исламской финансовой системы и последствий появления исламских финансовых институтов на традиционных финансовых рынках.

Оглавление

Введение…………………………...........................................................................4
1. Характеристика и особенности исламской банковской системы…………………………………………………………………………….6
2.Анализ исламских финансовых институтов на традиционные финансовые рынки…………………………………………………………………………..…17
3. Исламский банкинг: перспективы сотрудничества с Республикой Беларусь…………………………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………...……34
Приложение А……………………………………………………………………36
Приложение Б……………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

Курсаччччч.docx

— 91.68 Кб (Скачать)

Кард-аль-хасан. Данный  контракт фактически представляет  собой  беспроцентную  ссуду. Банк  в случае заключения контракт кард-аль-хасан предоставляет клиенту определённую сумму денег, которую тот обязуется вернуть по истечении заданного срока. Возвращая основной долг, клиент может выплатить банку (исключительно по своему желанию) определённую сумму  в  виде  добровольных  премиальных –  хиба,  чтобы покрыть административные затраты.  Сам банк  никогда не  требует премиальных и в договоре  их  выплата не предполагается. Однако в качестве гарантии того, что долг будет возвращен, банк может потребовать залог. Данный  вид финансирования  фактически  является  материальной  помощью на возвратной  основе,  которая может предоставляться организациям,  регионам  или физическим лицам. Например, денежные средства могут предоставляться частным лицам для  образовательных  целей,  для  женитьбы  или  фирмам,  испытывающим  финансовые затруднения [3, c. 20].

Такафул. Контракт такафул представляет собой вид исламского страхования. Ислам  запрещает  страхование,  поскольку  при  заключении  страхового  контракта покупатель  платит  периодические  взносы  в  обмен  на  то,  чтобы  получить  компенсацию при возникновении ущерба. Однако его возникновение носит вероятностный характер, то есть  страховщик  может  получить  страховую  премию  без  осуществления  выплат страхователю, а это запрещено шариатом.  Однако  контракт  такафул  позволяет исключить присутствие запрещенных исламом элементов (таких как риба, гарар, мейсир), поскольку он основан на принципах взаимной  ответственности.  Участники фонда осуществляют  денежные  взносы,  часть которых направляется в специальный фонд, предназначенный для того, чтобы возместить убытки  при наступлении страхового  случая.  Пропорции,  в которых разделяются денежные  средства,  определяются  страховой компанией.  Другая  часть направляется  на инвестиции,  организованные  по  принципу  разделения  прибылей  и убытков,  с  целью получения прибыли [12, c. 24].

Все  участники  разделяют  между  собой  прибыль  и  потери  от  инвестиционной деятельности  фонда.  Обычно  для  этих  целей  используют  модель  мудараба  или викала либо их комбинацию. При использовании мударабы клиенты страхового фонда получают прибыль от  своей части вклада  только  в том случае,  если  вложения  компании принесут прибыль, и величина вознаграждения будет зависеть от размера прибыли. Модель викала предполагает,  что прибыль,  полученная  фондом,  за  вычетом административных  и операционных  издержек,  распределяется  между вкладчиками и определяется  заранее за год. Премия за управление фондом зависит от доходности инвестиций, что обеспечивает стимулирование менеджмента. Страхованием такафул могут пользоваться как частные лица, так и корпорации.

Истисна. Истисна  является  деривативом,  функционирующим в исламской финансовой системе.  Данный  банковский  продукт был создан  специально  для финансирования масштабных  и продолжительных проектов.  Расчёты по  такому  контракту осуществляются  по  цене,  установленной на  дату  заключения  соглашения,  а выплаты производятся  в заранее определённые  промежутки  времени по  ходу  проекта и по  его окончании. 

Одна  из  особенностей  этого  вида  финансирования –  составление  детального графика  выполнения работ (срок выполнения, сумма, качество и т.д.) и неукоснительное  его соблюдение в ходе реализации. Клиент имеет право назначить  для выполнения работ субподрядчика  –  третью  сторону.  Стороны  могут  договориться  между  собой  о  сроках выплат, но сумма контракта должна остаться неизменной [16, c. 19].

На  практике  функционирование  данного  контракта  происходит  следующим образом:

  • клиент обращается в банк с проектом организации нового производства, строительства  или  приобретения  имущества  по  определенной  цене  и определенного качества, и представляет банку чёткое описание проекта, который подвергается исламской и экономической экспертизе;
  • банк соглашается (либо отказывает) реализовать проект;
  • банк  заключает  соглашение  с  производителем,  строительной организацией  или  заводом,  которые  согласны  выполнить заказ в указанный срок;
  • результаты работы сдаются клиенту или банку, в зависимости от условий контракта; 
  • клиент оплачивает услуги банка в соответствии с договором между ними. 

Сукук. Поскольку  запрет  ставки  процента  не  дает  исламским  финансовым организациями  возможность  выпускать  ценные  бумаги  в  таком  виде,  как  на  западе,  в исламском банкинге был создан специальный вид облигаций – сукук, доходность которых связана с отдачей от реальных активов. Выпуск облигаций сукук происходит аналогично стандартному  процессу  секьюритизации,  при котором разрабатывается механизм, позволяющий приобрести  активы  и создать возможность сформировать  финансовые обязательства по отношению к ним. Такие финансовые обязательства представляют собой владение с возможностью получения прибыли в течение определенного периода времени, когда  риск  и  доходность  ценных  бумаг,  зависящие  от  связанных  с  ними  активов, перекладываются на держателей ценных бумаг (инвесторов). Основной  контракт,  используемый  в  процессе  секьюритизации  для выпуска облигаций сукук, – это мудараба.  Большая часть облигаций сукук,  которые выпускаются на  сегодняшний день, основывается  на  двух  исламских  контрактах [23].

Мукарада (сукук аль мукарада). Под  мукарадой  понимается  выпуск  исламских облигаций для финансирования конкретных проектов. Держатели данных облигаций, подобно владельцам неголосующих акций,  получают  право на участие в прибыли от  реализации проекта,  но  при этом принимают на себя часть убытков. Банк не может гарантировать выплату основной суммы долга или прибыли [18].

 На основании приведенной информации можно представить инструменты финансирования в виде схемы [Приложение А].

 

2 Анализ функционирования исламских финансовых институтов на традиционные финансовые рынки

 

В настоящее  время  исламский банкинг  внедряется  в  традиционных  финансовых  системах,  причем  данный  процесс протекает  не только в странах, где преобладает  мусульманское население, но и в  странах, где мусульмане составляют меньшинство (например, в Великобритании и США) [16, c. 47].

Благодаря  увеличению  численности  мусульманского  населения  в  западных странах,  а  также  росту  заинтересованности  исламских  инвесторов  в  географической диверсификации  своих  инвестиционных  портфелей  повышается  интерес  традиционных банков  к  вхождению  на  рынок  исламских  финансовых  продуктов.  Но  зачастую правительства  и  органы  банковского  надзора  недостаточно  хорошо  осведомлены  о принципах функционирования исламских  финансовых институтов [25].

По прогнозам, к  2013 г. активы исламских финансовых институтов достигнут 1 трлн. долл., а согласно рейтинговому агентству Standard & Poor’s, — почти 4 трлн. долл. В последнее время к системе исламских банков все чаще обращаются не только клиенты мусульманских стран, но и ведущие западные банки (Deutsche Bank, IAG, ABN Amro, Citibank, Hong Kong & Shanghai Banking Corporation, Chase Manhattan, JP Morgan Chase и другие), открывая у себя исламские отделения. Такие банки, как ABN AMRO, Societe Generale, JP Morgan Chase, достаточно давно имеют в своей структуре специальные подразделения (“окна”), предоставляющие исламские банковские услуги. Высокий показатель роста свидетельствует о том, что существует большая, до сих пор не занятая ниша на рынке банковских услуг, в которой исламским банкам оказаться гораздо проще, чем западным: клиенты, исповедующие ислам, следуют всем его предписаниям, в том числе и в финансовой сфере. Неисламские банки, работающие на территории США и Европы в условиях жесткой конкуренции и борьбы за каждого клиента, начали осознавать, что на этих рынках появился новый сегмент активных клиентов. Исламский банкинг, делая уверенные попытки закрепиться на мировом рынке банковских услуг, становится более доступным для жителей немусульманских стран. Например, в Великобритании созданы банки HSBC Amanah и UK’s Islamic Bank of Britain. С подобными инициативами выступили среди прочих такие банки, как BNP Paribas, Lloyds TSB, American Finance House, Bank of Whittier, Devon Bank. Но для определения конкурентоспособности исламской системы с мировыми финансовыми гигантами следует понять механизмы ее функционирования и эффективность в целом [9, c. 58]

 

 

Соответствие законам шариата 

Исламские финансовые институты построены  на  принципах,  установленных  законами  шариата,  а  также  другими нормативно-правовыми  актами,  которые  изданы  специалистами  по  мусульманскому праву [14, c. 42].

Некоторые  из  этих  норм  могут  быть  сложны  в  интерпретации,  что  порождает необходимость  привлечения  экспертов  в  исламском  праве  для  корректного  толкования данных  документов. В  результате  возникла весьма  распространенная  практика  создания исламскими банками специального совета экспертов. Таким  образом,  с  точки  зрения исламского  права,  абсолютно  необходимым является  привлечение  специалиста  или  группы  специалистов,  занимающихся  проверкой финансовых  продуктов  на  соответствие  законам  шариата,  перед  принятием  решения  о  начале  торговли  исламскими  финансовыми  продуктами.  Данный  этап  внедрения исламских  финансовых  продуктов  представляет  собой  один  из начальных,  но  очень  важных шагов в становлении исламского банкинга. При этом стоит заметить, что, на наш взгляд,  в  светском  государстве  подобные  шариатские  советы  могут  иметь  лишь консультативные функции, а их решения не могут являться обязательными.  Примером  создания  подобных  экспертных  советов  в  области  мусульманского законодательства в светских государствах может служить деятельность инвестиционного банка Kleinwort Benson, который основал исламский инвестиционный фонд в Лондоне в 1986  году.  Целью создания  данного фонда было  привлечение средств из  регионов Персидского залива. На  начальных этапах  процесс привлечения инвесторов  был весьма затруднительным в связи с отсутствием совета  специалистов  по  законам шариата. Впоследствии  было  принято решение о создании  совета  экспертов в области мусульманского права, что способствовало успешному развитию банка.  Органам регулирования банковской  деятельности  также следует создавать собственный совет экспертов,  который будет обеспечивать  надлежащий  контроль за исламскими  продуктами  и услугами  в соответствии  с предписаниями шариата.  Кроме того, очевидна необходимость обеспечения согласования принципов контроля исламского банкинга  в  различных  странах [16, c. 47].

Разделение исламских и традиционных фондов

Одним  из  основных  принципов  функционирования  исламских  финансовых институтов является необходимость соблюсти мусульманские  морально-этические нормы при  совершении  всех  сделок. Поэтому  средства, предназначенные для инвестирования  в рамках  исламских  финансовых  контрактов,  не  должны  смешиваться  с  неисламскими инвестициями.  Это  не  означает,  что  немусульманская  финансовая  деятельность  не является «чистой»  с  точки  зрения  морали  и  этики.  Данное  положение  призвано обеспечить лишь отсутствие в деятельности банка таких нарушений, как риба, гарар и пр. Следовательно,  традиционные  банки,  желающие  торговать исламскими финансовыми продуктами,  должны  гарантировать соответствующее разделение  фондов (средств)  и соответствие  всем  мусульманским требованиям.  Для этого необходимо создание  различных счетов  и систем  учета для каждого вида  деятельности.  Таким образом, если традиционный банк включает в свою деятельность исламский финансовый продукт,  ему необходимо  создать организационную структуру,  отдельную  от  основного банка [16, c. 48].

Основные  отличия исламских и традиционных банков приведены в таблице [Приложение Б].

Стандарты учета и аудита

С  момента  начала  расширения  исламской  финансовой  индустрии  в 1970-х  годах XX  в.  ее  развитие  не  сопровождалась  созданием общепризнанных  стандартов  учета [14, c. 40]. Соответственно,  исламские  институты  были  вынуждены  применять  собственные стандарты при внедрении новых продуктов. При этом данные стандарты были призваны отразить  специфику  исламских  продуктов.  В  связи  с  распространением  исламского банкинга  в 1990  году  была  создана AAOIFI,  целью  которой  как  раз  стала  выработка стандартов, которые могли бы применяться  в работе исламских финансовых институтов по всему миру. AAOIFI также играет ключевую роль в процессе гармонизации законов шариата с существующими  национальными  нормами  функционирования  банков.  Ранее  мы упоминали о необходимости создания комитетов в рамках самих исламских финансовых институтов  для  обеспечения  соответствия  всех  сделок  мусульманским  законам.  Тем  не менее,  существует  опасность  возникновения  субъективизма,  при  котором  нормы, рассматриваемые как исламские в одной стране, могут быть признаны немусульманскими в  другой  стране.  Подобная  ситуация  может  затруднить  международное  использование исламских продуктов и сдержать рост этой индустрии [16, c. 48].

В  странах,  где  исламские  финансы  только  зарождаются,  надзорным  органам  и финансовым институтам следует  тщательно ознакомиться со стандартами AAOIFI, так как применение  ранее  апробированных  стандартов  может  значительно  облегчить  работу надзорных  органов.  При  этом  результатом  поэтапного  внедрения  мусульманских  стандартов  должно  стать  более  детальное  понимание  принципов  функционирования исламского  банкинга  экономическими  агентами,  а,  следовательно,  привлечение  как  мусульманских, так и немусульманских  инвесторов.

 

 Проведение информационных  кампаний 

Скорость  и  успех  развития  исламского  банкинга  во  многом  зависит  от информированности потенциальных  клиентов и инвесторов о возможных  рисках и уровне прозрачности  деятельности  исламского  банка.  Очевидно,  что  вкладчики  более осведомлены  об условиях функционирования традиционных банков, нежели об условиях вкладов в исламские банки [25].

Следовательно,  надзорные  органы  должны  обеспечить  информирование экономических  агентов  об  исламских  институтах  и  продуктах,  а  также  требовать  от финансовых  институтов,  предлагающие  исламские  продукты,  проведения ознакомительных  кампаний,  разъясняющих  необходимые  аспекты  деятельности исламских финансовых институтов.

Информация о работе Характеристика и особенности исламской банковской системы