Финансовый контроль как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Социальный климат в стране не изменится к лучшему до тех пор, пока бюджетная сфера деятельности государства не будет надежно защищена, пока не станет всеобъемлющим и действенным контроль за исполнением требований бюджетного законодательства, расходованием государственных ресурсов. Поэтому становление и развитие эффективной системы государственного финансового контроля как общественной потребности видится актуальной теоретической и практической проблемой.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические основы государственного финансового контроля
1.1 Сущность, виды и формы финансового контроля………………………5
1.2 Цели, задачи и принципы государственного финансового контроля…. 9
1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля………….. 14
Глава II. Анализ системы органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления деятельности и вопросы их координации
2.1 Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля………………………………………………………. 18
2.2 Счетная палата как орган финансового контроля………………………23
2.3 Финансовый контроль со стороны Министерства финансов…………..26
Глава III. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации
3.1 Совершенствование организационных основ деятельности органов осуществляющих финансовый контроль……………………………………31
3.2 Совершенствование законодательных основ деятельности органов осуществляющих финансовый контроль……………………………………33
Заключение…………………………………………………………………. 37
Список использованной литературы и источников…………………….…39

Файлы: 1 файл

финасновый контроль.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки Российской федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

“Восточно-Сибирский  государственный университет технологии и управления ”

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

На тему: «Финансовый контроль как инструмент государственного регулирования»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст-т гр. 5187

 Алсагаев А. Б.

Проверил: Яковлева И. А.

 

 

 

 

Улан-Удэ

2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3

Глава I. Теоретические основы государственного финансового контроля

    1. Сущность,  виды и формы финансового контроля………………………5
    2. Цели, задачи и принципы государственного финансового контроля…. 9
    3. Предмет и метод государственного финансового контроля………….. 14

Глава II. Анализ системы органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления деятельности и вопросы их координации

2.1 Общая характеристика  федеральных органов государственного  финансового контроля………………………………………………………. 18

2.2 Счетная палата как орган финансового контроля………………………23

2.3 Финансовый контроль  со стороны Министерства финансов…………..26

Глава III. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации

3.1 Совершенствование  организационных основ деятельности органов осуществляющих финансовый контроль……………………………………31

3.2 Совершенствование законодательных  основ  деятельности органов  осуществляющих финансовый контроль……………………………………33

Заключение………………………………………………………………….  37

Список использованной литературы и источников…………………….…39

 

Введение

Задача создания эффективной, работоспособной и действенной  системы государственного финансового  контроля является одной из приоритетных задач, стоящих перед государством.

Более чем десятилетняя практика российского реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В то же время опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства и важным фактором государственного строительства. Этим и определяется актуальность темы научного исследования.

Тот огромный человеческий и природный потенциал, которым  обладает Россия, требует не только правильного использования государством национального богатства, но и хорошо организованного и налаженного контроля. Государственный финансовый контроль — это особая функция государственного управления, которая осуществляется в интересах как государства, так и всего общества.

Практика свидетельствует, что в настоящее время в Российской Федерации функционирует конгломерат разрозненных звеньев финансового контроля, в том числе и на высшем уровне, слабо взаимодействующих между собой. В научном смысле - это не назовешь системой. Случается, что один и тот же экономический субъект последовательно подвергается проверке со стороны нескольких контрольных органов. В результате как бы имеет место непрерывный контрольный процесс. Однако он не имеет подчас практического смысла и вызывает негативное отношение.

Создание его стройной, четко очерченной системы, отражающей многоуровневый характер бюджетных  отношений и единство государственных  финансов, является объективной необходимостью формирования и развития целостной  бюджетной политики государства. Определение места и роли высших органов финансового контроля в единой его системе, общих принципов и механизмов их организации и функционирования должно обеспечить унификацию и согласованность контроля за перераспределяемыми бюджетными средствами, сопоставимость показателей экономической эффективности использования государственных финансовых ресурсов в целом.

Социальный климат в  стране не изменится к лучшему  до тех пор, пока бюджетная сфера  деятельности государства не будет  надежно защищена, пока не станет всеобъемлющим и действенным контроль за исполнением требований бюджетного законодательства, расходованием государственных ресурсов. Поэтому становление и развитие эффективной системы государственного финансового контроля как общественной потребности видится актуальной теоретической и практической проблемой.

О необходимости построения эффективного государственного финансового  контроля речь идет давно. Однако до сих  пор не выработана единая политика в области государственного финансового  контроля, не отрегулирована его нормативно-правовая база, отсутствует координация деятельности в этой сфере. При этом органы исполнительной власти всех уровней, защищая свои интересы в бесконтрольном распоряжении государственными ресурсами, всячески пытаются ограничить внешний контроль за своей деятельностью со стороны контрольно - счетных органов, образованных законодательной (представительной) властью.

В связи с вышеизложенным научно и практически востребованной является разработка сущности государственного финансового контроля, исследование проблем формирования эффективного государственного финансового контроля, системообразующей роли и места конституционного органа государственного финансового контроля - Счетной палаты РФ в организации действенного финансового контроля.

 

Глава I. Теоретические основы государственного финансового контроля

 

1.1 Сущность и виды  финансового контроля.

 

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную  деятельность специально созданных  контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент  управления финансами и денежными  потоками на макро- и микроуровне  с целью обеспечения целесообразности  и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Контроль выступает как кульминационный момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.1

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Его роль при переходе к рынку многократно возрастает.

Финансовый контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного  продукта задачам финансовой политики. Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансовой системы.2

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

- государственный финансовый  контроль, который подразделяется  на вневедомственный и ведомственный;

- негосударственный финансовый  контроль:

- внутрихозяйственный  контроль в составе корпоративного  и некорпоративного финансового  контроля;

- аудиторский контроль  как подсистема независимого  контроля в форме общего и  банковского аудита;

- гражданский финансовый  контроль;

- общественный финансовый  контроль;

- правовой финансовый  контроль;

- страховой финансовый  контроль, и другие виды.

Формы государственного финансового контроля.

 

По времени проведения различают предварительный, текущий  и последующий контроль.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем.3

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера.4

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа  и ревизии отчетной финансовой и  бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Цели, задачи и принципы  государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль (ГФК)  — это установленная  законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

- ошибок и злоупотреблений  в управлении государственными  денежными и иными материальными  ресурсами (капиталами), а также  используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

- несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

- недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.

В общем и целом  цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.5

В соответствии с этим основными его задачами являются:

- организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

- определение эффективности  и целесообразности расходования  государственных средств и использования  федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза  проектов федеральных законов,  а также нормативных правовых  актов федеральных органов государственной  власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных  отклонений от установленных  показателей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

Информация о работе Финансовый контроль как инструмент государственного регулирования