Финансовый контроль как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Социальный климат в стране не изменится к лучшему до тех пор, пока бюджетная сфера деятельности государства не будет надежно защищена, пока не станет всеобъемлющим и действенным контроль за исполнением требований бюджетного законодательства, расходованием государственных ресурсов. Поэтому становление и развитие эффективной системы государственного финансового контроля как общественной потребности видится актуальной теоретической и практической проблемой.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические основы государственного финансового контроля
1.1 Сущность, виды и формы финансового контроля………………………5
1.2 Цели, задачи и принципы государственного финансового контроля…. 9
1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля………….. 14
Глава II. Анализ системы органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления деятельности и вопросы их координации
2.1 Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля………………………………………………………. 18
2.2 Счетная палата как орган финансового контроля………………………23
2.3 Финансовый контроль со стороны Министерства финансов…………..26
Глава III. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации
3.1 Совершенствование организационных основ деятельности органов осуществляющих финансовый контроль……………………………………31
3.2 Совершенствование законодательных основ деятельности органов осуществляющих финансовый контроль……………………………………33
Заключение…………………………………………………………………. 37
Список использованной литературы и источников…………………….…39

Файлы: 1 файл

финасновый контроль.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

- контроль за законностью  и своевременностью движения  средств федерального бюджета  и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

- обеспечение поступления  в доходную часть государственного  бюджета налоговых, таможенных  и прочих платежей, обеспечивающих  формирование доходной части государственного бюджета;

- оценка эффективности  деятельности министерств и ведомств  по использованию средств государственного  бюджета и внебюджетных средств;

- контроль за правильностью  ведения бухгалтерского учета  и отчетности;

- улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

- выявление резервов  роста доходной базы бюджетов  различных уровней и снижения  расходной части бюджета;

- контроль за реализацией  механизма межбюджетных отношений;

- проверка обращения  средств бюджета и внебюджетных  средств в банках и других кредитных учреждениях;

- контроль за формированием  и распределением целевых бюджетных  фондов финансовой поддержки  регионов;

- пресечение незаконных  решений по предоставлению налоговых  и таможенных льгот, государственных  дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

- выявление финансовых  злоупотреблений в сфере бюджетных  и межбюджетных отношений;

- проведение профилактической  информационной работы с целью  повышения бюджетной дисциплины.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.

Принципы государственного финансового  контроля.

 

Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.

В этой связи можно  выделить следующие принципы.

1. Принцип плановости  – он предопределяется природой  организации управления и необходимостью  целеполагания. В этой связи  субъекты контроля проводят свою  работу на основе годовых, квартальных  и месячных планов проведения  контрольных мероприятий.

2.  Принцип системности  означает, что при проведении  контрольных мероприятий должны  рассматриваться все стороны  объекта контроля и вся система  его взаимосвязей по вертикали  и горизонтали структуры управления.

3. Принцип непрерывности  означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).

4. Принцип законности  обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и российские законы.6

5. Принцип объективности  предопределяет правильное, полное  и объективное объяснение результатов  контроля на основе сопоставления  содержания проверенных фактов  с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.

6. Принцип независимости  устанавливает недопустимость какого-либо  силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.

7. Принцип гласности  вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах  государства. Результаты контроля  доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась,  вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.

8. Принцип эффективности  (действенности) контроля проявляется  в своевременности и полноте  выявления отклонений от заданного,  их причин и виновников, а также  оперативности в исправлении  допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.

 

1.3 Предмет и метод государственного  финансового контроля.

 

Предметом государственного финансового контроля являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования.

Метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности  хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

Анализ литературы о  сущности методов контроля позволяет выделить из них две группы: общенаучные методы и специфические контрольные методы.

Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию, дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.

Собственные методические приемы государственного финансового  контроля представляют собой специфические  приемы контроля, выработанные практикой. Формируются эти приемы в зависимости  от целевой функции контроля. Например, методические приемы финансового контроля базируются на методиках бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа и других экономических наук. Вместе с тем методические приемы финансового контроля применяются в исследованиях других экономических наук (управление, планирование, финансирование, кредитование и т.п.).7

По информационному  обеспечению различают методы документального  и фактического контроля.

Документальный контроль заключается в установлении сущности и достоверности хозяйственной  операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т.е. в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете. Так, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной документации, учете и отчетности.

Фактический контроль состоит  в определении действительного, реального состояния объекта  проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и  других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.

Фактический и документальный контроль выполняется во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет установить действительное состояние объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия по устранению имеющихся недостатков.

Основными методами государственного финансового контроля являются:

- проверки;

- обследования;

- надзор;

- анализ финансового  состояния;

- наблюдение (мониторинг);

- ревизии.

1. Проверки производятся  по отдельным вопросам финансово-хозяйственной  деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к  ним, расчеты по налогам и т.п.

2. Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

3. Надзор производится  контролирующими органами за  экономическими субъектами, получившими  лицензию на тот или иной  вид финансовой деятельности, и  предполагает соблюдение ими  установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.

4. Анализ финансового  состояния как разновидность  финансового контроля предполагает  детальное изучение периодической  или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки  результатов финансовой деятельности  и ликвидности, обеспеченности  собственным капиталом и эффективности его использования.

5. Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны  кредитных организаций за использованием  выданной ссуды и финансовым  состоянием предприятия-клиента;  неэффективное использование полученной  ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

6. Ревизия — наиболее  глубокий и всеобъемлющий метод  финансового контроля, представляющий  собой взаимосвязанный комплекс  проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.8

Комплексная ревизия  охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство — ведомство — предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Анализ системы органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления деятельности и вопросы их координации.

 

2.1 Общая характеристика  федеральных органов государственного  финансового контроля.

 

Четкая организация  системы органов государственного финансового контроля является непременным  условием эффективности его осуществления. Нечеткое разграничение полномочий, неоднозначно поставленные задачи, отсутствие взаимодействия между органами не способствует успешному функционированию данного института. Для создания действенной системы органов государственного финансового контроля необходимо, прежде всего, представлять, на каких принципах она должна быть основана.. В целях создания единой концепции системы органов государственного финансового контроля в Российской Федерации важно обратить внимание на предложенное разделение на внешний и внутренний финансовый контроль. «Внутренние контрольные службы создаются внутри отдельных ведомств и организаций, в то время как внешние ревизионные службы не являются частью организационной структуры проверяемых организаций».

Кратко рассмотрим систему  органов государственного финансового  контроля, выполняющих, с нашей точки  зрения, функции внешнего контроля. Обратимся лишь к федеральным  органам государственной власти, поскольку система органов финансового  контроля всех трех уровней (федерального, регионального и местного) заслуживает отдельного комплексного исследования.

Стоит отметить, что в  Российской Федерации не существует единой, четко и понятно организованной системы органов финансового  контроля. Можно говорить о сформированности отдельных органов государственной власти, осуществляющих определенные контрольные полномочия в сфере публичных финансов.

В первую очередь, отметим  такой орган, как Контрольное  управление Президента РФ, действующее  на основании соответствующего Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июня 2004 года N 729.9

Информация о работе Финансовый контроль как инструмент государственного регулирования