Европейский Союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной темы- изучение политической и экономической структуры Европейского Союза, а так же изучение экономики отдельно взятых “стран-лидеров”.
Задачи:
Рассмотреть предпосылки создания ЕС
Изучить экономическую и политическую структуру ЕС
Изучить экономику таких стран как Германия, Франция, Великобритания по отдельности
Изучить взаимосвязь ЕС и Кыргызстана

Оглавление

Введение 1
Глава 1. Европейский Союз как политический институт. 3
§1 Предпосылки создания Европейского Союза. 3
§2 Римские договоры 1957 года и образование европейских сообществ. 5
§3 Развитие сообществ в единый европейский рынок 8
§4 Европейский Союз сегодня 13
Глава 2. Экономика ЕС и стран ЕС. 15
§1 Экономика стран европейского союза. Перспективы экономического развития в странах ЕС 15
§2 Экономика Германии 26
§2 Экономика Франции 36
§3 Экономика Великобритании 42
Глава 3. Взаимоотношение ЕС и Кыргызстана 46
Заключение 52

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 116.78 Кб (Скачать)

 
Из таблицы видно, что. Однако даже такие темпы роста не смогут «приблизить» страны ЦВЕ на «приемлемое» расстояние для обеспечения возможности  безболезненного присоединения. 
Проблемы присоединения новых членов накладывают на страны Европейского союза дополнительные обязательства по созданию более эффективной системы функционирования. 
Возможные сценарии дальнейшего развития валютного союза. Эксперты МВФ, учитывая дальнейшие внутренние преобразования в странах Европейского союза и продолжающуюся интеграцию, рассчитали два сценария дальнейшего развития стран в рамках валютного союза в 2000-2010 годах. 
При первом варианте страны-участницы валютного союза осуществляют дальнейшую фискальную консолидацию и добиваются сокращения государственных расходов в среднесрочной перспективе на сумму, эквивалентную 2% ВВП. Одновременно предполагается, что им удается повысить эффективность факторов производства на 0,5% за счет либерализации товарных рынков и введения единой валюты, а также снизить уровень безработицы до 7% за счет значительных реформ рынков труда. 
При втором варианте страны-участницы ограничиваются строгим выполнением требований Маастрихтского договора, но не осуществляют никаких дальнейших структурных реформ. Полученные результаты систематизированы в таблице 12.

Варианты развития валютного союза (в %)

Показатели

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

2010г.

Вариант 1. Валютный союз с  дополнительной фискальной консолидацией  и реформой рынков труда

реальный ВВП

0,2

0,9

1,0

1,1

2,9

дефлятор ВВП

-0,3

-0,7

-1,1

-1,4

-1,9

долгосрочная норма процента

0,1

-0,1

-0,3

-0,4

0,0

уровень безработицы

-0,2

-0,4

-0,6

-0,8

-2,0

общий баланс государственного бюджета (в % к ВВП)

0,4

0,9

1,5

2,1

0,8

чистые доходы

0,0

0,0

0,11

0,2

-1,1

расходы

-0,4

-0,9

-1,4

-1,9

-1,9

общий государственный долг    (в % к ВВП)

-0,4

-1,4

-2,7

-4,5

12,6

торговый баланс (в млрд. USD)

-3,5

13,8

22,8

31,6

27,9

Вариант 2. Валютный союз без  дополнительной фискальной консолидации и без реформ рынков труда

реальный ВВП

0,1

-0,3

-0,6

-0,9

-2,5

дефлятор ВВП

0,1

0,3

0,6

0,9

2,3

долгосрочная норма процента

0,2

0,3

0,4

0,5

0,5

уровень безработицы

0,2

0,4

0,7

0,9

2,0

общий баланс государственного бюджета (в % к ВВП)

-0,2

-0,5

-0,7

-0,9

-1,3

чистые доходы

0,0

-0,1

-0,2

-0,3

0,7

расходы

0,2

0,4

0,5

0,6

0,6

общий государственный долг    (в % к ВВП)

0,1

0,7

1,4

2,3

9,8

торговый баланс (в млрд. USD)

-1,7

22,1

31,7

38,8

67,3


 
Как видно из данных таблицы 13, первый вариант намного предпочтительнее второго. Таким образом, если за созданием  валютного союза не последуют  глубокие реформы финансовой системы  и трудовых отношений, он не только не даст странам-участницам никакого выигрыша, но и приведет к снижению тех макроэкономических показателей, которые они имели  бы без валютного союза.

 

§2 Экономика Германии

Современный этап НТР, переход  к новому типу воспроизводства привели  к структурным изменениям. В воспроизводстве  ВВП снизилась доля материального  про¬изводства, и, прежде всего сельского  хозяйства и промышленно¬сти, и  возросла доля услуг.

Значительные изменения  произошли в структуре промышлен¬ности. Сократился удельный вес традиционных отраслей - чер¬ной металлургии, общего машиностроения, судостроения, тек¬стильной и швейной промышленности. Одновременно резко возросла доля авиакосмической  промышленности, конторского оборудования и аппаратуры по обработке данных, электротех¬нического оборудования, а  также автомобилестроения.

Машиностроение занимает ведущее положение в структуре  промышленного производства. На него приходится около 50% занятых в сфере  промышленного производства.  В  структуре вы¬пуска центр тяжести  стал перемещаться от производства тради¬ционной  продукции в область научно-технических  производств. Ведущее место занимают автомобильная промышленность, об¬щее машиностроение и электротехническая. Их положение во многом зависит от спроса на внешнем рынке. Германии по отдельным видам производства обрабатывающей промышленности принадлежат ведущие  места в мире. По производству станков  она занимает второе место. В основных группах отраслей она занимает третье место.

В отличие от промышленности сельско¬хозяйственное производство Германии по валовому объему уступает Франции и Италии. По интенсивности  и продуктивности ее сельское хозяйство  превышает средний уровень для  стран ЕС, но уступает таким странам, как Нидерланды, Бельгия, Франция, Дания. Германия занимает ведущее место  по степени насыщен¬ности парком основных сельскохозяйственных машин  и одно из ведущих мест по использованию  химикатов.

Относительно низкий уровень  интенсификации производст¬ва связан с социально-экономической структурой сельского хо¬зяйства. Значительная часть сельскохозяйственных земель сдает¬ся в аренду. В полной собственности  производителей находится около 22% сельскохозяйственных угодий. В отличие  от ряда других стран преобладающей  формой аренды является парцельная аренда, когда берутся дополнительно  к собственной земле отдельные  участки. Субъектами подобной аренды выступают  мелкие и средние производители. По уровню концентрации земельного фонда  Германии уступает Британии, Люксем¬бургу, Дании, Франции, Ирландии. Средний размер хозяйства составляет примерно 17 га. Свыше 54% хозяйств имеют площадь  сельскохозяйственных угодий менее 10 га и только 5,5% - 1; свыше 50 га. Причем мелкие и средние хозяйства, как  правило, разбиты на несколько участков.

Внедрение научно-технических  достижений в производство, которое  в первую очередь происходит в  крупных хозяйствах, ведет к росту  производительности труда и вытеснению мелкого крестьянского хозяйства. Примерно половина хозяйств не обес¬печивает  своим предпринимателям необходимого дохода, основную часть его они  получают в промышленности и в  других отраслях экономики. По уровню доходности сельское хозяйство Германии уступает целому ряду стран ЕС.

Аграрная политика федерального правительства направлена на изменение  социально-экономической структуры  хозяйства.

Высоким уровнем развития, широтой охвата и многообрази¬ем форм характеризуется сельскохозяйственная кооперация, которая распространяется практически на всех производителей. Через нее осуществляются кредитование хозяйств, снабжение их средствами производства, заготовка и переработка  продукции. Наиболее высок удельный вес в сбыте молока (80%), зерна (50%), овощей (40%), вина (30%). Производственное коопери¬рование развито слабее. Государство оказывает финансовую по¬мощь кооперативам.

Повышение агрокультуры, структурные  изменения способствовали росту  производства многих видов продукции. Оте¬чественное производство обеспечивает свыше 4/5 потребностей страны в продовольствии, в том числе более чем на 100% в пшенице, сахаре, говядине, сыре, сливочном масле.

Кредитные рынки. По величине финансовых рынков Герма¬ния значительно  уступает США и другим ведущим  странам. Значительная часть сделок с активами, выраженными в немец¬ких  марках, совершалась в Лондоне  и Люксембурге. Отставание германского  финансового центра Франкфурта от Нью-Йорка  и Лондона вызывалось большей  степенью регулирования, налого¬обложения ряда операций, меньшей ролью институциональных  инвесторов. Создание экономического союза в Европе выдвига¬ет задачу укрепления конкурентных позиций германских банков и рынков капитала.

Структурная перестройка, приспособление восточногерманского хозяйства  к новым условиям воспроизводства  в мировой экономике вызвали  резкий рост безработицы. В Восточной  Германии уровень безработицы превышает 17%.

Многие отрасли германского  хозяй¬ства отличаются высоким уровнем  централизации и концентрации капитала. В обрабатывающей промышленности 100 крупнейших фирм сосредоточивают 60% общего оборота и более 50% общего числа  занятых.

Несмотря на высокую степень  централизации капитала и производства, значительный удельный вес имеют  мелкие и средние компании. Мелкие компании с числом занятых до 50 человек  сосредоточивают 31,3% производства. Во всем хозяйстве страны мелкие и средние  фирмы с числом занятых до 249 чело¬век создают почти 55% валового продукта.

Многие крупные компании тесно взаимосвязаны через систему  участий, личную унию, кредитные и  производственные отношения. Активную роль в переплетении интересов играют кре¬дитные учреждения. Десяти наиболее значительным банкам принадлежат контрольные  пакеты акций 27 из 32 крупнейших компаний страны.

Переплетение капитала, личная уния приводят к тому, что до сих  пор значительная часть германских компаний продолжа¬ет находиться под  контролем отдельных семей. Наиболее могу¬щественные среди них семьи  Байшам, Хаубов, Эткеров, Оппенгеймов, Хенкелов, Боерингеров, Мерков, Квандтов, Сименс, Бош. Многие германские фирмы  имеют единственного держа¬теля акций. Пять крупнейших держателей обычно владеют 40% акций. Доминирующий голос в германских фирмах имеет банк. Само-финансирование, банки и их кредитование играют более важ¬ную роль, чем в англоговорящих странах. Перекрещивающиеся владения между промышленными компаниями, между банками и промышленными компаниями выступают важной чертой гер¬манской системы взаимодействия капитала. Относительно низ¬кая роль биржевых операций снижает значение риска.

Система управления компаниями. Доминирующей чертой германских компаний является «внутренний» характер систем их управления, при котором все  участники - акционеры, управляющие, наемные  работники, арендаторы, поставщики и  потребители могут оказывать  влияние на развитие компании, в  том числе прямое влияние на принятие решений через такие органы, как  наблюдательный и производственные советы. Германская система управления отличается от англосаксонской модели, в которой владельцы капитала имеют небольшое прямое влияние  на управление, но могут проявлять  силу, «голосуя но-гами», продавая акции  или перенося субконтракты.

В центре германской рыночной экономики находится система  так называемого соучастия в  решениях. На предприятиях действуют  производственные советы, которые избираются пря¬мым голосованием. Они участвуют  в решении вопросов органи¬зации рабочего места, производственного  процесса и общей об¬становки, приема на работу.

На крупных предприятиях с численностью занятых свыше 2тыс. человек учреждаются наблюдательные советы, состоящие из акционеров и  работающих по найму, которых выдвигают  производственные советы и профсоюзы. Члены советов получа¬ют возможность  участвовать в управлении фирмой. По закону работники имеют половину мест в наблюдательных советах - высших руководящих органах, которые назначают  и смещают старших управляющих. Это является частью системы, которая  способствует тесным связям между рабочими и укрепляет осо¬бую форму  управления корпорациями. Фирмы и  банки владеют акциями друг друга  и тем самым минимизируют дисперсию  владения на фондовых рынках и среди  акционеров. Это экономическое устройство базируется на сильной децентрализованной федеральной системе, которая дает большую власть 16 землям, и формах политики, построенных на согласии, при которых ре¬шения принимаются, насколько возможно, с молчаливого  со¬гласия главных партий - христианских демократов и социал-демократов.

В последние десятилетия  роль государства изменилась. Сократились  его предпринимательская функция, прямые формы регулирования. Государственное  предпринима¬тельство складывалось под  влиянием государственного строи¬тельства или выкупа находившихся в тяжелом  финансовом по¬ложении предприятий  и фирм. В конце 80-х годов на предпри-1гятиях государственного сектора  было занято 8,7% всех рабочих и служащих. Помимо промышленности государственные  пред-приятия занимают видное место  в инфраструктуре. В промышленности государство кон¬тролировало базовые  и энергетические предприятия: производ¬ство  цветных металлов, добычу каменного  угля.

Переход к неоконсервативной  форме регулирования сопро¬вождался сокращением государственного сектора  путем продажи акций предприятий  на кредитных рынках. Сокращение государ¬ственного сектора расширило сферу частного капитала, рыноч¬ных сил. В 90-е годы государственные капиталовложения уста¬новились на самом низком уровне - порядка 2% ВВП.

Государство играет важную роль в финансировании НИОКР. Федеральное  и земельные правительства обеспечивают свыше 37% расходов на эти цели. За счет государственных средств финансируется  значительная часть фундаментальных  исследований в области космической* техники, ядерной энергетики. Государство  выделяет существен¬ные средства мелким и средним фирмам для ведения  научно-технических разработок и  оплаты исследовательского персонала.

Немецкое законодательство разрешает; организациям работодателей  и наемных работников совместно  определять уровень заработной платы  и условия труда. Трудовые соглашения заключаются на национальном уровне между отрас¬левыми организациями  предпринимателей и профсоюзов.

Сотрудничество предпринимателей и профсоюзов распространяется на организацию  труда, включая групповые принципы производственной деятельности, повышение  квалификации персонала, ориентацию оплаты труда на производственные потребности  и достигнутые результаты.

Согласие между рабочей  силой и капиталом поддерживается системой социального обеспечения, которая базируется на трех основах - страховании здоровья, пенсиях  и пособиях по безработице. Безработные  в течение 32 месяцев получают 2/3 прежнего оклада, после чего пособие начинает снижаться. Пенсионные фонды самофинансируются  и существуют на основе взносов. Доля отчислений с доходов предпринимателей и рабочих поднялась с 26,5% в 1970 г. до 39,2% в 2002 г.  Весь этот механизм придавал устойчивость функционированию хозяйственной германской системы, а также социальному положению  рабочей силы. В 90-е годы в системе  хозяйственного механизма произошли  изменения в сторону большей  свободы для предпринимателей, в  частности, в вопросах найма рабочей  силы.

Информация о работе Европейский Союз