Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа
Цель данной темы- изучение политической и экономической структуры Европейского Союза, а так же изучение экономики отдельно взятых “стран-лидеров”.
Задачи:
Рассмотреть предпосылки создания ЕС
Изучить экономическую и политическую структуру ЕС
Изучить экономику таких стран как Германия, Франция, Великобритания по отдельности
Изучить взаимосвязь ЕС и Кыргызстана
Введение 1
Глава 1. Европейский Союз как политический институт. 3
§1 Предпосылки создания Европейского Союза. 3
§2 Римские договоры 1957 года и образование европейских сообществ. 5
§3 Развитие сообществ в единый европейский рынок 8
§4 Европейский Союз сегодня 13
Глава 2. Экономика ЕС и стран ЕС. 15
§1 Экономика стран европейского союза. Перспективы экономического развития в странах ЕС 15
§2 Экономика Германии 26
§2 Экономика Франции 36
§3 Экономика Великобритании 42
Глава 3. Взаимоотношение ЕС и Кыргызстана 46
Заключение 52
Основные макроэкономические показатели в странах Еврозоны, США и Японии
Показатель |
Год |
Единица измерения |
Еврозона |
США |
Япония |
Население |
2000 |
млн. |
302,2 |
272,0 |
127,0 |
ВВП (доля в мире) |
2000 |
% |
16,0 |
22,0 |
7,3 |
Экспорт товаров и услуг* |
1999 |
%ВВП |
16,9 |
10,3 |
10,7 |
Импорт товаров и услуг* |
1999 |
%ВВП |
15,9 |
13,2 |
9,1 |
Экспорт (доля в мире)* |
1999 |
% |
18,9 |
15,2 |
9,1 |
Безработица |
2000 |
% |
8,9 |
4,0 |
4,7 |
Баланс госбюджета |
2000 |
%ВВП |
0,3 |
2,2 |
-12,1 |
Государственный долг |
2000 |
%ВВП |
69,7 |
44,5 |
130,4 |
Текущий баланс |
2000 |
%ВВП |
-0,53 |
-4,4 |
2,5 |
* Исключая торговлю между странами зоны евро, экспорт FOB, импорт CIF
К 2005 году по сравнению с 2000 годом ситуация в целом изменилась не значительно. В то же время, если бы Великобритания вошла в ЭВС, это отставание было бы сведено к минимуму. Вхождение в 2007-2010 годах в Европейский валютный союз стран ЦВЕ с одной стороны увеличит такие показатели Еврозоны, как совокупный ВВП, экспорт и импорт, население, однако может негативно отразиться на экономическом потенциале, а именно на уровне безработицы, государственном долге, текущем балансе и в целом несколько снизить средний уровень жизни в странах ЕВС.
На 2005 год по своей экономической
силе Еврозона вплотную приближается
к США, однако в области развития
финансовых рынков между двумя регионами
имеются крупные различия.
Уровень развития финансовых рынков. Как
видно из таблицы 8, абсолютная величина
выданных в Еврозоне банковских ссуд была
в июне 1999 года в полтора раза больше, чем
в США. В то же время показатели общей стоимости
находящихся в обращении ценных бумаг
и капитализации фондового рынка в зоне
евро были в 3 раза меньше. За последние
5 лет ситуация на финансовых рынках Еврозоны
практически не изменилась. Особенно велико
отставание европейцев в настоящее время
в сфере корпоративных ценных бумаг, а
единственным сектором фондового рынка,
где Европа удерживает сильные позиции,
являются облигации.
Финансовые рынки Еврозоны, США и Японии на июнь 1999 г.
Инструмент |
Единица измерения |
Зона евро |
США |
Япония |
Банковские депозиты |
млрд. евро |
4752 |
4743 |
4468 |
% ВВП |
78 |
55 |
112 | |
Банковские ссуды |
млрд. евро |
6136 |
4155 |
4281 |
% ВВП |
100 |
48 |
107 | |
Национальные ценные бумаги в обращении, в том числе: |
млрд. евро |
5423 |
14141 |
5061 |
% ВВП |
89 |
165 |
127 | |
- корпораций |
млрд. евро |
202 |
2494 |
583 |
- финансовых институтов |
млрд. евро |
1892 |
3900 |
754 |
- госсектора |
млрд. евро |
3329 |
7747 |
3724 |
Проблема Западной Европы состоит
не только в том, что ее фондовые
рынки значительно меньше американских,
но и в том, что они во многом
остаются национальными. В настоящее
время в США функционируют 8 фондовых
бирж, причем две из них – NYSE и
NASDAQ занимают 95% рынка. В Евросоюзе функционируют
32 национальные фондовые биржи, и возможность
их слияния в 2-3 крупные биржи пока даже
не просматривается.
Еще один дезинтегрирующий фактор – налоговое
законодательство, оно является национальным
сейчас и будет таковым в обозримой перспективе.
Налоги – один из немногих инструментов
макроэкономического регулирования, оставшийся
в руках национальных властей после создания
ЭВС, с их помощью государства могут адаптировать
общую экономическую и денежно-кредитную
политику к текущей ситуации в стране.
Из восьми экономических
условий, которые, как полагают экономисты,
необходимы для успешного становления
евро на внешних рынках, страны ЭВС
полностью отвечают пяти: они обладают
значительным по масштабам хозяйством;
их экономика достаточно открыта; она
хорошо интегрирована в мировую;
в течение ряда последних лет
отмечаются низкие темпы инфляции;
баланс по текущим операциям близок
к бездефицитному. Вполне удовлетворительно
соблюдаются еще два критерия:
экономика стран ЭВС
Самым слабым местом зоны евро являются
финансовые рынки: по степени своего развития,
глубине, широте и ликвидности они значительно
уступают американским. Другими словами,
страны ЭВС не выполняют одно из трех принципиальных
условий, необходимых для того, чтобы евро
могло на равных условиях конкурировать
с долларом в мире.
Впрочем, способность евро потеснить доллар
в качестве международной валюты во многом
зависит от того, удастся ли ЕС заручиться
поддержкой наибольшего количества третьих
стран.
Перспективы принятия в ЕВС стран ЦВЕ.
В результате ожидаемого расширения Европейского
валютного союза с 12 до 22 стран-членов
в орбиту ЕС попадают уже не только Западная,
но и Центральная Европа, Балтия, часть
Восточной Европы и Восточного Средиземноморья.
Экономически при этом возникает крупнейший
в мире единый рынок площадью почти в 5
млн. кв. км с населением более 500 млн. человек
населения и ВВП – порядка 7 трлн. долларов.
Нельзя, однако, не учитывать того факта,
что речь идет о принципиально новом варианте
присоединения стран к ЕВС по сравнению
со всеми ранее происходившую. Расширение
ЕВС происходит за счет присоединения
стран, которые ранее не развивались на
основе западноевропейской социально-экономической
модели и не принадлежали к западноевропейской
системе безопасности. Речь идет о государствах,
осуществляющих невиданный в истории
переход от государственной командно-административной
экономики к рыночной, от авторитаризма
к парламентской демократии и правовому
государству. Страны Центральной и Восточной
Европы (ЦВЕ) обладают специфическими
чертами, которые оказывают принципиальное
воздействие как на характер, так и на
последствия расширения ЕС.
Укрепление стабильности и предсказуемости
на восточной границе в результате расширения
Европейского союза и Еврозоны соответствует
его интересам. Это положение не подвергается
сомнениям и фактически является общепризнанным.
Расширяясь на Восток, Европейский валютный
союз заметно наращивает свой ресурсный
потенциал: на 34% увеличивается территория,
на 29% - население. ЕВС превращается в одни
из крупнейших в мире рынков.
Несмотря на все сказанное выше, однозначного
ответ на вопрос, является ли реализация
проекта расширения на Восток в целом
«шансом» или угрозой для Европейского
Союза и Европейского валютного союза.
Ведь присоединение новых членов существенно
осложняет функционирование союза. Институциональная
структура, созданная более 50 лет назад,
когда в состав сообщества входило всего
шесть государств, функционировала с большим
напряжением уже в системе ЕС-12 и ЕС-15.
Принятие новых 10-12 членов в условиях нереформированности
организации, особенно это касается принятия
в ЕВС, может попросту парализовать ее
работу.
Анализ источников формирования бюджета
ЕС и основных направлений его использования
свидетельствует о том, что радикальная
реформа бюджетной, региональной и аграрной
политики должна была быть завершена еще
до начала расширения на восток. Однако,
не изменив ныне действующих процедур
управления, Европейский союз, по существу,
загнал себя в институциональную ловушку,
когда экономический потенциал стран,
а следовательно, и их роль в формировании
бюджета становятся совершенно не увязанными
с их возможностями влиять на принимаемые
в организации решения. Сказанное подтверждается
данными таблицы 9.
Основные показатели развития стран-членов ЕС-27 и вес их голосов
Группы стран |
Доля в населении ЕС |
Доля в ВВП ЕС |
Доля в бюджете ЕС |
Доля голосов в соответствии с Договором о ЕС в редакции 2001 г. |
Основные плательщики в бюджет ЕС Страны среднего уровня взносов в бюджет ЕС Страны-члены ЕС-15 со средним уровнем поддержки из фондов ЕС Страны-члены ЕС-15 с высоким уровнем поддержки из фондов ЕС Новые члены, претендующие на средний уровень поддержки из фондов ЕС Новые члены, претендующие на высокий уровень поддержки из фондов ЕС |
23,94
38,65
13,25
2,25
4,42
17,49 |
32,24
49,13
11,94
1,58
1,42
3,70 |
33,65
46,59
12,63
1,79
1,54
3,80 |
17,97
27,54
16,81
4,64
9,86
21,45 |
* Основные плательщики
вносят те бюджет свыше 0,3% ЕС.
Среди них Германия, Нидерланды,
Швеция и Австрия. Страны |
Также одной из наиболее трудно решаемых
задач на этапе присоединения
остается адаптация сельского хозяйства
стран ЦВЕ к европейским
Присоединение к ЕС новых членов из Центральной
и Восточной Европы поставило под сомнение
возможность проведения политики солидарности
в том объеме и тех формах, в которых она
проводилась в ЕС в 1990-е годы. А это – один
из краеугольных камней всей политики
европейской интеграции. Ее инструментами
являются так называемые, структурные
фонды и фонд сплочения, формируемые путем
жесткого закрепления за ними определенного
процента бюджета ЕС (1,27% совокупного ВВП
стран-членов).
Среди структурных фондов необходимо
выделить:
За счет ресурсов структурных
фондов в 1990-е годы оказывалась поддержка
районам-получателям, в которых проживало
178 млн. человек, т.е. более половины граждан
ЕС. Очевидно, что новые страны-члены самостоятельно
не в силах преодолеть в обозримом будущем
свое отставание от стран ЕС ни в развитии,
ни в зрелости рынков, ни в структуре хозяйства.
А это значит, что Европейский Союз еще
долго будет иметь дело с государствами
клиентского типа, активно претендующими
на регулярное перераспределение в их
пользу ресурсов ЕС. Число же тех, кто по
современным стандартам ЕС может претендовать
на помощь из его бюджета, после расширения
Союза возросло со 185 млн. до 291 млн. человек.
Вступление в Союз стран ЦВЕ автоматически
существенно понизило и показатель совокупного
ВВП на душу населения, следовательно,
целый ряд районов - нынешних получателей
помощи потеряли статус наиболее бедных,
так как их показатель превысил 75% от среднего
по ЕС уровня. Все вступающие автоматически
пополнили число стран-получателей ввиду
своей отсталости. Такое усиление гетерогенности
пространства ЕС – вызов завоеваниям
Союза и прежде всего вызов его социально-экономическому
сплочению, так как осуществление полноценного
приема новых членов ущемило интересы
как основных стран получателей структурных
фондов, так и главных плательщиков в общин
бюджет ЕС.
Разрабатывая так называемую программу
«сближения» и, в соответствии с ней, стратегию
финансирования новых стран-членов ЕС,
Еврокомиссия постаралась, по крайней
мере частично, учесть основные особенности
вступающих в Евросоюз государств и направить
с помощью организации адресной помощи,
государства ЦВЕ по пути «правильного»
экономического развития. Данная программа
ЕС постоянно пересматривается с учетом
особенностей экономического развития
того или иного государства и направлена
на обеспечение присоединения новых 10
членов союза к Еврозоне в период с 2007
по 2010 годы.
В соответствие с принятым на 2000-2006 гг.
бюджетом ЕС новым государствам-членам
из Центральной и Восточной Европы будет
направлено около 39,6 млрд. евро (таблица
10).
Динамика бюджетных расходов ЕС по статье «сближение» в случае расширения (млрд. евро, в ценах 1999 г.)
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
ЕС-15 | |||||||
Структурные фонды Фонд сближения |
29,4 2,6 |
28,8 2,6 |
28,3 2,6 |
27,7 2,6 |
27,1 2,5 |
27,1 2,5 |
26,7 2,5 |
Новые государства-члены ЕС | |||||||
Структурные фонды и Фонд сплочения Поддержка кандидатов Всего |
0 1,0 33,0 |
0 1,0 32,4 |
3,8 1,0 35,7 |
5,8 1,0 37,1 |
7,9 1,0 38,5 |
10,0 1,0 40,6 |
12,1 1,0 42,3 |
В следствие того, что ожидаемый
ежегодный экономический рост –
примерно 2,5% в странах ЕС-15 и 4% в новых
странах-членах – создаст к концу рассматриваемого
периода дополнительно лишь половину
средств, вторую половину необходимо будет
получить за счет сокращения получателей
в ЕС-15.
За счет программы «сближения» планируется
достижение следующих основных экономических
показателей стран ЦВЕ, которые представлены
в таблице 11.
Планируемые экономические показатели развития некоторых стран ЦВЕ в 2004-2007 годах (декабрь 2004 г.)
страна |
показатель |
годы | |||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | ||
Латвия |
ВВП |
8,1 |
6,7 |
6,5 |
6,5 |
Инфляция |
6,2 |
4,3 |
3,0 |
3,0 | |
Баланс госбюджета |
-1,7 |
-1,6 |
-1,5 |
-1,4 | |
Литва |
ВВП |
6,5 |
6,5 |
6,2 |
6,0 |
Инфляция |
1,2 |
2,9 |
2,5 |
2,9 | |
Баланс госбюджета |
-2,5 |
-2,5 |
-1,8 |
-1,5 | |
Словения |
ВВП |
4,0 |
3,8 |
3,9 |
4,0 |
Инфляция |
3,6 |
3,0 |
2,7 |
2,6 | |
Баланс госбюджета |
-2,1 |
-2,1 |
-1,8 |
-1,1 |