Европейский Союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной темы- изучение политической и экономической структуры Европейского Союза, а так же изучение экономики отдельно взятых “стран-лидеров”.
Задачи:
Рассмотреть предпосылки создания ЕС
Изучить экономическую и политическую структуру ЕС
Изучить экономику таких стран как Германия, Франция, Великобритания по отдельности
Изучить взаимосвязь ЕС и Кыргызстана

Оглавление

Введение 1
Глава 1. Европейский Союз как политический институт. 3
§1 Предпосылки создания Европейского Союза. 3
§2 Римские договоры 1957 года и образование европейских сообществ. 5
§3 Развитие сообществ в единый европейский рынок 8
§4 Европейский Союз сегодня 13
Глава 2. Экономика ЕС и стран ЕС. 15
§1 Экономика стран европейского союза. Перспективы экономического развития в странах ЕС 15
§2 Экономика Германии 26
§2 Экономика Франции 36
§3 Экономика Великобритании 42
Глава 3. Взаимоотношение ЕС и Кыргызстана 46
Заключение 52

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 116.78 Кб (Скачать)

-регламентов; 

-директив;

-решений. 

В договорах о ЕЭС и  Евратоме предусмотрено,что оба  объединения являются юридическими лицами, они обладают юридической  правосубъектностью.

Т.о., в лице ЕЭС была создана  широкая, универсальная международная  организация, которая приобрела  черты и государственно-правовой, и международно-правовой организации.

   §3 Развитие сообществ в единый европейский рынок

К началу 70-х годов стало  ясно, что основные требования, связанные  с созданием единого таможенного  союза и формированием общего рынка были в основном выполнены. Необходимо было наметить дальнейшие рубежи сотрудничества. Однако сообщества столкнулись с острым мировым  финансовым и экономическим кризисом начала 70-х гг. В этих условиях основное внимание стран Европейских сообществ  было сосредоточено на преодолении  именно экономических и финансовых трудностей, с чем сообществам  удалось справиться.

        В  начале 80-х годов встал вопрос  о программировании дальнейшего  развития процесса интеграции. Под  руководством де Лора была  создана специальная комиссия, которая  подготовила сборник проектов  и предложений о переходе от  общего к единому внутреннему  рынку. Суть этих предложений,  их главная цель – ликвидация  препятствий и барьеров на  пути свободного движения товаров,  услуг, рабочей силы и капиталов. 

В 1973г. произошло первое расширение ЕЭС до девяти членов( прибавились  Великобритания, Дания и Ирландия). Это серьёзно усилило диспропорции по странам, прежде всего из-за относительно низкого уровня экономического развития Ирландии и старых промышленных районов  Великобритании( Ланкашир, Йоркшир, Западный Мериленд). Если принять за 100 средний  показатель ВНП на душу населения  по Сообществу, то в 1974г. разрыв между  странами составлял 1:3 (на первом месте  Дания-148, на последнем Ирландия-50). В  результате расширения Сообщества в  него вошли три страны, где во всех без исключения районах доход  на душу населения был ниже среднего по Сообществу. 

В 1981г. в ЕЭС вошла Греция. По сравнению с ведущими странами Сообщества её экономика находилась на качественно более низком уровне.

В 1986г. с присоединением Испании  и Португалии произошло очередное  расширение Сообщества, которое обусловило очередное резкое обострение диспропорций.

В этих условиях необходимо было урегулировать огромное число  технических, количест-венных и качественных проблем

Требовалось также решить и ряд проблем институционального характера, например, расширить юрисдикцию Европейских сообществ.

Для выполнения этих задач  было решено созвать межправительственную конференцию, которая и подготовила  к подписанию новый документ - Единый европейский акт (ЕЕА). ЕЕА - это учредительный  договор, содержащий изменения и  поправки, вносившиеся в действующие  акты европейских сообществ. Он был  принят в 1986 году и довольно четко  сформулировал трехэтапную программу  построения единого внутреннего  рынка. Оно должно было быть завершено  к началу 1992 года. ЕЕА также подтвердил и закрепил расширение сферы ведения  сообществ. Их полномочия теперь распространялись также на защиту окружающей среды, расширение сотрудничества в социальной сфере, научные исследования и создание новейших технологий, защиту прав потребителей. До подписания ЕЕА Европейские сообщества в той или иной мере осуществляли эти полномочия по решениям Европейского суда (он ссылался на ст.235 договора о  ЕЭС, которая позволяла предпринимать  меры, прямо не предусмотренные этим договором, но необходимые для достижения целей).

       Суммируя  экономические положения нового  документа, нужно обратить внимание  на то, что они должны были  обеспечивать переход к новому  этапу сотрудничества, т.е. к единому  экономическому и валютному союзу  (ЕВС).

       Был  внесен ряд изменений: уточнялась  процедура принятия новых членов  в состав Европейских сообществ,  также уточнялись условия членства, были приняты решения о расширении  юрисдикции и уточнении структуры  Суда Европейских сообществ.

       ЕЕА,  конечно, не решал всех вопросов  создания экономического, валютного  и политического союзов, но он  предусматривал созыв международной  конференции во исполнение ЕЕА.  Такая конференция была созвана  и ей был подготовлен договор  о Европейском Союзе (ЕС). Этот  договор был подписан 7 февраля  1992 года в Маастрихте двенадцатью  странами и соответственно получил  название “Маастрихтский договор” (МД). Его ратификация прошла далеко  не безболезненно, так, в Дании  избиратели отвергли договор,  такие же тенденции проявились  и во Франции, Великобритании  и Германии, процедура затянулась, но в конечном итоге все  члены сообществ одобрили договор,  и он вступил в силу с  ноября 1993 года.        

Главное, что характеризует  этот договор: он оформил и положил  начало существованию Европейского Союза. Согласно МД Европейский Союз основан на Европейских сообществах, дополненных политиками и формами  сотрудничества, предусмотренными этим договором.

О каких политиках и  формах сотрудничества шла речь? Речь шла о двух новых важных сферах сотрудничества государств-членов Европейских  сообществ:

1)сотрудничество в области  выработки и проведения единой  внешней политики и политики  безопасности;

2)сотрудничество в сфере  юстиции и внутренних дел.

Что касается сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел, то эта общая формулировка была детализирована в Амстердамском  договоре (в нем это сформулировано как “сотрудничество полиции  и судов в уголовно-правовой сфере”).

        Та  структура ЕС, которая закреплена  в МД получила название структуры  “трех опор”:

-1ую опору образуют  Европейские сообщества;

-2ую - сотрудничество в  области выработки и проведения  единой ВП и политики безопасности;

-3юю - сотрудничество полиции  и судов в уголовно-правовой  сфере (как сформулировано в  Амстердамском договоре).

        В  сфере экономического и социального  развития основная задача, которая  определяется МД - это задача создания  экономического и валютного союза  (ЭВС). В экономической сфере - это возрастание экономического  единения, сотрудничества и сплоченности. В валютной сфере - это создание  единого валютного союза. Валютный  союз надлежало создать не  позднее 1 января 1999 года с введением  единой валюты (евро) и включением  в союз государств, отвечающих  требованиям Европейский Союз (Греция  этим требованиям не отвечала; Англия, Ирландия и Дания сразу  выразили не совсем позитивное  отношение к единому валютному  рынку, они позднее и не вошли  в него).

       Тут  возникла проблема: не будет единогласия  при принятии решений о ЭВС.  В этом случае закрепляется  интересная концепция т.н. “продвинутого”  развития, т.е. определенное количество  государств внутри союза могут  пойти по пути ускоренного  развития и формирования структур, и в таком ускоренном развитии  могут участвовать не все государства-члены  Европейский Союз.

Другая не менее важная проблема, которая возникла с созданием  Европейский Союз - это проблема разнородности членов союза.

Тем не менее, хотя многие успели раскритиковать МД за то, что он создал Европейский Союз путем создания новых неопределенных структур, европейская  интеграция сделала новый важный шаг вперед.

       МД содержит  ряд важных положений и постановлений,  касающихся порядка функционирования  институтов. Теперь предусмотрена  единая институциональная система  союза, были уточнены вопросы  гражданства граждан в рамках  союза и др.

         Очередное третье расширение  Европейского союза, как и каждое  предыдущее, привнесло в него  свою динамику, перемены в приоритетах.  Появление с 1995г. трёх новых  членов- Австрии, Швеции и Финляндии  изменило политическую конфигурацию  Союза. Хотя эти страны по  своим экономическим и социальным  параметрам сравнительно близки  к “ядру” Европейский Союз, однако, их подключение к группировке  вновь со всей остротой поставило  проблему сбалансированности между  развитием интеграции “вглубь”  и “вширь”, то есть между  углублением объединительных процессов  и расширением географических  границ интеграционной зоны.

С приходом двух северных стран  и Австрии количество членов Европейский  Союз возросло с 12 до 15, а численность  населения Евросоюза- с 347 до 368 млн. человек. Увеличилась и его территория, достигнув 3.3  млн.кв.км. Значительно  изменились экономические показатели. Так, совокупный ВВП Европейский  Союз подрос примерно на 20%(340 млрд.ЭКЮ) и составил почти 6 трлн.ЭКЮ.

Вскоре возникла необходимость  созыва новой Межправительст-венной  конференции, открывшейся в марте 1996г в Турине и положившей начало второму этапу Маастрихтского процесса-Маастрихту II.

К моменту подписания МД в состав Европейский Союз входило 15 государств, были начаты переговоры о вступлении в союз еще 5ти государств. Такое расширение союза требовало  внесения корректив в механизм управления. В 1996 году созванная конференция  подготовила учредительный документ, который был подписан в июле 1997 года в Амстердаме и получил название “Амстердамский договор” (АД).

       Некоторые  изменения, которые вносит АД  в развитие Европейский Союз:

Количество депутатов  Европарламента не должно превышать 700 человек. АД также внес изменения  в процедуру принятия решений, заметно  упростив ее, что имело немаловажное значение.

Если говорить о наиболее крупных достижениях АД, то уточнена структура и система институтов валютного союза, Европейский центральный  банк (ЕЦБ) получает право издания  нормативных актов. В отношении  прав и свобод граждан Европейский  Союз: союз превращается в “пространство  свободы, безопасности и справедливости, в рамках которого принимаются меры по повышенной защите прав, свобод и  интересов граждан”.

 

§4 Европейский Союз сегодня

В Европейский Союз входят 27 госудаств-членов с общей численностью населения 501 миллионов человек. Это  самый крупный в мире торговый блок.

1 января 1993 г. официально  начал функционировать Единый  европейский рынок, ликвидировавший  практически все барьеры для  свободного движения в рамках  Сообщества людей, товаров, услуг  и капитала. Со вступлением в  силу 1 ноября 1993 г. Маастрихтского  договора о Европейском Союзе  Сообщество сделало необратимый  шаг к созданию экономического  и валютного союза (ЭВС), а также  к введению единой валюты, с  одной стороны, и достижению  политического союза - с другой. По Маастрихтскому договору граждане  государств-членов получают также  право на Европейское гражданство.

Выполнение целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех  свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг, создание и проведение общей политики во все  большем количестве областей), ведет  к постепенной передаче части  суверенитета государств-членов европейским  институтам.

Интересы европейцев  на  международном  уровне представляются рядом общих институтов:

Совет Министров, состоящий  из пятнадцати глав государств и правительств стран-членов ЕС является основным органом  принятия решений. Он выдвигает широкие  политические инициативы  и  определяет  основные  направления  политики. В  зависимости  от  обсуждаемых  вопросов, Совет состоит из тех  министров стран-членов, которые  отвечают за данную область.

Председатель и 19 членов Европейской  Комиссии контролируют выполнение Европейских Договоров. Европейская Комиссия  выполняет  решения Совета Министров и обладает правом инициативы по  подготовке и  выдвижению проектов общих законодательных  актов. Комиссия  имеет  исполнительный аппарат, а также управляет такими программами, как Тасис.

Европейский Парламент  является собранием  из  626 депутатов, напрямую избираемых гражданами  стран-членов. Депутаты  изучают  законопроекты  и утверждают бюджет. Они принимают  совместные решения с  Советом  Министров по конкретным вопросам и  контролируют работу Советов ЕС и  Европейской Комиссии.

Какие же страны входят в  состав ЕС?

В число 27 государств, образующих Европейский Союз, входят:

Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Швеция, Финляндия, Франция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния.

Эти страны объединяют огромные территории, людские и материальные ресурсы, и нельзя не оценивать той  роли, которую играет ЕС в жизни  всех европейских стран. Поэтому  я и заинтересовалась созданием, развитием и перспективами Европейского союза и соответственно попытаюсь  передать эту заинтересованность через  эту работу.

Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей  главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих  проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация  экономической политики государств-членов с целью экономического и социального  сплочения, социальная политика, экономический  и валютный союз).

Европейский Союз присущи  многообразие культурных различий и  уважение к ним. Каждый официальный  документ должен быть переведен на девять официальных языков; поощряется развитие языков и культур малых  народов.

 

 

Глава 2. Экономика ЕС и  стран ЕС. 

§1 Экономика стран европейского союза. Перспективы экономического развития в странах ЕС

Экономическое состояние  стран уже сегодня входящих в  Еврозону определяет, в первую очередь, дальнейшие перспективы евро. Как  отмечается в литературе, «перспективы единой валюты, в принципе, вытекают из причин ее создания, проанализированных ранее. Снижение трансакционных издержек, рост конкуренции, облегчение борьбы с  инфляцией, ускорение интеграционных процессов и создание сильной  валюты ведут, соответственно, к снижению уровня инфляции, усилению процессов  экономической консолидации и, как  следствие, к ускоренному экономическому росту». 
Для детального анализа экономического будущего стран Еврозоны необходимо, прежде всего, рассмотреть те факторы, которые окажут влияние на состояние экономики стран Европейского валютного союза в средне и долгосрочной перспективе, общий инвестиционный и финансовый климат, конкурентоспособность европейских товаров на мировых рынках, а также внутренние экономико-социальные аспекты – безработицу, уровень инфляции и др. Такими факторами, по нашему мнению, должны быть усиление процессов экономической консолидации, перспективы евро в качестве международной валюты, экономический потенциал создаваемого союза, а также процесс развития финансовых рынков. 
Усиление процессов экономической консолидации. Появление евро существенно усиливает процессы экономической консолидации в Европе. Во-первых, в последние годы произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран Европейского союза: достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют, не входящих в Еврозону стран. 
Во-вторых, резко возрастает глубина интеграции внутри самой Еврозоны – с созданием валютного союза в Европе возникло твердое ядро, члены которого связаны отношениями сильной экономической и политической сплоченности. 
В-третьих, валютный союз является центром возросшего притяжения для остальных частей Европы и, прежде всего, для стран Центральной и Восточной Европы. 
Перспективы евро в качестве международной валюты. Степень интернализации валюты зависит от ряда факторов: размер ВВП; степень участия в мировой торговле; высокоразвитые и высоколиквидные финансовые рынки; открытость экономики; низкая инфляция, макроэкономическая стабильность; бездефицитный баланс внешних расчетов; устойчивость экономики к внешним воздействиям; потенциал экономического роста. Причем первые три из них являются решающими. 
По прошествии немногим более трех лет после полного перехода стран, входящих в Европейский валютный союза, на евро, можно говорить о том, что единая европейская валюта используется многими странами для создания собственных валютных резервов, некоторые государства, как это было показано во второй главе, привязывают курсы национальных валют к евро. Также евро все чаще используется как валюта международных контрактов и соглашений. 
Экономический потенциал. В последние годы Еврозона несколько опережала Соединенные Штаты по численности населения. По размерам ВВП она вдвое превосходила Японию, но пока все еще уступала США (данные на 2000 год приведены в таблице 7). Структура хозяйства в странах ЭВС почти идентична: на аграрный сектор приходится около 2% ВВП, на промышленность соответственно – 31 и 26%, на услуги – 67 и 72%.

Информация о работе Европейский Союз