Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:03, курсовая работа
Одной из форм организации бизнеса в современной экономике стал аутсорсинг - практика, помогающая компаниям решить проблемы функционирования и развития в рыночной экономике путем сокращения издержек, увеличения приспособляемости к условиям внешней среды, улучшения качества продукции и услуг, уменьшения риска. Использование аутсорсинга получило стремительный размах во всем мире в течение последнего десятилетия, во многом благодаря бурному развитию информационных технологий.
По подсчетам специалистов "Северстали", объем рынка обслуживания промышленного оборудования России к 2008 г. составил 500 млн. долларов в год. Ряд предприятий уже сейчас выделяет вспомогательные направления в самостоятельные бизнесы, чтобы со временем те смогли приносить прибыль за счет внешних заказов. Например, во вспомогательных службах "Северстали" работает 20% сотрудников завода. К концу 2008 г. 17 ремонтных цехов выделены в самостоятельное предприятие - "Северстальмаш". Руководство компании надеется, что новая структура сможет самостоятельно зарабатывать деньги. Сейчас более 80% производимой продукции и услуг данных цехов уходит "Северстали", но уже имеются крупные внешние заказчики, например "Норильский никель" и "Объединенные машиностроительные заводы".
Выделение
вспомогательных производств в
отдельный бизнес - логичный шаг
в развитии современного предприятия.
Через эту процедуру
Значительные
работы по выделению огромной части
социально-медицинской
В данное время рынок промышленного сервиса находится на стадии формирования, многие предприятия в целях экономии пользуются услугами внутренних вспомогательных служб. Уникальный опыт аутсорсера приобрел Альметьевский насосный завод ("АЛНАС"), который создал дочернюю компанию "АЛНАС-СЕРВИС". Она обслуживает установки по добыче нефти, производимые основной компанией. Заказчиками этого вида услуг стали корпорации "ЮКОС" и "ТНК". На основе долгосрочного аутсорсингового договора "ЮКОС" передал более 400 скважин на обслуживание компании "АЛНАС-СЕРВИС".
Следовательно, "АЛНАС" производит, поставляет, монтирует и осуществляет послепродажное обслуживание, включая ремонт и повторную установку своего оборудования.
Аутсорсер - сервисная компания, заинтересованная в длительности работы оборудования, то есть основная ее задача - увеличение межремонтного периода его эксплуатации. Нефтяная компания оплачивает бесперебойную работу оборудования на скважине. Особую актуальность приобретает аутсорсинг в условиях сложных месторождений с высокой долей примесей и солеотложений. Здесь требуется компетентность и профессионализм при эксплуатации оборудования.
Нефтяники полностью делегируют полномочия по управлению скважинами сервисной компании. После того как "ЮКОС" приобрел ОАО "АЛНАС", появилась возможность для интеграции собственных сервисных служб "ЮКОСа" с "АЛНАС-СЕРВИС". В этом случае количество объектов сервиса может дойти до 8 тыс. скважин. Кроме того, объединенная сервисная компания может выступить на рынке как крупный аутсорсер по обслуживанию других нефтедобывающих компаний.
Стратегия "АЛНАС" по выполнению аутсорсинговых договоров имеет целью сравнить доходы от основного производства с величиной дохода от сервисных услуг. При этом компания уделяет много внимания обучению персонала. Это приоритетное направление инвестиций. В ВШКУ Академии народного хозяйства при Правительстве РФ прошли обучение многие высшие руководители компаний, в том числе директор "АЛНАС-СЕРВИС". Успешно проведена долгосрочная корпоративная программа в главном офисе компании (г. Альметьевск). Еще компания открыла учебный центр в г. Нижневартовске. В самом центре проходят обучение техническим специальностям сотрудники и кандидаты на работу в сервисных подразделениях "АЛНАС". Делегирование полномочий и аутсорсинг были составными элементами программ обучения руководителей и специалистов компании "АЛНАС". Стратегия на развитие аутсорсинга и делегирования полномочий находит отражение в обучении и встраивается в корпоративную культуру ОАО "АЛНАС".
Новые возможности для развития аутсорсинга в рамках компании раскрываются, например, при централизации бухгалтерского учета. Такая тактика была использована знаменитой компанией "Сиданко", когда она ввела в использование систему внутрикорпоративного аутсорсинга бухгалтерских услуг. Решение было принято советом директоров компании и являлось стратегическим выбором. Были созданы региональные учетные центры (РУЦ) путем регистрации филиалов "Сиданко" в регионах и перевода в эти филиалы сотрудников бухгалтерий из штата дочерних обществ. Таким образом, сотрудники филиалов стали напрямую подчиняться головному офису. Новая система позволила значительно улучшить контроль при использовании единого плана счетов, наладить систему внутрикорпоративного консалтинга. Аналогичные системы внутрикорпоративного аутсорсинга имеются у таких лидеров российского бизнеса, как "ТНК", "Сибнефть", "ЮКОС". Однако следует отметить, что на Западе нефтяные компании широко практикуют внешний аутсорсинг бухгалтерского учета на основе договоров с крупнейшими аудиторскими компаниями.
Учитывая тот факт, что российские промышленники стали вступать в деловые отношения со сторонними компаниями, можно говорить о более благоприятной деловой атмосфере.
Большие
перспективы имеются при
Если
рассматривать последнее
Многие западные компании не скрывают своего стремления использовать интеллектуальные российские ресурсы для победы в конкуренции на мировом рынке. Это неудивительно, поскольку процессы межфирменной кооперации вполне вписываются в тактику компаний на рынке. Так, российская компания Equant (филиал известной французской корпорации France Telecom) объявила о заключении соглашения на разработку программного обеспечения по заказу японской корпорации, Toshiba. Используя российских программистов Toshiba намерена разработать новый способ общения пользователей с бытовой электроникой.
В 2001 г. российская компания ABBYY для продвижения продуктов открыла офис в Великобритании. Ingram Micro UK Ltd была выбрана в качестве основного аутсорсингового партнера, в ее задачу входит осуществление продажи продукции ABBYY через каталоги и Интернет. Российских программистов привлекают к работе Microsoft, Motorola, Intel, Sun Microsystems, IBM, Lucent Technologies, Software A.G., Xerox, Harris, Smith Corona и др. Американские компании рассматривают российские фирмы-разработчики программного обеспечения в качестве оффшорных компаний. Заключая аутсорсинговые контракты, они решают проблемы нехватки специалистов в области информационных технологий и снижения издержек производства.
Российские компании применяют аутсорсинг при экспорте своей промышленной продукции. На основе долгосрочного сотрудничества стал расширяться экспорт российских автомобилей. Например, 29 декабря 2001 г. с уругвайской компанией Russia Automotriz S.A. было подписано соглашение о долгосрочных поставках и об организации сборки автомобиля "Нива-21214" в Монтевидео, в производственном объединении, занимающемся в настоящее время выпуском французских автомобилей марки Citroen. ВАЗовские автомобили уругвайской сборки будут оснащаться на условиях аутсорсинга дизельным двигателем французской фирмы Peugeot последнего поколения.
Выборгский судостроительный завод договорился с иранской фирмой SADRA о выполнении субподрядных работ на основе аутсорсинга при строительстве буровой платформы для иранского месторождения Khazat.
Развитие сети IKEA в России создало уникальную ситуацию, когда для компенсации убытков на местном рынке иностранная компания развивает экспорт полуфабрикатов на постоянной основе для мебельных производств в Западной Европе. IKEA приходится работать в России в довольно жестких условиях, покупательная способность даже московского населения ниже, чем в странах Европы, а ввозные пошлины на мебель (и соответственно, ее цена в магазинах) - выше. В целях сокращения издержек IKEA пришлось развивать экспортный бизнес, в настоящее время с компанией работает примерно 50 российских производителей. Они заняты поставкой сырья и полуфабрикатов для мебельного производства.
Приведенные примеры показывают, что в России есть ресурсы развития производства и поставок продукции на экспорт на базе аутсорсинговых контрактов. В качестве одного из таких реальных шагов можно считать договоренность об аутсорсинге нового типа, когда американская корпорация передала российскому предприятию права на проведение НИОКР и изготовление пилотных моделей авиационного двигателя. В апреле 2002 г. было объявлено, что пермский авиационный двигатель ПС-90А получит второе рождение с помощью инвестиций американской корпорации United Technologies, что позволит создать двигатель с улучшенными техническими характеристиками и повышенной конкурентоспособностью. Кроме того, с новым двигателем на всех типах российских самолетов снизится уровень шума согласно европейским требованиям. Ни один из российских банков инвестировать этот рисковый проект не решился, американская же компания согласилась вложить более 25 млн. долл., вследствие чего из-за широкого привлечения к разработке зарубежных фирм стоимость новой модификации двигателя возрастет на 20%, однако стоимость всего цикла эксплуатации двигателя уменьшится в 1,5 раза за счет большей надежности. Совместная деятельность американских и российских предприятий охватывает ряд значительных направлений (работа научно-технического центра, программы по титану, новые трансполярные маршруты через Россию, проекты "Международная космическая станция", "Морской старт" и пр.). В 2001 г. прошли переговоры о создании совместного регионального самолета. Эффективнее наладить взаимовыгодное сотрудничество с компанией "Боинг", чем конкурировать с ней.
И уже подписано соглашения о совместной разработке самолета компанией Boeing и российскими компаниями "ОКБ им. Ильюшина" и "Гражданские самолеты Сухого".
Ряд зарубежных компаний использует аутсорсинг при экспорте товаров в Россию. За счет этого они получают конкурентные преимущества, которые обеспечивают им успех на рынке.
Практику аутсорсинга в России использует и венгерское АО "Икарусбус", реализующее автобусы марки "Икарус". Российские предприятия, поставляющие узлы и детали, были привлечены по аутсорсингу для окончательной сборки автобусов. Для повышения эффективности проекта российским предприятиям предложено расширить поставки комплектующих. Такого же плана сотрудничество расширяется в области организации производства стартеров в России. Примером этому может служить наладившийся бизнес-контакт с чешской компанией Magneton, которая не только предоставила тольяттинскому "АвтоВАЗу" документацию по своим новейшим разработкам, но передала необходимое оборудование, а также целый ряд составляющих компонентов для полноценного производства стартеров на базе российского предприятия. Российская сторона помимо сборки обеспечит реализацию продукции на основе долгосрочных аутсорсинговых контрактов.
В феврале 2002 г. финская компания Nokian Tyres объявила о начале производства в России зимних шин под товарным знаком Nordman, цена которых на 25 - 30% дешевле импортных за счет отсутствия высоких таможенных пошлин.12
3.2 Россия –участник глобальной индустрии аутсорсинга
Весной 2010 года российская ассоциация стратегического аутсорсинга «АСТРА» получила официальный статус IAOP Affiliate Association и стала членом крупнейшей глобальной аутсорсинговой группы IAOP (International Association of Outsourcing Professionals®). При поддержке компании Accenture в июле в Москве открылось локальное подразделение IAOP — IAOP Russia Chapter. Представительство IAOP призвано стать площадкой для общения профессионалов аутсорсинга, не разделяя их на поставщиков и заказчиков, а также на сектора ITO и BPO, обмена лучшими международными практиками, продвижения российской индустрии аутсорсинга на мировой рынок.
Важнейшие текущие задачи IAOP Russia Chapter — адаптация и локализация в России признанных в мире индустриальных стандартов и организация подготовки и сертификации профессиональных кадров аутсорсинга в России. Одним из основополагающих документов аутсорсинга на сегодняшний день является свод лучших практик и стандартов аутсорсинга IAOP OPBoK — Outsourcing Professional Body of Knowledge®. Усилиями международного сообщества экспертов издание постоянно обновляется, в 2010 г. вышел уже девятый выпуск OPBoK, Rev. 9. Сегодня в большинстве экономически развитых и динамично развивающихся стран мира уже имеется общественный и профессиональный консенсус относительно позиционирования аутсорсинга в трех различных плоскостях, таких как: