Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:03, курсовая работа
Одной из форм организации бизнеса в современной экономике стал аутсорсинг - практика, помогающая компаниям решить проблемы функционирования и развития в рыночной экономике путем сокращения издержек, увеличения приспособляемости к условиям внешней среды, улучшения качества продукции и услуг, уменьшения риска. Использование аутсорсинга получило стремительный размах во всем мире в течение последнего десятилетия, во многом благодаря бурному развитию информационных технологий.
Современный бизнес трудно представить без аутсорсинга по следующим причинам:
1.большинство компаний стремится к использованию новейших достижений науки и техники для поддержания конкурентоспособности;
2.современные технологии, знания и опыт находятся в руках специалистов, которые специализируются в данной сфере и готовы с выгодой предложить свои услуги нуждающимся компаниям. Это удобно для всех, так как появляется возможность сосредоточить собственные ресурсы на ключевых моментах деятельности.
В настоящее время аутсорсинг рассматривают как современный метод создания высококонкурентных и эффективных компаний в условиях жесткой конкуренции.
В 90-е гг. XX в. была сформулирована концепция «виртуальной организации», суть которой заключается в том, что все функции компании можно подразделить на основные и второстепенные. Второстепенные функции в целях повышения конкурентоспособности необходимо передать специалисту в данной области. Данная концепция основана на том, что знания компании становятся самым важным источником ее конкурентного преимущества. В современной экономической теории существует достаточно много определений «виртуальной организации». Виртуальная корпорация – это временная сеть независимых компаний – поставщиков, потребителей и даже конкурентов, объединенных информационной технологией для разделения опыта, затрат и доступа к рынкам друг друга. Если рассматривать концепцию «виртуальной организации» применительно к реалиям современного бизнеса, то предположим, что компании для разработки и продвижения нового товара на рынок требуется привлечь значительные ресурсы. Тогда в отличие от типичной компании, которая занимается поиском источника финансовых ресурсов, «виртуальная организация» ищет новых партнеров. Эти партнеры обладают соответствующими ее потребностям ресурсами, знаниями и кадрами, что приводит к совместной реализации проекта. Таким образом, выбираются компании, обладающие ключевой компетенцией в интересующей сфере, что способствует достижению цели конкурентного преимущества на рынке.
Данная
концепция достаточно нова, но передача
некоторых функций сторонним специалистам
уже много лет практикуется западными
менеджерами. По некоторым оценкам, в экономически
развитых странах к 2015 г. почти 90% компаний,
занимающихся бизнесом, будут использовать
те или иные формы «виртуальных организаций».10
2.3 Глобальные
тенденции развития
По данным Forrester Research, мировой рынок ИКТ в 2010 г. начал быстрое восстановление после кризиса. Лидеры и локомотивы роста — 12 стран так называемого Tech Twelve, инвестирующие в технологии ИКТ не менее 3% своего ВВП. Хотя в мире растет спрос на услуги аутсорсинга, Россия продолжает демонстрировать отставание в развитии этой перспективной индустрии. Исследование, недавно проведенное аналитической компанией in4media при поддержке ассоциации «АСТРА», показало, что сегодня у большинства топ-менеджеров крупных российских предприятий «аутсорсинг» ассоциируется исключительно с темой ИТ, часто фокусируясь на «офшорном программировании», и пока не рассматривается в качестве актуального бизнес-инструмента. Перед российским рынком аутсорсинга стоит множество актуальных задач, включая «евангелизацию» и формирование новой индустрии и профессии, подготовку профессиональных кадров аутсорсинга, разработку и локализацию индустриальных стандартов.
В виду наибольшего распространения аутсорсинга в сфере IT рассмотрим тенденции развития аутсорсинга именно в этом направлении.
Рынки ИКТ стран BRIC, включая Россию, и иных развивающихся стран, по прогнозам аналитиков Forrester, будут восстанавливаться после кризиса значительно дольше и труднее.
Ассоциация IAOP в своем ежемесячном издании GlobalizationToday выделяет 10 следующих ключевых трендов глобальной индустрии аутсорсинга текущего года.
3.Особенности рынка аутсорсинга в РФ
3.1 Особенности текущего опыта российского аутсорсинга
Значимые
препятствия возникают у
На Западе услуги по аутсорсингу и делегированию полномочий переживают максимальную точку своего развития, а в России к этим видам деятельности относятся пока без энтузиазма. Это означает, что тому есть причины: недостаточная готовность, плохая информированность и неразработанная правовая база. Но все же объективные процессы, происходящие в экономике, усиливают тенденцию к делегированию российскими компаниями функций управления.
Успех российских компаний в международном межфирменном аутсорсинге во всех отношениях зависит от готовности бизнеса стать "прозрачным". Аутсорсинг подразумевает серьезное доверие компании-заказчика к фирме-исполнителю. Вовлекаясь в бизнес-процесс, аутсорсер проникает в "сердце" организации-заказчика, то есть исполнитель знает, какие финансовые потоки крутятся в ней, на базе чего она зарабатывает свою прибыль и т.д. Аналитики признают, что нежелание некоторых компаний идти навстречу велению времени в данном вопросе не будет способствовать быстрому становлению аутсорсинга на территории России.
Современная тенденция к широкому развитию аутсорсинговых производственных связей особенно проявляется при создании дорогостоящей продукции (электроники, средств автоматизации, современных приборов и т.д.), так как, устанавливая такие отношения, фирмы-партнеры уменьшают собственную долю риска в случае неуспеха на рынке за счет распределения затрат между несколькими партнерами.
Объектами аутсорсинга являются технологические процессы, машиностроительная продукция, автоматизированные системы управления и др. При этом складывающаяся на основе договоров о делегировании полномочий кооперация может быть предметной (выпуск готовых изделий в одной отрасли), детальной (производство деталей, узлов, агрегатов), а также технологической (выполнение отдельных технологических процессов).
Очень эффективным способом пробивания на внешний рынок является делегирование функций коммерческого представительства, когда солидная агентская фирма с опытом работы обеспечивает своего заказчика своевременной и детальной информацией о сроках, об условиях объявляемых торгов, о возможности выигрыша на них. Помимо этого, агентская фирма предоставляет сведения о возможных конкурентах и нахождении на рынке по определенному товару в определенной стране. Будучи более осведомленной об обычаях и требованиях в данной стране, она может воспользоваться определенными связями с рядом государственных организаций, закупающих оборудование через торги, успешнее выполнить технические и коммерческие формальности, соблюдение которых необходимо при участии в торгах. Значительно возрастает необходимость услуг агентов при участии в торгах тех стран, где они проводятся регулярно и где правительственные организации составляют и утверждают специальные списки поставщиков, куда включаются и местные агентские фирмы. Данный факт очень важен для фирмы-продавца, так как агент, находящийся в таком списке, участвует в торгах от ее имени, подписывает все необходимые документы, информирует ее обо всех своих действиях, а в случае выигрыша торгов и получения заказа он же и оформляет контракт. Законодательство ряда стран допускает к участию в торгах только национальные агентские фирмы.
Внедрение аутсорсинга во внешних связях постсоветских предприятий особенно важно, потому что они строились по иным принципам. Если взять одно такое предприятие, то оно имеет огромные резервы по включению аутсорсинга в концепцию предпринимательской деятельности. Применение данной перспективной формы управления предполагает решение вопросов надежности поставок, качества комплектующих и готовых изделий, повышение эффективности основного производства путем освоения выпуска новых видов товаров, востребованных рынком.
Система аутсорсинговых отношений любой российской компании в основном определяет перспективы дальнейшего ее развития. Сеть нескольких компаний, связанных с фирмой аутсорсинговыми соглашениями, выполняет множество важных функций. Аутсорсинговые отношения позволяют повысить качество выпускаемой продукции, применить внешние ресурсы, которые могут быть успешно использованы в интересах развития бизнеса. Это все обусловливает организационные изменения в рамках компаний и поднимает предпринимательскую деятельность на качественно новый уровень.
На сегодняшний момент основными направлениями применения аутсорсинговых услуг в российской промышленности являются:
1)
специализированное
2) использование различных видов услуг логистики;
3) сервисные службы по ремонту оборудования;
4) услуги в области информатики.
Организация
специализированного
Как пример можно рассмотреть формирование прямых долгосрочных производственных связей на основе договора между АО "Волгоградский тракторный завод" ("ВгТЗ") и металлургическим заводом "Красный Октябрь". Согласно принятым на себя обязательствам "Красный Октябрь" должен поставлять "ВгТЗ" металл, который отвечал бы двум основным характеристикам: необходимое количество и подобающее качество.
Делегирование полномочий и ответственности внутри компании находит выражение в предоставлении руководителям подразделений самостоятельности в рамках вверенных им полномочий вплоть до создания бизнес-единиц. Данная свобода действий может распространяться на осуществление таких видов деятельности, как производство (включая технологию), сбыт, подготовка производства новой продукции, подбор и расстановка кадров, учет и отчетность. Руководитель самостоятельного подразделения компании (бизнес-единицы) может иметь свободу действий также в области ценообразования, капитальных затрат. Но эта свобода действий и принятия решений руководством бизнес-единиц ограничена рамками переданных полномочий и выделенных ресурсов.
С 2002 г. в ОАО "КамАЗ" стратегическое развитие отделено от текущего производства, которое само по себе разделено теперь на самостоятельные продуктовые бизнес-единицы. Реорганизованный "КамАЗ" теперь представляет собой комплекс из восьми блоков (по грузовым автомобилям, компонентам, заготовкам, продажам и сервису, стратегическому развитию, экономике и финансам, управлению персоналом).
Производство
заготовок и компонентов
Применение аутсорсинга расширяется на внутреннем рынке обслуживания и сервиса промышленного оборудования России, формируется влиятельный рынок промышленного сервиса.