Анализ внешней политики США в контексте ядерной программы Ирана на рубеже XX-XXI вв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:52, дипломная работа

Краткое описание

Иранское направление традиционно занимает особое место в процессе формирования внешней политики США. Со времён Второй мировой войны, включая все годы «холодной войны» и в условиях после её окончания, американские правящие круги ведут поиски оптимальных форм и методов обеспечения своих экономических, военно-политических и идеологических интересов в зоне Персидского залива.

Оглавление

Введение
Глава 1. Внутренние факторы влияния.
1.1. Стратегия и тактика США в контексте иранской ядерной проблемы.
1.2. Общественно-политические дискуссии в правящих кругах США
вокруг ядерной программы Ирана.
Глава 2. Внешние факторы влияния.
2.1. Ядерная программа Ирана в контексте трансатлантических отношений США.
2.2. Позиция России и Китая.
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Диплом_Кан Ал-ра2.doc

— 568.50 Кб (Скачать)

Цели США на Ближнем  Востоке всегда делились на официально провозглашённые и те, о которых не принято объявлять открыто. К первым традиционно относятся нераспространение оружия массового поражения (ОМП) и ракетной технологии, обеспечение бесперебойного поступления нефти из региона, борьба с терроризмом, содействие арабо-израильскому мирному процессу, поддержание стратегического превосходства Израиля над его арабскими соседями. Однако действия США свидетельствуют, что наряду с перечисленными, они преследуют еще ряд целей, идущих значительно дальше «миролюбивого» поддержания статус-кво.

Очевидно, что внешнюю политику Белого дома определяют геополитические интересы США на Ближнем Востоке, а не озабоченность вопросами нераспространения ядерного оружия в этом регионе. Это подтверждает хотя бы тот факт, что за гранью своего внимания США оставляет крупного регионального соседа Ирана – Пакистан, который ещё в 1998г. вслед за Индией провёл свои первые испытания ядерного оружия. Не говоря уже о том, что администрация Белого дома откровенно закрывает глаза на наличие ядерного оружия у Израиля.

О таком  избирательном отношении США  к проблеме распространения оружия массового уничтожения пишет  авторитетный американский ученый Дж. Перкович. Рассматривая политику республиканской  администрации США по вопросам нераспространения, он отмечает: «С точки зрения радикально настроенных членов администрации, таких, как Роберт Джозеф (старший сотрудник Совета национальной безопасности, отвечающий за борьбу с распространением), Дуглас Фейт (заместитель министра обороны), Джон Болтон (заместитель госсекретаря) и Стивен Камбон (главный помощник заместителя министра обороны), проблему представляет не само ядерное оружие, а обладающие им  „плохие парни“».18 Отвергая основные положения Договора о нераспространении ядерного оружия, радикально настроенная администрация Белого дома абсолютно не стремилась к созданию режима глобального контроля, направленного на уменьшение значения обладания ядерным оружием и стремящего к его последующей ликвидации. Напротив, республиканская администрация во главе с президентом Дж. Бушем-мл. была настроена либо навсегда избавиться от «плохих парней», либо лишить их ядерного потенциала.

При этом администрация ни в чём не ограничивает ядерные притязания «хороших парней», к которым, несомненно, относятся Соединённые Штаты. Согласно такому подходу, развёртывание системы противоракетной обороны (НПРО) обеспечит защиту от тех немногих ракет «плохих парней», которым удалось бы взлететь, а части особого назначения и Министерства национальной безопасности нейтрализуют угрозу ударов, наносимых с помощью неракетной техники.

За последние десятилетия администрация Белого дома  последовательно проводила жёсткую антииранскую линию. В 1980-е гг. Иран вместе с Сирией и Ливией были включены Государственным Департаментом США в список государств-спонсоров терроризма. В 1990-е гг. американская политика «двойного сдерживания» в Персидском заливе, фактически ставила целью свержение авторитарных режимов в Иране и Ираке.19

Последовательность этой политики была продемонстрирована США в 2003г. в Ираке, когда её концептуально-юридической основой стала «Стратегия национальной безопасности США».  Согласно положениям этой стратегии «маловероятно, что сдерживание сработает против более предрасположенных к риску лидеров «государств-изгоев», которые способны поставить на карту жизни своих соотечественников и благосостояние народов». Поэтому, исходя из положения «о неминуемой угрозе», США в случае необходимости обратятся к превентивным действиям. Список «государств-изгоев» возглавляли Иран и Ирак, которые, согласно документу, становились основным объектом «активного сдерживания США».20 

Эскалация напряжения вокруг ядерной  программы Ирана привела к  новым внешнеполитическим инициативам  США относительно этого государства. Так, в 2004г. Конгресс США принял резолюцию №398, призывающую правительство США «использовать все соответствующие средства для сдерживания и предотвращение Ирана от получения ядерного оружия».

Откровенно о возможности решения  вопроса военными средствами Вашингтон  заявил в 2005г., когда Дж. Буш в своей инаугурационной речи сказал, что не исключает возможности применения силы против Исламской Республики, если та не прекратит развитие ядерной программы. Это заявление вызвало широкий общественный и международный резонанс, что заставило Вашингтон немного смягчить свою позицию: вскоре Госсекретарь США К. Райс назвала военный вариант «чрезвычайной мерой». 21

И тем не менее, внешнеполитический курс США в период президентства Дж. Буша-мл. характеризовался достаточно агрессивными высказываниями влиятельных политических деятелей того периода. В феврале 2006г. глава республиканского большинства в Сенате США Билл Фрист впервые заявил о том, что в случае необходимости Конгресс США обязательно поддержит применение военной силы против Ирана – «война против Ирана лучше Ирана, обладающего ядерным оружием».22 Незадолго до этого министр обороны США Д. Рамсфельд назвал иранский режим «главным спонсором международного терроризма в мире»,23 а госсекретарь США К. Райс заявила, что «мир не будет стоять и смотреть, как настойчиво Иран идёт по пути обретения ядерного оружия».24

По данным, опубликованным американским журналистом С. Хершем в еженедельнике Нью-Йоркер (New Yorker), во время своего второго президентского срока Дж. Буш-мл. отдал распоряжение о реализации тайной программы Центрального Разведывательного Управления (ЦРУ) по дестабилизации иранского режима, выделив на эти цели около 400 млн. долларов.25

Это сохраняющееся противостояние между США и Ираном всё больше дестабилизирует ситуацию в регионе Персидского залива. Несмотря на то, что главным раздражителем Вашингтона остаётся иранская ядерная программа, администрация США не скрывает своей озабоченности и по поводу других, по её мнению, не менее важных, негативных моментов во внешней политике Ирана. К ним относятся:

  • враждебность Тегерана по отношению к стратегическому партнёру США в регионе – Израилю;
  • поддержка иранским руководством признанных в США террористическими организациями – ливанской «Хезболлы», палестинской «ХАМАС», а также радикальных шиитских группировок в Ираке и странах Персидского залива.

И всё же, несмотря на заявления американских и израильских «ястребов» о возможных превентивных ударах по иранским ядерным объектам, похоже, что такое решение иранского вопроса на сегодняшний день остаётся маловероятным. К подобному решению Вашингтон вынуждает реальная оценка сил и возможностей американских войск, которые увязли в Ираке и Афганистане. Министр обороны США Р. Гейтс заявил, что «применение военной силы против Ирана было бы ошибкой». По его словам, «бомбардировки ядерных объектов не в состоянии свернуть иранскую ядерную программу».26 Он также отметил, что «нападение на Иран только сплотит иранский народ. Военный удар способен дать какие-то положительные результаты лишь в краткосрочной перспективе, но в итоге – ситуация в Иране лишь ухудшится».27 Глава Пентагона высказался за продолжение использования экономических санкций и других средств политико-дипломатического давления на Тегеран. «Я не согласен с тем, что только реальная угроза военного вмешательства может заставить Иран свернуть его ядерную деятельность», – заявил Гейтс.28 По его мнению, экономические санкции против Ирана действительно работают и даже эффективнее, чем ожидалось: представители иранского руководства выразили готовность сесть за стол переговоров.

Судя по высказываниям главы Пентагона, администрация Белого дома понимает возможные негативные последствия своего открытого военного вмешательства в Иране и делает ставку на дальнейшее ужесточение финансово-экономических санкций против Ирана, а также на изоляцию Тегерана на международной арене. Очевидно, что администрация США рассчитывает не только предотвратить создание Ираном ядерного оружия, но также ослабить правящий исламский режим и создать условия к его постепенной демократизации. Также Белый дом не отказывается от возможности,  используя внутреннюю оппозицию, сменить политический режим в Исламской Республике.

С приходом к власти в США демократической администрации Б. Обамы в международном сообществе появились некоторые надежды на размораживание американо-иранских отношений, начало уважительного диалога с Тегераном и постепенный выход Ирана из международной изоляции. Но пока внешняя политика Обамы повторяет аспекты ядерной стратегии предыдущей администрации, мы наблюдаем лишь обратный процесс, который чреват дальнейшим обострением ситуации вокруг иранского вопроса. Новые массированные поставки американских вооружений Саудовской Аравии и Израилю и разросшееся американское военное присутствие в Средиземном море и Персидском заливе приведут лишь к новому витку гонки вооружений в регионе, а не к разрядке напряженности.

Директор регионального филиала Института стран СНГ А. Салиев29 и автор книги «После империи: рождение многополярного мира» Д. Хиро30 сходятся во мнении, что администрация президента США Б. Обамы лишь создает иллюзию смены внешнеполитического курса прошлой администрации. С первых дней своего президентства администрацией Б. Обамы не предпринято никаких реальных шагов по смене курса прошлого президента в отношении Ирана. Эксперты считают, что политика президента США Б. Обамы в отношении иранской ядерной проблемы носит двойственный характер. С одной стороны, он заявляет о начале диалога с Ираном, с другой – ужесточает санкции.

В одном из своих выступлений Б. Обама подчеркнул свою приверженность принципам взаимоуважения в отношениях между США и Ираном, при этом сразу же заявил о невозможности для Ирана быть частью мирового сообщества, пока он не откажется от поддержки международного терроризма и не прекратит разработку ядерного оружия.31 Это заявление, в котором Б. Обама, как и его предшественник, вновь обвинил Иран в поддержке международного терроризма, свело на нет все усилия международной дипломатии наладить американо-иранский диалог.

Российский аналитик и политолог, автор ряда книг по проблемам международной безопасности С.Е. Кургинян32 и американский журналист С. Херш33 придерживаются сходного мнения о том, что США проводят тайную политику против Ирана с целью создания ситуации нестабильности, при которой они могли бы на правах третейского судьи вмешиваться во внутренние дела Ирана.

Одним из самых важных для  США факторов этой нестабильности может  стать как минимум, напряжённость, а максимум – региональная война  между шиитами, возглавляемыми Ираном, и суннитами во главе с Саудовской Аравией. Хаос в ближневосточном регионе ещё больше увеличит мировые цены на нефть (что очень важно для американских нефтяных корпораций), возросшие цены на нефть затормозят экономический рост основных глобальных конкурентов США (Китая, Индии, стран ЕС и Японии). Это в свою очередь позволит республиканцам провести через Конгресс амбициозную «программу энергетической независимости США», а также у США появится возможность так называемого «кризисного управления» при помощи мощных военно-политических инструментов спецслужб.

В результате такого анализа  становится очевидным, что ядерная  проблема в Иране является в целом  лишь предлогом для удовлетворения национальных интересов США. Логично, что внешняя политика администрации  Б. Обамы отличаются от предшествующей в основном только тональностью заявлений – в своей основе обе администрации придерживаются одной и той же внешнеполитической доктрины.

Как известно, США неоднократно призывали международные организации обратить более пристальное внимание на ядерную программу Ирана, высказывая мнение, что Иран под видом мирной атомной программы разрабатывает ядерное оружие.34 В своё время Госсекретарь США К. Райс обратилась к СБ ООH с предложением предпринять «серьёзные шаги» в отношении Ирана. По её словам, «заявление Тегерана о получении обогащённого урана является очередным доказательством того, что он не намерен выполнять свои международные обязательства».35 Апеллируя к авторитету СБ ООН, Райс заявила, что он «может пошатнуться, если не будут приняты жёсткие меры в отношении Ирана».36

Усилия США принесли свои результаты и в 2006г. «иранское ядерное досье» было передано в СБ ООН. Несмотря на сопротивление России и Китая, 9 июня 2010г. Совет Безопасности ООН поддержал  предложение США и принял очередную, четвёртую по счету резолюцию, вводящую дополнительные ограничительные санкции в отношении Ирана. Все постоянные члены Совета Безопасности, включая и Россию, и Китай, проголосовали за эту резолюцию.37 В тот же день Б. Обама выступил с заявлением, по его словам «эта резолюция введёт в действие самые жёсткие санкции, каким когда-либо подвергалось иранское правительство, и она подаёт недвусмысленный сигнал о решимости международного сообщества прекратить распространение ядерного оружия».38 Согласно новым санкциям Ирану запрещено инвестировать средства в некоторые сферы экономики (например, в урановые рудники), также невозможна продажа Ирану восьми видов обычных вооружений, закреплены пункты о возможности досмотра иранских судов в нейтральных водах. Б. Обама подчеркнул, что даже до его вступления в должность, иранское правительство не выполняло своих обязанностей в отношении ДНЯО. По его словам «Иран скрывал объект по обогащению ядерного топлива в Куме, который вызывал серьёзные вопросы о характере его программы. Иран продолжал нарушать собственные обязательства, поставленные резолюциями Совета Безопасности ООН о приостановке обогащения урана. Вместо этого Иран обогащает уран до уровня 20%». Б. Обама убеждён, что Иран не выполняет в полной мере требований МАГАТЭ и является единственной в мире страной, подписавшей ДНЯО, которая не может убедить МАГАТЭ, что её ядерная программа предназначена для мирных целей. При этом Б. Обама напомнил, что международное сообщество уважает право Ирана, как и всех других стран, на доступ к мирной ядерной энергии. И в случае смены Ираном своего политического курса «эти санкции будут отменены, так же как и предыдущие, и иранский народ сможет, наконец, реализовать величие иранской нации».39 Госсекретарь США Х. Клинтон присоединилась к выступлению Б. Обамы и также призвала постоянных членов Совета Безопасности ООН к усилению санкций, добиваясь того, чтобы Иран прекратил программу по обогащению урана и производству ядерного топлива.40

Информация о работе Анализ внешней политики США в контексте ядерной программы Ирана на рубеже XX-XXI вв.