Анализ внешней политики США в контексте ядерной программы Ирана на рубеже XX-XXI вв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:52, дипломная работа

Краткое описание

Иранское направление традиционно занимает особое место в процессе формирования внешней политики США. Со времён Второй мировой войны, включая все годы «холодной войны» и в условиях после её окончания, американские правящие круги ведут поиски оптимальных форм и методов обеспечения своих экономических, военно-политических и идеологических интересов в зоне Персидского залива.

Оглавление

Введение
Глава 1. Внутренние факторы влияния.
1.1. Стратегия и тактика США в контексте иранской ядерной проблемы.
1.2. Общественно-политические дискуссии в правящих кругах США
вокруг ядерной программы Ирана.
Глава 2. Внешние факторы влияния.
2.1. Ядерная программа Ирана в контексте трансатлантических отношений США.
2.2. Позиция России и Китая.
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Диплом_Кан Ал-ра2.doc

— 568.50 Кб (Скачать)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ТГУ)

Факультет исторический ОМО

Кафедра новой и новейшей истории и международных отношений

 

Допустить к защите в ГАК

                                                      Зав. каф.  д.и.н., доцент

________________ В.П.Румянцев

«__»  __________2011г.

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Анализ внешней политики США

в контексте ядерной программы  Ирана на рубеже XX-XXI вв.

 

Кан Александра Намовна

 

 

 

Научный руководитель

доцент, канд. ист. наук,

____________ Н.Н. Соколов

_______________2011г.

 

 

 

 

Автор работы

_____________ А.Н. Кан 

 

 

 

 

Томск 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Внутренние факторы  влияния.

1.1. Стратегия и тактика США в контексте иранской ядерной проблемы.

1.2. Общественно-политические  дискуссии в правящих кругах  США  

        вокруг ядерной программы Ирана.  

Глава 2.  Внешние факторы влияния.

  1. . Ядерная программа Ирана в контексте трансатлантических отношений США.  
  2. . Позиция России и Китая.

Заключение

Список источников и литературы

  

Введение.

Иранское направление  традиционно занимает особое место в процессе формирования внешней политики США. Со времён Второй мировой войны,   включая все годы «холодной войны» и в условиях после её окончания, американские правящие круги ведут поиски оптимальных форм и методов обеспечения своих экономических, военно-политических и идеологических интересов в зоне Персидского залива.

После государственного переворота 1952г., подготовленного с помощью ЦРУ,  Вашингтон использовал Иран в качестве лаборатории для испытания рыночных отношений и демократических преобразований в странах Третьего мира.  

После Иранской революции 1979г. американские «ястребы» в правящих кругах США призывали противостоять  Хомейни (религиозному лидеру иранской революции) с «позиций силы», ибо  тот назвал Америку «Сатаной №  1», которая противостоит возрождению исламского фундаментализма на Ближнем Востоке.

В условиях ирано-иракской войны (1980-1988гг.) в зоне Персидского залива Вашингтон осуществлял политику «двойного сдерживания» путём взаимного  стравливания Ирана и Ирака, спонсируя финансами и оружием и ту, и другую стороны. 

На этой волне в Иране, в частности, стала активно развиваться  атомная промышленность как продолжение американо-иранского соглашения о сотрудничестве в этой области, подписанного между двумя странами в 1957г. В рамках общей программы «Атом для мира» США обязались по этому соглашению поставлять Ирану оборудование и ядерные установки, обучать соответствующих специалистов в обмен на возможность мониторинга объектов на предмет их соответствия мирным целям.

Факт распространения  оружия массового поражения (ОМП) в  странах Ближнего Востока вызвал в начале 1990-х гг. широкие общественно-политические дискуссии на международной арене, включая американское общество, поскольку  стало известно, что ряд стран  арабского мира, включая Иран, вплотную приблизились к созданию ядерных вооружений.

На рубеже XX-XXI вв., в годы президентства Буша-мл., Соединённые Штаты причислили Иран к странам «оси зла».1 Однако, в условиях двух  крупномасштабных войн в Афганистане и Ираке, которые в это время затеяла республиканская администрация в Вашингтоне, иранский вопрос для США отошёл на второй план. В последнее время, в процессе обострения международных дискуссий вокруг «иранского ядерного досье», американские правящие круги вновь всё чаще стали включать иранскую проблему в повестку дня, как первоочередную.

Актуальность выбранной темы дипломной работы  обусловлена тем, что ядерная программа Ирана стала в наши дни ключевой проблемой для всего мирового сообщества, включая нашу страну, а также всё чаще становится определяющим фактором формирования не только ближневосточной, но и всей международной политики США. Указывая на факт возможного наличия в этой стране ядерного оружия, Белый дом таким образом оправдывает свой выход из Договора по ПРО и создание национальной системы противоракетной обороны (НПРО) во многих регионах мира, которую предполагалось использовать в борьбе с международным терроризмом, что стало звучать особо убедительно после событий 11 сентября 2001г.2

Сложно отрицать тот факт, пишет старший советник Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Роберт Эйнхорн, что «усилия США по нейтрализации ядерных амбиций Ирана стали основным фокусом американской политики нераспространения на протяжении последних десятилетий».3 При этом очевидно, что США используют иранский фактор, руководствуясь, как и в прошлые десятилетия, скорее обеспечением своих геополитических и экономических (нефтяных)  интересов на Ближнем Востоке, нежели серьёзно озабочены решением проблемы нераспространения ОМП .

Период  президентства Дж. Буша-мл. в отношении  Ирана отличался достаточно агрессивными высказываниями влиятельных политических деятелей того времени, впервые высказывавшихся  в пользу применения военных действий в отношении Ирана для предотвращения разработок ядерного оружия.

На сегодняшний день администрация демократов во главе с Б. Обамой демонстрирует скорее преемственность, нежели новые подходы в решении иранской ядерной проблемы, опираясь в этом вопросе на основные  документы, подготовленные  республиканцами во главе с  Дж. Бушем-мл., в частности, на Национальную военную стратегию (2004г.), Стратегию национальной безопасности (2006г.), Национальную контртеррористическую  стратегию (2006г.) и Стратегию национальной обороны (2008г.). Как и их предшественники-республиканцы в Белом доме, демократы настаивают на свёртывании иранской программы обогащения урана, хотя в отличие от Дж. Буша-мл. у Б. Обамы появились слова о готовности к диалогу.4 Одновременно администрация Б. Обамы амбициозно объявила о своём намерении создать проект «безъядерной зоны»  в арабском мире.

Администрация Обамы осуществляет ту же ближневосточную политику, что и республиканская администрация Дж. Буша-мл. В зоне Персидского залива Вашингтон продолжает поддерживать суннитские монархии и склоняет Израиль к уступкам в решении палестинской проблемы. В Европе американцы пытаются восстановить утерянное после второй иракской войны (2003г.) доверие Парижа и Берлина. Особое внимание заслуживает регион Восточной Европы, к которому американцы стали проявлять активный интерес после развала «социалистического содружества», намереваясь разместить там элементы своей системы национальной противоракетной обороны в виду угрозы ракетного удара со стороны Ирана.5

  Иранская ядерная проблема традиционно решалась Соединёнными Штатами во взаимодействии с международными институтами. Так,    республиканская администрация во главе с Дж. Бушем-мл. активизировала своё давление на Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ).  С приходом к власти демократической администрации Б. Обамы подобное давление только ужесточилось.

На протяжении последнего десятилетия Вашингтон  неоднократно проявлял инициативу в  процессах международного  исследования  иранского вопроса, убеждённо доказывая, что за мирным изучением атома на самом деле Иран скрывает разработки ядерного оружия. Это, по мнению Белого дома, несомненно, повлечёт за собой гонку ядерных вооружений в масштабах всего регионе Ближнего Востока. Официальные лица Исламской Республики все эти обвинения решительно  отрицают,6 что не мешает Соединённым Штатам постоянно предпринимать всё новые и новые попытки вовлечь в обсуждение этого вопроса международные организации (ООН, МАГАТЭ и т.п.)7 . Особую активность США проявляют в рамках Совета Безопасности ООН, требуя ужесточить позиции  мирового сообщества в решении иранской ядерной проблемы.  Однако, Россия и Китай, являющиеся постоянными членами Совета Безопасности ООН и обладающие правом вето, решительно отказываются применять жёсткие экономические санкции в отношении Ирана,8 так как для Иран для них является не только торговым, но и стратегически важным  партнёром в регионе Ближнего Востока.  Обе страны, отрицая жёсткое давление на Иран, пишут американские авторы Майкл Шир и Кеслер Глен, тем не менее, признают за мировым сообществом возможность использовать умеренные, «разумные и эффективные» инструменты давления.9  Поэтому, когда  9 июня 2010г. Совет Безопасности ООН под давлением американской стороны принял очередную, четвёртую по счету резолюцию, вводящую «ограничительные санкции» в отношении Ирана,  все постоянные члены Совета Безопасности, включая и Россию, и Китай, проголосовали за эту резолюцию.10 

Объектом исследования в данной дипломной работе явились американо-иранские отношения в военно-политической сфере на современном этапе.

Конкретным предметом изучения стали факторы внутреннего и внешнего влияния на процесс формирования политики США в отношении ядерной программы Ирана на рубеже XX-XXIвв.

При этом автор дипломной  работы преследовала основную цель:  оценить современную военно-политическую стратегию и тактику США на международной арене в контексте решения иранской ядерной проблемы на рубеже XX-XXI вв.  

Поставленная в дипломной  работе цель потребовала решения  ряда задач:

  • Определить место общественно-политических дискуссий в США в изучаемый период как фактор внутреннего влияния на процесс формирования американской внешней политики в целом в изучаемый период, в решении иранской ядерной проблемы, в частности.
  • Показать роль международных организаций, в частности, ООН и МАГАТЭ, в иранском ядерном вопросе.
  • Изучить значение ядерной программы Ирана в контексте трансатлантических отношений.
  • Проанализировать позиции России и Китая, как часть внешнего фактора влияния на формирование иранской политики США.

 

Хронологические рамки исследования охватывают период двух президентских сроков правления Дж.Буша-мл. и первые два года президентства Б. Обамы (2002-2010гг.). Начальные рамки обусловлены официальным заявлением президента США Дж. Буша-мл. 29 января 2002г., во время ежегодного обращения к Конгрессу, в котором он причислил Исламскую Республику Иран к странам «оси зла». Конечные рамки связаны с официальным выступлением Б. Обамы касательно резолюции СБ ООН о введении «ограничительных» экономических санкций в отношении Ирана, принятой 9 июня 2010г.

 При написании дипломной  работы автор использовала широкий  круг источников, как на русском, так и на английском языках.

Первую группу источников составляют сборники официальных документов, такие как «Организация Объединённых Наций. Сборник документов» (1981г.), содержащий текст Устава Организации Объединённых Наций; «Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами» (1960г.), включающий в себя  Устав Международного Агентства по Атомной Энергии (МАГАТЭ); «Сборник международных договоров» (1973г.), содержащий текст Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), «Собрание законодательства Российской Федерации» (2000г.), включающий в себя текст Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, а также тексты резолюций в отношении Исламской Республики Иран и официальные выступления генеральных секретарей ООН и МАГАТЭ касательно иранской проблемы, размещённые на официальных веб-сайтах ООН и МАГАТЭ.

Официальные выступления  генеральных секретарей ООН и МАГАТЭ на английском языке, их ежегодные доклады и отчёты, подготовленные для Генеральной Ассамблеи ООН и Совета Директоров МАГАТЭ также составляют первую группу источников.

Вторую группу источников составляют официальные заявления президента России, представителей администрации Кремля, министров обороны и иностранных дел России, а также работников аппарата Совета Безопасности РФ касательно ядерной программы Ирана и санкций в отношении неё. Источники этой группы на английском языке представлены официальными выступлениями президента США, представителей администрации, конгрессменов и официальных лиц других государственных органов США по проблемам внешней политики в целом и конкретно по иранскому вопросу, в частности. Анализ этих документов позволяет выявить общие принципы и приоритеты внешней политики США в современном мире, а также дают возможность соотнести позиции администрации с позицией конгресса и отдельных его представителей.

В третью группу источников входят материалы российской и американской прессы по иранскому ядерному вопросу. Анализ источников этой группы показывает определённые тенденции мирового общественного мнения в отношении Исламской Республики Иран (ИРИ). Большое значение имеют содержащиеся в них заявления, публикации и интервью с официальными представителями США, Исламской Республики Иран и Российской Федерации. Эти материалы рассчитаны на широкую аудиторию и поэтому в популярной форме отражают иранскую проблему и подходы к её решению членов различных законодательных органов.

Российские  СМИ, в первую очередь, представлены Российским агентством международной  информации РИА Новости, являющимся ведущим новостным источником в  России. Среди клиентов агентства – Администрация Президента и Правительство России, Совет Федерации и Государственная Дума, ведущие министерства и ведомства,   Также автор использовала материалы таких авторитетных российских изданий, как «Независимая Газета», «Ведомости» и «Известия».

Очевидно, что и западные СМИ также не остаются равнодушными к иранской проблеме. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в ведущих американских и британских изданиях: Вашингтон Пост (The Washington Post), Нью-Йорк Таймс (New York Times), Телеграф (The Telegraph), Рейтер (Reuters), Гардиан (The Guardian), Уолл Стрит Журнал (Wall Street Journal), Чикаго Сан Таймс (Chicago Sun Times), Вашингтон Таймс (Washington Times), Комментари (Commentary), Нью Репаблик (New Republic) и Уикли Стэндард (Weekly Standard).

Анализируя российские издания, можно отметить определённый взгляд российских СМИ в отношении Иранской ядерной программы. Так, «Независимая Газета», исследуя вопрос о достоверности мирных намерений Ирана, пишет, что «ИРИ все ближе подходит к ядерной черте, за которой вопрос о создании ядерного оружия уже не является технической проблемой». При этом издание акцентирует внимание на том, что «российско-иранское сотрудничество в ядерной сфере осуществляется только в рамках строительства АЭС в Бушере. Оно носит исключительно мирный характер».11 Другое ведущее российское издание «Известия» представляет позицию России в отношении Ирана, как исключительно прагматичную,   заявляя, что «Россия не верит в эффективность санкций, но не будет прикрывать Иран от последствий авантюр его руководства. Не хочет ирано-израильской войны, осуждая антиизраильскую риторику иранского президента. Торгует с Ираном, категорически выступая против нарушения режима нераспространения. При любом развитии событий минимизирует риски, стараясь извлечь из ситуации всё, что возможно». При этом зачастую российские СМИ вторят президенту России Д. Медведеву, заявляя, что на деле набор средств давления на Иран ограничен. Шансов на принятие санкций мало, поскольку их, очевидно, поддержит Россия, но не Китай. Будучи приняты, санкции могут нарушаться компаниями, заинтересованными в иранском рынке. Если они будут выполняться, их легко обойти при помощи контрабанды. По прогнозам развития ситуации издания сходятся в одном: иранская ядерная проблема растянется, как минимум, на десятилетия.

Информация о работе Анализ внешней политики США в контексте ядерной программы Ирана на рубеже XX-XXI вв.