Первые упоминания о воспалении в респираторных
отделах дыхательного тракта приводились
Авлом Корнелием Цельсом и в дальнейшем
за счет накопления клинического опыта
с подробным описанием Томасом Виллисом
в 1684 году приблизило врачей к пониманию
пневмонии как самостоятельного заболевания.
Выделение Карлом фон Рокитанским в 1842
году двух морфологических вариантов
пневмонии: долевой и бронхопневмонии,
затем открытие Вильямом Конрадом Рентгеном
в 1895 году возможности лучевой диагностики
создало основы классификации и диагностики
пневмонии, которыми пользуются и современные
клиницисты. Проблема диагностики и лечения
пневмонии являются одной из самых актуальных
в современной терапевтической практике.
[5]
Острая пневмония представляет собой
воспалительное заболевание легких, диагностируемое
по синдрому дыхательных расстройств
и физикальным данным при наличии очаговых
или инфильтративных изменений на рентгенограмме,
с вовлечением всех структурных элементов
легочной ткани с обязательным поражением
альвеол и развитием в них воспалительной
экссудации. Воспалительные заболевания
легких неинфекционной природы в настоящее
время называют пневмонитами и не относят
к пневмониям. Чаще пневмонией заболевают
люди пожилого и старческого возраста,
дети [5]
В настоящее время по происхождению различают
четыре вида острых пневмоний:
внебольничные (внегоспитальные), развивающиеся
вне лечебного учреждения;
больничные (госпитальные), возникающие
через 48 часов и более после поступления
в стационар;
пневмонии при иммунодефицитных состояниях.
По этиологии выделяют:
бактериальные пневмонии (в том
числе
пневмококковая, стафилококковая, стрептококковая;
вирусные пневмонии (гриппозные, парагриппозные,
аденовирусные, пситтакозные, орнитозные);
грибковые (кандидомикозные и др.); смешанные;
По клинико-морфологическим
признакам выделяют:
паренхиматозную или крупозную, долевую,
фибринозную пневмонию, которая характеризуется
поражением не менее одной доли легкого;
очаговую или дольковую, катаральную
пневмонию, которую называют еще
бронхопневмонией, при которой
поражается одна или несколько долек легкого;
интерстициальную пневмонию с преимущественным
поражением
интерстициальной ткани.
Задачей медицинской сестры является
разработка анкеты на выявление факторов
риска, составление плана ухода и составление
плана профилактических мероприятий для
предотвращения появления осложнений.
Роль медицинской сестры:
изучение особенности диагностики и
разработка алгоритмов подготовки к дополнительным
методам исследования
изучить принципы лечения и правила введения
лекарственных препаратов
участие в профилактических мероприятиях
и диспансеризации с данной патологией.
Цель курсовой работы: научиться проводить
дифференцированную диагностику и уметь
оказать помощь и профилактику при пневмонии.
Раздел 1. Теоретическая часть
1.1 АФО дыхательной системы,
определение пневмонии
Рассмотрим в начале строение и физиологические
особенности органов дыхания, для того,
что бы в дальнейшем понять, где локализуется
пневмония, какие функции организма она
нарушает и какие осложнения могут возникнуть
в процессе заболевания.
АФО органов дыхания
Органы дыхания подразделяются на воздухоносные
пути и дыхательную часть.
|
К воздухоносным путям относятся
носовая полость, гортань, трахея и бронхи;
к дыхательной части относится паренхима
легких - легочные альвеолы, в которых
происходит газообмен. |
Дыхательная система развивается как
вырост вентральной стенки передней кишки;
эта связь сохраняется в окончательной
стадии развития - верхнее отверстие гортани
открывается в глотку. Воздух проходит
в гортань через полость носа или рта и
глотку (их объединяют под названием «верхние
дыхательные пути»).
Для дыхательных путей характерно наличие
хрящевого состава в их стенках (в результате
чего стенки дыхательных путей не спадаются)
и мерцательного эпителия на слизистой
оболочке дыхательных путей. Ворсинки
слизистого эпителия колеблются против
движения воздуха и гонят наружу вместе
со слизью инородные частицы, загрязняющие
воздух. Воздух в полость носа поступает
через ноздри, носовая полость делится
перегородкой на две половины, а сзади
с помощью хоан сообщается с носоглоткой.
Стенки носовой полости образованы костями
и хрящами, выстланы слизистой оболочкой.
Проходя через полость носа, воздух согревается,
увлажняется и очищается. Из носовой полости
воздух попадает в носоглотку, затем в
ротовую и гортанную части глотки, куда
открывается гортань. Воздух сюда может
поступать также через рот. Гортань образована
хрящами. Далее гортань переходит в трахею
- трубку длиной около 12 см, состоящую из
хрящевых полуколец. Задняя стенка трахеи
мягкая (состоит из соединительнотканной
перепонки), прилегает к пищеводу. Изнутри
она также выстлана слизистой оболочкой,
содержащей железы, которые выделяют слизь.
Из области шеи трахея переходит в грудную
полость и делится на два бронха (бифуркация
трахеи). Бронхи входят в легкие и там делятся
на бронхи меньшего диаметра. В грудной
полости расположено два легких.
На внутренней поверхности каждого легкого
имеются ворота легкого, через которые
в легкое входят главный бронх, легочная
артерия, нервы, выходят две легочные вены,
нервы, лимфатические сосуды.
|
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЛЕГКИХ
Правое и левое легкое имеют
форму конуса, верхушка каждого из них
выступает над первым ребром на 3 - 4 см.
Правое легкое шире и короче, чем левое,
которое уже и длиннее. Объем правого легкого
больше приблизительно на 10%. Правое легкое
разделено двумя глубокими бороздами
на три доли - верхнюю, среднюю и нижнюю.
Левое легкое разделено на две доли - верхнюю
и нижнюю |
Ткань легкого состоит из мелких структур,
называемых легочными дольками, которые
представляют собой небольшие пирамидальной
формы (0,5 - 1,0 см в поперечнике) участки
легкого. Бронхи, входящие в легочную дольку
- конечные бронхиолы - делятся на 14 - 16
дыхательных бронхиол. На конце каждой
из них имеется тонкостенное расширение
- альвеолярный ход. Система дыхательных
бронхиол с их альвеолярными ходами является
функциональной единицей легких и носит
название ацинус.
Стенки альвеолярных ходов образуют
шаровидные расширения - легочные альвеолы,
количество которых в одном альвеолярном
ходу составляет в среднем 21. Диаметр альвеол
около 0,2 - 0,3 мм, их количество в каждом
легком человека около 350 млн., а их общая
поверхность при вдохе 40 м2, а при глубоком
вдохе - 120 м2. Альвеолы имеют максимально
тонкие стенки, образованные плоскими
клетками толщиной 0,1 - 0,2 мкм. Такое строение
стенки альвеол в наибольшей степени способствует
выполнению функции газообмена.
Изнутри альвеолы выстланы тонким слоем
вещества липопротеидной природы - сурфактантом.
Это вещество имеет высокое поверхностное
натяжение и препятствует спаданию стенок
альвеол. Поверхность альвеол очень густо
оплетена сетью кровеносных капилляров,
стенка которых плотно прилегает к стенке
альвеол. Каждый капилляр граничит с несколькими
альвеолами, что облегчает газообмен.
Газообмен в легких происходит путем диффузии
газов вследствие разницы концентрации
газов в альвеолярном воздухе в венозной
крови, притекающей к легким.
Эффективность и большая скорость газообмена
обеспечивается рядом анатомических особенностей:
большая площадь газообмена
минимальный путь диффузии (лишь два
слоя плоских клеток стенок капилляров
и альвеол, которые плотно прилегают друг
к другу
сильно развиты капиллярные сети, оплетающие
альвеолы.
Плевра
Поверхность легких покрыта тонкой соединительнотканной
оболочкой - плеврой. Плевра образована
двумя листками - внутренним (висцеральным)
и наружным (пристеночным). Внутренний
листок прочно срастается с тканью легкого
по всей его поверхности. Наружный листок
срастается с внутренней поверхностью
грудной клетки и с диафрагмой. В области
ворот легкого один листок переходит в
другой. Между собой листки плевры не срастаются,
таким образом, между листками плевры
образуется щелевидная полость -плевральная
полость. Плевральная полость герметично
замкнута, заполнена 1 - 2 мл плевральной
жидкости. Давление плевральной жидкости
на 7 мм рт. ст. ниже атмосферного (отрицательное).
За счет отрицательного давления легкие
находятся в расправленном состоянии,
а листки плевры физически сцеплены между
собой. [1;стр.180]
Пневмония - группа различных по этиологии,
патогенезу, морфологической характеристике
острых инфекционных (преимущественно
бактериальных) заболеваний, характеризующихся
поражением респираторных отделов легких
с обязательным наличием внутриальвеолярной
экссудации.
Классификация пневмоний:
1. По этиологии:
- бактериальная;
- вирусная;
- риккетсиозная;
- микоплазменная;
- грибковая;
- смешанная.
2. По клинико-морфологическим признакам:
- паренхиматозная (крупозная, долевая,
плевропневмония);
- паренхиматозная (очаговая, дольковая,
бронхопневмония);
- интерстициальная.
3. Локализация и протяженность:
- односторонние;
- двусторонние.
4. Тяжесть:
- крайне тяжелые
- тяжелые;
- средней тяжести;
- легкие и абортивные
5. По течению:
-острая;
- затяжная
6. По условий инфицирования и времени
развития заболевания
- внебольничные (первичные)
- госпитальные пневмонии
- аспирационные
- пневмонии при иммунодефицитных
состояниях;
1.2 Факторы риска
Факторы риска для развития пневмонии среди
взрослых:
1. Постоянные стрессы, которые истощают
организм.
2. Неполноценное питание. Недостаточное
употребление фруктов, овощей, свежей
рыбы, нежирного мяса.
3. Ослабленный иммунитет. Приводит к снижению
барьерных функций организма.
4. Частые простудные заболевания, приводящие
к формированию хронического очага инфекции.
5. Курение. При курении стенки бронхов
и альвеол покрываются различными вредными
веществами, не давая сурфактанту и другим
структурам лёгкого нормально работать.
6. Злоупотребление алкогольными напитками.
7. Хронические заболевания. Особенно пиелонефрит,
сердечная недостаточность,ишемическая
болезнь сердца.
8. Анатомические аномалии лёгкого.
[7]
Факторы риска для развития
пневмонии у детей:
1. Хронические очаги инфекции
в ЛОР - органах (ангины)
2. Охлаждение или перегревание ребёнка.
3. Нерациональный режим дня. Недостаточный
сон (менее 10 часов у детей младшего школьного
возраста), малое время нахождения на свежем
воздухе.
4. Недостаточное физическое воспитание
и закаливание.
5. Несоблюдение эпидемиологического режима.
В детских коллективах при заболевании
нескольких детей инфекция рассеивается
во время кашля, чихания, разговора, крика
и передаётся здоровым детям. Поэтому,
больные дети должны находиться дома во
время болезни. [7]
1.3 Этиология, патогенез
Микробиологическая идентификация возбудителя
возможна лишь в 40-60% случаев всех пневмоний.
По данным многих ученых, у 50% всех больных
пневмонией причина остаётся неизвестной.
[7]
Возбудитель пневмонии |
Частота встречаемости |
пневмококк |
30-40% |
микоплазма |
15-20% |
вирусы |
10% |
При внебольничных пневмониях
наиболее частые возбудители: пневмококк,
стрептококк, они являются ведущей причиной
внебольничных пневмоний как среди больных
с легкой, так и с тяжелой пневмонией (около
20%). Второе место по значению среди причин
внебольничных пневмоний занимают «атипичные»
микроорганизмы - микоплазма, вирус гриппа,
хламидии, легионелла, стрептококк и др.