Тактика фельдшера при бронхиальной астме у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Изучение бронхиальной астмы обусловленное широкой распространенностью, отчетливой тенденцией к росту частоты и тяжести заболевания. Эпидемиологические исследования последних лет показывают, что от 10 до 20% детей всего мира страдают бронхиальной. Более того, астма не только ведущая причина заболеваемости, но и одна из главных причин инвалидизации детей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….………3
Глава 1. Бронхиальная астма……………………………………………..…….6
1.1. Этиология, патогенез, клиническая картина и осложнения бронхиальной астмы……………………………………………….……….6
1.2. Принципы оказания первичной медицинской помощи…………….10
1.3. Лечение, профилактика, реабилитация и прогноз
бронхиальной астмы………………………………………………….……12
Глава 2. Тактика фельдшера при бронхиальной астме у детей…..………….21
2.1. Основы ухода и самоухода ребенка с бронхиальной астмой……….21
2.2. Манипуляции, выполняемые фельдшером…………………………...24
2.3. Особенности сестринского процесса при бронхиальной астме…….27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………………30

Файлы: 1 файл

..Тактика фельдшера при бронхиальной астме у детей.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

 


 


Содержание

 

Введение………………………………………………………………….………3

Глава 1. Бронхиальная астма……………………………………………..…….6

1.1. Этиология, патогенез, клиническая картина и осложнения бронхиальной астмы……………………………………………….……….6

1.2. Принципы оказания  первичной медицинской помощи…………….10

1.3. Лечение, профилактика, реабилитация и прогноз

бронхиальной астмы………………………………………………….……12

Глава 2. Тактика фельдшера при бронхиальной астме у детей…..………….21

       2.1. Основы ухода и самоухода ребенка с бронхиальной астмой……….21

2.2. Манипуляции, выполняемые фельдшером…………………………...24

2.3. Особенности сестринского процесса при бронхиальной астме…….27

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы……………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изучение бронхиальной астмы обусловленное широкой распространенностью, отчетливой тенденцией к росту частоты и тяжести заболевания. Эпидемиологические исследования последних лет показывают, что от 10 до 20% детей всего мира страдают бронхиальной. Более того, астма не только ведущая причина заболеваемости, но и одна из главных причин инвалидизации детей.

Воздействие, которое эта болезнь оказывает на детей и их семьи, позволяет говорить о бронхиальной астме как о медико-социальной проблеме. Частые периоды обострения, сопровождающиеся гипоксией, преимущественно ночной характер приступов, особенности диеты, приводят к нарушению роста и развития, ограничению подвижности, ухудшению нейропсихологических характеристик и, в конечном счете, к снижению успеваемости в школе. Следовательно, ограничивается возможность получения дальнейшего образования, профессий, которые могут доступны больному с бронхиальной астмой. Больные дети постоянно ощущают себя вне сообщества сверстников, так как не могу вести обычный образ жизни, в связи с чем, у них изменяется поведенческая реакция. Снижается также производственная и непроизводственная активность родителей. Забота о больном ребенке требует дополнительных временных и экономических затрат (частые госпитализации, посещения врача, недосыпание, точное выполнение режима приема лекарств, высокая стоимость лечения). Общая сумма прямых и непрямых расходов па бронхиальную астму составила в 2010 году в США 6,2 млрд. долларов.

Кроме того, выраженный стресс на фоне астмы, включая панические расстройства во время обострений заболевания, напряжение во внутрисемейных отношениях, трудности, связанные с необходимостью смириться с наличием астмы, могут также служить причиной выраженной психосоциальной дисфункции, которая, в свою очередь, способна значительно ухудшить как результаты лечения, так и качество жизни ребенка и целом.

Научное обоснование и разработка более эффективных форм организации медицинской помощи детям с бронхиальной астмой возможны лишь при условии использования новых технологий научного поиска. Таковыми являются медико-организационные подходы к решению проблемы на основе изучения факторов, играющих большую роль в предрасположенности к заболеванию, их воздействию на организм ребенка, способствующих постенному течению болезни и, в определенной степени, предопределяющих исход.

Бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний в современном мире. По последним данным, число больных астмой в России составляет 7 миллионов человек. Среди взрослого населения болезнь регистрируется более чем в 5% случаев, а у детей встречается около 10%. Больные бронхиальной астмой сегодня могут жить комфортно, практически не замечая своей болезни. Научиться жить с этим диагнозом помогут в школе бронхиальной астмы.

Заболевание может развиться в любом возрасте. У половины больных бронхиальная астма развивается в возрасте до 10 лет, еще у трети – до 40 лет.

Учитывая социальную значимость в соответствии с Правительства Российской Федерации от 30.07.94 №890 пациент с бронхиальной астмой имеет право на бесплатное получение лекарственных средств.

Правительство регионов России приняло на ближайшие годы региональную целевую программу по лечению и профилактике бронхиальной астмы. Целями этой программы является – увеличение продолжительности, улучшение качества жизни больных, снижение инвалидизации и смертности населения от бронхиальной астмы и ее осложнений, организация системы профилактики бронхиальной астмы ее осложнений, обеспечение своевременного, эффективного лечения больных бронхиальной астмой.

Эффективность внедрения Программы можно оценить по уровню госпитализации больных с бронхиальной астмой. Появилась тенденция к снижению госпитализации больных с бронхиальной астмой, сокращение сроков лечения в стационаре больных с данным заболеванием.

Цель исследования: рассмотреть тактику фельдшера при бронхиальной астме у детей.

Для достижения данной цели исследования необходимо изучить следующие задачи:

  • этиологию и предрасполагающие факторы бронхиальной астмы;
  • клиническую картину и особенности диагностики бронхиальной астмы;
  • принципы оказания первичной медицинской помощи при бронхиальной астме;
  • методы обследований и подготовку к ним;
  • принципы лечения и профилактики данного заболевания (манипуляции, выполняемые медицинской сестрой).

 

 

Глава 1. Бронхиальная астма

1.1. Этиология, патогенез, клиническая картина и осложнения бронхиальной астмы

 

Бронхиальная астма – это заболевание, в основе которого лежит воспаление дыхательных путей, сопровождающееся изменением чувствительности и реактивности бронхов и проявляющееся приступом удушья. При бронхиальной астме бронхи воспалены, вследствие аллергического, инфекционного или нейрогенного воздействия.

Словосочетания «тяжелое дыхание» и «задыхаться» впервые встречаются в древнегреческой литературе в поэмах Гомера, работах Гиппократа. Более подробную и точную клиническую картину астмы описал Аретемий Каппадокийский. Ибн Сина (Авиценна) в своей работе «Канон врачебной науки» дал описание астмы, как хроническая болезнь, сопровождающуюся внезапными приступами удушья, сходными своим спастическим характером.

В качестве этиологических факторов рассматриваются внутренние и внешние факторы. Семейный анамнез свидетельствует о том, что кровные родственники больных бронхиальной астмой больны различными аллергическими заболеваниями, в том числе и бронхиальной астмой.

Врожденная предрасположенность формирует внутренние причины болезни – наследственный фактор.

Причины бронхиальной астмы связаны с развитием воспаления бронхов, которое может быть:

  • аллергическим,
  • инфекционным,
  • нейрогенным

с последующим формированием обструкции бронхов, которая проявляются клиническими признаками бронхиальной астмы.

В формировании иммунного (аллергического) воспаления бронхов при бронхиальной астме участвуют иммунные реакции. Растворимые антигены взаимодействуют с антителами в жидкостных системах с образованием иммунных комплексов, что сопровождается активацией системы комплемента, агрегацией тромбоцитов с последующим повреждением тканей, на которых фиксировались иммунные комплексы.

В этиологии бронхиальной астмы участвуют эндокринные нарушения, нарушения функционирования нервной системы, нарушения мембрано-рецепторных комплексов клеток бронхов и легких.

Факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы

  • аллергены (аллергены животных, домашняя пыль и др.);
  • инфекция верхних дыхательных путей;
  • медикаменты (аспирин, β-адреноблокаторы);
  • факторы внешней среды (изменение погодных условий);
  • профессиональные факторы (эмоциональный стресс, физические нагрузки, гипервентиляция и др.);
  • генетический фактор.

Патогенез

В зависимости от вида аллергена, вызвавшего сенсибилизацию организма (инфекционный или неинфекционный), различают три формы бронхиальной астмы:

  • атоническая (неинфекционно – аллергическая);
  • инфекционно-аллергическая;
  • смешанная.

При выявлении сенсибилизации как к инфекционным, так и к неинфекционным аллергенам говорят о смешанной форме заболевания.

В зарубежной литературе топическую форму бронхиальной астмы принято называть экзогенной, инфекционно-аллергическую форму – эндогенной бронхиальной астмой.

Клиническая картина

В центре клинической картины бронхиальной астмы – приступ удушья.

Чаще приступы удушья беспокоят больного по ночам. В случаях средней тяжести приступы удушья наблюдаются утром.

В развитии приступа бронхиальной астмы принято различать три периода:

  • период предвестников,
  • период разгара,
  • период обратного развития приступа.

Период предвестников (продромальный период) чаще встречается у больных с инфекционно-аллергической формой бронхиальной астмы и проявляется вазомоторными реакциями слизистой оболочки носа (чиханье, обильные водянистые выделения), кашлем, одышкой. В дальнейшем (иногда внезапно, без периода предвестников) у больных появляется ощущение заложенности в грудной клетке, мешающее им свободно дышать. Вдох становится коротким. А выдох, наоборот, продолжительным, шумным, сопровождающимся громкими свистящими хрипами, слышными на расстоянии. Появляется кашель с трудноотделяемой вязкой мокротой. С целью облегчения дыхания больной принимает вынужденное положение (чаще сидя) с наклоном туловища вперед, опираясь локтями на спинку стула или колени.

В период разгара (во время приступа) лицо становится одутловатым, в фазу выдоха может наблюдаться набухание вен шеи. Грудная клетка как бы застывает в положении максимального вдоха.

При перкуссии грудной клетки отмечают коробочный звук, смещение вниз нижних границ легких и резкое ограничение их подвижности. Над легкими выслушивают ослабленное везикулярное дыхание с удлиненным выдохом и большое количество распространенных сухих (преимущественно свистящих) хрипов.

В период обратного развития. Улучшается отхождение мокроты, в легких уменьшается количество сухих хрипов, удушье постепенно проходит

Течение бронхиальной астмы протекает обычно с чередованием периодов обострения и ремиссии. При этом тяжесть ее течения может быть различной.

При легком течении обострения заболевания возникают не чаще 2 – 3 раз в год и хорошо поддаются амбулаторному лечению.

При среднетяжелом течении обострения бронхиальной астмы возникают 3 – 4 раза в год и уже требуют стационарного лечения.

Тяжело течение бронхиальной астмы характеризуется частыми (более 5 раз в год) и длительными обострениями заболевания с кратковременными периодами ремиссии или их полным отсутствием. При тяжелом течении могут возникнуть гормонозависимые и гормоно – резистентные формы заболевания.

Осложнения

Бронхиальная астма часто осложняется возникновением эмфиземы легких с присоединением вторичной легочно-сердечной недостаточности.

Очень серьезным осложнением бронхиальной астмы является астматическое состояние, или астматический статус (status asthmaticus). К его развитию могут привести передозировка β-адреностимуляторов, слишком быстрое уменьшение дозы глюкокортикостероидов, контакт с массивной дозой аллергена и т.д. В развитии астматического статуса выделяют три стадии:

  • Стадия I (начальная, или стадия относительной компенсации) представляет собой затянувшийся свыше 12 ч и некупирующийся приступ удушья. У больных развивается резистентность к бронхолитическим препаратам, перестает отходить мокрота. В следствие гипервентиляции возникают гипокапния и компенсированный алкалоз.
  • Стадия II (стадия декомпенсации) характеризуется резким нарушением дренажной функции бронхов. Просвет их забивается вязкой слизью, в связи с чем исчезают прежде хорошо выслушиваемые сухие хрипы (стадия, или синдром, «немого легкого»). Нарушается газовый состав крови, возникают гипоксемия (Рао2 снижается до 50 – 60 мм рт. ст.), гиперкапния (РаСО2 возрастает до 60 – 80 мм рт. ст.).
  • При отсутствии эффективных лечебных мероприятий развивается III стадия астматического статуса – стадия гиперкапнической комы. В результате прогрессирования гипоксемии, гиперкапнии и ацидоза (РаО2 падает ниже 40 мм рт. ст., РаСО2 становится выше 90 мм рт. ст.) возникают тяжелые неврологические, в том числе церебральные, расстройства, гемодинамические нарушения и может наступить смерть больного.

 

1.2. Принципы оказания первичной медицинской помощи

 

  • При первичном осмотре больного оценивается тяжесть приступа.
  • Удаление причинно-значимых аллергенов; уточнение ранее проводимого лечения: количество доз бронхоспазмолитического препарата, путь введения; время, прошедшее с момента последнего приема бронхолитика.
  • Оказание неотложной помощи в зависимости от тяжести приступа.
  • Наблюдение в динамике за клиническими симптомами.
  • Обучение больного или родственников пользованию аэрозольным ингалятором.

Информация о работе Тактика фельдшера при бронхиальной астме у детей