Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 16:18, курсовая работа
Изучение бронхиальной астмы обусловленное широкой распространенностью, отчетливой тенденцией к росту частоты и тяжести заболевания. Эпидемиологические исследования последних лет показывают, что от 10 до 20% детей всего мира страдают бронхиальной. Более того, астма не только ведущая причина заболеваемости, но и одна из главных причин инвалидизации детей.
Введение………………………………………………………………….………3
Глава 1. Бронхиальная астма……………………………………………..…….6
1.1. Этиология, патогенез, клиническая картина и осложнения бронхиальной астмы……………………………………………….……….6
1.2. Принципы оказания первичной медицинской помощи…………….10
1.3. Лечение, профилактика, реабилитация и прогноз
бронхиальной астмы………………………………………………….……12
Глава 2. Тактика фельдшера при бронхиальной астме у детей…..………….21
2.1. Основы ухода и самоухода ребенка с бронхиальной астмой……….21
2.2. Манипуляции, выполняемые фельдшером…………………………...24
2.3. Особенности сестринского процесса при бронхиальной астме…….27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………………30
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Бронхиальная астма……………………………………………..…….6
1.1. Этиология, патогенез, клиническая картина и осложнения бронхиальной астмы……………………………………………….……….6
1.2. Принципы оказания
первичной медицинской помощи……
1.3. Лечение, профилактика, реабилитация и прогноз
бронхиальной астмы………………………………………………….……12
Глава 2. Тактика фельдшера при бронхиальной астме у детей…..………….21
2.1. Основы ухода и самоухода ребенка с бронхиальной астмой……….21
2.2. Манипуляции, выполняемые фельдшером…………………………...24
2.3. Особенности сестринского процесса при бронхиальной астме…….27
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………30
Введение
Изучение бронхиальной астмы обусловленное широкой распространенностью, отчетливой тенденцией к росту частоты и тяжести заболевания. Эпидемиологические исследования последних лет показывают, что от 10 до 20% детей всего мира страдают бронхиальной. Более того, астма не только ведущая причина заболеваемости, но и одна из главных причин инвалидизации детей.
Воздействие, которое эта болезнь оказывает на детей и их семьи, позволяет говорить о бронхиальной астме как о медико-социальной проблеме. Частые периоды обострения, сопровождающиеся гипоксией, преимущественно ночной характер приступов, особенности диеты, приводят к нарушению роста и развития, ограничению подвижности, ухудшению нейропсихологических характеристик и, в конечном счете, к снижению успеваемости в школе. Следовательно, ограничивается возможность получения дальнейшего образования, профессий, которые могут доступны больному с бронхиальной астмой. Больные дети постоянно ощущают себя вне сообщества сверстников, так как не могу вести обычный образ жизни, в связи с чем, у них изменяется поведенческая реакция. Снижается также производственная и непроизводственная активность родителей. Забота о больном ребенке требует дополнительных временных и экономических затрат (частые госпитализации, посещения врача, недосыпание, точное выполнение режима приема лекарств, высокая стоимость лечения). Общая сумма прямых и непрямых расходов па бронхиальную астму составила в 2010 году в США 6,2 млрд. долларов.
Кроме того, выраженный стресс на фоне астмы, включая панические расстройства во время обострений заболевания, напряжение во внутрисемейных отношениях, трудности, связанные с необходимостью смириться с наличием астмы, могут также служить причиной выраженной психосоциальной дисфункции, которая, в свою очередь, способна значительно ухудшить как результаты лечения, так и качество жизни ребенка и целом.
Научное обоснование и разработка более эффективных форм организации медицинской помощи детям с бронхиальной астмой возможны лишь при условии использования новых технологий научного поиска. Таковыми являются медико-организационные подходы к решению проблемы на основе изучения факторов, играющих большую роль в предрасположенности к заболеванию, их воздействию на организм ребенка, способствующих постенному течению болезни и, в определенной степени, предопределяющих исход.
Бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний в современном мире. По последним данным, число больных астмой в России составляет 7 миллионов человек. Среди взрослого населения болезнь регистрируется более чем в 5% случаев, а у детей встречается около 10%. Больные бронхиальной астмой сегодня могут жить комфортно, практически не замечая своей болезни. Научиться жить с этим диагнозом помогут в школе бронхиальной астмы.
Заболевание может развиться в любом возрасте. У половины больных бронхиальная астма развивается в возрасте до 10 лет, еще у трети – до 40 лет.
Учитывая социальную значимость в соответствии с Правительства Российской Федерации от 30.07.94 №890 пациент с бронхиальной астмой имеет право на бесплатное получение лекарственных средств.
Правительство регионов России приняло на ближайшие годы региональную целевую программу по лечению и профилактике бронхиальной астмы. Целями этой программы является – увеличение продолжительности, улучшение качества жизни больных, снижение инвалидизации и смертности населения от бронхиальной астмы и ее осложнений, организация системы профилактики бронхиальной астмы ее осложнений, обеспечение своевременного, эффективного лечения больных бронхиальной астмой.
Эффективность внедрения Программы можно оценить по уровню госпитализации больных с бронхиальной астмой. Появилась тенденция к снижению госпитализации больных с бронхиальной астмой, сокращение сроков лечения в стационаре больных с данным заболеванием.
Цель исследования: рассмотреть тактику фельдшера при бронхиальной астме у детей.
Для достижения данной цели исследования необходимо изучить следующие задачи:
Глава 1. Бронхиальная астма
1.1. Этиология, патогенез, клиническая картина и осложнения бронхиальной астмы
Бронхиальная астма – это заболевание, в основе которого лежит воспаление дыхательных путей, сопровождающееся изменением чувствительности и реактивности бронхов и проявляющееся приступом удушья. При бронхиальной астме бронхи воспалены, вследствие аллергического, инфекционного или нейрогенного воздействия.
Словосочетания «тяжелое дыхание» и «задыхаться» впервые встречаются в древнегреческой литературе в поэмах Гомера, работах Гиппократа. Более подробную и точную клиническую картину астмы описал Аретемий Каппадокийский. Ибн Сина (Авиценна) в своей работе «Канон врачебной науки» дал описание астмы, как хроническая болезнь, сопровождающуюся внезапными приступами удушья, сходными своим спастическим характером.
В качестве этиологических факторов рассматриваются внутренние и внешние факторы. Семейный анамнез свидетельствует о том, что кровные родственники больных бронхиальной астмой больны различными аллергическими заболеваниями, в том числе и бронхиальной астмой.
Врожденная предрасположенность формирует внутренние причины болезни – наследственный фактор.
Причины бронхиальной астмы связаны с развитием воспаления бронхов, которое может быть:
с последующим формированием обструкции бронхов, которая проявляются клиническими признаками бронхиальной астмы.
В формировании иммунного (аллергического) воспаления бронхов при бронхиальной астме участвуют иммунные реакции. Растворимые антигены взаимодействуют с антителами в жидкостных системах с образованием иммунных комплексов, что сопровождается активацией системы комплемента, агрегацией тромбоцитов с последующим повреждением тканей, на которых фиксировались иммунные комплексы.
В этиологии бронхиальной астмы участвуют эндокринные нарушения, нарушения функционирования нервной системы, нарушения мембрано-рецепторных комплексов клеток бронхов и легких.
Факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы
Патогенез
В зависимости от вида аллергена, вызвавшего сенсибилизацию организма (инфекционный или неинфекционный), различают три формы бронхиальной астмы:
При выявлении сенсибилизации как к инфекционным, так и к неинфекционным аллергенам говорят о смешанной форме заболевания.
В зарубежной литературе топическую форму бронхиальной астмы принято называть экзогенной, инфекционно-аллергическую форму – эндогенной бронхиальной астмой.
Клиническая картина
В центре клинической картины бронхиальной астмы – приступ удушья.
Чаще приступы удушья беспокоят больного по ночам. В случаях средней тяжести приступы удушья наблюдаются утром.
В развитии приступа бронхиальной астмы принято различать три периода:
Период предвестников (продромальный период) чаще встречается у больных с инфекционно-аллергической формой бронхиальной астмы и проявляется вазомоторными реакциями слизистой оболочки носа (чиханье, обильные водянистые выделения), кашлем, одышкой. В дальнейшем (иногда внезапно, без периода предвестников) у больных появляется ощущение заложенности в грудной клетке, мешающее им свободно дышать. Вдох становится коротким. А выдох, наоборот, продолжительным, шумным, сопровождающимся громкими свистящими хрипами, слышными на расстоянии. Появляется кашель с трудноотделяемой вязкой мокротой. С целью облегчения дыхания больной принимает вынужденное положение (чаще сидя) с наклоном туловища вперед, опираясь локтями на спинку стула или колени.
В период разгара (во время приступа) лицо становится одутловатым, в фазу выдоха может наблюдаться набухание вен шеи. Грудная клетка как бы застывает в положении максимального вдоха.
При перкуссии грудной клетки отмечают коробочный звук, смещение вниз нижних границ легких и резкое ограничение их подвижности. Над легкими выслушивают ослабленное везикулярное дыхание с удлиненным выдохом и большое количество распространенных сухих (преимущественно свистящих) хрипов.
В период обратного развития. Улучшается отхождение мокроты, в легких уменьшается количество сухих хрипов, удушье постепенно проходит
Течение бронхиальной астмы протекает обычно с чередованием периодов обострения и ремиссии. При этом тяжесть ее течения может быть различной.
При легком течении обострения заболевания возникают не чаще 2 – 3 раз в год и хорошо поддаются амбулаторному лечению.
При среднетяжелом течении обострения бронхиальной астмы возникают 3 – 4 раза в год и уже требуют стационарного лечения.
Тяжело течение бронхиальной астмы характеризуется частыми (более 5 раз в год) и длительными обострениями заболевания с кратковременными периодами ремиссии или их полным отсутствием. При тяжелом течении могут возникнуть гормонозависимые и гормоно – резистентные формы заболевания.
Осложнения
Бронхиальная астма часто осложняется возникновением эмфиземы легких с присоединением вторичной легочно-сердечной недостаточности.
Очень серьезным осложнением бронхиальной астмы является астматическое состояние, или астматический статус (status asthmaticus). К его развитию могут привести передозировка β-адреностимуляторов, слишком быстрое уменьшение дозы глюкокортикостероидов, контакт с массивной дозой аллергена и т.д. В развитии астматического статуса выделяют три стадии:
1.2. Принципы оказания первичной медицинской помощи
Информация о работе Тактика фельдшера при бронхиальной астме у детей