Тактика фельдшера при бронхиальной астме у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Изучение бронхиальной астмы обусловленное широкой распространенностью, отчетливой тенденцией к росту частоты и тяжести заболевания. Эпидемиологические исследования последних лет показывают, что от 10 до 20% детей всего мира страдают бронхиальной. Более того, астма не только ведущая причина заболеваемости, но и одна из главных причин инвалидизации детей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….………3
Глава 1. Бронхиальная астма……………………………………………..…….6
1.1. Этиология, патогенез, клиническая картина и осложнения бронхиальной астмы……………………………………………….……….6
1.2. Принципы оказания первичной медицинской помощи…………….10
1.3. Лечение, профилактика, реабилитация и прогноз
бронхиальной астмы………………………………………………….……12
Глава 2. Тактика фельдшера при бронхиальной астме у детей…..………….21
2.1. Основы ухода и самоухода ребенка с бронхиальной астмой……….21
2.2. Манипуляции, выполняемые фельдшером…………………………...24
2.3. Особенности сестринского процесса при бронхиальной астме…….27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………………30

Файлы: 1 файл

..Тактика фельдшера при бронхиальной астме у детей.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

Правильно спланированные и выполненные меры по профилактике бронхиальной астмы являются эффективным средством предотвращения и лечения этой болезни. Современная медицинская практика показывают, что правильное проведение мер профилактики астмы зачастую достаточно для излечения болезни либо для значительного уменьшения потребности больного в противоастматических лекарствах.

Проблема реабилитации больных бронхиальной астмой, остается одной из самых значительных в пульмонологии. Это заболевание может стать причиной инвалидности, а иногда и драматичных исходов.

Благодаря санаторно-курортному лечению осуществляются специальные мероприятия, направленные на ликвидацию или уменьшение выраженности аллергических проявлений, восстановление или улучшение нарушенной функции дыхания, тренировку адаптационных механизмов организма, повышение его общей резистентности.

Основой реабилитационных комплексов на курорте являются климатические процедуры:

  • бальнео- и гидротерапия;
  • лечебная гимнастика;
  • дыхательная гимнастика;
  • массаж;
  • мануальная терапия;
  • ингаляции лекарственных средств: бронходилататоров, минеральных вод, трав;
  • аппаратные методы тренировки дыхания;
  • аэрофитотерапия;
  • лекарственная терапия.

Санаторно-курортное лечение, воздействуя на различные звенья патогенеза бронхиальной астмы, запускает механизмы саногенеза и позволяет достичь устойчивой ремиссии бронхиальной астмы без угрозы прогрессирования заболевания и перехода его в более тяжелые формы.

Характер прогноз заболевания определяются возрастом, когда возникло заболевание. У подавляющего большинства детей с аллергической астмой болезнь протекает относительно легко. Возможно возникновение тяжёлых форм бронхиальной астмы, выраженных астматических статусов и даже летальные исходы, особенно при недостаточной дозе базисной терапии. Отдалённый прогноз бронхиальной астмы, начавшейся в детском возрасте, благоприятен. Обычно к пубертатному периоду дети «вырастают» из астмы. Но у них сохраняется ряд нарушений легочной функции, бронхиальная гиперреактивность, отклонения в иммунном статусе.

Если заболевание началось в зрелом и пожилом возрасте, то характер развития и прогноз его более предсказуем. Тяжесть течения заболевания определяется его формой. Аллергическая астма протекает легче и прогностически более благоприятна. «Пыльцевая» астма протекает легче, чем «пылевая». У заболевших в пожилом возрасте отмечается первично тяжелое течение, особенно у больных с аспириновой бронхиальной астмой.

В целом заболевание является хроническим и медленно прогрессирующим. Адекватное лечение может полностью устранять симптомы, но не влияет на причину их возникновения. Прогноз для жизни и трудоспособности при адекватной терапии условно благоприятный. Периоды ремиссии могут продолжаться в течение нескольких лет.

Глава 2. Тактика фельдшера при бронхиальной астме у детей

 

2.1. Основы ухода и самоухода  ребенка с бронхиальной астмой

 

Приступы бронхиальной астмы можно предотвращать! Необходимо создать условия, при которых больной мог бы их избегать. Если приступы бронхиальной астмы провоцируются физической работой, их можно предупредить, заранее принимая назначенные врачом лекарства.

Для того, чтобы избежать воздействия провоцирующих факторов, необходимо:

- изучать, какие внешние факторы способствуют развитию приступа у данного больного и предотвращать их;

- избегать контакта с профессиональными вредностями (древесная пыль, аэрозоли, химические вещества);

- избегать эмоционального перенапряжения;

- избегать физической нагрузки, особенно в холодную погоду;

- убрать ковры со стен комнаты, где живет или находится больной;

- поддерживать в его комнате относительную влажность воздуха на низком уровне (предпочтительно ниже 50%);

- отказаться от содержания кошек, собак, птиц;

- избавиться от перьевых подушек;

- проводить в комнате больного частую влажную уборку пыли;

- не принимать продукты и пищевые добавки, на которые у больного аллергия;

- удалить из комнаты больного цветы;

- избегать раздражающих запахов, например, табачного дыма;

- избегать приема аспирина и других нестероидных противовоспалительных препаратов.

Ухаживая за больным с бронхиальной астмой, необходимо:

- рекомендовать больному больше читать о своем заболевании;

- следить за своевременным приемом больным назначенных врачом препаратов;

- научить больного пользоваться ингалятором и буферной насадкой (в 35% случаев причина неэффективного лечения - неправильное пользование ингалятором);

- побуждать больного к занятиям дыхательной гимнастикой и физическими упражнениями;

- напоминать о необходимости носить с собой карманный ингалятор и следить за тем, чтобы он был полным;

- начинать как можно раньше активное лечение приступа заболевания, не дожидаясь развития тяжелого приступа;

- во время приступа оставайтесь с больным и старайтесь его успокоить и приободрить;

- старайтесь отвлечь его внимание от ингалятора. Помните, что больной с удушьем склонен применять ингаляции гораздо чаще, чем положено. Это может привести к передозировке препарата, что приведет к усилению удушья и снижению реакции пациента на другие препараты.

Во время приступа удушья:

Больному с приступом удушья необходима срочная консультация врача. До его прибытия следует:

- создать атмосферу покоя для больного и окружающих его близких;

- ухаживающему человеку необходимо самому сохранять спокойствие, т.к. его страх и растерянность передаются больному и усугубляют тяжесть его состояния;

- помочь больному занять положение сидя или полусидячее положение в кровати, приподняв ее головной конец или подложив под больного достаточное количество подушек;

- освободить от стесняющей одежды, убрать с верхней части туловища покрывающее больного тяжелое одеяло;

- обеспечить доступ свежего воздуха, открыв в комнате форточку или окно и, по возможности, переместить больного ближе к открытому окну;

- если есть соответствующее назначение врача, больному, страдающему бронхиальной астмой, необходимо дать карманный ингалятор и проконтролировать правильность его использования.

Правила пользования ингалятором:

С помощью ингалятора лекарственный препарат должен попасть глубоко в воздухоносные пути. Препарат попадает в легкие только во время вдоха. Необходимо помнить, что 90% препарата не попадает куда должно, а оседает на слизистой ротоглотки. Существует два способа ингаляций: с открытым и закрытым ртом.

Ингаляции с открытым ртом:

- Снять колпачок и энергично встряхнуть ингалятор. Во время ингаляции дно баллончика должно быть направлено вверх.

- Располагают наконечник ингалятора на расстоянии 4-5 см от губ.

- Слегка откидывают голову назад и открывают рот.

- Делают медленный выдох.

- Затем начинают медленно делать вдох ртом и одновременно резко нажимают на баллончик.

- Вдыхают медленно, пока легкие не наполнятся воздухом (это должно занять около 5-6 секунд). Нельзя вдыхать воздух носом!

- Рот закрывают и задерживают дыхание на 4-6-10 секунд, затем осторожно выдыхают.

- Спокойно дышат в течение 1 мин, затем ингаляцию повторяют.

- Если больной использует для ингаляции аэрозоли гормональных препаратов (глюкокортикоиды), после ингаляции необходимо прополоскать рот прохладной водой для профилактики развития кандидоза полости рта.

- При каждом нажатии на клапан из ингалятора выделяется 1 доза лекарственного препарата в виде аэрозоля.

- Количество доз в каждом конкретном случае определяет лечащий врач.

- Метод ингаляции с закрытым ртом отличается от предыдущего тем, что наконечник ингалятора плотно охватывается губами.

Частые ошибки при пользовании ингалятором:

- Во время ингаляции дно баллончика направлено вниз.

- Наконечник ингалятора держат слишком далеко от губ.

- Слишком рано или слишком поздно нажимают на баллончик, в результате чего в легкие попадает мало лекарственного препарата.

- Выполняют ингаляцию слишком быстро: не делают медленного вдоха и не задерживают дыхание.

- Нажимают на баллончик несколько раз.

- Делают неглубокий вдох.

Самоуход:

Обычно для исчезновения одышки и кашля при применении дозированного аэрозоля достаточно 1-2 вдохов каждые 3-4 часа. Если эта доза не приносит облегчения, необходимо обратиться к врачу.

Во время приступа бронхиальной астмы можно делать до 6 вдохов аэрозоля.

Слишком частое употребление аэрозольного ингалятора означает, что другие способы лечения не слишком эффективны. Это надо обсудить с лечащим доктором.

 

2.2. Манипуляции, выполняемые фельдшером

 

Выполнение внутримышечных инъекций

Оснащение: одноразовый шприц с иглой, дополнительная одноразовая игла, стерильные лотки, лоток для использованного материала, стерильный пинцет, 70° спирт или другой кожный антисептик, стерильные ватные шарики (салфетки), пинцет (в штанглазе с дезинфицирующим средством), ёмкости с дезинфицирующим средством, для замачивания отработанного материала, перчатки, ампула с лекарственным средством.

Подготовка к процедуре

1. Подтвердить наличие информированного согласия пациента.

2. Объяснить цель и ход предстоящей  процедуры.

3. Уточнить наличие аллергической реакции на лекарственное средство.

4. Вымыть и осушить руки.

5. Приготовить оснащение.

6. Проверить название, срок годности лекарственного средства.

7. Извлечь стерильные лотки, пинцет из упаковки.

8. Собрать одноразовый шприц.

9. Приготовить 4 ватных шарика (салфетки), смочить их кожным антисептиком в лотке.

10. Надпилить ампулу с лекарственным средством, специальной пилочкой.

11. Одним ватным шариком протереть ампулу и вскрыть её.

12. Сбросить использованный ватный шарик с концом ампулы в лоток для использованных материалов.

13. Набрать в шприц лекарственное средство из ампулы, сменить иглу.

14. Положить шприц в лоток и транспортировать в палату.

15. Помочь пациенту занять удобное для данной инъекции положение (на животе или на боку).

Выполнение процедуры

  1. Определить место инъекции.
  2. Надеть перчатки.
  3. Обработать ватным шариком (салфеткой), смоченным кожным антисептиком, кожу в месте инъекции дважды (вначале большую зону, затем непосредственно место инъекции).
  4. Вытеснить воздух из шприца, не снимая колпачок, снять колпачок с иглы.
  5. Ввести иглу в мышцу под углом 90°, оставив 2 – 3 мм иглы над кожей.
  6. Перенести левую руку на поршень и ввести лекарственное средство.
  7. Извлечь иглу, прижав ватный шарик (салфетку).
  8. Положить использованный шприц в лоток для использованных материалов.

Окончание процедуры.

  1. Сделать легкий массаж места инъекции, не отнимая ваты (салфетки) от кожи.
  2. Поместить ватный шарик (салфетку) в лоток для использованных материалов.
  3. Помочь пациенту занять удобное для него положение.
  4. Уточнить состояние пациента.
  5. Провести дезинфекцию использованного оборудования в отдельных ёмкостях на время экспозиции.
  6. Снять перчатки, замочить их в растворе дезсредства на время экспозиции.
  7. Вымыть и осушить руки.

Алгоритм применение карманного ингалятора

Подготовка к процедуре

1. Уточнить у пациента информированность  о лекарственном средстве, ходе  процедуры и согласие.

2. Прочитать название лекарственного средства.

3. Вымыть руки.

4. Дать пациенту баллончик с лекарственным препаратом.

Не распыляйте лекарственный препарат в воздух! Это опасно для вашего здоровья.

5. Предложить пациенту сесть (если его состояние позволяет, лучше выполнять процедуру стоя, так как дыхательная экскурсия легких при этом эффективнее, но можно проводить ингаляцию сидя):

а) снять с ингалятора защитный колпачок;

б) перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхнуть его;

Информация о работе Тактика фельдшера при бронхиальной астме у детей