Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:58, курсовая работа
В данной работе рассматривается проблема самовосприятия беременности женщинами, готовящимися стать матерями. Проблема материнства и, в частности, такого важного этапа подготовки к материнству как беременность в научной литературе представлена не очень полно, внимание ей стало уделяться только в последнее десятилетие и рассмотрение этой проблемы можно найти у ограни-ченного количества авторов (Филиппова Г.Г., Мещерякова С.Ю., Брутман В.И.). В данной работе рассматривается проблема само-восприятия беременности женщинами, которые готовятся стать матерями и методы исследования, позволяющие определить особен-ности этого самовосприятия. В этом состоит новизна работы.
Введение…………………………………………………………………3
Проблема самовосприятия беременности…………………………4
2. Методы исследования самовосприятия беременности…………..16
Заключение……………………………………………………………. 21
Библиографический список………………………………………….. 23
Приложение…………………………………………………………….24
Методика диагностики самооценки Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина. Самооценка уровня тревожности на данный момент (реактивной) и личностной. Методику можно проводить для определения уровня тревожности на разных этапах беременности. Для этого использует-ся шкала реактивной тревожности. Также можно использовать при подготовке к проведению проективных методик или теста Люшера для учёта влияния реактивной тревожности на результаты этих ме-тодик.
Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж.Роттера. – используется при установлении склонности к тревожному и амби-валентному типу самовосприятия беременности. Позволяет опреде-лить, какой именно стиль присущ конкретной женщине, амбивален-тный – при экстернальном типе локализации контроля, когда жен-щина склонна возлагать ответственность за протекание и исход беременности на других людей или внешние события, или тре-вожный – при интернальном типе, когда женщина возлагает данную ответственность на себя.
Методики диагностики склонности к депрессии или невротиче-ским состояниям при самовосприятии беременности. [18]
Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге. – позволяет определить степень склонности к депрессии на разных этапах беременности. Депрессивное состояние не может не оказывать влияние на самовосприятие беременности, такое состоя-ние характерно для негативных стилей восприятия беременности, и данная методика помогает выявить эти стили.
Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний
В.А.Жмурова.–позволяет определить степень депрессии у женщины на данном этапе беременности. Может использоваться как альтерна-тива или дополнение к методике Зунге.Также результаты данной ме-тодики должны учитываться при проведении проективных методик.
Методика экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хесса. – позво-ляет определить степень вероятности невроза в данном периоде беременности. Высокая степень вероятности невроза может быть признаком отвергающего или игнорирующего стилей восприятия беременности, следовательно, данная методика может помочь при установлении данных стилей.
Методика диагностики уровня невротизации Л.И.Вассермана. – проводится при выявлении высокой степени вероятности невроза. Позволяет определить уровень невротизации женщины в данный период времени. Этот уровень влияет на самовосприятие беременно-сти на данном этапе и может являться причиной появления того или иного негативного стиля самовосприятия беременности.
Методики позволяющие определить уровень эмоциональности при самовосприятии беременности. [18]
Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В.Бойко – позволяет определить тип эмоциональной реакции на внешние воздействия на данном этапе беременности. По эмоциональным реакциям на внешние стимулы (позитивные, амбивалентные, негативные) можно определить уро-вень эмоциональности при самовосприятии беременности и особен-ности этого восприятия (по преобладанию того или иного типа реак-ции на данный вид стимулов) на том или ином этапе беременности.
Торонтская алекситимическая шкала – позволяет определить нали-чие трудностей в распознавании и описании своих эмоциональных состояний. Наличие таких трудностей может влиять на самовоспри-ятие беременности и способствовать выработке игнорирующего сти-ля восприятия. Рекомендуется проводить на ранних этапах беремен-ности, с целью возможной коррекции последствий данного фактора на восприятие беременности.
Методика позволяющая определить особенности самовосприя-тия беременности в зависимости от типа личности. [18]
Методика определения типа личности и «вероятностных расстрой-ств» данного типа Дж.Олдхэма и Т.Морриса - с помощью данной методики появляется возможность определить преобладающие типы личности (черты типов личности) характерные для данной беремен-ной женщины и прогнозировать возможные особенности самовосп-риятия беременности соотносящиеся с этими типами.
Методики позволяющие определить влияние межличностных отношений на самовосприятие беременности и некоторые установки женщин на восприятие своего будущего ребёнка. [18]
Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири - позволяет определить влияние типов отношения к окружающим на самовосприятие беременности и своего будущего ребёнка. С помощью данной методики выясняется преобладающий тип отношения к людям в самооценке и взаимооценке. То, как женщина строит свои отношения с людьми во время беременности не может не отражаться на общем психическом состоянии женщины во время беременности и на восприятии ею своего положения. Также преобладание какого-то типа отношения к окружающим влияет и на отношение к своему будущему ребёнку. Данную методику можно проводить как в разные периоды беременности, так и на её начальных этапах. Рекомендуется провести данную методику также с ближайшими родственниками женщины (например с отцом ребёнка) с целью определения взаимооценки преобладающего типа отношения женщины к окружающим.
Методика PARI Е.Шеффер и Р.Белла. – позволяет определить отношение будущей матери к семейной жизни, своей семейной роли и своему будущему ребёнку. Позволяет определить установки на восприятие и воспитание своего ребёнка. Данные факторы также влияют на самовосприятие беременности, прежде всего на желанность или нежеланность ребёнка и беременности. Проведение этой методики поможет выяснить отношение женщины к своей семейной жизни, т.е. выяснить особенности восприятия ею окружающих социальных условий, а также выяснить особенности представления женщины о своём будущем ребёнке. Следовательно данная методика может быть полезной для установки общего стиля самовосприятия беременности.
Методика диагностики родительского отношения А.Я.Варга и В.В.Столин. – может использоваться для женщин уже имеющих детей для определения восприятия и особенностей воспитания уже имеющегося ребёнка (детей) и влияния этих факторов на восприятие будущего ребёнка.
Проективные методики и тест Люшера. [18]
Методика «Я и мой ребёнок» [приложение 1] - позволяет оценить особенности самовосприятия беременности и своего будущего ребёнка с помощью проекции значений на необходимые для исследования аспекты и интерпретации их. Женщину просят нарисовать себя во взаимодействии с будущим ребёнком. Далее оценка производится подобно методикам «Автопортрет», «Несуществующее животное». Основным преимуществом данной методики является то, что она позволяет достаточно полно и конкретно оценить самовосприятие женщиной беременности и ребёнка и эти данные будут являться более достоверными в связи с практическим отсутствием возможности неискренности женщины и «подстройки под социально-желаемые результаты». К недостаткам можно отнести высокую вероятность отказа женщин выполнять данную методику, объясняемую неумением рисовать или другими причинами.
Тест «Несуществующее животное». – может применяться как альтернатива или дополнение к методике «Я и мой ребёнок» с целью более подробной оценки самовосприятия беременности. С помощью данной методики можно более достоверно определить отношение женщины к себе, её самооценку в период беременности, готовность перейти на новый уровень личностной и половозрастной идентификации. Достоинства и недостатки те же, что и в методике «Я и мой ребёнок».
Тест Люшера. – комплексное исследование психики беременной женщины, позволяющее оценить особенности самовосприятия беременности на разных этапах и в целом и особенности восприятия своего ребёнка. Основными преимуществами является невозможность подстройки под социально-желаемые результаты и в связи с этим высокая достоверность данных, а также малые затраты времени на проведение методики. К недостаткам можно отнести возможность различных вариаций при интерпретации результатов, и связанная с этим возможность присутствия субъективизма при интерпретации результатов.
Все перечисленные методики
Заключение.
Целью курсовой работы являлся обзор методов самовосприятия психологической готовности к материнству.
По результатам данной работы
можно сделать следующие
- Беременность в психологии
- Для подробного рассмотрения
самовосприятия беременности, беременность
делится на пять периодов, каждому
из которых присущи
-
Особенности самовосприятия
- Для
исследования самовосприятия
- Все рассмотренные методики можно объединить в отдельные группы по аспектам самовосприятия беременности рассматриваемых в них. В данной работе выделены следующие группы: 1. Методы опроса (анкетирование и интервьюирование). 2. Методики диагностики само-восприятия соматических состояний на разных этапах беременности. 3. Методики диагностики склонности к тревожному и амбивалентному типу самовосприятия беременности. 4. Методики диагностики склонности к депрессии или невротическим состояниям при самовосприятии беременности. 5. Методики позволяющие определить уровень эмоциональности при самовосприятии беременности. 6. Методика позволяющая определить особенности самовосприятия беременности в зависи-мости от типа личности. 7. Методики позволяющие определить влияние межличностных отношений на самовосприятие беремен-ности и некоторые установки женщин на восприятие своего буду-щего ребёнка. 8. В отдельную группу выделены проективные методики и тест Люшера.
Методики каждой из
Библиографический список.