Введение…………………………………………………………………3
- Проблема самовосприятия
беременности…………………………4
2. Методы
исследования самовосприятия беременности…………..16
Заключение…………………………………………………………….
21
Библиографический
список………………………………………….. 23
Приложение…………………………………………………………….24
Введение.
В данной работе рассматривается
проблема самовосприятия беременности
женщинами, готовящимися стать
матерями. Проблема материнства
и, в частности, такого важного
этапа подготовки к материнству
как беременность в научной
литературе представлена не очень
полно, внимание ей стало уделяться
только в последнее десятилетие
и рассмотрение этой проблемы
можно найти у ограни-ченного
количества авторов (Филиппова Г.Г., Мещерякова
С.Ю., Брутман В.И.). В данной работе рассматривается
проблема само-восприятия беременности
женщинами, которые готовятся стать матерями
и методы исследования, позволяющие определить
особен-ности этого самовосприятия. В
этом состоит новизна работы.
В последнее время проблема
материнства встает перед нашим
обществом очень остро, прежде
всего, из-за понижения уровня
рож-даемости и увеличения количества
женщин отказывающихся от своих новорожденных
детей. Восприятие женщинами своей береме-нности,
особенности переживания этого периода,
во многом влияют на отношение к своему
будущему ребёнку, принятию или неприня-тию
его в свою жизнь, поэтому данная проблема
актуальна.
Изучение самовосприятия беременности,
разработка методов исследования
данной проблемы позволит выявлять
особенности данного восприятия
у разных беременных женщин
и при необходи-мости проводить соответствующие
коррекционные работы с целью его оптимизации.
В этом состоит прикладное значение работы.
Объектом работы являются женщины,
готовящиеся стать мате-рями, а предметом
– самовосприятие ими своей беременности..
Цель курсовой работы – обзор
методов исследования, которые могут
использоваться при определении
особенностей самовосприя-тия беременности
разными женщинами.
В работе рассматривается понятие
самовосприятия беремен-ности, влияние
этого восприятия на общую готовность
к материнс-тву, влияние беременности
на личностную сферу женщины. Особо рассматриваются
особенности самовосприятия женщинами
беремен-ности на разных её этапах и различные
стили самовосприятия бере-менности. Отдельно
рассматриваются и анализируются различные
методы исследования, которые могут применяться
для определения особенностей самовосприятия
женщинами беременности.
Проблема самовосприятия
беременности.
Психология материнства одна
из наиболее сложных и мало
разработанных областей современной
науки. Материнство изучается
в русле различных наук: истории,
культурологии, медицины, физио-логии,
социологии, психологии. Психология беременности
является одной из наиболее значимых частей
психологии материнства. Иссле-дования
в русле психологии беременности стали
проводиться толь-ко в последние два десятилетия,
и количество работ посвященных данной
проблеме пока очень ограничено. В
зарубежных исследова-ниях эта проблема
представлена более обширно и подробно
чем в отечественных. [23]
В данной работе исследуется
проблема самовосприятия бере-менности,
которая является немаловажной составляющей
психо-логии беременных женщин и всей
психологии материнства.
Самовосприятие беременности может
определяться как воспри-ятие женщиной
своих переживаний различных этапов беременности,
идентификация этих переживаний, которая
ведет к выработке опре-делённых действий
и стереотипов поведения, адекватных этим
пере-живаниям. [24]
Беременность в психологии рассматривается,
прежде всего, как этап развития
материнской сферы женщины подготавливающий
её к дальнейшему выполнению
материнских функций в постнатальном
периоде, т.е. этап психологической
подготовки к материнству. [7;20]
С.Ю.Мещерякова(2000), говорит о том,
что психологическая готовность
к материнству может рассматриваться
с двух основных позиций: [14]
- готовность
к материнству как готовность к обеспечению
благо-приятных условий для развития ребёнка.
С этой позиции она рас- сматривается
как специфическое личностное образование,
«стер-жневой образующей которого является
субъект-объектная ориен-тация в отношении
к ещё не родившемуся ребёнку»[14 ].
- готовность
к материнству как к переходу к новой стадии
личнос-ной и половозрастной идентификации.
С этой позиции она рас-сматривается в
аспекте удовлетворённости женщины своей
мате-ринской ролью.
Проблема
самовосприятия беременности занимает
особое место сре- ди аспектов психологической
готовности к материнству. От самово-сприятия
беременности в большей степени зависит
отношение матери к своему ещё не родившемуся
ребёнку, создание правильных или неправильных
условий для его развития, образование
позитив-ных или негативных установок
на его воспитание и т.п. – т.е. «непо-средственная
реализация матерью своих функций во взаимодейст-вии
с ребёнком.» [24] Следовательно, в рамках
самовосприятия беременности психологическая
готовность к материнству может рассматриваться
с первой позиции.
С позиций самовосприятия беременности
психологическую гот-овность к материнству
можно рассматривать и как переход к новой
стадии личностной и половозрастной идентификации,
можно гово-рить об удовлетворённости
или неудовлетворённости женщины сво-ей
материнской ролью на данном этапе, т.е.
своей беременностью.
Г.Г.Филиппова (2002) говорит о том,
что беременность является критическим
периодом жизни женщины, стадией
полоролевой иден-тификации, особой
ситуацией для адаптации. «В этот период
актуа-лизируются неизжитые детские психологические
проблемы, лич-ностные конфликты, проблемы
во взаимодействии со своей ма-терью, в
переживаниях беременности играют роль
особенности модели материнства своей
матери, адаптация к супружеству и т.п.
В динамике личностных изменений отмечается
инфантилизация, обос-трение внутриличностных
конфликтов, повышение зависимости, уровня
тревожности». Н.П.Коваленко(1998) пишет
также, что бере-менность понимается как
острый переходный период, который не-редко
сопровождается кризисными переживаниями.
В ходе беремен-ности существенно изменяются
сознание женщины и её взаимоотно-шения
с миром. Необходимой является перемена
образа жизни, вжи-вание в роль матери.
Для многих женщин исход беременности
мо-жет быть громадным сдвигом к подлинной
зрелости и возрастанию самоуважения.
Для других наоборот, это может быть «патологиче-ским
разрешением потенциально нагруженных
чувством вины мате-ринско-детских отношений».
[24]
Особенно стрессовой является
первая беременность, т.к. она
означает окончание независимого
первично целостного сущест-вования
и начало «безвозвратных» материнско-детских
отношений, поскольку отныне психическое
равновесие матери становится свя-занными
с запросами беспомощного и зависимого
существа. Бере-менность можно считать
критической точкой в развитии женской
идентичности.
Другое направление исследований
(В.И.Брутман, М.И.Шму-рак) рассматривает
беременность как подготовительную
фазу в раз-витии взаимной привязанности
матери и ребёнка, которая связана с возникновением
новых ощущений и физиологических изменений
в организме женщины в этот период. В.И.Брутман
считает централь-ным в формировании привязанности
к ребёнку возникновение пер-вичного интрацептивного
ощущения в ходе беременности, совпада-ющее
обычно с началом шевеления, которое вызывает
у будущей матери чувство «сроднённости»
с собственным ребёнком. Наблю-дения показывают,
что с момента начала шевеления у большинства
беременных происходит своеобразное вслушивание
в свою телес-ность, фиксация на своих
ощущениях. Данный психологический механизм
позволяет осуществить подготовку самосознания
беремен-ной к принятию реального ребёнка.
Под воздействием этого особого состояния
постепенно формируется образ ребёнка,
который вклю-чается в самосознание беременной.
[4;5]
Таким образом, в результате
успешного завершения этого крити-ческого
периода осуществляется переход к новой
личностной поло-возрастной идентификации,
женщина достигает внутренней и внеш-ней
интегрированности и обретает новый социальный
статус.
В психологии выделяются разные
стадии родительствования: принятие
решения о рождении ребёнка,
беременность, период зрело-го родительства,
период «постродительства» (для бабушек
и деду-шек)[22]. В актуальном материнстве
выделяются стадия принятия решения о
сохранении беременности, период беременности
до шевеления плода, период после шевеления,
роды, послеродовой период [7]. В гинекологии
и акушерстве выделяются три триместра
беременности, предродовой период, роды,
послеродовой период. Любая периодизация
связана с конкретными задачами исследования.
Задачей данной работы является отражение
особенностей само-восприятия женщиной
своей беременности. В связи с этой задачей
можно выделить пять периодов беременности:
идентификация бере-менности, до начала
ощущений шевеления, появление и стабили-зация
ощущений шевеления ребёнка, седьмой и
восьмой месяцы беременности, предродовой
период (Г.Г. Филиппова, 2002). Рассмо-трим
самовосприятие женщиной беременности
на этих этапах подробнее:
1период. Идентификация
беременности.
Этот период в большинстве случаев начинается
и заканчивает-ся ещё до возникновения
первых изменений в физическом состоя-нии
женщины и непосредственно связан с осознанием
факта бере-менности.
Обычно предположение о возможности
беременности появля-ется у женщины
через 2-3 дня после задержки менструации.
В обыч-ных случаях возникновение первого
подозрения уже вызывает опре-делённые
переживания. Пока не подтверждён факт
беременности эти переживания почти всегда
носят оттенок беспокойства, причи-ной
которого является либо страх наступления
беременности, либо страх её не наступления.
«Положительная» тревога обычно ведёт
к наиболее раннему и точному установлению
факта беременности. В случаях нежелательной
беременности в сочетании с затруднениями
её прерывания, возможно, напротив длительное
затягивание её под-тверждения. Сроки
идентификации беременности составляют
при-мерно одну неделю. В большинстве случаев
за это время принима-ется решение о сохранении
беременности или её прерывании.
Г.Г. Филиппова (2002) выделяет 8 вариантов
самовосприятия идентификации беременности:
1.Тревожное. При подозрении на беременность
возникает сильная тревога, которая сохраняется
до подтверждения факта беременности
и после него, часто даже усиливаясь. Характерно
яркое сохранение в памяти всех обстоятельств
идентификации беременности, их высо-кая
эмоциональность.
2.Первая эмоция отрицательная (страх,
тревога, ужас, растерян-ность,
разочарование и др.)
Она достаточно явно выражена и про-должается
до уточнения факта беременности. После
этого происхо-дит смена эмоционального
состояния на положительное: удовлетво-рение,
приятное удивление, радость. Первые ощущения
чаще всего не возвращаются.
3.Слабо выраженные
отрицательные эмоции перемежаются
с бо-лее выраженными положительными.
Общая оценка своего состоя-ния явно положительная,
хотя периодически возникают озабочен-ность
и сожаление. После подтверждения факта
беременности про-исходит сосредоточение
на задачах, связанных с беременностью.
Это наиболее благоприятный вариант переживания
идентификации беременности, который
свойственен зрелым, готовым к материнству
женщинам, которые понимают всю важность
происходящих в их жизни перемен и принимающих
свою беременность как желатель-ную. Они
готовы перестроить свою жизнь в ориентации
на ребёнка.