Самовосприятие беременности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается проблема самовосприятия беременности женщинами, готовящимися стать матерями. Проблема материнства и, в частности, такого важного этапа подготовки к материнству как беременность в научной литературе представлена не очень полно, внимание ей стало уделяться только в последнее десятилетие и рассмотрение этой проблемы можно найти у ограни-ченного количества авторов (Филиппова Г.Г., Мещерякова С.Ю., Брутман В.И.). В данной работе рассматривается проблема само-восприятия беременности женщинами, которые готовятся стать матерями и методы исследования, позволяющие определить особен-ности этого самовосприятия. В этом состоит новизна работы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Проблема самовосприятия беременности…………………………4
2. Методы исследования самовосприятия беременности…………..16
Заключение……………………………………………………………. 21
Библиографический список………………………………………….. 23
Приложение…………………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

К.р Самовосприятие беременности.docx

— 76.04 Кб (Скачать)

       Самовосприятие  беременности.

                                    Курсовая работа

                                Студентки 5 курса  7группы  

                            ЮНУСОВА ПАТИМАТ ДЖАМАЛОВНА             

             План.

Введение…………………………………………………………………3

  1. Проблема самовосприятия беременности…………………………4

2. Методы  исследования самовосприятия беременности…………..16

Заключение……………………………………………………………. 21

Библиографический список………………………………………….. 23

Приложение…………………………………………………………….24 
                            
Введение.

        В данной работе рассматривается  проблема самовосприятия беременности  женщинами, готовящимися стать  матерями. Проблема материнства  и, в частности,  такого важного  этапа подготовки к материнству  как беременность в научной  литературе представлена не очень  полно, внимание ей стало уделяться  только в последнее десятилетие  и рассмотрение этой проблемы  можно найти у ограни-ченного количества авторов (Филиппова Г.Г., Мещерякова С.Ю., Брутман В.И.). В данной работе рассматривается проблема само-восприятия беременности женщинами, которые готовятся стать матерями и методы исследования, позволяющие определить особен-ности этого самовосприятия. В этом состоит новизна работы.

         В последнее время проблема  материнства встает перед нашим  обществом очень остро, прежде  всего, из-за понижения уровня  рож-даемости и увеличения количества женщин отказывающихся от своих новорожденных детей. Восприятие женщинами своей береме-нности, особенности переживания этого периода, во многом влияют на отношение к своему будущему ребёнку, принятию или неприня-тию его в свою жизнь, поэтому данная проблема актуальна.

         Изучение самовосприятия беременности, разработка методов исследования  данной проблемы позволит выявлять  особенности данного восприятия  у разных беременных женщин  и при необходи-мости проводить соответствующие коррекционные работы с целью его оптимизации. В этом состоит прикладное значение работы.  

         Объектом работы являются женщины,  готовящиеся стать мате-рями, а предметом – самовосприятие ими своей беременности..

         Цель курсовой работы – обзор  методов исследования, которые могут  использоваться при определении  особенностей самовосприя-тия беременности  разными женщинами.

         В работе рассматривается понятие  самовосприятия беремен-ности, влияние этого восприятия на общую готовность к материнс-тву, влияние беременности на личностную сферу женщины. Особо рассматриваются особенности самовосприятия женщинами беремен-ности на разных её этапах и различные стили самовосприятия бере-менности. Отдельно рассматриваются и анализируются различные методы исследования, которые могут применяться для определения особенностей самовосприятия женщинами  беременности. 
 
 
 
 
 

              Проблема самовосприятия  беременности.

         Психология материнства одна  из наиболее сложных и мало  разработанных областей современной  науки. Материнство изучается  в русле различных наук: истории,  культурологии, медицины, физио-логии, социологии, психологии. Психология беременности является одной из наиболее значимых частей психологии материнства. Иссле-дования в русле психологии беременности стали проводиться толь-ко в последние два десятилетия, и количество работ посвященных данной проблеме  пока очень ограничено. В зарубежных исследова-ниях эта проблема представлена более обширно и подробно чем в отечественных. [23]

         В данной работе исследуется  проблема самовосприятия бере-менности, которая является немаловажной составляющей  психо-логии беременных женщин и всей психологии материнства.

        Самовосприятие беременности может  определяться как воспри-ятие женщиной своих переживаний различных этапов беременности, идентификация этих переживаний, которая ведет к выработке опре-делённых действий и стереотипов поведения, адекватных этим пере-живаниям. [24]

        Беременность в психологии рассматривается,  прежде всего, как этап развития  материнской сферы женщины подготавливающий  её к дальнейшему выполнению  материнских функций в постнатальном  периоде, т.е. этап психологической  подготовки к материнству. [7;20]

       С.Ю.Мещерякова(2000), говорит о том,  что психологическая готовность  к материнству может рассматриваться  с двух основных позиций: [14]

  1. готовность к материнству как готовность к обеспечению благо-приятных условий для развития ребёнка. С этой позиции она рас- сматривается  как специфическое личностное образование, «стер-жневой образующей которого является субъект-объектная ориен-тация в отношении к ещё не родившемуся ребёнку»[14 ].
  2. готовность к материнству как к переходу к новой стадии личнос-ной и половозрастной идентификации. С этой позиции она рас-сматривается в аспекте удовлетворённости женщины своей мате-ринской ролью.

Проблема  самовосприятия беременности занимает особое место сре- ди аспектов психологической готовности к материнству. От самово-сприятия беременности в большей степени зависит отношение матери к своему ещё не родившемуся ребёнку, создание правильных или неправильных условий для его развития, образование позитив-ных или негативных установок на его воспитание и т.п. – т.е. «непо-средственная реализация матерью своих функций во взаимодейст-вии с ребёнком.» [24] Следовательно, в рамках самовосприятия беременности психологическая готовность к материнству может рассматриваться с первой позиции.

        С позиций самовосприятия беременности психологическую гот-овность к материнству можно рассматривать и как переход к новой стадии личностной и половозрастной идентификации, можно гово-рить об удовлетворённости или неудовлетворённости женщины сво-ей материнской ролью на данном этапе, т.е. своей беременностью.

        Г.Г.Филиппова (2002) говорит о том,  что беременность является критическим  периодом жизни женщины, стадией  полоролевой иден-тификации, особой ситуацией для адаптации. «В этот период актуа-лизируются неизжитые детские психологические проблемы, лич-ностные конфликты, проблемы во взаимодействии со своей ма-терью, в переживаниях беременности играют роль особенности модели материнства своей матери, адаптация к супружеству и т.п. В динамике личностных изменений отмечается инфантилизация, обос-трение внутриличностных конфликтов, повышение зависимости, уровня тревожности».  Н.П.Коваленко(1998) пишет также, что бере-менность понимается как острый переходный период, который не-редко сопровождается кризисными переживаниями. В ходе беремен-ности существенно изменяются сознание женщины и её взаимоотно-шения с миром. Необходимой является перемена образа жизни, вжи-вание в роль матери. Для многих женщин исход беременности мо-жет быть громадным сдвигом к подлинной зрелости и возрастанию самоуважения. Для других наоборот, это может быть «патологиче-ским разрешением потенциально нагруженных чувством вины мате-ринско-детских отношений».  [24]

          Особенно стрессовой является  первая беременность, т.к. она  означает окончание независимого  первично целостного сущест-вования и начало «безвозвратных» материнско-детских отношений, поскольку отныне психическое равновесие матери становится свя-занными с запросами беспомощного и зависимого существа. Бере-менность можно считать критической точкой в развитии женской идентичности.

         Другое направление исследований (В.И.Брутман, М.И.Шму-рак) рассматривает  беременность как подготовительную  фазу в раз-витии взаимной привязанности матери и ребёнка, которая связана с возникновением новых ощущений и физиологических изменений в организме женщины в этот период. В.И.Брутман считает централь-ным в формировании привязанности к ребёнку возникновение пер-вичного интрацептивного ощущения в ходе беременности, совпада-ющее обычно с началом шевеления, которое вызывает у будущей матери чувство «сроднённости» с собственным ребёнком. Наблю-дения показывают, что с момента начала шевеления у большинства беременных происходит своеобразное вслушивание в свою телес-ность, фиксация на своих ощущениях. Данный психологический механизм позволяет осуществить подготовку самосознания беремен-ной к принятию реального ребёнка. Под воздействием этого особого состояния постепенно формируется образ ребёнка, который вклю-чается в самосознание беременной. [4;5]

      Таким образом, в результате  успешного завершения этого крити-ческого периода осуществляется переход к новой личностной поло-возрастной идентификации, женщина достигает внутренней и внеш-ней интегрированности и обретает новый социальный статус.

          В психологии выделяются разные  стадии родительствования: принятие  решения о рождении ребёнка,  беременность, период зрело-го родительства, период «постродительства» (для бабушек и деду-шек)[22]. В актуальном материнстве выделяются стадия принятия решения о сохранении беременности, период беременности до шевеления плода, период после шевеления, роды, послеродовой период [7]. В гинекологии и акушерстве выделяются три триместра беременности, предродовой период, роды, послеродовой период. Любая периодизация связана с конкретными задачами исследования. Задачей данной работы является отражение особенностей само-восприятия женщиной своей беременности. В связи с этой задачей можно выделить пять периодов беременности: идентификация бере-менности, до начала ощущений шевеления, появление и стабили-зация ощущений шевеления ребёнка, седьмой и восьмой месяцы беременности, предродовой период (Г.Г. Филиппова, 2002). Рассмо-трим самовосприятие женщиной беременности на этих этапах подробнее: 

         1период. Идентификация беременности.

         Этот период в большинстве случаев начинается и заканчивает-ся ещё до возникновения первых изменений в физическом состоя-нии женщины и непосредственно связан с осознанием факта бере-менности.

         Обычно предположение о возможности  беременности появля-ется у женщины через 2-3 дня после задержки менструации. В обыч-ных случаях возникновение первого подозрения уже вызывает опре-делённые переживания. Пока не подтверждён факт беременности эти переживания почти всегда носят оттенок беспокойства, причи-ной которого является либо страх наступления беременности, либо страх её не наступления. «Положительная» тревога обычно ведёт к наиболее раннему и точному установлению факта беременности. В случаях нежелательной беременности в сочетании с затруднениями её прерывания, возможно, напротив длительное затягивание её под-тверждения. Сроки идентификации беременности составляют при-мерно одну неделю. В большинстве случаев за это время принима-ется решение о сохранении беременности или её прерывании.

           Г.Г. Филиппова (2002) выделяет 8 вариантов  самовосприятия идентификации беременности:

   1.Тревожное. При подозрении на беременность возникает сильная тревога, которая сохраняется до подтверждения факта беременности и после него, часто даже усиливаясь. Характерно яркое сохранение в памяти всех обстоятельств идентификации беременности, их высо-кая эмоциональность.

   2.Первая эмоция отрицательная (страх, тревога, ужас, растерян-ность, разочарование и др.) Она достаточно явно выражена и про-должается до уточнения факта беременности. После этого происхо-дит смена эмоционального состояния на положительное: удовлетво-рение, приятное удивление, радость. Первые ощущения чаще всего не возвращаются.

    3.Слабо выраженные отрицательные эмоции перемежаются с бо-лее выраженными положительными. Общая оценка своего состоя-ния явно положительная, хотя периодически возникают озабочен-ность и сожаление. После подтверждения факта беременности про-исходит сосредоточение на задачах, связанных с беременностью. Это наиболее благоприятный вариант переживания идентификации беременности, который свойственен зрелым, готовым к материнству женщинам, которые понимают всю важность происходящих в их жизни перемен и принимающих свою беременность как желатель-ную. Они готовы перестроить свою жизнь в ориентации на ребёнка.

Информация о работе Самовосприятие беременности