Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:58, курсовая работа
В данной работе рассматривается проблема самовосприятия беременности женщинами, готовящимися стать матерями. Проблема материнства и, в частности, такого важного этапа подготовки к материнству как беременность в научной литературе представлена не очень полно, внимание ей стало уделяться только в последнее десятилетие и рассмотрение этой проблемы можно найти у ограни-ченного количества авторов (Филиппова Г.Г., Мещерякова С.Ю., Брутман В.И.). В данной работе рассматривается проблема само-восприятия беременности женщинами, которые готовятся стать матерями и методы исследования, позволяющие определить особен-ности этого самовосприятия. В этом состоит новизна работы.
Введение…………………………………………………………………3
Проблема самовосприятия беременности…………………………4
2. Методы исследования самовосприятия беременности…………..16
Заключение……………………………………………………………. 21
Библиографический список………………………………………….. 23
Приложение…………………………………………………………….24
Проективная методика «Я и мой ребёнок».
Женщину просят нарисовать, как она представляет себя и своего будущего ребёнка. По результатам можно судить о наличии того или иного стиля самовосприятия беременности.
Интерпретация производится признакам рисунка, позволяющим отнести самовосприятие беременности к тому или иному стилю.
1. Адекватный стиль.
Формальные..признаки.
Хорошее качество линии; расположение
рисунка в центральной части листа; размеры
рисунка соответствуют принятым в психодиа-гностике,
(отражают нормальное состояние без признаков
тревоги и неуверенности в себе); при наличии
развернутого сюжета (с допол-нительными
кроме фигур матери и ребенка деталями:
обстановка комнаты, дом, деревья и др.)
рисунок занимает большую часть лис-та;
отсутствие стираний, зачеркивания, перерисовок,
рисования на обратной стороне листа;
отсутствие длительных обсуждений (как
и что рисовать) или отговорок (я не умею
и т.п.), а также пауз в про-цессе рисования
больше 15 секунд; положительные эмоции
разной степени выраженности в процессе
рисования.
Содержательные..признаки.
Наличие на рисунке себя и ребенка; отсутствие
замен образов себя и ребенка на растения,
животных, неживые объекты, символы; сораз-мерность
фигур матери и ребенка; отсутствие других
людей; допол-нительные предметы и детали
одежды не составляют главную часть рисунка,
их количество, степень прорисовки, размеры
не давлеют над фигурами матери и ребенка;
наличие совместной деятельности матери
и ребенка; наличие телесного контакта
(мать держит ребенка на руках или за руку);
ребенок не спрятан (в кроватке, коляске,
пеле-нках или животе матери) и не изолирован
(ребенок, завернутый в пеленки, с прорисованным
лицом, которого мать держит на руках –
нормальный признак); прорисовка лица
ребенка; все фигуры нарисо-ваны лицом
к зрителю; возраст ребенка приближается
к младен-ческому прогрессивно с первого
к третьему триместру, после родов - ребенок
в настоящем возрасте.
2. Незначительные симптомы тревоги, неуверенности. (склонность к тревожному или амбивалентному стилю)
Формальные признаки Наличие незначительных признаков тревоги и неуверенности в себе по качеству линии; недостаточно крупный рисунок; расположение в нижней части листа или ближе к одному из углов; наличие линии основания; небольшое наличие штриховки.
Содержательные..признаки.
Наличие на рисунке себя и ребенка без
замены образов; фигура ребенка слишком
большая или маленькая; наличие мужа, других
де-тей; большое количество дополнительных
предметов, их большие по сравнению с фигурами
матери и ребенка размеры; ребенок в коляске
или другом подвижном объекте (на санках,
в кресле-качалке, на игрушке-качалке и
т.п.), при этом мать держит ребенка за руку
или за деталь объекта, в котором расположен
ребенок, фигура и лицо ребенка прорисованы;
все фигуры лицом к зрителю, или в профиль;
совместная деятельность может отсутствовать;
возраст ребенка в беременности в пределах
раннего, к концу беременности приближа-ется
к младенческому, после родов - в настоящем
возрасте.
3. Тревога и неуверенность в себе. (Тревожный или амбивалетный стиль, иногда эйфорический)
Формальные..признаки
Плохое качество линии; рисунок очень
мелкий, расположен внизу листа или в углу;
наличие линии основания, штриховки в
большом количестве.
Содержательные..признаки
Наличие на рисунке себя и ребенка без
замены образов; фигура ребенка слишком
большая или слишком маленькая; большое
коли-чество дополнительных объектов,
тщательная прорисовка деталей одежды;
недостаточная прорисовка фигур и лиц
себя и ребенка, схематизация; отсутствие
совместной деятельности; контакт с ребе-нком
может быть незначительным, или рядом
с ребенком без конта-кта (при этом ребенок
не изолирован), возможно протянутые друг
к другу руки без прямого контакта; наличие
на рисунке нескольких членов семьи, своей
матери; большое количество дополнительных
предметов, их большие по сравнению с фигурами
матери и ребенка размеры, они покрывают
практически весь лист; возраст ребенка
в беременности в пределах дошкольного,
к концу беременности при-ближается к
раннему или младенческому, после родов
- в настоящем возрасте.
4. Конфликт с беременностью. (Отвергающий или игнорирующий стиль)
Формальные..признаки.
Отказ от рисования; переворачивание,
сгибание листа; наличие сти-раний, перерисовок,
зачеркиваний; большие пятна черного цвета;
неадекватное использование размеров
листа (слишком мелко или "не умещаются"
важные части рисунка, в первую очередь
фигура матери и ребенка).
Содержательные..признаки.
Отсутствие на рисунке себя и\или ребенка;
замена образа ребенка и\или себя на растение,
животное, символ; отсутствие совместной
деятельности и контакта с ребенком; ребенок
спрятан (в пеленках, коляске, кроватке,
животе матери); ребенок изолирован при
помощи предметов, отделяющих его от матери
или полностью изолирован без контакта
с матерью (к кроватке, коляске, на коврике,
на качелях и т.п.); большая пространственная
дистанция между фигурами мате-ри и ребенка;
фигуры, нарисованные спиной; отсутствие
у фигур ли-ца, реже тела; большое количество
дополнительных предметов, их большие
по сравнению с фигурами матери и ребенка
размеры, они покрывают практически весь
лист; возраст ребенка дошкольный, реже
ранний, к концу беременности не снижается,
или даже увели-чивается, после родов -
ребенок более старшего, редко - более
млад-шего возраста, чем в настоящем.
Приход
в этот мир нового человека –
всегда праздник. Не всем выпадает счастье
познать эту радость. Невиданные
ранее успехи медицины в области
репродуктивных технологий подарили надежду
тем людям, которые уже отчаялись
иметь детей. Но, как это часто
бывает, развитие науки несколько
опережает морально-правовую адаптацию
общества к новым ее достижениям.
Нормы права далеко не совершенны
и всегда следуют за развитием
общества. Это в высшей степени
справедливо по отношению к ныне
действующим в мире законам, определяющим
порядок применения репродуктивных
технологий. Правовое обеспечение суррогатного
материнства, а также прочих программ,
основанных на репродуктивных технологиях
сегодняшнего дня – один из самых
сложных вопросов в современной
юридической практике. В бытовом
понимании этого
Действующее российское законодательство
является одним из самых либеральных в
мире в том, что касается применения репродуктивных
технологий. В Основах законодательства
РФ об охране здоровья граждан от 22.06.93
N 5487-1 в статье 35 "Искусственное оплодотворение
и имплантация эмбриона" говорится:
3
Таким
образом, любая, как одинокая, так
и состоящая в браке женщина
при ее согласии и согласии ее супруга
(если она состоит в браке), может
быть подвергнута процедуре
Сразу нужно оговориться, что непосредственно под суррогатным материнством закон понимает вынашивание ребенка только для супружеской пары (т.е. для лиц, состоящих между собой в официально зарегистрированном браке на момент имплантации эмбриона) и являющегося биологически "чужим" для вынашивающей его женщины.
В соответствии с Семейным кодексом, супругами признаются:
4
Далеко
не все женщины могут стать
суррогатными матерями. В уже цитировавшемся
выше Приложении №1 к Приказу Минздрава
говорится следующее: «Суррогатными
матерями могут быть женщины, добровольно
согласившиеся на участие в данной
программе».
Требования, предъявляемые к суррогатным
матерям: