Методика занятий лечебной физической культурой при различных формах сколиоза

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:32, реферат

Краткое описание

В последние годы среди среднего школьного возраста у детей наблюдается снижение уровня физического развития и физической подготовленности школьников. Также в состоянии здоровья, все больше детей относится к специальной медицинской группе по различным заболеваниям. Основное заболевание в нашей школе сколиоз, плоскостопие, каждый третий ребенок имеет заболевании.

Оглавление

Введение
Глава 1. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме
1.1 Особенности занятий физической культурой с учащимися специальной медицинской группы………………………………………………………….3
1.2Особенности комплектования детей в специальную медицинскую группу7
1.3Методика проведения занятий с учащимися специальной медицинской группы…………………………………………………………………………….13
1.4 Постановка проблемы……………………………………………………….17
Глава 2 Методологические основы научного исследования
2.1 Объект, предмет, цель и рабочая гипотеза исследования………………..21
2.2 Задачи и методы исследования……………………………………………..21
2.3 Организация исследования………………………………………………….22
Глава 3 Методика организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми специальной медицинской группы
3.1 Содержание экспериментальных методик………………………………..
3.2 Результат педагогического эксперимента и обсуждение………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Выводы …………………………………………………………………………
Практические рекомендации………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Глава 2 Методологические основы научного исследования.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

 

Минобрнауки России

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Вятский государственный  гуманитарный университет»

(ВятГГУ)

 

Факультет физической культуры

Кафедра адаптивной физической культуры и методики обучения

 

 

Курсовая   работа

 

Методика занятий  лечебной физической культурой при  различных формах сколиоза.

 

 

 

Выполнил 

студент 5 курса

факультета адаптивная

физической культуры

И.В. Мокеров

________________ (подпись)

 

Научный руководитель:

Е. В. Чащина

________________ (подпись)

 

 

 

    Оценка:

Дата:


 

2012

 

                                                    Содержание

Введение

Глава 1. Анализ литературных источников по исследуемой  проблеме

    1. Особенности занятий физической культурой с учащимися специальной              медицинской группы………………………………………………………….3

1.2Особенности комплектования  детей в специальную медицинскую  группу7

1.3Методика проведения занятий с учащимися специальной   медицинской    группы…………………………………………………………………………….13

1.4 Постановка проблемы……………………………………………………….17

Глава 2  Методологические основы научного исследования

2.1 Объект, предмет, цель и рабочая   гипотеза исследования………………..21

2.2 Задачи и методы исследования……………………………………………..21

2.3 Организация исследования………………………………………………….22

Глава 3 Методика организации  физкультурно-оздоровительной работы с детьми  специальной медицинской  группы

3.1 Содержание экспериментальных методик………………………………..

3.2 Результат педагогического эксперимента и обсуждение………………..

Заключение……………………………………………………………………..

Выводы …………………………………………………………………………

Практические рекомендации………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………….

Приложения……………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние годы среди  среднего школьного возраста у детей наблюдается снижение уровня физического развития и физической подготовленности школьников. Также в состоянии здоровья, все больше детей относится к специальной медицинской группе по различным заболеваниям. Основное заболевание в нашей школе сколиоз, плоскостопие, каждый третий ребенок имеет заболевании. Из за малой двигательной активности детей, и ухудшением  состояние здоровья.

Что и послужило выбором  моей научно-исследовательской работы ,,Методика занятий лечебной физкультурой при различных формах сколиоза.

 

Актуальность  исследования обусловлена:

1) высокой заболеваемостью  учащихся общеобразовательных школ, многочисленными нарушениями осанки  у школьников;

2) необходимостью внедрения  в учебный процесс специальной  медицинской группы профилактических  и коррекционных средств.

 

Глава 1. Анализ литературных источников по исследуемой  проблеме…

    1. Особенности занятий физической культурой с учащимися специальной    медицинской группы.

Согласно государственных  документов, детей, которые отнесены к специальным медицинским группам, не освобождают от общих уроков физической культуры — они должны их посещать и быть одеты в спортивную форму. Но выполнение задач на уроке обеспечивается с соблюдением индивидуальных показаний к занятиям физическими упражнениями. Выполнение нормативов не предусмотрено.

Основные задачи для учащихся подготовительных групп на общем уроке физической культуры:

1) ознакомление  с теоретическим материалом учебной  программы;

2) овладение техникой двигательных  действий, предусмотренных учебной  программой (в пределах индивидуальных показаний и возможностей);

3) приобретение гигиенических  навыков.

С целью соблюдения пристального контроля за состоянием детей с определенными отклонениями в его  состоянии здоровья учитель должен чаще предлагать им измерять пульс, делать длительные паузы для отдыха и т.д.

Для детей, которых относят  в специальные медицинские группы  предусматриваются, помимо обязательных уроков физической культуры, дополнительные занятия по специальным программам.

На занятиях для специальных медицинских групп согласно определенной программе особое внимание учащихся обращают на ознакомление с индивидуальными особенностями их занятий физическими упражнениями, показаниями и противопоказаниями к выполнению отдельных упражнений, обеспечение оздоровительного эффекта на нарушенные функции, восстановления после выполнения упражнений, увеличение количества упражнений на восстановления функций дыхания, темп выполнения (должен быть медленный), постоянный контроль пульса и самочувствия. Ограничено участие в спортивных соревнованиях и возможно только по дополнительному разрешению врача.

Целью лечебно-оздоровительной  физической культуры детей, которых  относят к специальной мед. группе, является ускорение ликвидации патологических процессов, восстановления и укрепления здоровья, достижения максимально возможного для каждого индивида уровня физического развития, психологической и двигательной подготовленности. Конечная цель — воспитание навыка здорового образа жизни и потребности самостоятельных систематических занятий физической культурой, а также нормализация и улучшения общих функций организма.

В соответствии с целью, определены и основные задачи физического воспитания детей, которых относят к специальной медицинской группе:

  1. повышение функциональной способности органов и систем организма детей, ослабленных болезнью;
  2. закаливание организма.
  3. развитие физических возможностей и овладение двигательными навыками, которые компенсируют имеющиеся недостатки функционирования организма; предупреждение патологического процесса;
  4. повышение работоспособности (как физических, так и умственных), снятия усталости;
  5. формирование правильной осанки или ее коррекция (усвоение соответствующих двигательных умений и формирование соответствующих навыков);
  6. формирование активного отношения детей к преодолению своего физического несовершенства;
  7. формирование устойчивой системы привычек и потребностей в самостоятельных систематических занятиях физическими упражнениями

 

Организация занятий  с детьми с определенными дисфункциями предусматривает их дополнительное деление на группы, которые соответствуют характеру  основного заболевания, сходства рекомендованных средств коррекции здоровья, возрастного периода (младший, средний и старший школьный возраст):

группа А — сердечно-сосудистые и заболевания дыхательной системы;

группа Б - заболевания желудочно-кишечного тракта, печени и почек;

группа В — нарушение зрения;

группа Г -заболевания эндокринной системы, обмена веществ;

группа Д -заболевания опорно-двигательного аппарата.

Во время занятий  со специальной медицинской группой используют такую классификацию упражнений: общеоздоровительные упражнения, общеразвивающие упражнения, специальнорозвивающие упражнения, специальнооздоровительные упражнения.

Общеоздоровительные упражнения: циклические и динамические (ходьба, бег, плавание), выполняемых с малой (увеличение ЧСС на 20% от исходной) и средней (ЧСС увеличивается на 20-50%) интенсивностью.

Общеразвивающие упражнения — упражнения, которые влияют на все функции организма, стимулируют физическое развитие, создают основу для развития основных двигательных качеств.

Специально-развивающие упражнения — упражнения, которые влияют на развитие конкретных двигательных качеств, вызывают в организме специфические сдвиги.

Специально-оздоровительные упражнения — упражнения, которые влияют на процесс заболевания в организме.

Программа по физическому  воспитанию в специальных медицинских  группах включает общеразвивающие, корректирующие и дыхательные упражнения, элементы спортивных игр, подвижные  игры, легкой атлетике, лыжной подготовке, плаванию, а также специально-оздоровительные упражнения, которые показаны при определенном заболевании, например, для дыхательной системы и сердечно-сосудистой, преимущественно циклические упражнения, для опорно-двигательного аппарата, прежде всего плавание или другие занятия в воде, упражнения с гимнастической палкой, эластичным бинтом, у гимнастической стенки и т.п.

Учебную работу с детьми с дисфункциями  в состоянии здоровья проводят с соблюдением всех педагогических и специфических принципов физического воспитания. Кроме того, особое внимание обращают на:

  • принцип оздоровительной и лечебно-профилактической направленности использования средств физической культуры;
  • принцип дифференцированного подхода к дозированию нагрузок с учетом индивидуальных особенностей и заболевания;
  • принцип эмоционального и эстетического оформления занятий (чтобы ученики хотя бы на время занятий физическими упражнениями смогли забыть о своих недомоганиях  и почувствовали себя здоровыми).

Эффективность и целесообразность физического воспитания в специальных медицинских группах зависит от:

  • правильности выбора средства;
  • системности влияния физических упражнений и последовательности их использования;
  • регулярности воздействия;
  • продолжительности выполнения физических упражнений;
  • постепенности увеличения физической нагрузки как во время одного занятия, так и во время всего периода занять.
  • индивидуализации физических нагрузок в зависимости от возраста, пола, болезни и состояния здоровья занимающихся;
  • согласования упражнений общего и специального направления,
  • сочетание закаливания с физическими нагрузками, а также  диетой и другими методами;
  • системность и своевременность врачебно-педагогичного контроля
    1. Особенности комплектования детей в специальную медицинскую группу.

Программа медицинского обследования учащихся образовательных учреждений для занятий физической культурой

Программа обязательна  для выполнения всеми медицинскими организациями, осуществляющими контроль за состоянием здоровья лиц, занимающихся массовыми видами спорта и физкультурой независимо от ведомственной подчиненности и организационно - правовой формы.

    1. Врачебный осмотр:

Врача - педиатра или терапевта;

Врачей - специалистов: окулиста, стоматолога, оториноларинголога, хирурга, гинеколога;

При наличии показаний  проводятся консультации других специалистов;

    2.  Антропометрия;

    3. Функциональные пробы и определение общей физической работоспособности;

   4. Флюорография органов грудной клетки;

   5. Электрокардиография;

   6. Общий анализ крови;

   7. Общий анализ мочи;

   8. При наличии медицинских показаний проводятся дополнительные функционально - диагностические и лабораторные исследования;

   9. По результатам медицинских обследований в медицинскую документацию вносится и в копии выдается на руки пациенту врачебное заключение, включающее в себя:

- оценку состояния  здоровья;

Информация о работе Методика занятий лечебной физической культурой при различных формах сколиоза