Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:32, реферат
В последние годы среди среднего школьного возраста у детей наблюдается снижение уровня физического развития и физической подготовленности школьников. Также в состоянии здоровья, все больше детей относится к специальной медицинской группе по различным заболеваниям. Основное заболевание в нашей школе сколиоз, плоскостопие, каждый третий ребенок имеет заболевании.
Введение
Глава 1. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме
1.1 Особенности занятий физической культурой с учащимися специальной медицинской группы………………………………………………………….3
1.2Особенности комплектования детей в специальную медицинскую группу7
1.3Методика проведения занятий с учащимися специальной медицинской группы…………………………………………………………………………….13
1.4 Постановка проблемы……………………………………………………….17
Глава 2 Методологические основы научного исследования
2.1 Объект, предмет, цель и рабочая гипотеза исследования………………..21
2.2 Задачи и методы исследования……………………………………………..21
2.3 Организация исследования………………………………………………….22
Глава 3 Методика организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми специальной медицинской группы
3.1 Содержание экспериментальных методик………………………………..
3.2 Результат педагогического эксперимента и обсуждение………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Выводы …………………………………………………………………………
Практические рекомендации………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………….
- заключение о физическом
развитии по существующим
- допуск к занятиям
физическим воспитанием (
- рекомендации по проведению иных лечебно - профилактических мероприятий.
Медицинская характеристика групп
Основная - учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, при достаточной физической подготовленности. Физическая нагрузка для учащихся основной группы дается в полном объеме:
- занятия по учебным программам физического воспитания в полном объеме;
- занятия в одной из спортивных секций;
- участие в соревнованиях и сдача возрастных нормативов физической подготовки.
Подготовительная - лица с недостаточным физическим развитием и слабо физически подготовленные без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья.
Допустимая физическая нагрузка в подготовительной группе:
- занятия по учебным программам, физического воспитания при условии более-постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований;
-дополнительные занятия для повышения уровня физической подготовленности
- отсрочка сдачи возрастных нормативов физической подготовки.
Занятия физической культурой в подготовительной группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе.
Специальная - учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной и производственной работы.
Занятия по физической культуре с учащимися этой группы должны проводиться по специально разработанным учебным программам. В них введены преимущественно гимнастические упражнения, подвижные игры, элементы спортивных игр, легкая атлетика. Полностью исключены лазанья по канату, подтягивания, акробатические упражнения. Расширена программа в группе упражнений по воспитанию правильной осанки, на создание и укрепление мышечного корсета спины и живота.
Примечание. В отдельных случаях при выряженных нарушениях функции опорно-двигательного и нервно-мышечного аппарата и значительных нарушениях здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного заведения, учащихся направляют на занятия лечебной физкультурой в лечебно - профилактические учреждения.
Резких, четко очерченных границ между группами не существует. Это заставляет врача решать вопрос об отнесении учащегося в ту или иную группу сугубо индивидуально, выясняя не только степень функциональных нарушений организма, но и уровень физической подготовленности. При распределении учащихся на медицинские группы в каждом отдельном случае решают вопрос о том, какому объему физических нагрузок и нормативным требованиям, установленным для каждой из групп, соответствуют функциональные возможности организма юноши или девушки.
Перевод из одной медицинской группы в другую производят после дополнительного обследования.
Дети с нарушением осанки и со сколиозом 1 степени могут заниматься физкультурой в основной группе, а также посещать спортивные секции. Однако, выбор вида спорта, кратность занятий необходимо согласовать с врачом.
Комплектование специальных медицинских групп перед новым учебным годом должно осуществляться с учетом возраста, показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса по данным медицинского обследования, проведенного в апреле-мае текущего года.
Списки детей с указанием диагноза медицинской группы, завизированные врачом школы, детской поликлиники передаются учителям физкультуры. Директор школы должен оформить приказом по школе создание специальной медицинской группы.
В течение года школьники специальной и подготовительной групп, а так же освобожденные от физкультуры систематически (один раз в квартал) осматриваются врачами в школе или в детской поликлинике. На основании состояния здоровья, результатов функциональных методов исследования, данных по адаптации к физическим нагрузкам, освоению двигательных навыков и умений, учащиеся переводятся в соответствующую медицинскую группу. Перевод осуществляет врач вместе с учителем физкультуры при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе.
Наполняемость специальных медицинских групп: 10-15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут или 3 раза в неделю по 30 минут. В зависимости от количества учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, они комплектуются или по классам или по возрастам (младшие 6-10 лет, средние 11-13 лет, старшие 14-17 лет). При значительном количестве учащихся специальной медицинской группы со сколиозом рекомендуется создание групп корригирующей гимнастики, основная задача которых - формирование навыка правильной осанки, укрепление мышечной системы и развитие силовой выносливости. Дети со значительными отклонениями в состоянии здоровья (подгруппа Б) занимаются лечебной физкультурой при детских поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах.
В зависимости от тяжести и характера заболевания, учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы - А и Б, с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.
Подгруппа А - школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья, обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями; таких детей большинство.
Подгруппа Б - школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной системы, печени, высокая степень нарушения зрения с изменением глазного дна и др.).
Для подгруппы А нагрузки постепенно возрастают и по интенсивности и по объему, согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется проводить при частоте пульса 120-130 ударов в минуту в начале четверти и довести интенсивность нагрузки до 140-150 ударов в минуту в основной части урока к концу четверти.
Двигательные режимы при частоте пульса 130-150 ударов в минуту считаются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект. Частота пульса более 150 ударов в минуту не целесообразна, так как большинство занимающихся в спец. Мед. группах страдают гипоксией и неадекватны к интенсивным физическим нагрузкам.
Для подгруппы Б двигательные режимы проводятся при частоте пульса 120-130 ударов в минуту в течение всего учебного года, так именно в условиях такого режима достигается гармоничная работа сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, опорно-двигательного аппарата, формируются необходимые навыки и умения, не предъявляя ослабленному организму повышенных требований.
Занятия (урок) в специальной медицинской группе строятся по стандартной схеме (подготовительная, основная, заключительная), однако в отличие от обычных уроков, имеют свои принципиальные особенности.
В подготовительной части урока (до 20 минут) выполняются общеразвивающие упражнения, чередуясь с дыхательными, которые проводятся в среднем и медленном темпе.
В основной части урока (20-22 минуты) занимающиеся овладевают двигательными навыками, получают определенную для них максимальную физическую нагрузку, испытывают эмоциональное напряжение. Подбор упражнений предусматривает разностороннее развитие в пределах возможностей занимающихся основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости. Большое внимание уделяется развитию гибкости и координации движений.
Задача заключительной части урока привести (3-5 минут) привести организм учащихся в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение, восстановить дыхание, частоту сердечных сокращений. По окончании занятия учащийся не должен чувствовать себя усталым.
Двигательный режим этой группы рекомендуется проводить при частоте пульса от 120 до 150 ударов в минуту.
Для оценки функционального состояния учащихся используются несложные пробы, такие как 20 приседаний за 30 секунд, или проба с 2-минутным бегом на месте в темпе 140 шагов в минуту. Если в результате проведенной пробы зафиксировано учащение пульса в пределах 25-30% , то функциональное состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее. Систематически проводится ортостатическая проба. Результаты тестов и проб должны быть отражены в личной карте учащегося.
заключения врача и учителя физической культуры директор издает приказ по школе. В приказе указывается списочный состав групп, диагноз или шифр заболевания каждого ученика, время проведения занятий, учитель, проводящий занятия.
Группы для занятий по физической культуре комплектуются в количестве не менее 10человек. В практике работы не существует единых для всех школ рекомендаций по комплектованию учебных групп. Каждая школа решает этот вопрос самостоятельно, исходя из количества учащихся и их анатомо-функциональной характеристики. Существует несколько вариантов
комплектования учебных групп.
1 вариант. В учебную группу зачисляются учащиеся разных параллелей классов, но с однородным характером заболевания. При этом разница в возрасте не должна превышать три года.
П вариант. В учебную группу зачисляются учащиеся одной параллели классов, но с различным диагнозом.
Ш вариант. В учебную группу зачисляются учащиеся, различные как по возрасту, так и характеру заболевания.
Школьный врач знакомит учителя физкультуры со списками учащихся, с состоянием их здоровья. Далее они совместно разрабатывают план и тактику проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий на четверть, на год, на летние каникулы, индивидуально на каждого учащегося, намечают сроки проведения врачебно-педагогических наблюдений. Все это вносят в индивидуальную карту), в которой в дальнейшем будут отражены общие сведения об учащихся (фамилия, имя, отчество, год рождения, класс,
диагноз заболевания, осанка, длительность перерыва в занятиях физическими упражнениями, поурочный учет ЧСС, содержание задач урока, индивидуальные задания).
Школьники специальной медицинской группы, с которыми проводятся занятия по физической культуре, проходят дополнительное медицинское обследование в течение учебного года.
Следует отметить, что организация и проведение занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группы, намного сложнее, чем со здоровыми учащимися. Они предъявляют к директорам школ, учителям и медицинским работникам значительно большие требования. В специальной медицинской группе занимаются школьники разного возраста, пола, страдающие различными недугами и психологически не
готовые к занятиям физкультурой. Некоторые учителя физкультуры и медицинские работники детских поликлиник и школ недостаточно знакомы с основами физического воспитания и врачебного контроля, не умеют определять адаптацию ребенка к физическим нагрузкам, в результате чего необоснованно большое число учащихся оказываются в числе освобожденных от уроков физкультуры.
Информация о состоянии здоровья школьников и распределении их на медицинские группы поступает нередко директорам школ и учителям с большой задержкой, в связи с чем занятия в специальной медицинской группе или начинаются с большим опозданием, или вообще не проводятся.
Недостаточная работа с родителями приводит к тому, что они не проявляют должного интереса к вопросам физического воспитания своих детей, более того, предпочитают оберегать их от необходимой двигательной активности, добиваясь всеми путями освобождения от занятий физкультурой.
Физическое воспитание организуется для всех школьников специальной медицинской группы на протяжении всего учебного года и осуществляется в следующих формах:
- учебные занятия (в объеме 102 часа в год);
- дополнительные занятия;
- самостоятельные занятия физическими упражнениями по заданию учителя физической культуры или в режиме дня под руководством родителей;
- оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
- массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в свободное от учебных занятий время, в каникулы (физкультурные праздники, игры и развлечения, прогулки, катание на лыжах, коньках, плавание, ближний туризм и т.д.).
Большое значение для учащихся с ослабленным здоровьем имеет рациональный режим дня, включающий обязательное пребывание на свежем воздухе в течение 4-5 часов.
Школьники специальной медицинской группы не допускаются к участию в спортивных соревнованиях, однако их необходимо привлекать к судейству и в посильные для них формы внеклассной и внешкольной работы по физической культуре.
Основной формой физического воспитания учащихся специальной медицинской группы являются уроки, проводимые отдельно от других школьников 3 раза в неделю продолжительностью 40-45 мин. Посещение их учениками специальной медицинской группы обязательно. Ответственность за это возлагается на учителя, ведущего
Информация о работе Методика занятий лечебной физической культурой при различных формах сколиоза