Методика занятий лечебной физической культурой при различных формах сколиоза

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:32, реферат

Краткое описание

В последние годы среди среднего школьного возраста у детей наблюдается снижение уровня физического развития и физической подготовленности школьников. Также в состоянии здоровья, все больше детей относится к специальной медицинской группе по различным заболеваниям. Основное заболевание в нашей школе сколиоз, плоскостопие, каждый третий ребенок имеет заболевании.

Оглавление

Введение
Глава 1. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме
1.1 Особенности занятий физической культурой с учащимися специальной медицинской группы………………………………………………………….3
1.2Особенности комплектования детей в специальную медицинскую группу7
1.3Методика проведения занятий с учащимися специальной медицинской группы…………………………………………………………………………….13
1.4 Постановка проблемы……………………………………………………….17
Глава 2 Методологические основы научного исследования
2.1 Объект, предмет, цель и рабочая гипотеза исследования………………..21
2.2 Задачи и методы исследования……………………………………………..21
2.3 Организация исследования………………………………………………….22
Глава 3 Методика организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми специальной медицинской группы
3.1 Содержание экспериментальных методик………………………………..
3.2 Результат педагогического эксперимента и обсуждение………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Выводы …………………………………………………………………………
Практические рекомендации………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Глава 2 Методологические основы научного исследования.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

уроки физкультуры и  классного руководителя. Контролируют работу специальной медицинской группы, заместитель директора и врач.

Приступая   к занятиям с учащимися специальной группы, учитель должен помнить, что уроки необходимо проводить в чистом, хорошо проветриваемом помещении, а лучше, по возможности, на открытом воздухе. В процессе урока нужно включать 1-2 паузы по 1-2 минуты для отдыха. Следует учить детей полному расслаблению мышц. Все движения

должны выполняться спокойно, плавно, без напряжения. Переходить из одного исходного положения в другое учащиеся должны не спеша, избегая резких движений.

Внешние

признаки утомления

Небольшое утомление

Среднее утомление

Выраженное

 утомление 

Окраска кожи

Легкая

Значительная

Побледнение

или синюшность    

Потливость

Незначительная

Большая

Чрезмерная

Выражение лица

Спокойное

Напряженное

Страдальческое

Характер дыхания

Учащенное, ровное

Учащенное, периодические глубокие  вдохи

и выдохи

Резкое 

учащенное,

поверхностное         и аритмичное

Координация движений, внимание

Четкое,

бодрое 

Выполнение команд

Неуверенные движения, покачивания,

нечеткое 

Выполнение 

заданий

Дрожание

конечностей,

частые 

покачивания,

отставание 

в  ходьбе

от группы

Жалобы

Нет

На усталость, боль

в  мышцах.

Головокружение головную боль, шум




 

 

 

 Необходимо научить  правильному дыханию через нос.

 Для оценки влияния  физических упражнений на школьника,  правильности распределения нагрузки    в   занятиях,    механизмов   приспособительных   реакций   организма,    можно использовать   простые   и   доступные   методы   исследования   и   методические   приемы.

Визуальные  наблюдения дают возможность судить о  степени  утомления  по  внешним признакам, см. таблицу.

Характеристика внешних признаков утомления

Практика показывает, что больше внимания необходимо уделять  развитию основных двигательных качеств, не забывая при этом о закаливании, пропаганде здорового образа жизни, знаний по медицине, гигиене, самоконтролю и т.д, причем эта работа должна осуществляться комплексно и обязательно регулярно.

Уроки обязательно должны дополняться системой домашних заданий, физкультминуток на уроках, организацией правильного двигательного режима на переменах, занятиями в группах  продленного дня, проведением массовых спортивных мероприятий.

В ряде школ занятия физкультурой с учащимися специальной медицинской группы проводятся совместно с основной и подготовительной группами - это проще в организационном отношении, но сложнее в методическом. Кроме того, ослабленные дети, как правило, малоподвижны, недостаточно координированы, упражнения выполняют неумело, робко, боясь ошибиться и стать предметом насмешек со стороны сверстников. Учитывая эти обстоятельства, занятия с ними следует проводить только отдельно от здоровых школьников. Это позволит избежать многих методических и педагогических ошибок.

1.4 Постановка  проблемы

Проблема сохранения и укрепления здоровья становится в нашей стране все более острой и ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит физической культуре - важнейшему элементу здорового образа жизни. В соответствии с приоритетными направлениями государственной политики и национальными проектами, направленными на укрепление здоровья нации и формирование здорового образа жизни, возрастает роль совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях, создания условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья средствами физической культуры и спорта, формированию физической культуры  личности с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации. Оздоровительная направленность физического воспитания требует обязательного врачебного контроля, за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, обращая особое внимание на учащихся, отнесенных к специальной группе. Одна из причин ухудшения здоровья подрастающего поколения состоит в том, что с поступлением в школу двигательная активность падает на 50% у младших школьников (по сравнению с дошкольниками) и на 75% у старших школьников, студентов, а это ведет к развитию гиподинамии. А гиподинамия снижает функциональные возможности подрастающего организма. Наши ученики мало бывают на свежем воздухе (норма 3-3,5 часа), во многих школах нарушается режим проветривания, занижено естественное и искусственное освещение, нет горячего питания. Все это влечет за собой целый ряд отклонений в состоянии здоровья детского организма как функционального, так и органического характера (неврозы, нарушения сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, аллергические состояния, нарушения зрения, обмена веществ и др.). Весьма важно благоприятное влияние физических упражнений на развитие внешнего дыхания. Дыхательные объемы на 20-30% выше у детей, систематически занимающихся физкультурой, чем у школьников с гиподинамией. Благодаря систематическим занятиям физическими упражнениями развиваются приспособительные изменения сердца за счет небольшого увеличения в объеме, повышения тонуса и утолщения мышечных волокон сердца, так называемая умеренная гипертрофия миокарда, что повышает уровень и эффективность функционирования кардио-респираторной системы. Кроме того, для ребенка, страдающего гиподинамией, значительно возрастает степень опасности получения травмы, т.к. они плохо владеют своим телом в движении, имеют плохую координацию движений в пространстве. Исходя из вышеизложенного, видно, что борьба с гиподинамией, систематические занятия физической культурой, открывают резервы профилактики детского травматизма путем целенаправленного обучения детей необходимым и специальным двигательным навыкам, а также внедрения рациональных физических нагрузок, начиная с самого раннего возраста.     В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся образовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала. К специальной медицинской группе (СМГ) относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок, определенного учебной программой (10-15% от общей численности учащихся). Они занимаются по специально разработанным  программам по физической культуре. Отнесенные к СМГ освобождаются от участия в соревнованиях, от сдачи нормативов, им необходимы постоянные занятия физическими упражнениями. К подгруппе «А» относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу.

Задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, являются:

    • укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
    • улучшение показателей физического развития;
    • освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств
    • ;постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
    • повышение физической и умственной работоспособности;
    • закаливание  и повышение сопротивляемости  защитных сил организма;
    • формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
    • воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;
    • овладение комплексами упражнений, благотворно воздействующими на состояние организма обучающегося с учетом его заболевания;
    • обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;

 

                 -     соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха,                                                                              полноценного и рационального питания

 

Глава 2  Методологические основы научного исследования

2.1 Объект, предмет,  цель и рабочая  гипотеза  исследования

Цель исследования: экспериментальное обоснование коррекционного содержания ежедневных занятий физического воспитания детей специальной медицинской группы среднего школьного возраста.

Объект исследования: Процесс физического воспитания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе.

Предмет исследования:  оздоровительно коррекционная направленность ежедневных занятий физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Гипотеза исследования: разработка рационального построения ежедневных занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью на основе их индивидуализации и формировании здорового образа жизни будут способствовать:

1) повышению  уровня физической подготовленности;

2) формированию  осознанной потребности в здоровье, бережного и заботливого отношения  к нему, к его укреплению.

2.2 Задачи и  методы исследования

1.Выявить динамику изменений состояния здоровья учащихся специальных медицинских групп.

2.Экспериментально  проверить эффективность коррекционных  занятий в оздоровлении и физическом  совершенствовании учащихся.

3.Привить осознанное  отношение к самостоятельным  занятиям физической культурой,  формировать бережное  отношение к собственному здоровью.

Методы исследования. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

1.Изучение и  анализ научно-методической литературы по данному направлению.

2.Педагогические  наблюдения.

3.Тестирование  по определению уровня физической  подготовленности функционального  состояния организма.

4.Педагогический  эксперимент.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании коррекционного подхода в физическом воспитании учащихся, имеющими отклонения в состоянии здоровья на основе программных требований.

Практическая значимость заключается в разработке рациональной организации и оздоровительной методики ежедневных занятий физической культурой для учащихся специальных медицинских групп.

2.3 Организация исследования. 

Организация исследования осуществляется в три этапа с учетом особенностей каждой из решаемых в работе задач.

1. На первом  этапе (сентябрь-декабрь 2012) изучалась научно-методическая литература по данной проблеме, проводился поиск и подбор методик врачебно-педагогического контроля для определения состояния здоровья физической подготовленности и работоспособности детей.

2. На втором  этапе (январь-декабрь 2013) проводился основой эксперимент. Первым шагом на этом пути было правильное распределение детей на медицинские группы по диагнозу опорно-двигательного аппарата сколиоз, подбор физических упражнений в комплексы.

Второй шаг  – проведение ежедневных профилактических и коррекционных занятий, которые направлены на лечение основного заболевания. Определение динамики изменения отклонений в состоянии здоровья.

3. Третий этап (февраль-июнь 2014 г) анализ и обобщение  результатов опытно-экспериментальной  работы, написание дипломной работы

Ожидаемые результаты:

1.Стойкая ремиссия  основного заболевания.

2.Отсутствие  рецидивов.

3.Повышение адаптивных  возможностей организма.

Выводы.

1. В результате  эксперимента нами получены данные  о том, что для детей ежедневные занятия лечебной физкультурой и спортом в условиях общеобразовательной школы являются эффективным средством профилактики дальнейшего прогрессирования заболевания.

2.Создать условия  для часто болеющих детей в  средней школе путем добавления  дополнительных занятий по лечебной физической культуре.

3. Используя личностно-дифференцированные нагрузки появляется возможность контролировать функциональное состояние учащихся и их адаптацию к физическим нагрузкам.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

    1. Каинов А.Н., Калинин В.Е., Калинина Л.В., Макаренко Т.М.        Методика подбора средств баскетбола для урока ФК в ООШ. - Волгоград, 2003.
    2. Макаренко Т.М., Калинина Л.В., Гаврилова Л.Г., Курдяева О.А. Методика подбора средств волейбола для уроков ФК в ООШ.- Волгоград, 2002.
    3. Матвеев Л.П. Программа по «Физической культуре» для общеобразовательных учреждений (1-11 классы). - М,. 2002.
    4. Антропова М.В., Л.М.Кузнецова, Т.М. Паранинева Режим дня младшего школьника. М.: изд. Центр «Вента-на-граф». 2002
    5. Е.А.Бабенкова . Как помочь детям стать здоровыми. М.:2003
    6. Безруких М.М., Сонъкин В.Д., ФарберД.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). Учебное пособие, М.: изд. центр «Академия». 2002.
    7. . Зайцева В.В. Зачем учиться физкультуре. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002
    8. Копылов Ю.А., Малыхина М.В., Полянская Н.В. Физическое воспитание младшего школьника в семье. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002
    9. Мишин Б.И. Книга для учителя физической культуры. М.: Астрель-Аст. 2003.
    10. Сонькин В.Д., Анохина И.А. Как правильно закалять ребенка? М.: Вентана-Граф. 2002.
    11. руководство для спортивных врачей. Ростов-на-Дону, 2002г. - 80с.
    12. Методическое пособие по использованию лечебной физкультуры в занятиях специальных медицинских групп. Казань, 2003 г. - 62с.
    13. Фаттахова Л.С., Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников, Методические рекомендации,  2007г, 11с.
    14. Министерство образования Российской Федерации       (рекомендательное письмо) «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой», М., 2003 г.

Информация о работе Методика занятий лечебной физической культурой при различных формах сколиоза