Внеклассная работа по математике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть рекомендации по проведению внеклассных занятий по математике в начальной школе и доказать их эффективность.
Задачи:
- изучить содержание начального курса математики и выявить особенности его изучения;
- проанализировать основные математические понятия начального курса математики;
- определить значение внеклассной работы по математике в начальных классах;
- разработать и провести внеклассные мероприятия по математике в начальной школе;
- провести формирующий эксперимент (внеклассную работу по математике).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. РОЛЬ И МЕСТО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1. Содержание начального курса математики и особенности
его изучения ……………………………………………………….5
1.2. Анализ основных математических понятий ………………..8
1.3. Значение внеклассной работы по математике в начальных
классах ……………………………………………………………14
1.4. Разработка тем для внеклассной работы по математике для
начальных классов ………………………………………………18
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОВЕДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ НА ПРИМЕРЕ
2.1. Проведение формирующего эксперимента ………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...….40
ПРИЛОЖЕНИЕ……………...………………………………………………42

Файлы: 1 файл

! курсовая внеклассная работа по математике в начальных класах.docx

— 198.81 Кб (Скачать)

Далее мы проанализировали основные математические понятия начального курса и особенности их изучения: арифметические действия, понятие натурального числа, число нуль и цифра 0, наглядное представление о дроби, свойства арифметических действий, система упражнений для выработки вычислительных навыков, элементы алгебры и геометрический материал, понятие величины и идея измерения величин, решение задач.

Для решения  задачи выявления значения внеклассной  работы по математике в начальных  классах, изучив учебно-методическую литературу, мы пришли к следующим выводам.

Для развития математических способностей ученикам начальной школы необходимо, чтобы их первоначальное и последующее математическое обучение носило не сухой характер, а пробуждало в них интерес и любовь к предмету, развивало мышлению, острый ум и смекалку.

Важной составляющей обучения математике в начальных  классах является внеклассная работа по математике. Именно в этом возрасте ребенок определяет свое отношение к предметам школьного курса, а внеклассная работа по математике позволяет привить ему интерес к предмету, поддерживать и культивировать его, а также развивать общие, творческие и математические способности.

Внеклассная работа по математике в начальной школе имеет некоторые особенности, которые учителю необходимо учитывать, чтобы эффективность проводимой им работы была максимальной.

Формы внеклассной  работы по математике очень разнообразны, учителю, проводящему внеклассную  работу систематически, можно их комбинировать. Перечислим основные: групповые занятия после уроков, кружковые занятия, вечера и сборы, математические олимпиады, добровольные зачеты, часы и минуты занимательной арифметики, математические игры, написание математических сказок и сочинений, математические уголки, математические стенгазеты, математические выставки и прочее.

Необходимо  отметить, что внеклассная работа во многом зависит от индивидуальных интересов, опыта и вкусов учителя, его а также от особенностей учеников каждого класса.

В качестве внеклассной  работы по математике мы проводили  кружковую работу, которая была направлена на развитие математических способностей у детей, выполняя ряд условий: внеклассная работа вызывала у детей сильные и устойчивые положительные эмоции; деятельность детей на занятиях была творческой; ребенок на занятиях преследовал цели, немного превосходящие его возможности. Занятия велись во внеурочное время. Среди заданий были разнообразные игры, конкурсы, а также подготовка математической газеты.

Таким образом, проведенный нами эксперимент позволил подтвердить нашу гипотезу: проводимая нами внеклассная работа по математике в начальной школе оказала положительное влияние на развитие математических способностей школьников.

Наша работа доказала, что внеклассная работа по математике является сильнодействующим  педагогическим средством, позволяющим  значительно улучшить уровень математического  мышления учащихся и развивающим  их математические способности. На наш взгляд, учителям необходимо целенаправленно и систематически проводить работу подобного рода, для чего можно использовать и наши разработки.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Артемов А.К. Обучение сравнению в математике // Начальная школа. - 2006. - №11. - С. 43-46.
  2. Байрамукова П.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. Ростов Н/Д: Феникс, 2009. – 299 с.
  3. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся школ. отделений педучилищ. -3-е изд. испр. - М.:Просвещение,2007. -335с.
  4. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования» / А.В. Белошистая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 455 с.
  5. Бирюкова Л.А. Приём классификации при обучении математике // Начальная школа. -2008. - №5. - С. 36-39.
  6. Богданович М.В. Урок математики в начальной школе: Пособие для учителя. - К.: Рад. шк., 2006. – 208 с.
  7. Волкова С.И. Задания развивающего характера в новом едином учебнике «Математика» //Начальная школа. - 2007. - №9. - С. 68-74.
  8. Волкова С.И., Алексеенко О.А. Математика и конструирование // Начальная школа. - 2009. - №7. - С. 49-53.
  9. Волкова С.И. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа. – 2010. - №7. - С. 53-60.
  10. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие детей на уроках математики. 2-й класс (1-4 классы) // Начальная школа. - 2010. - №7. - С. 19-25.
  11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2006. 480 с.
  12. Дашевская Л.П. Организация групповой работы при повторении материала по математике // Начальная школа. - 2004. – №2. - С. 37-41.
  13. Дубровина И.В. Изучение математических способностей детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии способностей / Под. ред. В.А. Крутецкого. - М.: Педагогика, 2007. - С. 5-59.
  14. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя. - М.: Новая школа, 2003. - 176 с.
  15. Журавлев Б.Б. О математическом зрении // Математика в школе. – 2001. -№5. - с . 72.
  16. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. -М.: Просвещение, 2008. - 319 с.
  17. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя. –– М.: Просвещение, 2006. - 64 с.
  18. Истомина Н.Б. Концепция обучения математике в начальной школе // Начальная школа. - 2008. - №10. - С. 48-51.
  19. Истомина Н.Б. Курс математики в начальных классах, 1-3 классы // Начальная школа. - 2005. - №8. - С. 72-79.
  20. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
  21. Левшин В.А. Три дня в Карликании. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2012. – 160 с.
  22. Литвинская И.Г. Организация урока с учетом особенностей усвоения учащихся // Наука в вузах: математика, физика, информатика. Проблемы высшего и среднего профессионального образования: тезисы докладов международной научно-образовательной конференции. – М.: РУДН, 2009. – С. 703-705.
  23. Мельник Н.В. Развитие логического мышления при изучении математики // Начальная школа. - 1997. – N№5. - С. 63-66. 

Приложение

 

Планирование  внеклассных занятий по математике для 2 «Б» класса МБОУ СОШ №14

 

Занятие 1.

Игра «Внимание»

Игра «Робот»

Как люди научились  считать (учитель)

Живой абак

Как люди научились  записывать числа (учитель)

Знакомство  с магическим квадратом (дети)

Сценка о  треугольнике и квадрате (дети)

Занятие 2.

Как и когда  появились арифметические действия (учитель)

Математическая  эстафета

Из истории  нуля (дети)

Сочинение конца  математической сказки о нуле

Сочинение собственной  математической сказки (дома)

Занятие 3.

Математический  брейн-ринг

Занятие 4.

Системы счисления (учитель)

Запись чисел  в двоичной системе счисления

Знакомство  с танграмом (дети)

Соревнование  пар «Кто быстрее составит фигуру»

Занятие 5.

Что такое  отрицательные числа (учитель)

Решение логических задач

Работа в  микрогруппах «Придумай задачу»

Математические  фокусы

Занятие 6.

Математическое  многоборье

Занятие 7.

Как возникла геометрия (учитель)

Рисунки из геометрических фигур 

Соревнование  «Лучший геометр»

Занятие 8.

Числовые  суеверия (учитель+дети)

Решение занимательных  задач сказочного характера

Математические  фокусы

Занятие 9.

 Знакомство  с ребусами (дети)

Игровая работа в парах

Итоги работы

Занятие 10.

Математический  чай


Информация о работе Внеклассная работа по математике