Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:51, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть рекомендации по проведению внеклассных занятий по математике в начальной школе и доказать их эффективность.
Задачи:
- изучить содержание начального курса математики и выявить особенности его изучения;
- проанализировать основные математические понятия начального курса математики;
- определить значение внеклассной работы по математике в начальных классах;
- разработать и провести внеклассные мероприятия по математике в начальной школе;
- провести формирующий эксперимент (внеклассную работу по математике).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. РОЛЬ И МЕСТО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1. Содержание начального курса математики и особенности
его изучения ……………………………………………………….5
1.2. Анализ основных математических понятий ………………..8
1.3. Значение внеклассной работы по математике в начальных
классах ……………………………………………………………14
1.4. Разработка тем для внеклассной работы по математике для
начальных классов ………………………………………………18
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОВЕДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ НА ПРИМЕРЕ
2.1. Проведение формирующего эксперимента ………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...….40
ПРИЛОЖЕНИЕ……………...………………………………………………42
Сева: Тогда я знаю, как получить девятку.
Переводчик: Уж не собираетесь ли вы для этого прибавить четыре палочки? Эту ошибку делают многие. Между тем девятку у нас изображают по-другому. Ведь она стоит ближе к десятке, чем к пятерке. Значит, проще поставить единицу слева от десятки… Вот вам и девятка!
Сева: Но как у вас изображают десятку?
(Учитель: Переводчик подал знак, и птички-палочки превратились в ловких акробатов. Одни пятерки перекинулись и стали кверху ногами, другие ловко вскочили на них. Выходят дети, на груди которых нарисованы десятки.)
Олег: Здорово!
Переводчик: Красиво и просто! А дальше наше обычное правило: единица слева - девять, единица справа - одиннадцать. Потом двенадцать, тринадцать, четырнадцать и так далее.
(все названные числа учитель записывает на доске)
Затем две десятки - двадцать, три десятки - тридцать…
Таня: Четыре десятки - сорок.
Переводчик: Стоп! Я забыл вам сообщить, что, кроме палочек, у нас имеются четыре латинские буквы: M, D, С и L. М - это тысяча и, как самая большая цифра, наш предводитель. Его помощники: D - пятьсот, С - сто и L - пятьдесят. Итак, сорок - это пятьдесят минус десять. Значит изображается это так…
(записывает на доске)
Учитель: А теперь, ребята, давайте вместе с Севой, Таней и Олегом поупражняемся в записи таких чисел.
Кроме указанных выше, существуют и такие формы внеклассной работы, которые предполагают не столько работу учителя для подготовки к ним, сколько учеников. Учитель здесь выступает в роли организатора ученической деятельности, направляющего ее. Основная же роль при проведении такой работы отводится самим ученикам. К внеклассной работе подобного рода относятся создание математических уголков, выпуск математических стенных газет, проведение математических выставок и сочинение математических сказок и написание сочинений на математическую тему. Эти формы внеклассной работы не только развивают математические способности, развивают интерес к предмету, как другие формы внеклассной работы, но и активно содействуют развитию творческой активности учащихся, их самостоятельности, пытливости ума.
Математические уголки создаются в классе и имеют своей основной целью привлечь учеников к занятиям математикой. Здесь выставляются лучшие работы учеников класса: тетради, контрольные работы, творческие работы и прочее, здесь же помещаются задания и для дополнительных занятий, новости из математической жизни класса. О том, как можно оформить математический уголок в классе, подробно описано у В.П. Труднева. [30,50-55]
О выпусках стенных математических газет речь в нашей работе пойдет позже. Укажем лишь, что методических рекомендаций к проведению такого рода работы нам найти не удалось, лишь образцы уже готовых работ. Тем не менее, эту форму проведения внеклассной работы по математике мы считаем наиболее удобной и, при удачно спланированной работе над выпуском стенных математических газет, она может заменить внеклассную работу по математике. Нами разработана методика работы над выпусками стенных математических газет, которая отражена в 2 главе данной работы.
Таким образом, изучив учебно-методическую литературу по проблеме организации внеклассной работы по математике, можем сделать следующие выводы:
Учащиеся начальных классов наиболее нуждаются в том, чтобы их первоначальное и последующее знакомство с математическими истинами носило не сухой характер, а пробуждало в них интерес и любовь к предмету, развивало способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку и тем самым вносило оживление в изучение предмета.
Внеклассная работа по математике в начальной школе очень важная составляющая обучения, ведь именно в этом возрасте ребенок определяет свое отношение к предметам школьного курса. Внеклассная работа по математике позволит привить ученикам интерес к предмету, поддерживать и культивировать его, развивать общие, творческие и математические способности, компоненты которых формируются наиболее активно в этом возрасте.
Внеклассная работа имеет некоторые особенности, которые учителю необходимо учитывать, чтобы эффективность проводимой им работы была максимальной.
Формы внеклассной работы по математике очень разнообразны, учителю, проводящему внеклассную работу систематически, можно их комбинировать.
Внеклассная работа зависит от индивидуальных интересов учителя, его опыта, вкусов, особенностей учеников каждого конкретного класса. Однако при проведении той или иной формы внеклассной работы по математике, учителю необходимо учитывать некоторые методические рекомендации.
Разработанные нами и предложенные авторами методических пособий материалы могут быть использованы учителями при проведении различных форм внеклассной работы, или взяты за основу собственных разработок.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОВЕДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ НА ПРИМЕРЕ 2 «Б» КЛАССА МБОУ СОШ №14 С. ГАЙ-КОДЗОР
2.1. Проведение формирующего
Во 2 «Б» классе МБОУ СОШ №14 проводилась внеклассная работа по математике, целью которой стало развитие математических способностей учащихся.
Для экспериментального класса нами была разработана система внеклассных занятий, предполагающих кружковую работу, в которой мы попытались соблюсти все необходимые условия для развития математических способностей у ребят.
Во-первых, мы
старались, чтобы деятельность вызывала
у детей сильные и устойчивые
положительные эмоции. Для этого
по возможности создавали для
детей ситуации успеха, предъявляя
для работы сначала более простой
материал, с которым все легко
справлялись, и, убеждая детей в
их возможностях, переходили к все
более трудному. Кроме того, на своих
занятиях мы старались развивать
интерес к самой математике посредством
исторических экскурсов. На занятиях широко
применялись соревнования, математические
игры, различный занимательный
Во-вторых, мы стремились к тому, чтобы деятельность детей на занятиях была по возможности творческой. Здесь мы рассматривали не только непосредственно математическое творчество, которое проявлялось в нахождении нестандартных решений, в поиске закономерностей, но и творчество в целом. Для занятий дети подготавливали доклады и короткие сообщения, сочиняли математические сказки, задачи, разыгрывали математические сценки и задачи, создавали рисунки из геометрических фигур.
В-третьих, старались организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, немного превосходящие его наличные возможности. Здесь, безусловно, должна идти речь об индивидуальном подходе к каждому ученику. Свои занятия мы старались построить так, чтобы дети узнавали что-то новое и пока еще трудно доступное, но в несколько упрощенной, понятной форме. К тому же этот материал старались преподать в такой форме, чтобы детям захотелось побольше узнать об этом и рассказать другим о том, что он знает и умеет. Примером такой работы может служить таблица умножения на 9 на пальцах, результат которой легко проверить по последней странице тетради, знакомство с системами счисления и записью чисел в двоичной системой счисления посредством одевания в сапожки животных, знакомство с математическими фокусами.
Занятия задумывались
как путешествия по удивительной
стране Математике. На каждом занятии
мы посещали один из городов этой страны
и узнавали что-то новое о ней.
При этом на каждом занятии, помимо
обязательного рассказа учителя
из истории математики или знакомства
с неизвестными математическими
понятиями, проводились следующие
упражнения: игра «Внимание» и игра
«Робот». В начале занятия ученики
подбирали ключ к городским воротам
и зарисовывали его в тетради
(игра «Внимание»), а затем зарисовывали
экскурсовода, который поможет не
заблудиться в математическом городе,
он же является сквозным персонажем всего
занятия, предлагает задания, игры, конкурсы.
Цель первой игры в том, чтобы активизировать
внимание учащихся, настроить их на
рабочий лад. Вторая игра закрепляет
навыки ориентации в пространстве,
развивает алгоритмическое
Примерное планирование внеклассных занятий по математике приведено в Приложении.
Так как занятия проводились во внеурочное время, то записи велись в отдельной тетради для внеклассной работы. В этом мы видим большой плюс: так как дети могут наглядно видеть результаты своей работы, им легко подвести итоги. Преподавателю также необходим отчетный материал о проводимых занятиях, он помогает четче спланировать последующую работу, наметить пути индивидуальной работы с некоторыми учениками. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для внеклассных занятий по математике у ученика должна быть заведена отдельная тетрадь. Хорошо, если дети будут заниматься в ней и самостоятельно дома: выписывать интересные задачи, решать их, украшать тетрадь рисунками из геометрических фигур и прочее. Учителю же в конце учебного года (в конце работы кружка) можно организовать выставку тетрадей, устроить конкурс на лучшую тетрадь.
Перед нами стояла цель не только провести данную внеклассную работу и проверить ее эффективность с точки зрения развития математических способностей школьников, но и разработать методику проведения подобного рода работы. Необходимость этого мы видим в связи с недостатком подобных рекомендаций в учебно-методической литературе, о чем тоже говорилось выше.
Итак, учитывая отзывчивость детей младшего школьного возраста и желание участвовать во всем и сразу, мы предложили детям работать над выпусками математических газет не всем классом, а по рядам. Преимущество этого мы видим в следующем:
- каждый желающий ребенок может приобщиться к работе над каким-либо из выпусков;
- при работе над выпуском небольшого количества человек, каждый может каким-либо образом проявить себя, работы хватит на всех;
- выпуск газеты по рядам вносит и соревновательный мотив, что усиливает стремление каждого выполнить свою работу как можно лучше.
Кроме того, выпуск стенной математической газеты - это и соревнование всех учеников класса, ведь по итогам работы мы выявляли не только лучшую редакционную группу, но и «Лучшего математика». Лучшая редакционная группа выбиралась методом независимой экспертизы в лице родителей учеников класса, а лучшего математика мы выявили с помощью таблицы «Математические гонки», в которой отражается активность каждого ученика в выпусках газеты и в решении предлагаемых заданий. В нашем случае очки распределялись следующим образом: за участие в выпуске газеты - 3 балла за каждый подготовленный материал, за правильное решение задания - 3 балла, за участие (неправильно решенное задание) - 1 балл. Такая таблица может носить любое из предложенных учениками название, понравившееся большинству, и вывешивается в классе на видном месте. Лучше, если таблица будет красочно оформленной и действительно будет отражать результаты работы. В нашем случае рядом таблица была заполнена не набранными баллами, а, с так называемым, продвижением. Примерный вид таблицы представлен на Рисунке 2.
Рисунок 2. Примерный вид таблицы «Математические гонки»
Эта таблица результатов оказалась очень удобной, так как в ней наглядно видны результаты работы учеников, явно выделяются лидеры, детям не приходится долго высчитывать количество набранных баллов, ведь один балл равняется одной закрашенной ячейке.
Работа непосредственно над выпуском самой математической газеты строилась нами следующим образом. На выпуск номера ребятам отводилось 3 недели. За это время дети должны были придумать название своей газете, совместно с учителем распределить обязанности между всеми участниками группы, при этом учитывались как возможности ученика, так и его пожелания. После этого ученики подготавливали материалы дома или после уроков, имея возможность проконсультироваться с учителем. Среди заданий при подготовке к выпуску математической газеты были следующие:
- найди интересные математические задачи, пусть тебе помогут родители;
- составь задачу, похожую на эту;
- выбери из этих задач самую, на твой взгляд, интересную;
- придумай задачу по рисунку;
- нарисуй рисунок к задаче;
- спрячь цифру (рисунки, в основе которых различные цифры);
- придумай, как необычно украсить газету.
Когда весь материал был подготовлен, ребятами был назначен день сбора редакционной коллегии. В это время все ученики ряда принесли свои наработки, учитель выдал им ватман, клей, ножницы и другие принадлежности. Совместно с учителем и под его руководством дети оформляюли газету. Когда газета была готова, все задания в ней были пронумерованы. Газету вывесили в начале учебной недели, и на первом уроке в этот день ученики, принимавшие участие в работе над газетой, должны были ее «прорекламировать». В этом ученики были вольны: они придумывали девиз своей газеты, объявляли дополнительные конкурсы, рассказывали о задачах, предложенных в газете, сочиняли стихи о своей газете, то есть привлекали внимание остальных учеников класса к своей газете. Так прошла презентация газеты, на которой было объявлено, кому из ребят надо сдавать ответы к заданиям. Потом все ответы были проанализированы вместе с учителем и в конце недели проставлены баллы в таблице.
Баллы так же проставлялись в конце последующих недель, пока не выйдет новый выпуск газеты. Лидеры определялись после каждого выставления баллов.
В апреле текущего года была выбрана лучшая редакционная коллегия, то есть ряд-победитель, и самый лучший математик, который получил приз (книга - Богданов А. Большая книга умника! Геометрические головоломки от чемпиона).
Таким образом, мы провели внеклассную работу по математике, которая предполагала кружковую работу и была направлена на развитие математических способностей у детей, т.е. выполняла следующие условия:
- деятельность вызывала у детей сильные и устойчивые положительные эмоции;
- деятельность детей на занятиях была творческой;
- деятельность ребенка была организована так, чтобы он преследовал цели, превосходящие его возможности.
Занятия велись во внеурочное время и записи велись в специальных тетрадях. Среди заданий были разнообразные игры, конкурсы, а также подготовка математической газеты.
Заключение
В начале нашего
исследования нами была высказана гипотеза
о положительном влиянии
Для подтверждения этой гипотезы мы решили ряд задач.
Прежде всего, мы изучили содержание начального курса математики и выявили его основные особенности, такие как: построение начального курса на основе арифметики натуральных чисел и основных величин; концентрическое введение материала; органическая связь вопросы теоретического и практического характеров между собой; раскрытие математических понятий, свойств и закономерностей в курсе их взаимосвязи; развитие каждого понятие в процессе изучения начального курса математики; рассмотрение сходных или связанных между собой понятий в сравнении.