Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:05, контрольная работа
Цель работы – изучить объективный идеализм и диалектику Гегеля.
1. Введение.
2. I. Объективный идеализм Гегеля.
3. II. Диалектика Гегеля.
4. Заключение.
5. Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Российский государственный социальный университет
Курский институт социального образования
(филиал) РГСУ
Кафедра философии и социологии
Контрольная работа
по математике
на тему: «Объективный идеализм и диалектика Гегеля».
Выполнил:
Проверил:
Курск
2010
Содержание.
1. Введение.
2. I. Объективный идеализм Гегеля.
3. II. Диалектика Гегеля.
4. Заключение.
5. Список используемой литературы
Введение.
Георг Вильгельм
Фридрих Гегель (1770 – 1831) – немецкий
философ, один из творцов
Гегель
создал на объективно –
Цель работы
– изучить объективный
В соответствии с целью обозначим задачи:
I. Объективный идеализм Гегеля.
Идеализм (фр. Idealismе, через латинский от греч. idealis, греч. Idea – идея) – общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично. Идеализм противостоит материализму в решении основного вопроса философии – об отношении бытия и сознания, материального и духовного. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии. Возник более 2,5 тыс. лет назад; термин «идеализм» как обозначение одно из двух противоборствующих лагерей в философии появился в конце XVIII века. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется две основных ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй, либо отрицает наличие какой либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью (4, с. 475).
Гегель
относится к тому разряду
В создании своей философской системы он исходит из самой простой
1
категории, без которой
нельзя приступить к теоретическому,
а тем более философскому пониманию
объективной реальности. Такой исходной
категорией является «бытие». И действительно,
приступая к познанию, человек
сталкивается с тем, что вне нас
существует мир, о котором мы в
начале не можем сказать ничего,
кроме того, что он существует. Он
непосредственно предстает
Для фиксирования определенности «нечто» необходима особая категория. Такой категорией Гегель считает категорию «качество», под которым он понимает устойчивую совокупность свойств. Они составляют и определенность, и отличительность явлений (чего-либо вне нас существующего). Более того, качество, взятое таким образом, чтобы оно, будучи различенным считалось сущим, есть реальность (2, т. 1, с. 172). Ничто как бы отрицает «нечто», преобразуется в «нечто», оставаясь в приделах бытия. Но и само бытие становится не абстрактным, а наличным бытием. Наличное бытие как определенная реальность. Благодаря качественной
2
определенности, не существует в готовом виде, а становится, оформляется. Но чтобы бытие мира предстало и как определенная реальность , и как единое целое, оно должно иметь в своей основе качественно всеобщее, которое бы при всех своих изменениях оставалось и определенным, и единым.
Такой основой бытия (тем самым «нечто») Гегель считает Объективную идею. Под объективной идеей он понимает существующую саму по себе нематериальную реальность, способную к саморазвитию и изменению. А деятельной стороной объективной идеи является объективный дух, как некая все из себя творящая и сама себя преобразующая нематериальная сила, принадлежащая идеальному миру. В этом сущность объективного идеализма философии Гегеля. Если бы этим исчерпывалась философия Гегеля, она ба была только мистической. Заслуга Гегеля заключается в том, что он, анализируя развитии идеи и духа, вскрывает всеобщие законы бытия мира, которые можно понять не только теоретически, но и рационально.
Гегель
поставил перед собой
Гегель
понимал, что решение
Метод познания, отмечает Гегель, есть «единственная и абсолютная
3
сила разума», стремящегося к познанию вне его существующего объективного мира и познания самого себя» (2, т. 3, с. 291). Метод есть система понятий, которая становится орудием познающего разума (познающего субъекта), для производства знания о бытие и развитии всего существующего. Метод должен быть неограниченно-всеобщим, «совершенно бесконечной силой, которой никакой объект не может оказывать сопротивление, не может иметь другой природы по отношению к методу и не быть проникнут им. Метод как система движущихся понятий есть душа познания. Он собственный метод «любого дела», как таковой ибо его деятельность заключается в познании. В этом состоит и более истинный смысл всеобщности метода». В этом движении понятий отражается (воспроизводится) само движение объективного мира. В силу этого «метод есть само это знание, для которого понятие дано «как орудие и средство позволяющей деятельности, который отличается от самой деятельности», но составляет ее собственную сущность (2, т. 3, с. 291).
Гегель
подчеркивает диалектический
определенности своей сущности, хотя и измененной.
4
Исходя из такого диалектического метода познания, Гегель и создает свою философскую систему, в которой он воспроизводит процесс саморазвития объективной идеи и объективного духа. В силу этого и диалектика, и система философии, и диалектический метод Гегеля являются идеалистическими по своему характеру. Но этот недостаток с лихвой перекрывается достоинствами философии Гегеля, которая вскрывает действительные пружины развития объективного мира, объективной реальности. В своей системе философии он раскрывает различные ипостаси и конкретные формы бытия объективной идеи и объективного духа, которые они сами и порождают.
Гегель
остался глубоко
5
последняя философия есть
совокупность всех форм. Эта конкретная
идея есть результат усилий духа сделаться
объектом для самого себя, познать
самого себя путем самого серьезного
труда, продолжавшегося почти две
с половиной тысячи лет: столько
труда было разуму познать самого
себя». В этой гегелевской самохарактеристике
собственной философии
Итак, Гегель являлся представителем объективного идеализма. Все истинное являлось идеей. Идея – результат усилий духа сделаться объектом для самого себя.
6
I. Диалектика Гегеля.
Диалектика (от греч. dialektire – искусство вести беседу, спор), теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; диалектика противоположна метофизике. Важнейшие этапы истории диалектики: стихийная, наивная диалектика древних мыслителей (гераклит); диалектика понятий Платона, развитая неоплатонизмом (Платон, Прокл); диалектические учения Дж. Бруно и Николая Кузанского; диалектика немецкой классической философии (И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель); диалектика русских революционеров демократов XIX века (А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский). Важнейшие категории диалектики: противоречие, качество и количество, случайность и необходимость, возможность и действенность. Основные ее законы: единство и борьба противоположностей; переход количественных изменений в качественные; отрицание отрицания (4, с.388).
Информация о работе Объективный идеализм и диалектика Гегеля