Объективный идеализм и диалектика Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить объективный идеализм и диалектику Гегеля.

Оглавление

1. Введение.
2. I. Объективный идеализм Гегеля.
3. II. Диалектика Гегеля.
4. Заключение.
5. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

К.р. по философии.docx

— 32.72 Кб (Скачать)

        Тождество  мысли и бытия изначально взято Гегелем в процессе развития. Разумное развитие мира – основная тема гегелевской философии.  Понимание любого объекта нашего внимания дается исключительно в аспекте его происхождения и развития. Это относится  и к самой мысли. Процесс мышления есть необходимое движение мысли, подчиненное законам собственной логики. Гегель обосновал грандиозный проект особой, диалектической логики, воплотившей в себе квинтэссенцию его философии, его диалектический метод.

        Итак, все мировое развитие в основе  своей обусловлено развитием  абсолютной идеи. Первая фаза  этого развития – чисто логический  процесс становления абсолютной  идеи – есть систематически  представленная картина всех  категорий мышления в их генетической  связи, в их движении от самых простых и бедных содержанием  к   наиболее конкретным   и

7

богатым смыслом (тема и задача «Логики» Гегеля). Это движение, по замыслу  автора, лишено всякого субъективного  произвола и является тождеством безличной логики диалектического  процесса. Философ принимает на себя роль наблюдателя, но не организатора этого движения.

        Каждое  понятие (категория), обладая вполне  определенным содержанием, имеет  (всем своим содержательным существом предполагает) наличие собственной противоположности. Уже поэтому, вникая в данный ей смысл, мы неизбежно вступаем в ситуацию живого противоречия. В отличие от Канта отношение к противоречию у Гегеля совсем другое. Оно свидетельствует не о поражении нашего мышления, но о подлинной его почве и стихии. Мышление способно выявляемые противоречия разрешить, и это разрешение есть не что иное как переход к новому понятию (категории). Противоречие в этом смысле – движущая сила в конструировании системы и подлинная причина всякого движения и развития. Процесс развития принимает у Гегеля форму трехтактного движения. Первой ступенью здесь является тезис, затем, его противоположность антитезис, и, наконец, третья ступень – синтез. В конечном пункте противоположные моменты сохраняются в своем единстве как внутренние моменты синтетического целого. Господство данной трехтактной системы позволит легко обозреть гегелевскую философскую систему в целом (3, с. 94).

          Первый ее раздел образует  уже упомянутая «Логика», в которой  прослежен весь путь развития  абсолютной идеи, начиная с самых   простейших ее логических форм («бытие всеобщее» и «ничто»), в сомой «Логике» мы также  имеем три части («Бытие», «Сущность», «Понятие»), которые в свою очередь  распадаются на три части. Второй  раздел гегелевской системы –  «Натурфилософия». Здесь Гегель  представил уже известный нам  по «Логике» ряд категорий  в формах природных процессов  и образований. Последние выступают  в качестве материализации, «овнешнения»   чисто    логического  содержания.      Все       сущностное

8

содержание абсолютной идеи как бы развернулось в пространстве под чуждой ему оболочкой телесного  и материального. Переход от логического  к природному образует собой предпосылку  для будущего синтеза, реализующегося в Абсолютном духе и составляющего последний раздел системы – «Философию духа». В нем Гегель дает свое учение о субъективном, объективном и абсолютном духе. Предмет первой части философии духа – феноменология, антропология и психология человека, второго – право, мораль и нравственность и, наконец, третьего – искусство, религия и философия. В каждой из этих частей Гегель стремиться дать полную, с учетом знания своего времени, картину целого, выявляя его философское существо. По общему смыслу и пафосу гегелевской философии она являлась как бы завершением всего предшествующего развития не только в сфере собственной философской, но и в историческом смысле, так как Дух осознал самого себя как единственно сущее, как начало и конец всего.

         В Гегелевской философии существует  противоречие между метафизической  системой и диалектическим методом.  Метафизическая система отрицает  развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному. Развитие общественной жизни Гегель видел лишь в прошлом. Он считал, что история общества завершится конституционной сословной прусской монархией,  а венцом всей истории философии он объявил свою идеалистическую систему объективного идеализма. Так система Гегеля возобладала над его методом. Однако в гегелевской идеалистической теории общества содержится много диалектических идей о развитии общественной жизни. Гегель высказал мысль о закономерностях общественного прогресса. Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалектике, прошли длинный путь исторического развития. Если идеалистическая система взглядов

9

Гегеля носила консервативный характер, то диалектический метод  Гегеля имел огромное положительное  значение для дальнейшего развития философии, явился одним из теоретических  источников диалектико-материалистической философии.

         Итак, движение в философии Гегеля  лишено всякого субъективного  произвола и является тождеством  безличной логики диалектического  процесса. Процесс развития имеет  три ступени: тезис, антитезис,  синтез. Противоречие – движущая  сила развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Заключение.

 

      При изучении объективного идеализма диалектики Гегеля были сделаны следующие выводы.

       Гегель  являлся представителем объективного  идеализма. Все истинное являлось  идеей. Идея – результат усилий  духа сделаться объектом для  самого себя.

       Движение  в философии Гегеля лишено  всякого субъективного произвола  и является тождеством безличной  логики диалектического процесса. Процесс развития имеет три  ступени: тезис, антитезис, синтез. Противоречие – движущая сила  развития.

        Гегель  проставил перед собой труднейшую  философскую задачу – понять, как эти бесконечные и всеобщие  идея мира и дух, охватывающие все бытие, приобретают конкретные предметные формы бытия (конечное), познавая которые мы и открываем универсально-всеобщие  законы бытия наличного мира, который бесконечно и, по выражению Гегеля, прогрессивно развивается.

        Гегель  понимал, что решение недостижимо,  если не создать теорию диалектики  как учения о всеобщих законах  бытия и развития мира на  своем собственном основании.  Но и сама эта теория не  может быть сформулирована, если  нет в наличии соответствующего  метода познания, который бы позволял  представить бытие мира и закономерности  его развития в неискаженной, истинной форме. Он и создает  диалектический метод познания, который носит всеобщий характер, но особенно значим для развития  философского знания о бытие  мира.

        Таким образом, историческая роль философских учений Гегеля, состояла в развитии этим выдающимся мыслителем диалектического метода.

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Бабаев Ю.В. Основы философии. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 544 с.
  2. Гегель. Наука логики. В 3 т. – М.: Мысль, 1970 – 1972.
  3. Губин В.Д. Философия. – М.: Проспект, 2005. – 336 с.
  4. Прохоров А.М. Энциклопедический словарь. – М.: Энциклопедия, 2003. – 1600 с.
  5. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2003. – 736 с.
  6. Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П.Филатова. – М.: Русское слово, 1997. – 432 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Объективный идеализм и диалектика Гегеля