Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:02, реферат
Философия постоянно развивается как наука. Появляются новые мыслители, новые учения, направления. Особенно, мне кажется, выделяется философия конца 18 начала 19 века – философия немецкого классического идеализма. Основными представителями этого направления были такие философы, как Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг и Фейербах. Немецкая классическая философия разрабатывала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности.
Философия постоянно развивается как наука. Появляются новые мыслители, новые учения, направления. Особенно, мне кажется, выделяется философия конца 18 начала 19 века – философия немецкого классического идеализма. Основными представителями этого направления были такие философы, как Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг и Фейербах. Немецкая классическая философия разрабатывала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности. Также особое внимание она уделила проблеме развития, значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии, взглянула на историю как целостный процесс. Немецкий идеализм (так называют его европейцы) впервые поставил вопрос о сущности знания: «Что есть знание?». Для Канта этот вопрос сводится к вопросу о возможности чистой математики и чистого естествознания (Критика чистого разума). В его формулировке этот вопрос о знании сводится к вопросу о возможности синтетических суждений априори. Для Фихте вопрос о знании становится также вопросом о сущности человека. Если субъект является необходимым условием существования мира, то знание становится способом его конструирования. Шеллинг возвращает вопросу о знании его объективную составляющую, рассматривая знание как результат развития самой природы. Гегель синтезирует вопрос о знании в положении: «Истинной формой истины является система знания». Для Фейербаха вопрос о сущности знания на фоне грандиозного успеха науки и техники становится уже несущественным, что свидетельствует о том, что возможность знания перестала быть проблемой.
Из всех представителей немецкого классического идеализма меня больше привлекают Иммануил Кант и Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Конечно, оба философа не придерживались какого-либо одного догмата, но их учения тесно пересекались.
Чем же они прославились в 18-19 века? Рассмотрим более краткую характеристику положений данных философов.
Философия Иммануила Канта
Иммануил Кант (1724-1804) является основоположником немецкого классического идеализма – немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсбергского университета.
Само творчество Канта можно разделить на два больших периода:
1) Докритический период
Важнейшие проблемы для Канта – проблемы бытия, природы, естествознания. Кант утверждал: солнечная система возникла из большого первоначального облака разряженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака; природа имеет свою историю во времени; движении и покой относительны; все живое на земле (в том числе человек) результат естественной биологической эволюции; механические же законы не заложены изначально в материю, а первоначалом является Бог.
2) Критический период
Фундаментом исследований Канта была проблема познания. Философ утверждал, что причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее его разум. Познавательные возможности разума человека ограничены, поэтому, как только разум пытается выйти за рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Это: ограниченность пространства, отношение простого и сложного, свободы и причинности, наличие Бога. Т.е.идет противоречие между утверждением высказывания и отрицанием. Например, отношение простого и сложного – это 2 позиции (противоречия разума): существуют только простые элементы и то, что состоит из простых, и в мире нет ничего простого.
Историческое значение философии Канта в том, что им было:
- дано основанное на науке объяснение возникновения Солнечной системы;
- выдвинута
идея о наличии границ
- выведено 12 категорий – предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;
- сформулирован категорический императив – моральный закон;
- выдвинута идея демократии и правового порядка, как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;
- осуждены
войны, предсказан «вечный мир»
в будущем, основанный на экономической
невыгодности войн и их
Философия Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма. Был сторонником идеалистического монизма. В противоположность многим философам рассматривал все реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением. На природу в её эмпирических проявлениях смотрел как на «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Усматривал во всех вещах «мировой разум», «абсолютную идею» или «мировой дух», целью которого является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание абсолютной идеи в собственном логове, её проявление в «инобытии» в виде явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека. Огромной заслугой Гегеля является введение в философию таких прозрачных понятий как развитие, процесс и история. Занимался также исследованием проблемы разума в истории. Преследуя свои цели, говорил Гегель, человек по дороге создает нечто, от этих целей не зависящее, с чем он потом должен считаться как с предпосылкой. Таким образом, по Гегелю случайность превращается в необходимость. В этом философ видит «хитрость исторического разума», которая заключается в «опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель». Здесь проявляется панлогическое воззрение Гегеля. Носителем мирового разума на определенных этапах исторического развития является тот или иной народ: восточный мир, греческий мир, римский мир, германский мир. В своих работах Гегель рассматривает причины закономерного появления государственной власти и экономики.
Гегель и Кант оказали большое влияние на немецкую философию, особенно с политической точки зрения. Но, по-моему, не все в их учениях так идеально.
В философии Канта меня больше привлекает идея всеобщей целесообразности. Т.е. во всем должен быть заложен какой-либо смысл. Так у Иммануила Канта выделялись три основные идеи:
- целесообразность в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);
- целесообразность в природе (все в природе имеет свой смысл – в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии);
- целесообразность духа (наличие Бога).
Т.е. в мире все должно быть взаимосвязано, человек, природа и Бог влияют друг на друга – от этого возникает некая цепочка. Получается, что человек обладает способностями не зря, он должен пользоваться ими в различных сферах. Тем самым влияя на другое звено цепи. А Бог является первопричиной всего (неким первоначалом), от которого и идут все действия. Но, все же, главным звеном является человек. Кант писал: «Относись к человеку как к цели, а не как к средству». Человек является «самым главным предметом в мире», так как у него есть самосознание. Следовательно, он – наивысшая ценность, личность, индивидуальность. Хотя в каждом человеке можно заметить две стороны: «темную» - страсть, некие новые ощущения, чувства, «светлую» - гениальность и талант. Талант – это высший дар для человека, с помощью которого он творит, влияет на мир, создавая нечто прекрасное, возвышенное. Человек является творцом эстетических идей! Тем не менее, человек должен являться идеалом в мере, но ни в коем случае эгоистичным. Ведь человек это всего лишь часть мира, а не «вершина всего». Необходимо, чтобы соблюдался моральный закон. Кант говорил, что человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому (как и он – мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству (что было сказано ранее). А вот в учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивида.
Что же касается социально-политических взглядов, то Кант уступает Гегелю. Думаю, взгляды Гегеля были более реалистичны в отличие от Канта. Хотя Кант и выступал за «высший мир» (что является самым идеальным, на мой взгляд), но тогда бы не было и прогресса в социальной сфере. Мы либо скатывались бы вниз, деградируя, либо двигались по прямой, живя скучной жизнью. Гегель, наоборот, утверждал, что противоречия, конфликты в обществе – это не зло, а благо, двигатель прогресса. Происходит революция, за счет которой меняются люди, меняется социум, сфера, в которой мы живем. Философ так же утверждал: государство – форма существования Бога в мире (имеется ввиду сравнение по силе); право – наличное бытие (воплощение) свободы; общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу; богатство и бедность естественны и неизбежны, это реальность, с которой необходимо смириться; «вечный мир» приведет к загниванию и моральному разложению (войны, наоборот, очищают дух нашей нации).
В заключении хочется отметить, что представители немецкой классики впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. И только глядя на него как на продукт культуры, можно разгадать целый ряд философских загадок. Также немецкая классика идет дальше рационализма Нового времени. В немецкой классике речь идет о разумно организованной действительности, где сущность мира открывается нам непосредственно. И чем дальше продвигается мысль немецких философов, тем яснее то, что речь идет не о первозданной природе, а о мире культуры, организованном в соответствии с законами Истины, Добра и Красоты (метафизика, этика и эстетика - три части философии Канта, которые посвящены открытию этих законов). Немецкие философы выводят этот мир культуры из деятельности человеческого духа, и мыслящий субъект, таким образом, оказывается основой мироздания. Деятельность людей толкуется ими только как духовная деятельность, а потому на самые фундаментальные вопросы представители классической немецкой философии отвечают с позиции сначала субъективного (Кант), и лишь затем объективного идеализма (Гегель).
КНИТУ-КАИ
Эссе по философии
На тему:
«Кант и Гегель – философы немецкого идеализма»
Подготовила
Студентка гр.5108
Кузнецова Е.В.
Казань
2012г
Информация о работе Кант и Гегель – философы немецкого идеализма