Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:18, курсовая работа
Проблема реализации продукции является болевой точкой для большинства компаний, как в России, так и за рубежом. Это объясняется многими факторами, в первую очередь, наличием жесткой конкурентной борьбы на рынке. сложившаяся на текущий момент ситуация заставляет предприятия использовать различные тактики продаж, чтобы, в конечном итоге одержать победу в так называемой «борьбе за покупателя».
Введение ………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Маркетинговые исследования……………………………………………….6
маркетинговая информационная система……………………………………….. 6
Маркетинговые исследования. Процесс. Определение. Проблемы и целей исследования………………………………………………………………………..7
Разработка плана исследования, выборка, исследование………………………. 9
Резюме по 1-ой главе………………………………………………………………15
Глава 2. Маркетинговые исследования в сфере транспортных услуг……………..17
2.1 Маркетинг в сфере транспортных услуг…………………………………………17
2.2 Маркетинговые исследования транспортных предприятий……………………18
2.3 Основные направления исследования рынка транспортных услуг……………21
Глава 3. Рекомендации…………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………………...31
Библиографический список……………………………………………………………32
В таблице 1 представлены данные, характеризующие цели маркетинговых исследований рынка транспортных услуг и транспортного предприятия и методы их проведения.
Таблица 1
Содержание и методы проведения отдельных видов маркетинговых исследований рынка транспортных услуг
Направление исследований | Цель исследований | Методы проведения |
Размер рынка | - определить
переделы расширения - определить предельно возможные значения роста рыночного потенциала |
- кабинетные
исследования на основе данных
статистических органов и - анализ потребностей в транспортной услуге; - конкурентный анализ; -беседы
с ключевыми «игроками» |
Рыночная доля | - выявить позицию в конкурентной борьбе | - обобщение
данных обследований - конкурентный СВОТ-анализ рынка транспортных услуг; -конкурентный бенчмаркинг; -беседы с ключевыми «игроками» рынка транспортных услуг. |
Покупательские решения | - выявить, как
было принято решение в |
Интервьюирование покупателей и посредников с целью определения степени их осведомленности о данной марке и отношения к ней, а также определения приоритетности их отношения к цене, качеству, степени доступности продукта и уровню сервиса. Наблюдение за влиянием изменения цены и инструментов продвижения продукта на величину его объема реализации. |
Продвижение транспортной услуги | - установить
способы продвижения - определить
степень известности |
- просмотр журналов,
ТВ -программ, рекламных плакатов, посещение
выставок;
- выяснение
у потребителей способа - выявление
бюджета продвижения |
Из таблицы 1 следует, что наиболее широко используемыми методами проведения маркетинговых исследований рынка транспортных услуг являются методы анализа документов, методы опроса потребителей ( всю совокупность которых с определенной долей условности можно назвать методами социологических исследований, поскольку их впервые разработали и использовали социологи), экспертные оценки и экспериментальные методы, а также маркетинговые методы определения конкурентоспособности.
2.3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Рынок транспортных услуг является самостоятельной сферой экономики. По качеству инфраструктуры и набору предлагаемых услуг Россия отстает от уровня развития ведущих стран мира, тем не менее, рынок транспортных услуг динамично развивается как в целом в стране, так и в отдельных регионах.
Исследование мирового рынка транспортных услуг показало, что для промышленно развитых стран доля отдельных видов транспорта по перевозкам грузов распределена следующим образом: наземный транспорт – 27%, водный транспорт – 62 %, другие виды транспорта – 11 %; для развивающихся стран – соответственно 1-: 84 и :%. Наземная транспортная инфраструктура у развивающихся стран слабая, она составляет 5% от мировой структуры, хотя эти страны занимают 70 % территории земного шара.1
Рынок транспортных услуг занимает особое место в мировой транспортной системе, в экономике России и отдельных регионов.
1 – Троицкая Н.А. Единая транспортная система/ Н.А. Троцкая, А.Б. Чубуков – 2-е изд.., стре.-М.: Издетельский центр «Академия», 2004 – 240 с.
По данным статистики на 1 км2 земного шара приходится 8,8 м железных дорог, 103 автомобильных дорог и 0,4 м речных путей при очень неравномерном распределении по регионам. Общая протяженность наземных путей сообщения, без учета трубопроводов, в 2000 г. в мире составила 23 450 тыс.км, в том числе в России – 993 тыс.км. соответственно грузооборот достиг в 2000 г. в мире 8 000 млрд.т км, в том числе в нашей стране – 1 959 млрд. т км.
Одним
из показателей уровня развития страны
и региона является состояние
рынка транспортных услуг. Экономическое
значение транспорта в жизни общества
состоит в обеспечении
Анализ динамики и структуры перевозок пассажиров в России транспортом общего пользования показывает преобладание услуг автобусов, троллейбусов и трамваев, однако наибольший пассажирооборот приходится на железнолородный и автобусный транспорт.
Исследование
рынка транспортных услуг в России
показало, что парк автотранспортных
средств за пятилетний период вырос
на 40%, 14 % грузовых автомобилей имеют
возраст до 5 лет, а свыше половины
парка – более 10 лет. Технический
уровень отечественных
Рынок транспортных услуг тесно взаимосвязан с процессами логистики, поэтому чаще всего их объединяют в рынок транспортно - логистических услуг, который в настоящее время претерпевает ряд функциональных изменений, в свою очередь оказывающих влияние на роль и масштабы деятельности участников и структуру их взаимоотношений.
Основная масса экспедиторских и логистических компаний расположена в Москве и Санкт-Петербурге, а также в портовых городах и региональных центрах. Около 30% транспортно - логистических компаний зарегистрированы в Центральном федеральном округе (в том числе более 20 % - в Москве), 28% - в Приволжском федеральном округе (в том числе более 20% - в Москве), 28 % - в Приволжском федеральном округе, 18 % - в Уральском федеральном округе и 10 % - в Северо-Западном федеральном округе, в том числе 9% - в Санкт-Петербурге.
Таблица 2.
|
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Валовый внутренний продукт, млн.руб. |
7305646 |
8945582 |
10834170 |
13285241 |
16779000 |
|
|
Индекс тарифов на грузовые перевозки, % декабрь к декабрю | 5
|
138,6 | 118,3 | 123,5 | 109,3 | 116,6 | 132,1 |
Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года),тыс. км | 994,2 |
1012,21 |
1015,11 |
1003,12 |
996,02 |
983,14 |
1012,14 |
Перевезено
грузов транспортом общего пользования,
млрд. т км
|
7349 |
7641 |
7917 |
8165 |
8369 |
8548 |
8663 |
Грузооборот
транспорта общего пользования, млрд.
т км
|
2436 |
2561 |
2739 |
2981 |
3225 |
3327 |
3410 |
Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, млн чел: | 43867 |
42405 |
40309 |
37072 |
34638 |
25039 |
21166 |
Пассажирооборот общего пользования, млрд. пассажиро-км | 331,9 | 313,9 | 304 | 296,8 | 293,8 | 268,7 | 262,6 |
Основными тенденциями на данном рынке, по мнению экспертов, являются:
Дальнейшее развитие рынка транспортно - логистических структур, изменение конкурентных условий на рынке будут непосредственно зависеть от децствия факторов, представленных в таблице 3.
Можно согласиться и с тем, что данные факторы будут стимулировать рост конкуренции в ключевых отраслях экономики, приведут к увеличению входящих и исходящих грузопотоков. Развитие транспортно - логистической инфраструктуры за счет возросших объемов инвестиций в отрасль позволит создать условия для роста объемов транспортировки, хранения и дистрибуции различных товаров, интенсифицировать приход крупных компаний производителей товаров народного потребления
1 –
Российский рынок транспортно-
Однако
ключевыми факторами роста
Таблица 7.
Факторы воздействия на развитие рынка транспортно - логистических услуг
Внешние | - динамика глобальной
торговли и индустрии;
- перспективы присоединения России к ВТО; -расширение
взаимоотношений Европейского -рост
объемов торговли со странами
Азиатско-Тихоокеанского - глобализация
деятельности - экспансия международных логистических компаний. |
Внутренние | - сохранение
достаточно высоких темпов -положительная
динамика промышленного -увеличение
объемов экспортно-импортных - сдвиги
в структуре спроса на - темпы консолидации логистического рынка; -состояние транспортно-логистической инфраструктуры и динамика инвестиций в отрасль. |
По аналитическим данным компании «РосБизнесКонсалтинг», среднегодовые темпы роста транспортно - логистических услуг в 2006-2010 гг.составляют 6-7%. Емкость российского рынка, оцениваемая по выручке компаний, представляющих услуги, может увеличиться в 1,4 раза. При этом в структуре рынка ожидаются изменения, связанные с неравномерностью развития отдельных сегментов и, прежде всего, с высокими темпами роста предложения складских и управленческих услуг.
По данным Министерства экономического развития и торговли РФ, темпы роста грузоперевозок транспортным организациями в 2004-2010 гг.несколько замедлились. Исключение составили контейнерные перевозки, среднегодовой рост которых превысил 20% за счет увеличения импорта контейнеропригодных грузов и наращивания объемов транзитных перевозок через территорию России, а также в результате повышения спроса на импорт технологического оборудования.
Таким образом, с точки зрения мирового опыта и современных тенденций развития глобального рынка транспортно - логистических услуг Россия находится на этапе формирования и консолидации отрасли, существенно уступая западным странам, как и по качеству, так и по комплексности предоставляемых услуг.
Исследование выявило, что Россия по качеству инфраструктуры и набору предлагаемых услуг отстает от уровня развития ведущих стран мира, тем не менее, рынок транспортных услуг динамично развивается как в целом в стране, так и в отдельных регионах.
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ
Блок
маркетинговых исследований в России
вообще не развит, данный факт ставит под
угрозу следующий элемент модели
информационно-экономической
Следует перенимать зарубежный опыт в проведении маркетинговых исследований, которое, в свою очередь, включает в себя следующие блоки:
- анализ среды компании (внутренней и внешней);
- анализ рынка (внутреннего и мирового);
- анализ потребителей;
- анализ продукта;