Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:37, курсовая работа
Управление маркетингом – важнейшая функциональная часть общей системы управления предприятием, направленная на достижение согласованности внутренних возможностей предприятия с требованиями внешней среды для обеспечения прибыли (Котлер Ф.).
В сегодняшнем сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы.
Маркетинг дает ответ на вопрос, как конкурировать на основании иных, не ценовых, принципов. Из-за перепроизводства маркетинг становится важен как никогда раньше.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы организации и совершенствования маркетинговой деятельности………………………………………………………………………5
1.1 Сущность маркетинговой деятельности………………………………….5
1.2 Формы организации службы маркетинга……………………………..…14
2. Краткая организационная характеристика предприятия и рынка…………16
2.1 Краткая организационная характеристика предприятия……………….16
2.2 Краткая экономическая характеристика предприятия…………………17
2.3 Краткая характеристика рынка…………………………………………..24
3.Организация службы маркетинга на ОАО «БКК»…………………….…….28
3.1 Краткая характеристика службы маркетинга на ОАО «БКК»………….28
3.2 Направления деятельности службы маркетинга ОАО «БКК»………….31
3.3 Характеристика комплекса маркетинга на комбинате…………………….33
3.4 Информационное обеспечение службы маркетинга ОАО «БКК»……...41
3.5 Достоинства и недостатки управления маркетингом на ОАО «БКК»….43
4.Совершенствование управления маркетинговой деятельностью на ОАО «БКК»…………………………………………………………………………….45
4.1 Мероприятия по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью на ОАО «БКК»…………………………………………………45
4.2 Расчет экономического эффекта от проведения мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности на ОАО «БКК»…………46
Выводы и предложения…………………………………………………………50
Список литературы ……………………………………………………………..52
3.Организация службы маркетинга на ОАО «БКК»
3.1 Краткая характеристика службы маркетинга на ОАО «БКК»
На комбинате отсутствует такое специальное структурное подразделение, как отдел маркетинга, целенаправленно и в качестве основной функции своей деятельности, осуществляющий маркетинговую деятельность на предприятии. Функции, связанные с маркетинговой деятельностью предприятия выполняет менеджер по маркетингу.
Менеджер по маркетингу подчиняется непосредственно первому заместителю генерального директора. Менеджер по маркетингу принимается на работу и увольняется приказом генерального директора предприятия по представлению первого заместителя генерального директора. Основные задачи менеджера по маркетингу:
проведение маркетинговых исследований
организация и ведение информационной системы маркетинга
участие в планировании товарного ассортимента
участие в установлении цен на продукцию
разработка упаковки продукции
маркетинговая поддержка сбыта
Менеджер по маркетингу руководствуется в своей деятельности действующим законодательством РФ, уставом предприятия; нормативными документами, регулирующими работу предприятия; методическими материалами, правилами трудового распорядка, приказами генерального директора и распоряжениями и указаниями первого заместителя генерального директора, настоящей должностной инструкцией.
Функции: в пределах своей компетенции принимает участие в реализации политики качества, достижении целей предприятия в области качества; участвует в проведении анализа и планировании системы управления качества ОАО «БКК» согласно требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001; выполняет и соблюдает требования стандарта ГОСТ Р ИСО 9001; выявляет несоответствия в своей деятельности, так и других подразделений предприятия в области качества, о чем информирует первого заместителя генерального директора.
Проведение маркетинговых мероприятий возложено на заместителя генерального директора по коммерции и маркетингу. Именно это должностное лицо руководит осуществлением маркетинговой деятельностью, начиная от анализа внешней и внутренней среды и заканчивая контролем за реализацией маркетинговых проектов.
Подчиненные генерального директора по коммерции и маркетингу, начальник отдела сбыта и заведующий магазином, анализируют работу подчиненных им работников, кладовщиков готовой продукции, операторов отдела сбыта и работников магазинов соответственно. Полученные по результатам этого анализа данные включают в себя такие сведения, как, например:
- какие виды продукции пользуются наименьшим, наибольшим спросом, какого потребителя;
- в какие периоды времени дня, недели, года объем реализации продукции комбината увеличивается, а в какие уменьшается;
- на какие характеристики продукции, обслуживания, интерьера магазина обращают внимание потребители.
Полученная информация является исходными данными для прогнозирования изменения спроса, для корректировки поведения комбината на рынке, по производству и продвижению уже имеющейся продукции, а также ценными данными для разработки и выпуску продукции, максимально удовлетворяющей реальные потребности потребителей. Указанные данные аккумулируются у зама по коммерции и маркетингу предприятия.
Менеджер по маркетингу, подчиненный генеральному директору по коммерции и маркетингу, исследует состояние и изменение внешней внутренней среды работы комбината. Затем на основании результатов анализа внутренней и внешней среды и используя маркетинговую информацию, аккумулированную главным маркетологом, последний вместе с инженером по маркетингу разрабатывают маркетинговый проект по улучшению реализации уже имеющейся продукции или разрабатывают полный комплекс маркетинга (товар, цену, каналы сбыта, программу продвижения) для совершенно нового вида продукции.
При этом используется весь комплекс маркетингового инструментария, начиная от методов прогнозирования и заканчивая средствами продвижения товара. Используются такие методы прогнозирования спроса, как:
- исследование намерений покупателей;
- обобщение мнений торговых работников;
- статистический анализ сбыта;
- метод экспертных оценок;
- анализ временных рядов.
При осуществлении маркетинговых исследований используются такие методы исследования, как наблюдение, опрос, проведение дегустации.
Маркетинговые исследования на комбинате проводятся посредством изучения печатных изданий, Интернета, личного контакта (анкетирование, проведение дегустации).
В основном маркетинговые исследования проводятся комбинатом самостоятельно. Только один раз предприятие заказывало проведение маркетингового исследования специализированной организации. По результатам проведенного заказанного исследования был разработан план рекламной политики для продвижения продукции комбината. Но, к сожалению, под воздействием внешних факторов (появление на рынке конкурентов с продукцией худшего качества, чем продукция комбината, но по значительно меньшей цене, что привлекло больше покупателей) реализация этого маркетингового проекта не оправдала возлагаемых на него экономических надежд.
3.2 Направления деятельности службы маркетинга ОАО «БКК»
На сегодняшний день в качестве доказательства отличного осуществления маркетинговой деятельности на комбинате можно представить следующие факты:
ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» является лидером пищевой индустрии не только города Кирова, но и всего Волго-Вятского региона. В настоящий момент продукция комбината реализуется в 15 областей и регионов России: республику Коми, Удмуртию, Татарстан, Пермскую, Вологодскую, Нижегородскую, Архангельскую области и другие. Основа успеха предприятия на рынке это:
- постоянная и гибкая работа с покупателями;
- постоянная работа над ассортиментом;
- строгий контроль качества выпускаемой продукции;
- высокотехнологическое оборудование.
Не следует забывать о специфике производимого ОАО «БКК» товара. Хлебобулочные изделия являются продуктами ежедневного потребления, поэтому деятельность службы маркетинга на ОАО «БКК» направлена в основном на изучение покупательского спроса. Конкуренция в производстве и реализации хлебобулочных изделий на территории г.Киров велика, поэтому следует тщательно отслеживать все изменения спроса и искать решения по удовлетворению этого спроса. Менеджер по маркетингу занимается исследованием сбыта на предприятии. Отдел сбыта тесно связан с менеджером по маркетингу и предоставляет всю необходимую информацию. После изучения состояния спроса на продукцию ОАО «БКК» менеджер по маркетингу разрабатывает мероприятия по повышению спроса на продукцию, а, соответственно, и мероприятия, позволяющие увеличить объемы продаж. Т.к. на предприятии не предусмотрен отдел маркетинга как самостоятельное звено, менеджер по маркетингу занимается разработкой рекламных проектов по продвижению новых продуктов и поддержанию спроса на уже имеющиеся товары, проведением маркетинговых исследований, мониторингом внешней и внутренней информации. Деятельность менеджера по маркетингу ограничена, т.к. из-за нехватки квалифицированных специалистов и вообще работников, способных заниматься маркетингом. Менеджер по маркетингу на ОАО «БКК» вынужден заниматься текущими проектами предприятия, времени на разработку среднесрочных, а тем более долгосрочных маркетинговых планов у него нет. Но не смотря на отсутствие времени и возможностей менеджер по маркетингу выполняет свои основные функции, которые, как было изложено выше, заключаются не только в изучении спроса, но также и в анализе системы качества на предприятии.
3.3 Характеристика комплекса маркетинга на комбинате
Главная цель разработки комплекса маркетинга – обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ компании, завоевание прочных рыночных позиций.
Комплекс маркетинга имеет неограниченное число возможных вариантов, но необходимо придерживаться определённых принципов.
Комплекс маркетинга состоит из товарной, ценовой, сбытовой политики и политики продвижения.
Вся продукция, выпускаемая в 2008 году, была сертифицирована с выдачей сертификата соответствия или декларации о соответствии.
В структуре товарооборота готовой продукции ОАО «БКК» в 2009 году основную группу составляют хлебобулочные изделия (20,1%), вафельные изделия (19,6%), сушки (14,2%), печенье (12,7%), пряники (11%), баранки (8,2%).
Оценку товарного ассортимента «Булочно-кондитерский комбинат» целесообразнее всего выполнить на основании маркетинговых свойств и показателей товарного ассортимента. В отличие от товароведения, в маркетинге выделяют только четыре свойства товарного ассортимента (широта, насыщенность, глубина, гармоничность), в то время как в товароведении их девять.
По состоянию на 2009 год, широта ассортимента хлебобулочного комбината характеризуется двумя ассортиментными группами (кондитерские изделия, хлебобулочные изделия). Следовательно, показатель широты ассортимента хлебобулочной продукции равен 2.
Насыщенность товарного ассортимента образуют: пряники, печенье, вафли, восточные сладости, торты, зефир, мармелад, пастила, кексы, конфеты, хлеб, булки, бараночно-сухарная продукция, сухари. Показатель насыщенности ассортимента равен 14.
Варианты предложения каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы (глубину) товарного ассортимента хлебобулочной продукции можно рассматривать с различных позиций. Во–первых, по составу и названию продуктов: хлеб Дарницкий, хлеб пшеничный, хлеб Раменский; торт бисквитный, вафельный; пряники абрикос, брусника, малина. Во – вторых, по объему и вариантам упаковки: 0,08; 0,3; 0,4; 0,5; 0,25 в фирменных пакетах, упаковка в п/п, в пленку, в лоток, гофротара. В – третьих, по сорту: в/с, 1с, 2с. Например, показатель глубины ассортимента лепешка итальянская Фоккачо с чесноком, с базиликом, 1с, 0,3, упаковка в фирм. пакет, показатель глубины товарного ассортимента равен 5.
Ассортимент ОАО «БКК» можно назвать гармоничным. Предприятие специализируется на выпуске только продовольственной продукции, вся продукция удовлетворяет одну и ту же потребность – потребность в пище. Практически вся вырабатываемая на БКК продукция изготавливается из одного вида сырья – мука. Гармоничный ассортимент обеспечивает товаропроизводителю и продавцу (розничной торговой организации) наименьшие затраты на доставку, хранение, реализацию. Ко всему прочему можно добавить, что если на БКК поступает заявка от торговой организации на поставку продукции, то в этой заявке будет и хлеб, и пряники, и печенье, и вафли… Следовательно, конкретному потребителю (субъекту) не нужно бегать по различным магазинам в поисках зефира, булочек и кекса, все эти товары он сможет приобрести в одном месте и именно того производителя, чью продукцию предпочитает.
Динамика объемов производства продукции в ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» представлена в таблице 7.
Таблица 7 – Объемы производства продукции
Вид продукции | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |||
тонн | % | тонн | % | тонн | % | |
Выпуск продукции – тонн | 5718 | 100 | 6496 | 100 | 6660 | 100 |
В том числе |
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Управление маркетинговой деятельностью на ОАО «БКК» г. Киров