Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:58, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение банковского маркетинга, как в российской практике, так и за рубежом, в том числе на примере одного из ведущих коммерческих банков России, Центральной и Восточной Европы — КБ «Банк ВТБ» с выявлением перспектив совершенствования.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятия банковского маркетинга и основные его составляющие;
определить основные маркетинговые стратегий, применяющиеся в коммерческих банках;
сформулировать системы планирования, а также способы развития банковских продуктов
Введение
1. Теория банковского маркетинга в российской и зарубежной практике
1.1 Сущность, цели и задачи банковского маркетинга
1.2 Стратегия банковского маркетинга
1.3 Планирование и способы развития банковских продуктов
2. Организация банковского маркетинга
2.1 Традиционная и маркетинг-ориентированная банковская организация
2.2 Реализация комплекса маркетинга в коммерческих банках
2.3 Служба маркетинга и контроллинга в банке
3. Банковский маркетинг в КБ "Банк ВТБ" (ОАО)
3.1 .Характеристика КБ "Банк ВТБ"
3.2 Основные направления маркетинговой политики в КБ "Банк ВТБ"
3.3 Стратегические направления и перспективы развития КБ ВТБ
Заключение
Список литературы
Приложения
Исходя из специфики, банковский маркетинг должен быть нацелен на:
поиск и использование наиболее выгодных рынков сбыта банковских продуктов, работу в тех сегментах, где высок спрос и сравнительно низки издержки по оказанию услуг;
ускорение денежного оборота за счет совершенствования и ускорения безналичных расчетов;
изучение рынка кредитных
стимулирование эффективного кредитования клиентов с одновременным поощрением накопления ими собственных финансовых ресурсов, являющихся базой для депозитов в коммерческих банках;
обеспечение рентабельности работы банка в условиях изменяющейся внешней среды;
соблюдение ликвидности банка для бесперебойного оказания услуг и поддержания имиджа банка;
изучение спроса на услуги, его максимальное удовлетворение, как в общем объеме, так и по структуре;
комплексное решение коммерческих, организационных, социальных, экономических и прочих проблем коллектива банка;
эффективное управление банковскими рисками;
применение во взаимосвязи всех элементов комплекса маркетинга и определение эффективности отдельных мероприятий [35, с. 41-42].
В мировой практике банков все больше
применяется интегрированный
Также, особенностью банковского маркетинга является то, что он объединяет в единое целое принципы маркетинга конечного продукта и маркетинга товаров промышленного назначения. Известно, что некоторые банки ориентируются только на крупных клиентов, в том числе и на другие банки, а некоторые — на мелких клиентов, которые являются конечными потребителями банковских услуг. В соответствии с этим разделением клиентов, происходит разделение маркетинга внутри банка. Однако банковский маркетинг необходимо рассматривать как одну систему, соединяющую в себе два различных подхода [8].
Качество банковских услуг, принятие решений и организация контроля зависят от технического оснащения банка и применения высоких банковских технологий. Поэтому в конкурентной борьбе больше шансов на успех у банков, располагающих соответствующей техникой и технологией, и у банков, имеющих навыки по их использованию.
Важным, хотя и нематериальным активом банка является имидж, сложившееся восприятие данного банка на рынке. Имидж банка, определяемый историей создания и развития кредитного учреждения, компетентностью работников, набором предлагаемых услуг, выступает как ценное средство в конкурентной борьбе [23, с. 68].
Итак, банковский маркетинг можно определить как прогнозирование и поиск наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентов. Он является не только способом реализации продукта, а стратегией и философией банка.
Стратегия банковского маркетинга
А.Д. Чандлер в начале 60-х гг. ХХ в. первым ввел понятие стратегии как «определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [41].
В современной же литературе можно
встретить следующие
совокупность взаимосвязанных действий, нацеленных на достижение устойчивого конкурентного преимущества;
ряд решений, которые являются движущей
или формирующей силой
путь создания конкурентных
преимуществ с помощью
искусство быстрых преобразований, портфель инициатив, направленных на рост компании и ее стоимости [24].
В большинстве приведенных
определений основной фокус сделан
на понятии конкурентного
Как видно из определений,
к категории стратегии тесно
примыкает категория
Программа действий банка, отражающая
его нацеленность на повышение
Кроме того, стратегия может
рассматриваться как
Предпринимательская философия, которая определяется как совокупность критериев, определяющих систему ценностей предприятия.
Корпоративная миссия, которая определяется кругом удовлетворяемых потребителей, совокупностью потребителей, выпускаемой продукцией, конкурентными преимуществами.
Стратегические цели, которые обладают временной ограниченностью, рассчитаны хотя и на длительный, но все же обозримый период времени. Стратегические цели, являясь сравнительно долгосрочными, занимают центральное положение в системе целей банка.
Тактические цели, учитывающие текущую конкурентную ситуацию и точно определяющие желаемые рубежи [14, с. 625-626].
Банковский маркетинг
является составной частью менеджмента
банка, поэтому, в первую очередь, связан
со стратегией развития. Суть стратегического
маркетинга выражается в такой политике
банка, когда разработка, внедрение
и освоение новых банковских продуктов
осуществляются на базе предварительно
проведенных маркетинговых
Определив стратегию как программу действий, ориентированных на достижение долгосрочных целей банка, вернемся к категории банковского продукта как специфической услуги, реализуемой банком в качестве результата своей деятельности. Так как банковскую продуктовую стратегию можно определить как программу действий по внедрению и реализации банковского продукта, существует большая взаимозависимость между общей и продуктовой стратегиями развития коммерческого банка. Разработано немало подходов к классификации продуктовых стратегий. Остановимся на наиболее известных их них.
При принятии стратегических
решений, лежащих в основе корпоративной
банковской стратегии, целесообразно
руководствоваться ставшей
Таблица 1 — Матрица М. Портера
Целевой рынок сбыта |
Стратегическое преимущество | |
Низкие издержки |
Дифференциация продукта | |
Широкий |
Стратегия лидерства в снижении издержек |
Стратегия дифференциации |
Узкий |
Стратегия фокусирования с акцентом на снижение издержек |
Стратегия фокусирования с акцентом на дифференциацию |
Источник: [14, с. 629].
В данной модели автор выделил
три вида типовых стратегий, направленных
на повышение
стратегия лидерства в снижении издержек;
стратегия дифференциации;
стратегия фокусирования (концентрации).
Стратегия лидерства в
снижении издержек предполагает стремление
к минимизации текущих затрат.
Стратегия целесообразна, когда
банки находятся в одном
Стратегия дифференциации состоит
в том, что компания пытается занять
уникальное положение в той или
иной индустрии, придавая продукту такие
характеристики или атрибуты, которые
будут по достоинству оценены
большим количеством
Стратегия фокусирования предполагает, что банк сосредотачивает свое внимание на узком рынке или рыночном сегменте (на определенной группе покупателей, определенном виде услуг, на определенном регионе). Стратегия целесообразна, когда выбранный банком сегмент рынка не интересен для конкурентов (например, в силу специфики обслуживания или высокого риска), требования разных групп клиентов к продуктам различны, а банк не может работать на широком рынке. В качестве примера могут выступать банки-участники ФПГ. Если первые две стратегии могут быть использованы, в первую очередь, универсальными банками, то эта стратегия приемлема для специализированных кредитно-финансовых институтов, например, для банка с ориентацией на оказание услуг населению, "карманного" банка крупного объединения или "элитарного" частного банка [35, с. 108].
По Портеру, процесс формирования
стратегий заключается в
В соответствии с классификацией Питера Друкера, тот или иной вид стратегии для компании определяется сочетанием возможностей, которыми располагает компания, с риском, на который она готова идти и может принять на себя. Три типа возможностей (дополняющие, дополнительные и обеспечивающие провыв) сочетаются с четырьмя типами риска (риск, который следует принимать как должное; риск, который можно позволить себе взять; риск, который нельзя позволить себе взять; риск, который нельзя не брать). Сочетание возможностей и риска определяет экономические критерии и экономические последствия стратегии [9, с. 74].
Интересная классификация предложена авторами Balance Scorecard (система сбалансированных показателей) Нортоном и Капланом:
стратегия лидерства продукта, требующая постоянных инновационных процессов, направленных на разработку и продвижение на рынок новых продуктов, например, Банк ВТБ, Уралсиб, Альфа-Банк;
стратегия доверительных отношений с клиентами, требующая постоянных процессов управления клиентами, решения их финансовых и нефинансовых проблем, динамических способностей банка реагировать на изменения потребностей клиентов, например, Русский банкирский дом;
стратегия операционного
совершенствования, делающая упор на показатели
затрат, качества, времени реализации
операционных процессов и услуг.
Данная стратегия характерна для
большинства средних и
Существуют различные варианты стратегии роста. Наиболее удачным подходом к их систематизации является матрица «товары — рынки» американского экономиста И. Ансоффа. Она предусматривает использование четырех альтернативных стратегий для сохранения или увеличения сбыта:
проникновение на рынок;
Интегративная стратегия исходит из того, что руководство банка не отдает предпочтение ни имиджу, ни продвижению продукта. Она является стратегией смешанного типа. Банк использует все инструменты в равной степени и сочетает политику продвижения с брэндингом.
Помимо вышеприведенной классификации следует выделить типологию стратегий, в основу которой положен вектор влияния коммуникации на потребителя.
В случае если банк стремится воздействовать на потребителя, обращаясь к его разуму, можно говорить о презентационной стратегии. Она включает инструменты доведения до потребителя любой полезной информации о банковском продукте, банковском обслуживании и банке в целом.
Информация о работе Теория банковского маркетинга в российской и зарубежной практике