SWOT-анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового проекта является детальное изучение метода SWOT-анализа, позволяющего тщательно проанализировать все аспекты деятельности фирмы для выявления проблемных сторон, оказывающих на нее негативное влияние.

Файлы: 1 файл

SWOT-анализ.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

    Методика  определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия:

1. Составляется перечень параметров, по которому будет оцениваться рыночная ситуация;

2. По каждому параметру определяется, что является возможностью, а что - угрозой для предприятия;

3. Из всего перечня выбираются  наиболее важные возможности  и угрозы и заносятся в матрицу SWOT-анализа.

Пример.

За  основу при оценке рыночных возможностей и угроз можно взять следующий список параметров:

1. Факторы спроса (здесь целесообразно принять во внимание емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию предприятия и т.п.).

2. Факторы конкуренции (следует учитывать количество основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высоту барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.).

3. Факторы сбыта (необходимо уделить внимание количеству посредников, наличию сетей распределения, условиям поставок материалов и комплектующих и т.п.).

4. Экономические факторы (учитывается курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.п.).

5. Политические и правовые факторы (оценивается уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень коррумпированности власти и т.п.).

6. Научно-технические факторы (обычно принимается во внимание уровень развития науки, степень внедрения инноваций (новых товаров, технологий) в промышленное производство, уровень государственной поддержки развития науки и т.п.).

7. Социально-демографические факторы (следует учесть численность и половозрастную структуру населения региона, в котором работает предприятие, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения и т.п.).

8. Социально-культурные факторы (обычно учитываются традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.).

9. Природные и экологические факторы (принимается в расчет климатическая зона, в которой работает предприятие, состояние окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.)

10. И, наконец, международные факторы (среди них учитывается уровень стабильности в мире, наличие локальных конфликтов и т.п.)

    Далее, как и в первом случае, заполняется таблица (таблица 4): в первый столбец  записывается параметр оценки, а  во второй и  третий - существующие возможности и угрозы, связанные с этим параметром. В таблице приводятся примеры, которые помогают разобраться с составлением списка возможностей и угроз для предприятия.

Таблица 4. Определение рыночных возможностей и угроз

 
Параметры оценки Возможности Угрозы  
1. Конкуренция Повысились  барьеры входа на рынок: с этого года необходимо получать лицензию на занятие данным видом деятельности В этом году ожидается выход на рынок крупной иностранной компании-конкурента  
2. Сбыт На  рынке появилась новая розничная  сеть, которая в данный момент выбирает поставщиков С этого года наш крупнейший оптовый покупатель определяет поставщиков по результатам тендера  
3. и т.д.      
 

    После заполнения таблицы 4, как и в первом случае, необходимо выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные. Для этого каждую возможность (или угрозу) нужно оценить по двум параметрам, задав два вопроса: «Насколько высока вероятность того, что это случится?» и «Насколько это может повлиять на  предприятие?». Выбираются те события, которые произойдут с большой долей вероятности и окажут заметное влияние на  бизнес. Эти 5-10 возможностей и примерно столько же угроз заносятся в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа (табл.1).

    Шаг 3. Сопоставление  сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами рынка

    Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволяет ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:

1. Как можно воспользоваться открывающимися  возможностями, используя сильные  стороны предприятия? 

2. Какие слабые стороны предприятия могут в этом помешать?

3. За счет каких сильных сторон  можно нейтрализовать существующие  угрозы?

4. Каких угроз, усугубленных слабыми  сторонами предприятия, следует  больше всего опасаться? 

    Для сопоставления возможностей предприятия  условиям рынка применяется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (табл.1). Слева выделяются два раздела (сильные и слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.

    На  пересечении разделов образуются четыре поля: «СИВ» (сила и возможности); «СИУ» (сила и угрозы); «СЛВ» (слабость и  возможность); «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «СЛВ», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле «СЛУ», организация должна выработать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабостей, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

    Для успешного применения методологии SWOT важно уметь не только вскрыть  угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.

    1. Источники информации для проведения SWOT-анализа

    На  самом деле большая часть необходимой  для проведения SWOT-анализа информации уже имеется в распоряжении предприятия. В основном это, конечно, данные о сильных и слабых сторонах предприятия. Все, что нужно сделать - это собрать все разрозненные факты (взяв отчеты бухгалтерии, отделов производства и  продаж, переговорив с работниками, владеющими необходимой информацией) и упорядочить их.

    Конечно, информацию о рынке (возможностях и угрозах) получить несколько сложнее. Но и здесь положение не безвыходное. Вот несколько источников, из которых можно почерпнуть полезные сведения:

1. результаты маркетинговых исследований, обзоры рынка, которые иногда  публикуются в некоторых газетах и журналах;

2. отчеты и сборники Госкомстата (информация о численности населения, уровне смертности и рождаемости, половозрастной структуре населения и другие полезные данные);

3. наконец, всю необходимую информацию можно получить, заказав маркетинговое исследование у специализированной компании.

    Выводы

    SWOT-анализ – это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

    SWOT-анализ позволяет выбрать оптимальный путь развития бизнеса, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении предприятия ресурсы.

    Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны предприятия и возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет определить, какие шаги могут быть предприняты для развития предприятия, а также какие проблемы необходимо срочно решить. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    SWOT-анализ - это анализ бизнеса в контексте рыночного окружения. SWOT-анализ заключается в исследовании сильных и слабых сторон бизнеса и определении возможностей успешного функционирования фирмы в сложившихся и прогнозируемых условиях рынка.

    В процессе SWOT-анализа аналитик ищет ответы на следующие вопросы:

1. Каковы сильные и слабые стороны  фирмы (текущие и прогнозируемые)?

2. Каково влияние на фирму внешней  среды (текущее и прогнозируемое, позитивное и негативное)?

3. В какой мере сильные стороны  компании позволяют ей воспользоваться  открывающимися возможностями и  противостоять угрозам (защищаться  от них)?

4. В какой мере слабые стороны  фирмы этого не позволяют.

5. Какую оценку следует дать бизнесу в целом и отдельным бизнес-направлениям фирмы (исходя из сочетания сил, слабостей, возможностей и угроз)?

6. Какие стратегии следует реализовывать  при том или ином сочетании  сил, слабостей, возможностей  и угроз?

    Используя данные SWOT-анализа, полезно выделить те области, где необходимо провести определенные изменения.

    Наиболее  простым способом определения направлений  изменений является анализ слабых сторон с целью превращения их в преимущества с учетом благоприятных и неблагоприятных внешних обстоятельств. При более глубоком исследовании необходимо взвешивать многие «за» и «против» осуществления изменений с учетом различных приоритетов.

    Таким образом, в данной работе рассмотрена  методика проведения SWOT-анализа, приведены  некоторые примеры, поясняющие порядок заполнения таблиц, на которых строится анализ, даны практические советы по его проведению и применению, а также приведены примеры, помогающие избежать возможных ошибок, возникающих в ходе анализа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список использованной литературы:

    1. менеджмент туризма: Туризм как объект управления: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 302 с.: ил.
    2. Альтшулер И. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. Инструменты, проблемы, ситуации. – М.: Вершина, 2006. – 232 с.: ил., табл.
    3. Артамонов Б.В. Стратегический менеджмент. – М.: 1997.
    4. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. -  М.: 1997.
    5. Журнал «Аналитика» №2, 2004.
    6. Таунсенд Р. Секреты управления. – М.: Интерконтакт, 1991.
    7. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. – Т.: ТРТУ, 1995.

Информация о работе SWOT-анализ